Литературно-музыкальная композиция "Помнит мир спасённый"
материал

Надежда Павловна Анфалова

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ»

Звучит песня «Офицеры» (2 куплета).

(На сцену выходят учащиеся в парадной форме)

- Сегодня будет день воспоминаний,

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести дедов.

                           

- 75 лет мирной жизни. А что такое МИР?  Умеем ли мы беречь мир? Задумываемся ли о его бесценности и беззащитности? Скорбим ли до сих пор о невероятных потерях, о тех мужественных героях, что «смерть попрали смертию своей»? Нам нужна Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца. Именно она, Память, заставляет нас оглянуться и задуматься: так ли мы живем? Именно она - Память, встанет на пути новой кровавой бойни.

                                                    БЛОК «ВЫНОС  ЗНАМЕНИ»

- Через несколько минут в этот зал внесут копию Знамени Победы. О чём мы вспоминаем, когда видим его и когда слышим слова: «К выносу Знамени Победы – встать! Равнение на Знамя!»


1) - Слова знакомой команды                
Слышу опять и опять.

Выноситься знамя Победы.           
К выносу знамени – встать!

2) - Встать перед теми, кто падал                
Грудью на лающий дот.
Кто из трясин новгородских 
К нам никогда не придет.

3) - Кто на речных переправах                                
Шёл, словно камень ко дну.
Кто на века безымянный 
Канул в фашистском плену. 

4) - Кто согревался дыханьем                
В стужу блокадных ночей.
Кто улетал вместе с дымом 
Из бухенвальдских печей.

5) - Кто, ослепленный ракетой,                
Вдруг попадал под обстрел.
Кто в умирающем танке 
Вместе с бронею горел.

6) - Кто ради правого дела                
Сердце отдать был готов.
Кто под машины ложился
Вместо понтонных мостов.

7) - Кто за родные пределы                
Гнал чужеземную рать…
- Выноситься Знамя Победы!                
К выносу Знамени – встать!

       

Звучит марш Преображенского полка.  Вынос Знамени  Победы                               

- Земля моя! Дивлюсь твоим истокам,
Преодолевшим тысячи скорбей.
От старины былинной и далёкой
До жуткой боли памяти моей.
Всесильно Время – мощными руками
Всё может сокрушить и возвести.
Бессильно Время, если встретит Память,
Святую Память на своём пути.                                                  


1) - Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на  фронтах Великой Отечественной  –
посвящается!

2) - Женщинам, девушкам, девочкам, сражавшимся наравне с мужчинами  и отдавшим жизни за Родину – посвящается!

3) - Матерям, не дождавшимся с войны сыновей – посвящается!

4) - Врачам, медицинским сёстрам, санитаркам, вынесшим с поля боя сотни раненых на хрупких плечах – посвящается!
5) - Нашим ровесникам, доблестно сражавшимся наравне со взрослыми –
посвящается!

6) - Славным ветеранам, победившим врага, подарившим миру жизнь и счастье   – посвящается! 
7) - Новому поколению, вступившему в жизнь. Тем, кто сегодня в этом зале. Тем, кто не знает, что такое война –
посвящается! 

                           

Припев  песни  «Помни! Помни!»                          
(Учащиеся уходят переодеваться в наряды для выпускного 41-го года)

- Мы хотим сегодня воскресить перед вашим мысленным взором всё, что дорого и свято нашему народу. 
- Воздать должное поколению дедов и прадедов, чтоб хоть этим немногим отблагодарить их за любовь к Родине, честью которой они дорожили, за любовь к людям, жизнь которых защищали, за свет их душ, за стойкость и отвагу.
- Мы расскажем о наших ровесниках, которым  в 41-ом исполнилось семнадцать.  О тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады. 
- Мы хотим понять их – наших сверстников, бросавших свои мальчишеские тела под фашистские танки и на амбразуры дотов, месивших своими обмороженными, стёртыми в кровь, опухшими ногами осеннюю грязь и зимний снег. 
- Мы не помним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти – не символический, а реальный. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.

