"Все мы вместе на одной планете", экологическое мероприятие
методическая разработка

Пашаева Светлана Закиевна

Мероприятие направлено на формирование у учащихся желания сохранить и защитить природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_prirody_est_druzya.docx910.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

«У природы есть друзья: это мы - и ты, и я!»,

экологическое познавательно-развлекательное шоу

Составитель:

педагог-организатор

МБУ ДО ДЭБЦ

Пашаева Светлана Закиевна

Ульяновск, 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Сценарий познавательно-развлекательного шоу «У природы есть друзья: это мы - и ты, и я!» ………………………………………….……5

Список литературы……………………………………………………….12

Приложение ………………………………………………………………13

Введение

Проблема состояния окружающей среды стоит остро не только на государственном уровне, но и на уровне всей планеты Земля. Этот факт подтверждает и то, что  2017 год в Российской Федерации был объявлен годом экологии, и то, что 2018 год объявлен добровольным годом экологии в Ульяновской области. Тема охраны окружающей среды должна решаться всеми жителями планеты, на каждом уровне власти. Никто не может отстраниться от проблемы загрязнения природы.

 Невозможно решить подобные проблемы, не решая вопрос экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Такое образование должно проходить не в традиционной «урочной» форме, а в игровой и доступной деятельности, которая наиболее результативна в работе с детьми. Наибольший эффект мероприятие по охране окружающей среды производит, если оно проводится не в классе или актовом зале, а именно на природе. Находясь в непосредственном общении с окружающей средой,  дети начинают чувствовать себя её неотъемлемой частью, её защитником и другом.

Познавательно-развлекательное шоу «У природы есть друзья: это мы - и ты, и я!» является оптимальной формой для экологического образования учащихся младшего и среднего школьного возраста. Оно разработано специально для проведения в парках и скверах города, в нём могут участвовать не только дети школьного возраста, но и дошкольники с родителями и представителями старшего поколения. Наш центр проводил данное мероприятие в парке «Прибрежный» в Заволжском районе города Ульяновска.

Актуальность мероприятия обусловлена обострением проблемы современного состояния природы, а также отсутствием в нынешней системе образования экологической составляющей. Учащиеся не понимают для себя, какова роль школьников в процессе защиты природы, каковы источники её загрязнения, и в целом, что и от кого они должны защищать. В простой доступной форме необходимо донести до детей информацию о том, кто живёт в лесу, как необходимо себя вести, чтобы  не навредить животным и растениям, рассказать об источниках загрязнения окружающей среды и о том, как каждый из учащихся может уменьшить вред, наносимый природе.

У участников познавательно-развлекательного шоу «У природы есть друзья: это мы - и ты, и я!» формируется активная позиция по отношению к проблеме защиты окружающей среды, желание принимать деятельное участие в процессе сохранения природы и продолжать изучать великолепный окружающий мир!

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями летних оздоровительных лагерей, воспитателями детских садов, а также учителями начальных и средних классов. Мероприятие можно проводить в любое время года, но особенно актуально проводить его в конце лета и начале осени (так как природа находится в полном расцвете своей красоты, а также в парках и скверах можно проследить вред, наносимый отдыхающими: мусор, места организации костров, поломанные ветви деревьев.

Сценарий познавательно-развлекательного шоу «У природы есть друзья: это мы - и ты, и я!»

Цель: создание условий для экологического образования и воспитания жителей микрорайона.

Задачи:

- расширение и углубление знаний жителей города о природе региона, особенностях флоры и фауны парка Прибрежный;

- создание условий для воспитания в людях чувства ответственности за свое поведение, желания заботиться об окружающей среде;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников программы;

- создание условий для развития творческих способностей участников программы;

- создание положительного эмоционального климата.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, микрофоны, призы, маски козы, деда, волка, капусты, нарисованная лодка, мешочек с предметами: шишка, ветка ели, лист, камень, желудь, палочка, кора дерева, рябина, 3 экопортрета (рисунки животных или растений на формате А3 с вырезанными для лица кругами, куда дети будут подставлять своё лицо), мягкая игрушка белка, пенки для переправы 4 шт., скакалки 2 шт., киндер яйца 2 шт., шишки 30 штук, коробки 2 шт.

