Сценарий литературно - музыкального вечера, посвящённый Международному дню родного языка.
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Михуткина Роза Васильевна

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Пробудить желание общаться на родном языке.

Воспитательные цели: воспитывать уважение и любовь к родному языку; способствовать формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно - музыкального вечера, посвящённый

Международному дню родного языка.

На свете много стран больших,

                                                                                      И много малых есть,

                                                                                              И для народности любой

                                                                                          Язык свой – это честь.

Н.Бойко

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка».

Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Пробудить желание общаться на родном языке.

Воспитательные цели: воспитывать уважение и любовь к родному языку; способствовать формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа.

Оборудование: мультимедийная презентация, видео, знакомить с жизнью и творчеством чувашского поэта- патриота М. Сеспелем

(Дети заходят в зал хороводом под чувашскую песню «Илемлĕ»

1вед.  Кам-ха, кам çак халăха пĕлет

           Вăл çĕр пин юрă кĕвĕлет,

           Çĕр пин тĕслĕ тĕрĕ вăл тĕрлет.

2 вед.  Знаете ли вы такой народ:

            У которого 100 тысяч слов,

            У которого сто тысяч песен

            И сто тысяч вышивок цветёт?

1вед.  - Живёт в самом сердце России,  среди вековых дубов,      полей и озёр, небольшой, но удивительный народ - Чуваши.

2вед.  - Ребята, вы догадались, что речь идёт о нашей республике, в которой мы живём. Как она называется?(Чувашия). А как называется столица Чувашии? (Чебоксары) Чебоксары -Шупашкар

В мире много языков, у каждого народа - свой. На нём говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это - родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

1вед.  Хороша чувашская столица!

           Много песен сложено о ней.

           И она, счастливая, гордится

           Славною историей своей.

 Песня «Шупашкар»исполняет  женская вокальная группа Саланчикского  народного хора.

 (На сцену выходят дети, строятся позади ведущих)

2вед.  Мы в Чувашии живём

           В краю озёр и пашен.

           Здесь солнце, словно пышный каравай.

           Здесь воздух, будто на меду настоян.

1вед.   Ырă кун пултăр, хаклă  тăвансем!

            Шкул ачисем , хăнасем!

            Паян пирĕн шкулта уяв!

            Пĕтĕм тĕнчери чĕлхе кунĕ.

2вед.  Здравствуйте ребята!

       Здравствуйте, дорогие гости!

        Сегодня у нас большой праздник! 21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка.

1вед.    У каждого человека есть Родина и свой язык, свои обычаи, своя культура, свои праздники. Они, как и мы, любят песни, танцы, разные игры. У каждого есть самые близкие и родные люди-это его родители. И язык, на котором они говорят, называется родным.

Каждый человек должен знать и хорошо говорить на своём родном языке.

2вед.       Эпир ватă тĕрĕш йăлипе,

                 Ăша кăмăлпа

                 Çу пек çемçе,

                Пыл пек тутлă чĕлхемĕрпе,

                Пĕтĕм чĕре ăшшине парнелесе

                Сире çак уяв ячĕпе хĕрÿллĕн саламлатпăр!

1вед.       В День родного языка

                Вам я пожелаю:

               Любить язык, хранить на день

               И на века!

                Не забывать мелодию родного языка!

Егор      Тăван чĕлхе , тăван сăмах,

               Сана упратăп, чĕремрех.

               Мана вăй  кÿрĕн яланах,

               Тăван чĕлхе –ĕмĕрлĕхех.

Карина. Чăвашлăх сирĕнте ан чактăр.

               Тăван çĕре чунтан юратăр.

                Мухтавлă çеçпĕл çеçкисем-

                Чăваш çершывĕн ачисем.

Надя.    Чăваш сăмахĕ инçе кайтăр!

                Чăваш юррийĕ ян янратăр!

                 Пехил сана чăваш ачи!

                 Санра çĕршывăн пуласси!

Песня «Тăван çĕршыв» гимн Чувашии

(Дети уходят со сцены.)

2вед.  В этот светлый день, прославляя край  Родной, мы должны  вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева.

1вед.    Да, давным -  давно у чувашского народа не было письменности, люди    не могли ни писать на своём родном языке, ни читать. И Иван Яковлевич Яковлев первым создал чувашский алфавит, издал «Букварь» на родном языке, открыл много школ. Поэтому мы его называем просветителем.