- Но помнить должны! Пока жива память, жива история, жива страна! Именно ПАМЯТЬ не даст вспыхнуть новой войне.

                                                      БЛОК «ВЫПУСКНОЙ»
                           (
Выходят дети с табличками «Совесть», «Память», «История») 
Совесть:                                                 
Июнь …клонился к вечеру закат.                   
И белой ночи разливалось море. 
И раздавался звонкий смех ребят, 
Не знающих, не ведающих горе.
Память: 
Та ночь была полна июньской прелести,                 
Для них она не пожалела света. 
Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло это лето…

История: 
Завтра рощ испугаются птицы,                 
Завтра птиц не признают леса… 
Это всё только завтра случится, 
Через 24 часа… 

      Звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники 1941 года

- Какое утро! Какой рассвет!
- Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь. 

- Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощайте учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность… 

- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
- Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика! 
- Ты, правда, собираешься уехать в тайгу? 
- Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной! 
- Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагоги-ческом, а потом в родную школу вернусь… 

- Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а Ленка их учить будет! 
- А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться? 
- Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать. 
- Ребята, а давайте сделаем снимок на память! 
                   (Фотографируются)
- Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года. Наш выпуск – самый лучший выпуск! Ура!!!
- Мы молоды и счастливы… 
- Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле… 
- Мы мечтаем стать геологами, учителями, врачами… 

- Я мечтаю стать учёным. 
- Я мечтаю приносить добро людям. 
- Я мечтаю о любви. 
- Я мечтаю… 
- Я мечтаю… 

                           

                               (Дети танцуют вальс, потом замирают с улыбками на лицах)       
Память: 
- В тот день они ещё смеялись,                 
Любили зелень и огни. 
Ни голос скрипок, ни рояли 
Им не пророчили войны. 
История: 
- Такою всё дышало тишиной,                 
Что вся земля ещё спала, казалось. 
Кто знал, что между миром и войной 
Всего каких-то пять минут осталось! 
Совесть:                                                         
- Ещё вчера эти девчонки и мальчишки писали сочинения и решали задачки, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, читали Есенина и Грина, мечтали об алых парусах и прекрасных принцах…

Хором:  - Но не суждено было этому сбыться!

                                             БЛОК «НАЧАЛО ВОЙНЫ»
                                  (Звуки боя. Гул самолетов. Потом звучит голос Левитана)                                   

- Из заявления Советского правительства от 22 июня 1941 года: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря».

                    Звучит песня «Священная война» (1 куплет)                                 
- Ранним, солнечным утром в июне,         
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных 
Это страшное слово «война».                                                         
- Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,                 
Сквозь лишения, боль и беду, 
Уходили из детства ребята 
В сорок первом, далёком году.                                                         

- Они уходили, твои одногодки,                 
Зубов не сжимая, судьбу не кляня. 
А путь предстояло пройти не короткий: 
От первого боя до вечного огня... 

                Звучит фонограмма песни «До свидания,  мальчики» (1 куплет)              

           (Мальчики выстраиваются в одну шеренгу, надевают пилотки, читают стихи)

1) - Нет краше, страна родная,                 
Счастья тебе служить, 
Идём мы, смерть презирая, 
Не умирать, а жить! 
2) - За каждый колос опавший                 
С твоих отчизна полей. 
За каждый волос упавший 
С головок наших детей. 
3) - Не быть рабыней отчизне,                 
И нам рабами не быть. 
За счастье свободной жизни 
Не жалко голов сложить. 
4) - За стон от боли жестокой,                 
Слетающий с братских губ, 
Отплатим мы око за око, 
Отплатим мы зуб за зуб. 
5) - Нет краше, страна родная,                 
Счастья тебе служить, 
Идём мы, смерть презирая, 
Не умирать, а жить! 