Ход мероприятия:

Леший (идет, пиная перед собой пластиковую бутылку или упаковку от чипсов): Эх, сколько мусора в лесу стало, наступить некуда: там бутылки, там упаковки от чипсов и сухарей, там стекло разбитое… А вот раньше то была красота: чистота, птички поют, свежий воздух! Присядешь на пенёк, смотришь вокруг, и сердце радуется! А теперь… Эх!

Эколог: Леший, ты чего это приуныл, ворчишь идёшь?

Л: А как не унывать то? Посмотри, что с природой творится, как лес мой бездумно захламляется! Это всё люди виноваты!(указывает на зрителей) Приходят, пользуются дарами природы и спокойно уходят, оставляя после себя горы мусора! Если б меня кто спросил, я вообще запретил бы этим бессовестным людям приходит в леса! Вон понастроили себе домов и магазинов, пусть по ним и гуляют!

Э: Ты что, леший, нельзя же так про всех людей без разбора говорить!  Мусорят и хулиганят в лесу только невоспитанные и необразованные люди, а хорошие и умненькие ребята никогда не станут плохо обращаться с природой! Они и птиц зимой подкармливают, и на субботники по уборке города выходят, и на улице никогда мимо урны бумажку не бросят!

Л: Ага, только этих хороших то где сыскать?.. Кругом одно хулиганьё…

Э: Нет же, вот они (показывает на зрителей)! Хорошие, умненькие детки! Пришли к тебе в парк отдохнуть, свежим воздухом подышать, спортом позаниматься. Правда ведь, ребята? (обращается к детям).

Л: Не верится мне! Все они одинаковые: не знают, как вести себя в лесу – что можно делать, чего нельзя.

Э: Знают, конечно! Все правила соблюдают! Соблюдаете ведь, ребята? (обращается к зрителям).

Л: Сейчас проверим. Я буду говорить, что люди обычно делают в лесу, а вы, если это можно делать в лесу, то поднимаете вверх руки и машете ими, как бы изображая ветви деревьев, приветствующие гостей. А если этого в лесу делать нельзя, то вы садитесь на корточки и закрываете голову руками.

Игра «Что можно в лесу?»

1. Если по лесу гулять,

Ветки там нельзя ломать!

2. Мы пришли сюда играть,

Гнезда птицам разорять.

3. По весне в лесу всегда

Громко музыка слышна.

Это Маша, Петя, Витя

Веселятся дотемна!

4. Нужно по лесу ходить,

Муравейник ворошить.

Нечего тут муравьям

Преграждать дорогу нам!

5. Редкий я цветок увидел,

Я возьму его домой.

Я люблю цветы такие.

И цветочек станет мой!

6. Шашлыки с друзьями жарим,

Колу пьём, сухарь едим.

Мы костёр в лесу оставим,

Пригодится он другим!

7. Мы птенца в лесу спасли,

Из гнезда он выпал.

Его с собою унесли,

Чтоб в квартире вырос.

8. Паутину не срываем, гнезда птиц не разоряем,

Ходим только по тропинкам, режем мы грибы в корзинки!

Э: Вот видишь, все детки отлично справились с твоим заданием!

Л: Да, как нужно вести себя, они знают, а вот о том, кто в этой природе обитает, вообще не смыслят.

Э: Почему же не смыслят? Что уж они птиц и зверей не различают?!

Л: А давай снова проверим, знают ли ваши ребята, кто из животных где обитает?

Если я называю животного, которое умеет летать, то вы изображаете взмахи крыльями (показывает движение).

Если я называю зверя, то вы прыгаете, как зайчики (показывает движение).

Если я называю того, кто умеет плавать, вы зажимаете нос и присаживаетесь, виляя (показывает движение). 

Игра «Вода, земля, воздух»

Э: И снова детки показали, какие они молодцы. Они и умненькие, и сообразительные! Сейчас я приглашаю на сцену пятерых желающих. Для них у меня приготовлено задание на логическое мышление. (Участникам раздаются маски козы, волка и капусты. Тому, кто будет разгадывать загадку, выдается кепка и лодка - он будет дедом).

