Литературная гостиная «Поморские посиделки «Не любо – не слушай»
методическая разработка (4 класс) на тему

Татьяна Владимировна Ларина

Цель: 

формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями  русского Севера.

 Задачи:

- расширять читательский кругозор обучающихся;

- обогатить духовный мир детей; создавая условия для проявления творческой активности;

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomorskie_posidelki_-_2015.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 «Северодвинская школа-интернат»

Литературная гостиная

«Поморские посиделки  «Не любо – не слушай»

Выполнили:

Кобзева Елена Валентиновна,

 учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория;

Кокоулина Елена Николаевна,

учитель технологии,

первая квалификационная категория;

Ларина Татьяна Владимировна,

первая квалификационная категория

г.  Северодвинск, 2015 год

Литературная гостиная

«Поморские посиделки  «Не любо – не слушай»

Цель: 

формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями  русского Севера.

 Задачи:

- расширять читательский кругозор обучающихся;

- обогатить духовный мир детей; создавая условия для проявления творческой активности;

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

Оформление:

  1. Помещение оформлено под деревенскую северную избу, обязательный атрибут – русская печь. Стол накрыт узорчатой скатертью, на столе – самовар, чашки с блюдцами, пироги.
  2. Компьютер, мультимедиапроектор.
  3. Презентация.

Сценарий

  1. На экране – отрывок из м/ф «Морожены песни» (3.34 – 4.32)

  1.  Ведущая 1: - Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на посиделки.

Гостям рады, что пришли,

Для нас времечко нашли!

Будут здесь у нас забавы –

Представление на славу.

Ведущая 2:

- Мы потешить вас спешим,

Может быть, и рассмешим.

И вернемся, как во сне,

К нашей русской старине!

Ведущая 1: - Это присказка читается,

Ведущая 2: - Сказка только начинается!

  1. Ведущая 2: - Дорогие ребята, гости! Сегодня речь у нас пойдет о русской старине, о том, как жили – не тужили наши деды. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Ведущая 1:

- Огонёк души не тухнет,

Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

  1. Входит хозяйка:

- Ух, устала, уморилась (ставит ухват, поправляет платок, фартук). - Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? От души накормить гостей! То – то! Стряпалась. Ведь к нам на посиделки славные ребята пожаловали: бывалые, умные, а главное – старину любят. Любите?

Все: - Любим.

  1. На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (1.50 – 2.59)

  1. Ведущая 1: - На российском крайнем Севере, у побережья Белого моря,  живут поморы. Жить на севере было непросто, особенно холодной зимой, и сложился здесь особый жизненный уклад и особый поморский характер - сдержанный, немногословный, неторопливый. И кухня поморская очень простая, но сытная. Готовить старались то, что было полезно для здоровья, давало силы. И сегодня мы вспомним традиции и рецепты поморской кухни. А поможет нам в этом наш земляк, сказочник Степан Писахов.  

  1. Стук в дверь. Входит купчиха. 

- Ох, устала я, пока до вас добиралась!

- Сяду рядышком на лавку,

 Вместе с вами посижу,

Угощусь я чаем сладким,

Что едала, расскажу.

Хозяйка: - Наша толстая Федора наедается не скоро. А расскажи-ка, дорогая гостьюшка, как ты пост соблюдаешь?

Купчиха: - Соблюдаю исправно.

Хозяйка: - А расскажи, как.

Купчиха: - Ну слушайте:

… как пост настал, ну, тут я постничать стала.

        Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чай-то нельзя, потому — пост. Дак я кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять и заедала всё черными сухариками.

        Пока кипяточек пила, и завтрак поспел, съела я капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым.

        Потом обедать пришла пора. Обед весь постный-постный! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя: квасной, гороховой, малиновой. Заела все вареной черникой с изюмом.

        А время идет да идет. И  паужне черед пришел. Вздохнула я, да ничего не поделать — постничать надо! Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.

        Ученик 1: - Да уж, ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат.

  1. Купчиха: - Вот и ужну подали.

Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять.

Легла я спать и глянула в угол, а там лешш, глянула в другой, а там лешш! Глянула к двери — и там лешш! Из-под кровати лешши, кругом лешши! И хвостами помахивают.

Со страху я закричала.

