"Литературные посиделки"
методическая разработка

Наталья Анатольевна Зайцева

Сценарий семейного праздника в виде посиделок. Содержит разработку и презентацию к празднику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник в начальной школе                                             «Литературные посиделки»

Цель: приобщение учащихся к литературному чтению.

Задачи: прививать любовь к чтению посредством различных литературных жанров;

развивать любознательность, внимание, память;

воспитывать интерес и любовь к чтению.

Материалы и оборудование: выставка книг, музыкальное и мультимедийное сопровождение.

Подготовка к мероприятию: чтение сказок, разучивание стихов, скороговорок, сценок.

Выходят два клоуна и начинают вести разговор:

1 клоун - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?

2 клоун - Что вылил? Я ничего не вылил…

1 клоун - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?

2 клоун - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?

1 клоун - Да нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?

2 клоун - Нет, я не выл!

1 клоун - Ну, и они не выли!

2 клоун - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

1 клоун - Нет, не я один, а мы…

2 клоун - Кто это – мы?

1 клоун - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…

2 клоун - Кто – вымытые?

1 клоун - Да нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…

2 клоун - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

1 клоун - Что променяли?

2 клоун - Я говорю – не про меня ли?

1 клоун - Ах, вас не променяли!

Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.

Наш праздник может начинаться!

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались на праздничные литературные посиделки. Вы знаете, что сказки, рассказы, стихи, загадки, скороговорки, пословицы и т. д. – это все литературные жанры.  В каждой книге удивительный и необъятный мир! Наше взросление напрямую связано с книгой. Она – прекрасный мир для детей и взрослых, из которого мы черпаем очень многое для своей жизни. Книга пополняет наш внутренний мир, помогает понять окружающее.

И вот сейчас мы покажем и пополним наши знания. Впереди нас ждет много разных встреч и событий.

Вначале я хочу прочесть вам сказку и побеседовать о ней.

Мордовская сказка «Как собака друга искала»

Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

— Давай, — согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко

для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко.

Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!

«Неважный это друг, — подумала собака, — волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:

— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

— Что ж, — отвечает волк, — вдвоём веселее будет.

Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко.

Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

— Ах ты, такая-разэдакая!.. Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.

«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:

— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

— Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.

«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

— Человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы.

Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.

Вопросы к сказке: Понравилась вам сказка?

С кем хотела подружиться собака?

Почему дружба не сложилась?

Какого друга собака нашла? Какой вывод следует сделать из этой сказки?

А у вас есть настоящие друзья?

Ведущая: Я знаю, что вы любите читать и слушать сказки. Сейчас я проверю, как хорошо вы их знаете. Нас ждет конкурс загадок.

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это - доктор ...(Айболит)

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

Это что за очень странный

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник?

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут. (Буратино)

Кто любил играть и петь?

Два мышонка - Круть и …(Верть)

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу ...(Золушка)

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый ...(Карлсон)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился ...(колобок)  

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Мальчик с гусями

Летал в поднебесье.

Как мальчика звали,

Скажите все вместе? (Нильс)

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик ...(оловянный)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?(три поросенка)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?  (три медведя)

Ведущая: Молодцы! Очень хорошо знаете сказки. А сейчас мы посмотрим сказку-импровизацию. Вы все прекрасно знаете сказку «Репка». Одна из мам нам её расскажет, а детки покажут. (Участники с шапочками на голове показывают сказку)

Ведущая: А теперь я предлагаю почитать и послушать стихи.

 «Серёжа»            Валентин Берестов    

Сотрясается весь дом:
Бьет Серёжа молотком;
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.

Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются.
Над Серёжею они
Просто издеваются –
В стенку не вбиваются.

Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело –
Гвозди в землю забивать.
Тук! – и шляпки не видать.
Не гнутся,
Не ломаются,
Обратно вынимаются!

«Мой мишка»   Зоя Александрова

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку -
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!

Это — куры, это — утки,
Чёрный Шарик спит у будки.
Мы его не позовём,
Убежим гулять вдвоём.

Пьёт козлёнок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся — это гусь,
Я сама его боюсь.

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.

Мишка топал, баловался,
Лёгкий мостик зашатался,
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги!

Мишка мокрый, будто губка,
Сохнет плюшевая шубка.
Шарик убежал вперёд.
Нам от мамы попадёт!

«Улетают, улетели... «      Елена Благинина  

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

«Один дома»                 Ирина Токмакова

Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь,
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу.
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой - в кино.

Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
Может, в кухню схожу.
За столом посижу.
К чаю пряники есть.
Но не хочется есть...

Кто-то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу,
Время быстро пройдет,
К нам чужой не зайдет.

Холодильник урчит.
Кто-то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино
Очень-очень давно...

Ведущая: А сейчас я предлагаю послушать ваших родителей, ведь они тоже любят и умеют читать стихи.

«Приставалка»               Саша Черный

- Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
- Отчего у няни
Волоса в сметане?                                                                                                            - Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?..

- Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

«Трусишка»             Сергей Каргашин

Медвежонок шёл по лесу.
Вдруг сучок под лапой треснул.
Испугался дуралей –
И на дерево скорей!
А в дупле там жили пчёлы.
Рассердились – лезут воры!
Мишку бросились кусать,
От нахала мёд спасать.
До верхушки Мишка взвился,
После кубарем скатился –
И нечаянно попал
На ежа, что в листьях спал.
О-ё-ёй! – воскликнул Мишка.
И опять бежать вприпрыжку…
Вот как всё нескладно вышло
С нашим маленьким трусишкой.