 Презентация "Лица Чувашии. Свет высокой звезды")

М.   Наша Республика по размеру небольшая, но о ней знают  во всём мире. Прославляли её наши выдающиеся знаменитые земляки:

(презентация "Знаменитости Чувашии)

Герой гражданской войны –Василий Иванович Чапаев.

1вед.   Лётчик – космонавт-  Андриян  Григорьевич Николаев.                

Художники - Фёдор Равель Фёдорович,

                          Осипов Фёдор Прокопьевич,

                         Праски Витти и др.

Данилов Анатолий Васильевич - современный художник Красночетайского района деревни Тоганаши.

Спортсмены: Ольга Егорова,

                          Анатолий Васильев,

                          Ирина Калентьева

Заслуженный мастер по велосипедному спорту Валерий Николаевич Ярды, который учился в Саланчикской школе –интернате.

Две чувашские спортсменки приняли участие на Олимпиаде в 2018 г.в Пхенчхане: Татьяна Сергеевна Акимова - биатланистка.

Лана Алексеевна Прусакова - фристайлистка.

2вед.  В нашей республике много знаменитых артистов, музыкантов, и композиторов.

1вед.  Заслуженный деятель искусств Чувашской республики Юрий Васильев.

 Заслуженная артистка Чувашии- Светлана Ивановна Бубнова.

 Балерина-Павлова надежда Васильевна.

Композиторы: Анисим Васильевич  Асламас, Геннадий Воробьёв, Григорий Яковлевич Хирбю и др.

 Музыкальная гордость Шумерлинского района села Ходары – Юрий Дмитриевич Кудаков.

1вед.   Çĕрĕм-шывăм ,тăван Чавашьен:

            Шухăшлатăп ялан сан çинчен.

            Пĕр çĕре пĕрлештерен пире,

            Çăлтăру ялкăшать тÿпере,

           Чăвашьен,Чăвашьен,Чăвашьен!

           Ыр сунатăп сана чĕререн!

Песня «Чавашьен» Исполняют учащиеся 4 класса

2вед.    А наши писатели и поэты:

          Михаил Юхма, Иванов Константин,

           Михаил Сеспель,      Марфа Трубина   и др

1вед.. Они прославляли наш край в своих стихах и поэмах 

Отрывок из поэмы «Нарспи» Константин Иванов  читает Настя Волкова

1 вед.  О сердце, отважнее бейся

        И песню крылатую пой!

        Увидим мы, верь и надейся:

       Наш край возродиться родной.

Сердечные слова М. Сеспеля . Всю свою недолгую жизнь посвятил он любимой чувашской земле. Чувашский народ чтит своего поэта – М. Сеспеля. Его Именем в Республике Чувашия названы деревня, где родился поэт, колхоз и школа в Канашском районе, библиотека и улица в Чебоксарах, а также снят фильм «Сеспель» в 1970 году. Стихи поэта переведены на 56 языков.

Слайд «М. Сеспель»

2вед.  Кăвар чĕрем- пин çын чĕри,

          Эп пин çын мар,эп хам пин-пин,

          Эп пин чăваш, эп пин-пин çын!

          Чĕрем юрри пин çын юрри!

1вед.  Во мне стучит мильон сердец.

           Я не один, я сам мильон,

           Мильоном стих мой повторен

(на сцену выходят Угарина и Копейкин)

Стихотворение «Хурçă шанчăк» М. Сеспеля читают Константин Копейкин ученик 9класса и Лена Угарина ученица 7 класса 

Костя: Çĕршывăм хăюллăн вăранĕ,

            Тапранĕ кăвар кайăкла:

           «Çук, çук» теекен улталанĕ,

            Кам «çук», тет, ун чунĕ чăлах.

            Унччен-ха айван пек çĕршывăм,

            Унччен-ха чăваш ыйхăлать.

            Ан тив, тем пулсан та, вăл вăйлăн

             Паян чĕрĕлсе тăрасла!

             Курап: чĕрĕлет чăваш ячĕ,

             Таçта аслатиллĕ саспа

             Юратнă çĕршывăн хăвачĕ

             Часрах вăранасшăн тапать.

             Хастарлă, хыт утăмлă пулăр,

             Çĕршывăн хастар ачисем,

              Вут кайăклăн вĕçĕр, ан юлăр,

              Ан юлăр кун-çул уттинчен.