Задача «Двое в лодке»

Деду на лодке необходимо переправить с одного берега на другой волка, козу и капусту. В лодке помещаются только двое. Коза любит есть капусту, а волк любит есть коз. При дедушке они ведут себя смирно и никого не едят. Как переправить всех на другой берег?

Л: Ух, ты! Непростое задание вы приготовили для детей, а они справились! Молодцы! Я доволен ребятами. А я тогда вас научу нашему лесному танцу, который проверит вас на внимательность и скорость реакции.

Танец-игра «У оленя дом большой»

Э: Я не успела. Это сложно…

Л: Вы, ребята, такие молодцы! Я приглашаю вас совершить со мной виртуальное путешествие по моим владениям, по лесу. Мы с вами будем собираться в воображаемый поход!

А «что мы возьмем с сохой в поход»? Я сейчас буду называть различные предметы. А вы, когда слышите предмет, необходимый в походе дружно хлопаете. А если предмет в походе не пригодится, вы топаете ногами (рюкзак, нож, телевизор, палатка, веревка, резиновая игрушка, аптечка, панамка, ваза с цветами, диван, котелок).

Э: А я с вами поиграю в «Чудесный мешочек». Мне нужны несколько добровольцев (по количеству предметов в мешочке). Сейчас я вам покажу мешочек, в котором лежат предметы из леса. То, что каждый из нас может встретить в лесу. Вы, не заглядывая, должны засунуть руку в мешочек, нащупать предмет, описать нам его, как можно понятнее дать ему характеристику. А зрители должны отгадать, что же вы нащупали.

Игра «Чудесный мешочек»

Л: А у меня есть для вас ещё игра. Принёс я  собой необычные портреты. Я прошу подняться на сцену трёх желающих. По очереди я каждому из вас подставлю один из портретов. Вы не будете знать, кто на нём изображен. Вы можете спросить подсказки у нас и зрителей. Но спрашивать нужно так, чтобы мы могли ответить только «Да!» или «Нет!». Получая ответы на свои вопросы, вы должны отгадать, кто же нарисован на портрете.

Игра «Эко фото»

Л: А вы слышали сказку про глупого медведя и умного мужика «Вершки и корешки»? Давайте я теперь проверю, знаете ли вы, какие части съедобны у растений. Будем играть в «вершки и корешки». Если я называю растение, у которого съедобны вершки, вы изображаете ботву руками (машете над головой) и кричите «Вершки!». А если у растения мы кушаем подземную часть, то вы садитесь на корточки и кричите «Корешки!». Если можно есть и то, и другое, то вы прыгаете и хлопаете в ладоши.

Игра «Вершки и корешки»

Свекла, помидоры, картофель, редис, перец, репа, огурец,  морковь, лук, кукуруза, тыква, репка, перец, земляника, смородина, редька, дыня.

Э: Какие же замечательные ребята пришли сегодня отдохнуть в парке Прибрежный! Нам очень понравилось с вами играть! А теперь давайте танцевать. Сейчас я вам отдам свою белочку. Пока играет музыка, вы передаёте её друг другу. Как только музыка остановится, тот, на ком она остановилась, показывает нам всем простое танцевальное движение, а мы его повторяем. Потом белочка снова продолжает свое путешествие.

Игра-танец «Белочка»

Л: Спасибо за веселый танец. А теперь делимся на две команды и продолжаем играть!

Э: сейчас нам предстоят спортивные соревнования! Давайте придумаем каждой команде название и выберем капитана, который будет следить за порядком в свой команде. (Дети совещаются и объявляют свой вариант названия команды).

Л: приступим к нашим состязаниям!

1) «Переправа»

Знаете ли вы, как сложно бывает пробираться по лесу после дождя. Везде лужи, мокро. Я-то воды не боюсь, а вот вам ноги мочить не советую.  Каждой команде я выдам по две кочки- пенки, с помощью которых вы будете передвигаться до линии финиша. Наступать можно только на пенки, пока вы перекладываете одну пенку, ноги должны стоять на второй. Правила понятны? Тогда начали!