        Прибежала кухарка, дала пирога с горохом — мне и полегчало.

 [Ст. Писахов. «Как купчиха постничала»].

        9) Выходит Хозяйка «с пирогами:

- Да-да, а потом пришёл доктор – посмотрел, послушал и сказал: «Первый раз вижу, что до белой горячки объелась!»  

Угощайтесь, гости дорогие. Как говорил  Степан Писахов: «Река нам рыбу дарила, а дареным мы не торгуем, а угостить хорошего человека всегда рады». (Ставит на стол треску с картошкой).

Ученик 2: - А ведь любили  наши предки рыбой полакомиться, а особенно треску уважали. Недаром их прозвали трескоедами. 

Ученик 3: - Да, «Трещочки не поешь - не пообедаешь...»  

        Ученик 4: - А мой дед сказывал, что «Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].

        Ученик 5: - «А котора рыба побойче - выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].

        Хозяюшка (с дровами): - Да уж, русская печка – главная в доме. Это деревенская кормилица. Она и отапливает жилье, и пищу в ней готовят, выпекают хлеб, сушат одежду, продукты. В ней даже мылись. А пироги из русской печки ни с чем не сравнишь.

        Ученик 6: - И то правда! По праздникам уж обязательно в каждом доме делались пироги. Особенно хороши были "рыбники". Они делались из любой рыбы.

        Ученик 1: - «Перед теткой Бутеней пироги понаставлены: пирог с треской, пирог с палтусиной, пирог с шепталой, пирог с морошкой и всяческо друго печенье и варенье». [Ст. Писахов. «Зажигалка»].

  1.  Хозяюшка: - А кто знает, сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки – мастерицы? (не менее 50-ти).

- А вот мы сейчас наших гостей и проверим: все ли толк в пирогах знают?

(викторина)

- Пирог с запечённой в тесте черникой? (ягодник)

- Пирог из гороховой муки? (гороховик)

- Пирог с грибами? (губник)

- Маленький пирожок четырёхугольной формы, из середины которого через отверстие виднеется  мелкая рыбёшка (кулебяка)

- Пирог с запечённой крупной рыбой (рыбник)

-  Пирожок, который замешивался из пшеничной муки  (пшеничник)

- Пирожок, политый сверху разведённой на молоке картошкой и сметаной (калитка)

- Что такое пирог с шепталой? (с курагой)

 Ученик 2: - А помнишь, Сеня Малина сказывал, как наши мужики как-то акулу поймали? И «Сало той акулы страсть како скусно было. Мы из того сала колобы пекли,  и таки ли сытны колобы, что мы стали впрок наедаться. И так ведь было: колоб съешь - два месяца сыт»! [Ст. Писахов. «С промыслом мимо чиновников»].

11) Хозяюшка:  - Угощайтесь, гости дорогие! «Ну, и урожай был на моем огороде! Столько назрело да выросло, что из огорода выперло. Которо в поле, то ничего, а одна репина на дорогу выбоченилась - ни проехать ни пройти. А капуста выросла така, что я одним листом дом от дождя закрывала». [Ст. Писахов. «Летно пиво»]. 

- А кто из гостей наших знает, какой овощ в старину парили в печке и называли «вторым хлебом»? (Репа).

        Ученик 3: - Репа и редька водились в изобилии с незапамятных времен. Если репу мелко порезать и высушить на противне, получалась вяленица, вместо конфет детворе. С репой пекли пироги, называя их сиченниками или курниками.

        Ученик 4: - Из репы варили "репню" - густую похлебку.

        Ученик 5: - Да что репа? Вот Сеня Малина рассказывал, что у него из-за редьки одно лето одни страдания вышли. А давайте его послушаем.

        На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (3.05 – 4.13)

        

        Сеня Малина: -  Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать — редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее есть.

Ели редьку кусками,

редьку ломтями,

редьку с солью,

редьку голью,

редьку с квасом,

редьку с маслом,

редьку мочену,

редьку сушену,

редьку с хлебом,

редьку терту,

редьку маком,

редьку так!

Из редьки кисель варили.

С редькой чай пили.

А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету невзвидел!

По людскому совету на стену лез, вызнялся до второго етажа, в горнице по полу катался. Не помогло.