                               
Вновь звучит песня «До свидания,  мальчики» (2 куплет)        

                         (Юноши уходят со сцены и переодеваются в военную форму)

Девочки читают стихи вслед мальчикам:
- Уходили мальчики – на плечах шинели,                 
Уходили мальчики – храбро песни пели. 
Отступали мальчики пыльными степями,                 
Умирали мальчики, где не знали сами. 
- Попадали мальчики в страшные бараки,                 
Догоняли мальчиков лютые собаки. 
Убивали мальчиков за побег на месте…                         
Не продали мальчики совести и чести. 
- Повидали мальчики – храбрые солдаты,                 
Волгу – в сорок первом, Вислу – в сорок пятом… 
Показали мальчики за четыре года,                         
Кто такие  мальчики нашего народа. 

                           
Звучит третий куплет песни «До свидания, девочки»          

                                   (Девушки надевают пилотки, читают стихи)
1) - Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.                 
Шагаем и мы - девчата, похожие на парней. 
Нет, это горят не хаты, то юность наша в огне. 
Идём по войне - девчата, похожие на парней. 
2) - Какие удивительные лица                         

Военкоматы видели тогда,
Текла красавиц юных череда. 
Казалось, выпал жребий нам родиться 
В пуховиках дворянского гнезда. 
3) - Всё шли и шли мы…                                 
Из средней школы, с филфака, из МАИ 
Цвет юности, элита комсомола, 
Тургеневские девушки… Да, это мы!  
4) - И вот в свои семнадцать лет                 
Встаём в солдатский строй. 
У всех шинелей серый цвет, 
У всех один покрой. 
5) - Вот мы уходим, за плечами                 
Оставив школьные пороги, 
И мать, застывшую в печали 
На пыльной и пустой дороге. 

Звучит четвёртый куплет песни «До свидания, девочки»          

                           (Девушки уходят, переодеваются в белые платья.

                        Выходят мальчики в военной форме, читают стихи вслед девочкам)

1) - Побледнев,                              

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

2) - Ты должна.                             

Хоть вернешься едва ли,

Хоть «Не смей!»

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трёх шагах от окопа

Горят.

3) - Ты должна.                             

Ведь нельзя притворяться

Пред собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

«Сестрица!»

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит…

4) - Она ползёт, нигде ни скрыться,        
А шёпот за спиной: «Воды, сестрица»,
Она склонилась дать воды,                      
Сорвала веточку травы,
Чтоб каплю влаги бы извлечь…
Но «заработала» картечь.
Она собой  его прикрыла,
Шальная пуля вмиг скосила…

5) - Зенитчицы, сёстры,              
Радистки, врачи
В сраженьях ковали
К победе ключи.
Исполнили долг боевой до конца
Девчата отважные, чудо-сердца!

6) - Она одна во тьме неведомой,        
Она отстреливалась до конца.
Когда закричали, когда застрочили,
Уже в лицо ей картавя, сипя,
Она, как в спецшколе её учили,
Пулю в рацию,
Пулю - в себя!..
 

                                                    БЛОК  «КОЛОКОЛА» 

                    (Звонят колокола. Выходят пять девочек в белых платьях, в руках – свечи.

                                    После  каждого стиха свечи ставят к звезде)
1) - Много лет живёте вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что вы помните и что нельзя забыть…
2) - Расскажите нам, колокола
Расскажите всё, о чем нельзя молчать, 
Расскажите, что за голоса
В вашем гуле день за днём звучат.
3) - Может это голоса солдат,
Для которых нет ни солнца, ни дождей,
Позабывших, как цветут поля,
Не увидевших своих детей.
4) - Почему, когда спокойно на земле
И прозрачны золотые купола, 
В каждом городе, по всей большой стране,
Всё звонят колокола, колокола…
5) - Много лет живёте вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, конечно, рассказать,
Что вы помните и что нельзя забыть…

Звонят колокола

Припев  песни  «ПОМНИ!  ПОМНИ!»

БЛОК  «ПОДВИГИ  СОЛДАТ»

1) - Когда и кто назвал тебя сестрою?      
Не раз я задавал себе вопрос.
Наверное, всё было в шуме боя,
И раненый то слово произнёс.
Наверное, его ты выносила              
Из огненного пекла на руках,
И он шепнул: «Сестра…»
Теряя силы, и умер с этим словом на губах.
А ты ползла, царапала колени,              
Дышала часто, было тяжело.
За жизнь его боролась в исступленье,
Назло врагу, и всем смертям назло!