«Настюшка и мобильничек»             Кирилл Авдеенко

Хорошо живет Настюшка!
И одета, и сыта;
Только стала вот вреднюшкой -
Всё не то, да всё не так.

Надоела вдруг Настюшке
Мамы вкусная еда,
Надоели все игрушки! 
Вот ребёнок,  вот беда!

Злится, дуется Настюшка,
И не ест, хитрюшка, щей;
Подавай такой вреднюшке,
Подавай мобилку ей!

Да не просто телефончик
Ты Настюшке подавай!
Небольшой чтоб был, как пончик!
Рыжий чтоб, как каравай!

Хочет взрослой быть Настюшка,
И с мобильничком играть,
Вечерами с Мишкой-плюшкой
Брать с собой его в кровать.

Эх, хитрюшка ты, Настюшка!
Ты одета и сыта.
Перестань же быть вреднюшкой!
Вредность - глупая черта.

Не сжимай, Настёна, губы -
Маму с папой обними!
Ведь они тебя так любят -
Ты их слушай! Не шуми!

Ведущая: Большое спасибо всем чтецам. А сейчас мы немного отдохнем и поиграем. Мы потренируемся в скороговорках.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Ехал грека через реку

Ехал грека через реку

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

Ведущая:  Вот и повеселились! Продолжаем наши посиделки. Сейчас мы посмотрим небольшие сценки.

Сценка «Режим дня» 

                                           Действующие лица и исполнители:

Школьник Вова

Школьник Петя

 ПЕТЯ:

- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?

 ВОВА:
- Конечно! Режим… Режим – это куда хочу, туда скачу.

 ПЕТЯ:
- Неправильно! Режим - это распорядок дня. Ты выполняешь его?

 ВОВА:
- Даже перевыполняю.

 ПЕТЯ:
- Как это?

 ВОВА:
- По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю четыре!

 ПЕТЯ:
- Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

 ВОВА:
- Знаю! Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Школа. Обед. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка.

 ПЕТЯ:
- Хорошо.

 ВОВА:
- А можно еще лучше.

 ПЕТЯ:
- Как же это?

 ВОВА:
- Вот так! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. Сон.

 ПЕТЯ:
- Ну, нет. При таком режиме из тебя получится лентяй и неуч.

 ВОВА:
- Не получится.

 ПЕТЯ:
- Почему?

 ВОВА:
- Потому что с бабушкой мы выполняем весь режим.

 ПЕТЯ:
- Как это с бабушкой?

 ВОВА:
- А так. Половину выполняю я, а половину – бабушка. А вместе получается весь режим.

 ПЕТЯ:
- Не понимаю!

 ВОВА:
- Очень просто. Подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с бабушкой. Прогулка – я. Обед – я.

 ПЕТЯ:
- И как тебе не стыдно?! Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

Сценка «Правильный ответ» 

 Действующие лица: учитель и ученик Петров

 

Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

Ученик: А что делить, Михаил Иванович?

Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.

Ученик: А между кем?

Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.

Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.

Учитель: Почему это?

Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.

Учитель: А сливу он тебе не должен?

Ученик: Нет, сливу не должен.

Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?

Ученик: Четыре. И все Сидорову.

Учитель: Почему четыре?

Ученик: Потому что я сливы не люблю.

Учитель: Опять неправильно.

Ученик: А сколько правильно?

Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

                           

                                          Сценки  «На разных уроках»

Учитель: Кто может назвать пять диких животных?

Ученик Мицаев тянет руку.

Учитель: Отвечай, Мицаев.

Ученик Мицаев: Тигр, тигрица и ... три тигрёнка.

 

Учитель: Что такое дремучие леса? Отвечай, Каскевич!

Ученица Каскевич: Это такие леса, в которых ... хорошо дремать. 

 

Ученик Зайцев тянет руку.

Учитель: Что тебе, Зайцев? Что-то хочешь спросить?

Ученик Зайцев: Марь Иванна, правда, что люди от обезьяны произошли?

Учитель: Правда.

Ученик Зайцев: То-то я смотрю: обезьян так мало стало!  

 

Учитель: Решать задачу к доске идёт ... Агеева.

Ученица Агеева выходит к доске.

Учитель: Слушай внимательно условие задачи. Папа купил 1 килограмм конфет, и мама - ещё 2 килограмма. Сколько ...

Ученица Агеева направляется к двери.

Учитель: Агеева, ты куда?!

Ученица Агеева: Домой побежала, конфеты есть!

Ведущая: Вот мы и представили, как весело бывает на уроках. А теперь я хочу узнать, какие пословицы о дружбе вы знаете. (Ответы детей)  Молодцы!

 

Ведущая: А теперь я хочу у вас спросить, знаете ли вы, как нужно обращаться с книгой? (Ответы детей) Правильно. А знаете ли вы, как называется дом, в котором живут книги? Верно, это библиотека. Я предоставляю слово нашему библиотекарю.

Ведущая: Вот и закончились наш праздник. Я думаю, что мы очень хорошо и дружно с вами посидели. Напоследок я дам вам совет: «Читайте! Любите! Цените! Берегите книги!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Деревенские посиделки"

Фольклорный праздник в 1 классе...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Сценарий литературного праздника "Посиделки у Лукоморья..."

Сценарий для открытого мероприятия, на которое приглашаются родители учащихся.  Праздник проводится по сказкам А.С.Пушкина и руским народным сказкам....

Литературная гостиная «Поморские посиделки «Не любо – не слушай»

Цель: формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями  русского Севера. За...

Сценарий литературного вечера "Шукшинские посиделки"

Знакомство с жизнью и творчеством В.М. Шукшина...