Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню птиц "Здравствуй,птичья страна!"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Конспект мероприятия ко Дню птиц, для учащихся 2-го класса. Цель : экологическое воспитание, расширение кругозора, проверка знаний и эрудиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_ko_dnyu__ptic.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие ко Дню  птиц «ЗДРАВСТВУЙ, ПТИЧЬЯ СТРАНА!» (2 класс)

Пересыпкина Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

                                                                                             МБОУ ДСОШ №2                        

Цель: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.

Оборудование: презентация , средства ИКТ, жетоны для команд,  грамоты для награждения победителей, таблички с цифрами 1,2, детали для аппликации, клей, ножницы, листы с пословицами, бочонки  с цифрами 1-9

Ход мероприятия:

Звучит  песня «У дороги чибис»

Ведущий: Весна – какое чудо!

1. Зима недаром злится –
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Ведущий:

Весной всё вокруг оживает, возрождается. Солнце ярче и веселее светит, нежно ласкает ветерок, изумрудом налилась молодая травка, набухли почки на деревьях. Перелётные птицы возвращаются в родные края.

МАРТ В ЛЕСУ

По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья... Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель... Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка...

(И. Соколов-Микитов)

2  Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

(И.С. Никитин)

Ведущий:

Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1920 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы традиция прервана, а в 1996 году возобновлена.

Я предлагаю провести праздник в честь Весны, праздник, посвященный Дню птиц.

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!                               (В.А. Жуковский)

Отшумели бураны, откружили метели,
Вновь грачи прилетели, вновь грачи прилетели.
Все макушки обсели, каждый сук облепили,
Все березы чернели, все березы чернели.
Над заречной дорогой, над прохладной низиной
Гомон, гомон грачиный.
И мальчишки с рассвета как всегда зашумели
Вон грачи прилетели, вон грачи прилетели.

 Даль ясна, и солнце светит,
Голубеет неба шелк
Птицы, птицы, мы вас встретим
Встретим очень хорошо.
Новым всходам – колоситься,
Будет славный урожай,
В этом нам помогут птицы,
Много – много птичьих стай.
И не зря порою вешней
Их и в парке, и в саду
С нетерпением скворечни
Замечательные ждут!

Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.

Приглашаются команды по 8 человек от класса. Дети придумывают название команды, соответствующее празднику (соловьи, воробышки, галчата и т.д.)

 Конкурс “Разминка” (загадки о птицах).

1) На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…    (скворец)

2) Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А лечит.      (дятел)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.    (цапля)

4) Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.        (сорока)

5) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.      (гусь)

6) Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…   (грач)

7) Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает,
А время показывает.  
(петух)

8) Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце.
(ласточка)

9) Мать, отца не знаю,
но часто называю,
Детей знать не буду –
чужим сбуду.
(кукушка)

10) Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
(филин)

11) Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(аист)

12)  Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
(курица)

Конкурс. «Заморочки из бочки»

Участники по очереди вынимают из бочки бочонки с номером вопроса. Слушают вопрос и отвечают.

Вопросы:

1. Какая сова охотится днём? (полярная)

2. Какая птица дольше всех живёт? (ворон, около 800 лет)

3. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

4. Кого называют пернатой кошкой? (сову)

5. У каких птиц поют самки и самцы? (у снегиря)

6. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да)

7. Кто кукует: самец кукушки или самка? (самец)

8.Как гуси защищают своих детей от непогоды? (прячут под своими  крыльями)

lll. Викторина (15сек.)

  1. Для чего дятел “барабанит”?

А) клюв чистит;

Б) кому-то что-то сообщает; (+)

В) музыкой увлекается.

(сигнал служит приглашением для самки)

  1. Зачем страус голову в песок прячет?

А) от страха;

Б) освобождается от паразитов; (+)

В) разыскивает пищу.

(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт, пока погибнут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь и принимает самые настоящие песочные ванны).

  1. Какая птица является чемпионом по нырянию?

А) утка;

Б) гагара;

В) пингвин. (+)

(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).

  1. Почему у журавля рождается только один птенец?

А) журавль откладывает только одно яйцо;

Б) сильный птенец убивает слабого; (+)

В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием).

Конкурс на лучшее знание пословиц.

Нужно соединить первую часть пословицы с другой.

  1. НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
  2. ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
  3. У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
  4. ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
  5. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
  6. РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
  7. СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
  8. ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
  9. ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
  10. ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
  11. НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
  12. МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
  13. КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

Ведущий:

Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс – на лучшее знание пословиц. (командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц). Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.

  1. Воробей. Кулик. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведёшь. Всяк кулик своё болото хвалит.).
  2. Гусь. Синица. (Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка).

За каждую названную пословицу команда получает 1 балл.

Ведущий:

Тут прозвучали пословицы о птице, которая зимует с нами. Что это за птица?

. Загадка: «Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает». Кто я?

Да,  воробей. Вы его все знаете, ребята, и все его обижаете. А он пользу приносит. За лето у него два раза птенчики выводятся. Когда он их кормит, он уничтожает много насекомых. А пока он радуется солнышку и танцуюет:

Чирик-чирик, я песенку пою.
Чирик-чирик, весеннюю мою.
Чирик-чирик, чирик-чирик,
Весеннюю мою.