2) - Летела с фронта похоронка                

На молодого пацана,      

А он живой лежал в воронке…

Ах, как безжалостна война!      

И проходили мимо танки…            

Чужая речь… а он лежал,

И вспоминал сестру и мамку,

Лежал и тихо умирал.

Пробита грудь была навылет,            

И кровь стекала в черный снег,

А он глазами голубыми

Встречал последний свой рассвет.

Нет, он не плакал, улыбался,              

И вспоминал родимый дом,

И пересилив боль поднялся,

Свой автомат подняв с трудом,

Фашистов в перекошенные лица        

Горячий выплеснул свинец,

Приблизив этим на минуту

Войны безжалостной конец.

3) - Горела, плавилась земля,                
Горели все вокруг поля,
Стоял один кромешный ад,
Но лишь «Вперёд, а не назад» -        
Кричали храбрые сыны,
Герои той былой войны.
Сестричка та везла бойцов,            
Скрывала боль её лицо,
Тащила на себе, «везла»,
Расправив будто б два крыла.
Снаряды рвались, как назло,            
Шептали губы у неё:

«Прошу, спаси нас, милый Бог!            

Пусть будет не последним вздох!»

4) - Там, где сходятся тропы,      

Где рассветы сливаются,

Стонет раненый тополь,

На ветру скрипит, мается.

Там когда-то пшеница            

Его колосом гладила

И в закатах зарница

С небом ласковым ладила.

Только выжгли пшеницу,            

Пожелтеть не успевшую,

Только ранили птицу

На заре недопевшую,

А парнишке, что во поле,          

И сейчас девятнадцать.

Только старому тополю

Жизнь велела остаться.

Там, где сходятся тропы,        

Где рассветы сливаются,

Стонет раненый тополь

И от памяти мается.

ПЕСНЯ  «ЗДЕСЬ  ПТИЦЫ  НЕ  ПОЮТ…»

(В конце песни уходят девочки, остаются 5 мальчиков-солдат.

Они садятся у костра, начинают писать письма матерям)

БЛОК  «МАТЕРИ»

 (На сцене появляются сыновья-солдаты.

                                           Солдаты садятся у костра и пишут письма матерям)
Ведущий: 
- В железной печурке угли догорают, 
Подёрнуты пеплом седым. 
Окончился ужин. Бойцы отдыхают. 
Густеет махорочный дым. 
Сын 1:                                                      
- На улице полночь, свеча догорает, 
Высокие звёзды видны. 
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, 
В пылающий адрес войны.
- «Как живётся и служится, милый сынок?» -    
Мать напишет, вздыхая печально. 
А в ответ измятый треугольный листок: 
- «Не грусти, у меня всё нормально».         
Мать:   

- «Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен:  «Бережёного и Бог бережёт». 
      Я знаю, мой совет ты примешь с улыбкой, но он из моего материнского отчаяния, из моей материнской ласки и любви. Ради Бога, оставайся живым! Живи, мой сынок! Живи!  

                 - Живи, сынок! Тебя я заклинаю!

                   Не сможешь - силы мои возьми!

                   Я верю, слышишь? Я это точно знаю:

                   Прижму тебя к измученной груди!»

Ведущий: 
- Я читаю письмо, что уже пожелтело годами, 
На конверте в углу номер почты стоит полевой, 
Его в 42-ом твой ровесник писал своей маме 
Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой. 
Сын 2:                                                  

 - Ты прости меня, моя родная!

Все мольбы твои глухо внимая

Воевать ушел спозаранку,

Прихватив черный хлеб и таранку.

Первый раз предо мной ты рыдала

"Не пущу, сынок!" - так стонала.

Крепко стиснув с морщинками руки

Издавая надрывисто звуки...