Побежал к железной дороге, на станцию.

Поезд стоял.

Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Хотел привязаться к последнему вагону, да там кондуктор стоял.

Вот поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел.

Поезд шибче, я — бегом. Поезд полным ходом. Я упал да за землю ухватился.

И знаешь что?

Два вагона оторвало!

Покеда бегал да вагоны толкал, — зубна боль у меня из ума выпала, зубы и болеть перестали.

 [Ст. Писахов. «Сахарна редька»].

        Хозяйка: - Стоп, стоп, таку сказку можно несколько лет слушать. А давайте отдохнём и частушки пропоём. (Звучат частушки в исполнении учеников)

Ученики:

 На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

 Так споём же под чаёк

 Чайные частушки.

  Самовар блестит, кипя,

 Чай в нём так и пенится!

 Погляди-ка на себя-

 Ну и отраженьице!

 В пляске не жалей ботинки!

 Предлагай-ка чай друзьям

 Если в чае есть чаинки,

 Значит письма пишут вам!

 Лучше доктора любого

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, крутого

 Самоварного чайку!

 Самовар пыхтит, искрится

 Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.

        Ученик 6:

-  Позабавилась душа:

Эх, частушка хороша!

  1.  Ученик 1:  - Поморы говорят: «Где есть чай – там под елью рай», «Чай пьешь – до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску».

Ученик 2: - Главное в поморском чаепитии – это  душевность, веселье, покой и радость. Чай согревает не только тело, но и душу.

Ученик 3:

- На Руси - один зарок,

 Кроме всякой пищи:

 Утром - чай, в обед - чаек,

 Вечером - чаище."

Хозяюшка :

- Выпивая чашку чая,

 я обычно не скучаю...

 Потому что никогда

 Я не пью его одна.

  1.  Исполняется танец под музыку «Северная плясовая»

  1.  Ученица 4, ученица 5 инсценируют сказку «Подруженьки»:

Обе подруженьки страсть как любили чай пить. Это для них разлюбезно дело. Пили чай всегда вместе и всяка по-своему. На стол два самовара подымали. Одной надо, чтобы самовар все время кипел-разговаривал.

— Терпеть не могу из молчашшого самовара чай пить, буди с сердитым сидеть!

Друга, как самовар закипит, его той же минутой крышкой прихлопнет:

— Перекипела вода, вкус терят, с аппетиту сбиват!

Чай пили — одна вприкуску, друга внакладку. Одной надо, чтобы чашечка была с цветочком: хошь маленькой, хошь с одной стороны, а чтобы был цветочек. «Коли есть цветочек, я буди в саду сижу!»

Другой надо чашечку с золотом: пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, — значит, чашечка нарядна!

Одна пила с блюдечка: на растопыренных пальчиках его держит и с краю выфыркиват, да так тонкозвучно, буди птичка поет.

Друга чашечку за ручку двумя пальчиками поддерживат над блюдечком и чаем булькат.

Пьют в полном молчании, от удовольствия улыбаются, маленькими поклонами колышутся.

  1.  Ученики декламируют под мелодию «Славянская народная песня»:

Ученик 6:

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки.
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.

Ученик 1:

Дни общения – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как-никак.

Ученик 2:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Ученик 3:

Не погаснет, не потухнет

На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,
Слава русских поваров!

Ученик 4:

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Ученик 5:

Посиделки, вечеринки

Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Ученик 6:

Жизнь такая – не иная,
Не заморская – чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

  1.  Этап рефлексии «Волшебный горшочек»

Хозяйка:

- Хорошо посидели? А теперь мы раздадим вам по волшебному колобку, а вы выразите своё отношение к нашим посиделкам одним словом и запишите его на пирожке.

Хозяйка:

- А за слова ваши ласковые да пожелания приветливые угощаем вас ягодниками поморскими, пейте чаёк да нас добрым словом вспоминайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

С. Писахов " Не любо не слушай"

"Смолоду сказками да песнями душу питаю "    Конспект урока по предмету Литературное чтение 3класс. УМК «Школа 21 века» на основе регионального  содержания курса «Морянка»...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Классный час на тему "Поморские посиделки" для учеников 2-4 классов

Данная разработка содержит материал,. расширяющий представления детей о жизни и быте народов Поморья....