Скоро у него будут птенчики, и я очень-очень прошу вас – не обижайте воробья и  его деточек .

 Давайте послушаем «Воробьиную песню» в исполнении ребят 2-го класса.

Наша конкурсная программа продолжается.

И следующий конкурс   “Узнай птицу по портрету”.

Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.

Сегодня по портрету будем узнавать птиц.

(на слайдах клёст, синица, кукушка, скворец, снегирь, дятел, поползень, ласточка)

 Конкурс “Веришь – не веришь”.

  1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)
  1. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
  2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)
  3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)

Конкурс “Живые синонимы”.

Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

  1. Могучий как … (орёл)
  2. Вольный как птица … (птица)
  3. Вороватый как … (сорока)
  4. Важный как … (гусь)
  5. Взгляд хищный как … (у ястреба)
  6. Зоркий как … (сокол)
  7. Болтать как … (сорока)

Ведущий:

Птичье царство? И только?

Ну, дрозды, ну, синички…

Где запомнить все клички.

Просто птички – и только!.

Конкурс «Назови птиц»

    (дети по очереди называют птиц, не повторяя их названий. Побеждает тот, кто последний назовёт птицу).

Конкурс «Построй скворечник»

Дети выполняют аппликацию на тему скворечник на дереве. Чья команда быстрее и аккуратнее выполнит работу.

Ведущий во время этого конкурса проводит игру со зрителями.

Игра со зрителями. 

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(
Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
(
Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
(
Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(
Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки -
Вот спасибо шутке!

Конкурс капитанов

Капитаны, выслушав вопрос, выбирают на карточке правильный ответ и показывают «птицу» с цифрой.

Какая птица издаёт звуки, похожие на смех человека?

  1. Филин
  2. Выпь

У какой птицы звуки как рёв быка?

  1. Филин
  2. Выпь

Какая птица может лазить по стволу дерева вниз головой?

  1. Синица
  2. Поползень

Какая птица быстрее всех летает?

  1. Стриж
  2. Сорокопут

Какая птица большую часть пути с юга шагает пешком?

  1. Коростель
  2. Страус

У какой птицы гнездо похоже на варежку?

  1. Ремез
  2. Иволга

Конкурс “Актёрского мастерства”

1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.

Изобразить: 

  1. пение кукушки
  2. крик петуха

Подведение итогов.

Я хочу рассказать вам, ребята, подробнее о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком много охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную книгу.

Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий знак: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.

Вторая книга состоит из цветных страниц.

  1. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.
  2. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились, их ещё можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем.
  3. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается.
  4. На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение у них не устойчиво.
  5. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны, или точно не установлены.
  6. На зелёных страницах – самые обнадёживающие – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.

Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир. Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают надо наказывать. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса.

Весна идет с капелями, ручьи журчат,
Встречайте, прилетели мы, скворцы кричат.
Один присел на тополе, такой смешной.
В ладоши мы захлопали, а ну-ка, спой!
Он посмотрел обиженно: «У вас-то дом!
А мы себе и хижины здесь не найдем!»
Кричат ему уверенно: «Дружок, скворец,
Мы подарить намеренны тебе дворец!
Его вчера повесили мы в школьный сад,
Будь, скворушка, хозяином, твой дом неплох!
Гостей твоих встречаем мы всегда теплом»

Пусть птицы нам поют без нот, пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поет щегол иль реполов.
Поет на ветке соловей, малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей, не трогай птичьих гнезд!»
Ты в наши гнезда не смотри, не становись на пни,
Яичек птичьих не бери –  зачем тебе они!
Через неделю или две –  зайди послушать в сад -        
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов, набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад, на яблонях найдут.

Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, или на чужбине
Мой домик средь ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.

Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречай любовно стаи птичьи
Всем сердцем радуясь весне!

Песня: «Я хочу, чтоб птицы пели».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Мультипотамию"

Внеклассное мероприятие проводится с учащимися 2-4 классов. Мероприятие проводится в форме соревнований. Занятие содержит математические загадки, веселые задачи, ребусы, игры....

Внеклассное мероприятие на тему: "Путешествие в Страну Здоровья!"(с презентацией)

    На этом внеклассном мероприятии ребята совершили путешествие в Страну Здоровья, где говорили о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.  В начале мероприятия дети пр...

Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие по разным странам мира."

На протяжении всего внеклассного мероприятия дети путешествуют по разным странам мира, рассказывая , как в той или иной стране отмечают замечательный праздник Новый Год. Все активно вовлечены в конкур...

Внеклассное мероприятие по ПДД "Путешествие в страну А-Б" 1 класс

Внеклассное мероприятие по ПДД "Путешествие в страну А-Б" может быть использованно учителями начальной школы. Цель мероприятия: учить обучающихся соблюдать правила дорожного движения. Задачи...

Развлекательно-познавательное мероприятие "НОВЫЙ ГОД В РАЗНЫХ СТРАНАХ".

Разработка мероприятия, посвященного знакомству с традициями празднования Нового года в разных странах....

Открытое внеклассное мероприятие по информатике. "Путешествие в страну информатики" 3 класс

Путешествие в страну "Информатика" Цель: вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, воспитывать любовь к информатике....