Сын 3:                                              

- Мама, я еще вернусь с войны, 
Мы, родная, встретимся с тобою, 
Я прижмусь средь мирной тишины, 
Как дитя, к щеке твоей щекою. 
К ласковым рукам твоим прижмусь 
Жаркими, шершавыми губами. 
Я в твоей душе развею грусть.

Добрыми словами и делами. 

ПЕСНЯ  «А  Я  В  РОССИЮ  ДОМОЙ  ХОЧУ…» (1 куплет)

Мать:

- Я стану ветром, я стану последней крошкой хлеба -

Луной в ночи, каплей дождя с безоблачного неба.

Я подниму тебя, сынок, когда в атаке ты споткнёшься…

Я снова тихо улыбнусь, когда домой живым вернёшься...

Сын 4:                                              
- Мама, тебе эти строки пишу я. 
Тебе посылаю сыновний привет. 
Тебя вспоминаю, такую родную, 
Такую хорошую, слов даже нет! 
За жизнь, за тебя, за родные края 
Иду я навстречу свинцовому ветру, 
И пусть между нами сейчас километры, 
Ты здесь, ты со мною, родная моя! 

Сын 5:                                                  

- Твои слёзы катились, как град,

Я в шестнадцать, мама, - солдат!

Об одном я сейчас сожалею...

Не прижмусь к тебе, не обогрею...

На прощанье тебя обнимаю.

Со слезами читаешь, я знаю...

Я люблю тебя, милая мамочка!

Верь, вернусь к тебе, моя мамочка!

Ведущий:

- Пули, словно пчелиный рой.

Через час уходят  все в бой.

Танки… Пушки… Гремят канонады.

Всюду грохочут злые снаряды.

Звуки боя, гул самолётов.

(Солдаты бегут от костра в бой… Солдаты падают, сражённые пулями…)

Песня «Баллада о солдате»

(Звучат только эти строки: «Он рванулся из траншеи в бой, встала мать прикрыть его собой, все боялась, вдруг он упадёт… Но сквозь годы мчался сын вперёд…)

- Вот и всё… За светлый край озёрный,                 
Что в душе берёг, 
За родное небо в звёздных зёрнах 
Я навек тут лёг. 
Вижу небо голубое, близкое 
Я в последний раз. 
Уменьшается, мерцает искрами, 
Уходя из глаз. 
Где-то птица плачет в отдалении… 
Может, это мать? 
Мама, наклонись хоть на мгновение, 
Мне уже не встать. 
Мне хотя бы капельку, родная, 
Твоего тепла. 
Глянь, твой сын героем умирает, 
Чтоб земля цвела. 

                                               

- «Уважаемая, Прасковья Еремеевна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим солдатом».

- Пал смертью храбрых в боях за Родину… Эту короткую фразу произносили двадцать миллионов раз!

- Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел дождаться праздника на нашей улице. И ещё он хотел жить, он очень хотел жить… 

                            (Выходят девочки, у них в руках 9 журавлей)

- Поселок Алексеевка Самарской области - единственное место в мире, где установлен памятник солдатской матери. Стела из розового и серого гранита,                9 журавлей из бронзы клином уходят в небо. В воздушной арке - бронзовая скульптура матери. 9 журавлей – это 9 сыновей, оторых забрала у матери война…    9 сыновей!

- В первые дни войны прикрыть своим телом родную землю ушли на фронт братья Володичкины. Провожая одного за другим, Прасковья Еремеевна давала им один и тот же наказ: «Вернитесь, сыночки, живыми.   Я буду ждать вас… Вернитесь!»

- С младшим своим сыном, Николаем, она даже не попрощалась. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье и оттуда отправился сразу на фронт. Проезжая родные места, он выкинул из окна теплушки свёрнутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька»

- Шли дни, недели, месяцы… И одна за другой стали приходить похоронки. Шестерых сыновей потеряла мать, и не было в то время на земном шаре женщины, чья бы горькая доля сравнилась с долей Прасковьи Еремеевны.