        

Лена: О сердце, отважнее бейся

            И песню крылатую пой!

            Увидим мы, верь и надейся:

            Наш край возродится родной.

            Я слышу, как гром отдаленный,

            Народная сила гудит

            И хочет скорее, привольней

            Излиться из мощной груди.

            Шагайте быстрее и тверже,

            Отчизны любимой сыны,

            Не можем отстать мы,- не можем!-

            От поступи нашей страны.

(на сцену выходит   женская вокальная группа Саланчикского народного хора)

2вед. Самым  дорогим и любимым человеком для М. Сеспеля был его отец, который верил в большое будущее своего сына. На всю жизнь  у Сеспеля остаётся неутихшая боль, тоска по отцу.

1вед.

      Среди поля развесистый дуб,

     Подумал – отец мой, пошёл к нему;

     Но дуб не сказал мне:

    «Иди ко мне, мой сын», –

     Опечалилась душа, заплакал я.

     Среди поля развесистая липа,

      Подумал – мать моя, пошёл к ней;

      Но липа не сказала мне:

      «Иди ко мне, мой сын», –

      Опечалилась душа, заплакал я. Вот о чём поётся в этой песне.

Уй варринче (Посреди поля)- народная песня в исполнении вокальная  группа Саланчикского народного хора(уходят со сцены)

1вед.  Итлĕр куккук сассине-

       Епле мĕскĕн авăтать

        Итлĕр уяв сассине

        Епле хитре илтĕнет

Песня (Çĕмĕрт çеçки çурăлсан)исполняют учащиеся младших классов.

2вед.   Ну и мастер чуваш танцевать!

             И гармошка всегда под рукой.

             И не будет он горевать

             И начнёт танец свой  озорной.

 Танец : « Чăваш ачисем»  в исполнении 4 -7 классов.

 (Дети строятся на сцене)

Карина . Мĕнле пуян чăваш тĕрри,

                 Унта пин-пин çулсен йĕрри,

                 Унта хăват илет çĕнни,

                 Çынсем ĕмĕртенпе кĕтни!

 Андрей. Красивы наряды Чувашские,

                В них красен и мальчик и дед,

                 Когда он рукой работящею,

                 Умело на плечи надет.!

Егор П.   А хлеб из Чувашии , сказочно

                  Красив и хрустит на зубах,

                  Когда он с любовью, заквашенный

                   Замешан в умелых  руках!

Дима И. А песни Чувашские трелями.

                На праздник звучат над селом.

                Когда для души и веселия,

                  Их дружно, красиво поём!

Песня «Илемлĕ»чувашская народная песня. Исполняют учащиеся 4 класса        

1вед.      Хвала тебя, Чувашия, мой дом!

          И имя, и язык твой - сердцу свято.

          Дубравами и хмелем, и трудом,

          И песнями, и вышивкой богата.  

          Жива в узорах древних нити сила,

          Связавшая народы в их судьбе-

           Ты будешь жить во мне, моя Россия,

           Пока живёт Чувашия в тебе.

2вед.      Земля чувашская, земля родная,

                Не видно тебе ни конца , ни края!

                Зелёные леса, бескрайные поля

                Всё это - моя чувашская земля!

1вед.  Сколько гордости, любви, нежности к родному краю       можно услышать в чувашских песнях.

песня «Чечеклен , юратнă Чăвашьен»в исполнении женской  вокальной группы Саланчикского народного хора

(все участники вечера остаются на сцене и все хором читают слова:

От всей души я говорю:

Чувашия, тебя люблю!

Луга, поля и реки

Роднее всех на свете!

С любовью песню я пою.

Что Родину свою люблю!                      

2вед. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню    родного языка. Любите родной чувашский  язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина

Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...

Сценарий праздника дружбы, посвящённого Международному дню родного языка.

Сценарий праздника дружбы, посвящённого Международному дню родного языка может помочь учителям провести подобное мероприятие со своими воспитанниками....

Сценарий литературно - музыкального вечера, посвящённый Международному дню родного языка

Познакомить детей с «Международным днем родного языка».Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.Развивать у детей любознательность и интерес к языкам.Пробудить жела...

Урок посвящённый Международному дню родного языка « Чем богат родной язык»

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий...

Сценарий литературно - музыкального вечера, посвящённый Международному дню родного (чувашского ) языка.

На свете много стран больших,И много малых есть,И для народности любойЯзык свой – это честь....

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....