2) «Пингвины»

Э: А у меня для вас задание весёлое, но нужно быть очень аккуратными! Сейчас вы превратитесь в пингвинов, которым нужно переправить своё яйцо в указанное место. Каждый участник команды по очереди зажимает между колен яйцо от киндер-сюрприза, идёт с ним до конуса и возвращается обратно. Яйца ронять нельзя! Если яйцо упала, то участник возвращается в начало пути и снова идёт по указанной тропе. Правила понятны? Пингвины, вперёд!

3) «Белки»

Л: А сейчас вы становитесь белками. Вы будете заготавливать на зиму запасы. В 10 метрах от вас я рассыплю шишки. По моему сигналу каждый участник по очереди бежит к шишкам, берет только одну из них, возвращается к команде, и кладёт свою шишку на линии старта. Когда все рассыпанные шишки закончатся, мы посчитаем с вами, у какой команды больше запасов на зиму.

Проводится соревнование

На этом состязание не закончено. теперь белкам нужно сложить шишки в дупло. На расстоянии 3 метров я ставлю каждой команде коробки, в которые вам необходимо будет поспасть. В какой коробке окажется больше шишек, та команда полностью подготовилась к зимовке.

4) «Гусеничка»

Э: Сейчас вы все станете гусеничками. Я выдаю капитанам скакалки. По моему сигналу капитан команды со скакалкой в руках оббегает конус и возвращается к своей команде. Следующий участник прикрепляется в скакалке (просто берется за неё рукой), уже подросшая гусеница бежит снова к конусам. И так до тех пор, пока все участники команды не прикрепятся к скакалке.

5) «Бабочка»

Л: А в кого превращается гусеница? В бабочку! Сейчас вы уже подросли, и пришла пора вам стать бабочками. Вы сейчас станете порхающими бабочками. Каждой команде выдается скакалка. По моему сигналу каждый участник по очереди допрыгивает через скакалку до конуса и возвращается к команде.

Э: Вот и закончилось наши соревнования.

Л: Дорогие ребята, я верю в то, что вам у нас понравилось. Приходите ко мне в лес, я рад видеть таких активных и добрых детей и родителей!

Вместе: До новых встреч!

Список литературы

1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. – 2006. - №6.

2. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. – М, 2007, 342 с.

3. Исаев Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа, 2006. - №8.

4. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.

5. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 2005. - №5.

6. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. – М.: Академия развития, 2006. – 321 с.

Приложение

Танец-игра «У оленя дом большой»

Текст песни

Движения участников

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучит.

Тук-тук,

Дверь открой.

Там в лесу

Охотник злой.

Зайка-зайка забегай,

Лапу мне давай!

Руками над головой углом показываем крышу дома.

Одна рука горизонтально на уровне лба,

другая - горизонтально на уровне груди (изображаем окно).

Скачем, сложив руки на груди (как зайчики).

Стучим кулаком по воображаемой двери.

Топаем два раза ногой.

Одной рукой имитируем открывание двери.

Указываем рукой себе за плечо.

Изображаем охотника с ружьём.

Движение рукой, приглашающее войти.

Протягиваем по очереди каждую руку вперед.

Текст песни повторяется несколько раз, при этом скорость исполнения увеличивается. Главная задача участников - не запутаться при выполнении движений.

Конкурс «Экофото»

Игра-танец «Белочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник " Вместе мы одна семья"

Материал для проведения классного часа в 1-2 классе....

внеклассное экологическое мероприятие "Планета в опасности"

Человек ,живя на земле, создавая и созидая предметы жизнидеятельности, пользуясь её ресурсами, создал большую угрозу для планеты . Вырубка лесов, осушение болот, изменение русла рек, охота на животных...

"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".

В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи  в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой  и я прини...

Классный час "Мы жители одной планеты!"

Занятие ко Дню знаний, посвященному Году экологииЦели и задачи:• формирование представлений и элементарных знаний об экологии;• анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой...

Методическая разработка экологического мероприятия «Экспедиция по зелёной планете»

Данное мероприятие имеет экологическую направленность и может быть использовано для работы, как в учебное время, так и во время летних каникул в пришкольных лагерях. Игра рассчитана на детей возраста ...

Спасем все вместе стерхов на планете!

Стихотворение "Спасем все вместе стерхов на планете!"...