Лера:  - После шестой похоронки сердце матери не выдержало потерь. Не выдержало, остановилось. Не дожила до светлого Дня Победы, не дождалась возвращения своих троих последних сыновей, которые вернулись домой,  но вскоре скончались от тяжелых ранений, полученных на фронте.

                             ПЕСНЯ  «ЖУРАВЛИ» (в исполнении Виктора Гогунского)                 
- Солдатские матери - гордые, стойкие,

Детей потерявшие в страшном аду...

Солдатские матери - счастья достойные,

С суровой войны своих детушек ждут…

- Солдатские матери! Вечная память -      

О тех, кто уже не вернётся домой...

Горит в сердце матери скорбное пламя

О сыне погибшем, что вечно живой!  

                                                                                                     

-  Нелегко досталась эта Великая Победа, но мы выстояли в жестокой схватке

с фашизмом.

- «Слава тебе, победитель-солдат

Ты прошёл через все испытания

 Не ради чинов и наград,

 А чтобы избавить народ от страдания!»

БЛОК «БЕССМЕРТНЫЙ  ПОЛК»

(Звучит песня «Бессмертный полк».

Дети выходят с портретами  своих прадедов, ветеранов-фронтовиков и читают стихи)

1) - Нет, Родина, ты мне не приказала, 
Но я твой выбор понял по глазам, 
Там, у плаката, в сумерках вокзала, 
Идти на подвиг вызвался я сам. 

2) - Что мы пережили, расскажет историк, 
Был сон наш тревожен, и хлеб наш был горек. 
Да что там! Сравнения вовек не найти, 
Чтоб путь описать, где пришлось нам пройти. 
3) - Нет, не думали мы о наградах, 
О медалях своих, орденах, 
Понимали, сражаться надо, 
Защищая Отчизну в боях. 
4) - И мерой нас, какой ни мерьте, 
Как не оценивайте нас, 

Мы там в глаза глядели смерти, 
И мы не отводили глаз! 
5) - Мы под танки бросались с гранатой, 
Каждый делал на совесть, что мог, 
Потому что мы просто солдаты, 
Выполняли солдатский свой долг. 

 6) (Над нами в молчанье склонились березы)
- С Победой! – нам шепчут родные берёзы, 

И в небе курлычут в тоске журавли.
 Росинки сверкают, как горькие слезы…

И плачут, и плачут солдаты войны… 

ПЕСНЯ  «ТЫ  ЖЕ  ВЫЖИЛ,  СОЛДАТ!»

                                                                БЛОК  «ПАМЯТЬ»
 1) - Никто не забыт и ничто не забыто, 
 Живые живут, погибшие – спят. 
 Над нами солдаты стоят из гранита, 
 Сжимая в холодных руках автомат.

2) - Пылает днём и ночью пламя 
И озаряет шар земной, 
Не утихает наша память 
О тех, кто был убит войной. 
3) - Десятки лет легли меж нами, 
Ушла в историю война. 
Мы в сердце вечными словами 
Погибших пишем имена. 
4) - Мы помним, чтим поклоном низким 
Всех, кто войну не пережил, 
И тех, ушедших в обелиски, 
И тех, кто вовсе без могил. 
5) - Неугасима память поколений 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье 
И в скорби постоим и помолчим.

- Почтим светлую память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

ЗВУКИ  МЕТРОНОМА

(После минуты молчания дети ставят портреты фронтовиков на специально отведённое место.

Уходят и девочки, и мальчики переодеваться на инсценировку песни «Россия»)

- Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас. 

- Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое - жизнь.

- Солдату я слагаю оду.                      
Был ратный путь его тяжел.
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.

- Шагал по вражескому следу            
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.

- И, полная творящей силы,                  
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия, 
Как вечный памятник ему.

- Моя спасённая Россия, 
Ты так могуча, так красива!

ИНСЦЕНИРОВКА  ПЕСНИ  «РОССИЯ»

(Под каждые 4 строчки выходят дети и молча изображают сцены детской счастливой жизни:

- «детский сад» (строят из кубиков в песочнице замок);

- «1 класс» (мальчик и девочка бегут в школу с букетами цветов);

- «школьные годы чудесные» (играют в классики, прыгают через скакалки…);

- «Старшеклассники» (играют на гитаре, мальчик несет девочке портфель..);

- «Юность» (мальчик ждёт девочку на свидании; девочка прибегает, юноша дарит ей цветы; гуляют, держась за руки; мальчик накидывает пиджак на плечи девушки…);

- «Семья» (появляется молодая пара с ребёнком на руках… Идут и весело о чем-то разговаривают);

- «Жизнь прожита не зря...» (на скамейке сидит счастливая престарелая пара; в руках у бабушки букетик полевых цветов; рядом бегают внуки…)

Все участники инсценировки выстраиваются в один ряд и читают стихи

- Мы - потомки, гадаем, какими они были,             
С богатырскою статью, со взглядом орла? 
Нет, они были простыми и шутки любили, 
Их хорошая песня за сердце брала. 

- Они любили любимых, оставшихся где-то,       
И без спроса входящих в тревожные сны. 
Они любили без них подрастающих деток… 
И мечтали живыми вернуться с войны! 
- Мы - дети, знаем, что с этой земли             
Они уйти не хотели и не ушли… 
Стояли насмерть!  Мы помнить должны, 
Они погибли, чтоб жили мы! 
- Главные участники истории – Люди и Время.      
 

Не забывать время, значит, не забывать людей.      

Помнить о людях – значит помнить о времени.

- У нас, в прекрасной России живущих,           
О прошлом память не умрёт: 
Пока мы чтим за Родину погибших,             
Дотоль бессмертен наш народ! 

ПЕСНЯ-ТАНЕЦ  «И ТЫ ПОМНИ! ПОМНИ!»

БЛОК «ПОБЕДА»

(После танца выходят учащиеся начальных классов, в руках у каждого солнышко.

- Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,       
Чтоб небосвод был вечно голубой. 

- Мы не забудем никогда героев,                   
Что ради жизни шли на смертный бой! 

- За нас не беспокойтесь, ветераны,                       
 Мы светлой вашей памяти верны. 
 Мы взяли мир под лучшую охрану 
 И мы, и вы – надежный щит страны.

- Раз, два, три, четыре                                                                                                                                  Надо жить со всеми в мире.             
Чтобы вместе веселиться,                                                                                                                               Чтобы хорошо учиться. 

- Чтобы пули не свистели,           
 А свистели свиристели. 
 Чтобы солнце - жёлтый шар 
 Улыбался малышам.

                              ПЕСНЯ  «МЫ ДЕТИ СОЛНЦА»          

Учащиеся начальных классов поют песню.

На последнем куплете к ним присоединяются учащиеся старших классов –

участники мероприятия, в руках у них - российские флажки)

- Ты помнишь, солдат, много вёсен назад

 Полыхало закатами небо?

 Ты шёл через боль и твердил как пароль,

 Как священную клятву: «Победа!»

- Ты помнишь, солдат, обгоревший Рейхстаг,

Алый стяг, озаривший полнеба?

Ты помнишь друзей? К ним на несколько дней

Опоздала в Берлине Победа.

- Мир помнит, солдат,

Твоё твёрдое слово: «ПОБЕДА!»

- Живым – поверка.

Павшим – слава!

Салютов гром и тишина

Победу празднует держава,

Надев цветы и ордена.

- От маршала и до солдата

Перед Победой все равны,

Как были ей равны когда-то,

В день окончания войны.

- Война закончилась. И пушки замолчали.            

И годы сгладили великую беду.

И мы живём. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году!

- Во имя Отчизны - ПОБЕДА! 
- Во имя живущих -
ПОБЕДА! 
- Во имя грядущих -
ПОБЕДА!

                                    ПЕСНЯ  «ДЕНЬ  ПОБЕДЫ»            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Вологда моя"

Стихи и песни о Вологде, вологодском крае...

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасённый..."

Стихи, песни, видеохроника военных лет и современности соединились в этом сценарии....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....