Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству Э. Успенского
методическая разработка (3 класс)

Прохорова Т.В.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов, библиотекарям. Мероприятие для учащихся параллели 3-х классов направлено на знакомство детей с творчеством Э. Успенского. В ходе занятия дети знакомятся с биографией писателя, вспоминают героев его книг, поют песни на его стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e._uspenskiy.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству Э. Успенского

3 класс

1. Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный праздник, а литературный!

- Начнём праздник с отрывка из  мультфильма .

ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА " Пластилиновая ворона"

- Как называется этот мультфильм?( Пластилиновая ворона)

-Кто автор текста этой песни про ворону? (Эдуард Николаевич Успенский)

Урок совсем обычный, а, может, необычный,

А, может, не урок совсем хочу вам преподать.

Он может быть веселым, коль будете смеяться,

Коль дети с чувством юмора мне будут помогать!

О всех произведениях писателя Успенского

Смешную  викторину мы будем проводить…

-  Кто же не знает Крокодила Гену, Чебурашку, Дядю Фёдора и других героев книг известного детского писателя Эдуарда Успенского!?

 В настоящем сказочнике всё должно быть сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Эдуард Николаевич Успенский человек по-настоящему сказочный. Не случайно родители дали ему редкое иностранное имя Эдуард, когда давать иностранные имена было не принято. Имя Эдуард вместе с редкой фамилией Успенский обязывало быть творческим человеком и обязательно со славой.

Сегодня мы отправимся в путешествие по творчеству Э.Успенского, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые. Сегодня мы много нового и интересного узнаем о нём и о его творчестве.

А говорим мы об Эдуарде Николаевиче Успенском не случайно. Дело в том, что 22 декабря у писателя День рождения, ему исполнился бы 81 год.  К сожалению, 14 августа этого года Эдуарда Николаевича не стало.

Но его книги и герои этих книг продолжат радовать нас ещё долгие годы.

2. Выступление библиотекаря

Сегодня Э. Успенский один из популярных авторов. Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной злодейке - старухе Шапокляк.

Только человек, не потерявший связи с миром детства, может писать книги для детей. Человек взрослый и остроумный делает эти книги интересными для взрослых. Вот вам и секрет популярности и долгожительства героев Успенского.

Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают ребят творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, - подарок детям, теплый и добрый.

А теперь немного из жизни маленького Эдуарда Успенского. У маленького Эдика был Чебурашка.  Игрушка такая, плюшевая.

Уши большие, нос пуговкой. Не поймешь – не то медведь, не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь.

Когда Эдик был несмышленым ребенком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, срочно вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку, чтобы напугать ее взорвавшимся пистоном…

Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не слишком хватало. Потому-то Эдик и учился плохо. Нет, Эдик не собирался всю жизнь оставаться закоренелым двоечником. Глубоко в душе он лелеял мечту-стать академиком. Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик все время собирался взяться за ум – с понедельника начать хорошо учиться. Но все как -то не получалось.

«Выручил» Успенского  случай. Как-то раз Эдик не очень обдуманно прыгнул с крыши. И, в результате, попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут то Успенский испугался по-настоящему. Ему представилось, как он из обычного плохого ученика быстро попадет в двоечники экстра-класса. И это окажется навсегда.

Эдик упросил родителей принести себе книги и, к несказанному удивлению окружающих, начал заниматься. Да настолько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером.

Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард подумал-подумал и…стал взрослым юмористом. А потом быстро превратился в детского писателя…Помог ему в этом, как водится, случай.

Однажды летом работал Успенский в детском лагере. И что бы успокоить жаждавшей впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел. И Успенскому уже ничего не оставалось, как, не задумываясь, начать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Фраза такая в голове Эдуарда Успенского вертелась.

 И начал рассказывать свою знаменитую сказку…

История про крокодила и Чебурашку очень понравилась слушателям. Книжку напечатали, а потом издали и другое, не менее знаменитое произведение, - «Дядя Федор, пес и кот».

Успенский продолжал писать и вести передачи на радио и телевидении. Да и вообще ему всегда хотелось многое попробовать, например, стать президентом концерна и главным министром одновременно. Ну, а если серьезно, то Успенский всегда  хотел уйти в леса. Чтобы никто не мешал. Построить себе дом подальше от Москвы, закрыться от всех и писать…писать…писать…

3. Выступление детей : биография Успенского.

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской области. Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и делал сценарии мультфильмов.

В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки из цикла о Чебурашке, «Крокодил Гена и его друзья».

В 1965 году по предложению артистов А. Лившица и А. Левенбука они стали сотрудничать с профессиональной эстрадой. Писали интермедии, юморески, стихотворные фельетоны.

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974 году. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали дядей Фёдором за то, что он был очень самостоятельным.

По книге были сняты малоизвестный мультфильм «Дядя Фёдор, пёс и кот», а также три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».

Эдуард Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня», а также программы об авторской песне «В нашу гавань заходили корабли».

В 2010 году Успенскому была присуждена премия имени Корнея Чуковского, учреждённая для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».

В последние годы жизни сильно болел. Скончался 14 августа 2018 года в частном доме, в деревне Пучково, входящей в Троицкий административный округ Москвы. Похоронен на Троекуровском кладбище.

4. Викторина

- К сегодняшнему празднику вы все готовились: читали книги, чтобы поучаствовать в викторине, учили стихи для конкурса чтецов, делали поделки.

- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете произведения Э.Н. Успенского.

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь –

Он в коричневой рубашке,

Ушки-блюдца нараспашку. ( Чебурашка) СЛАЙД

Этот милый крокодил

С Чебурашкою дружил.

В день рождения, порою,

Песню мы поём героя.   (Крокодил Гена) СЛАЙД

История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать текст к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые киноматериалы, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывают какой-то склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной их банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта мне запомнилась, а окончательно образ будущего товарища Крокодила Гены сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга выглядела довольно забавно и из-за своей не в меру длинной одежды двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю.

- Ну вот, опять чебурахнулась, - сказал кто-то из стоявших рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии”.

Ну, а фантазии у Эдуарда Николаевича было хоть отбавляй!

ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА ПРО ЧЕБУРАШКУ

- Вы уже поняли, что сейчас мы проверим, внимательно ли вы читали книги про Чебурашку.

- Ответьте на вопросы ( ПО 4 ВОПРОСА КАЖДОЙ КОМАНДЕ. ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1 балл)

1. Где и кем работал Крокодил Гена? (в зоопарке)

2. Кем работал Крокодил Гена? (крокодилом)

3.Что вешал он на гвоздик, когда приходил на место работы? (костюм, шляпу и тросточку).

4. Сколько лет было крокодилу Гене? (50)

5. Чем обычно занимался Гена дома? (читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики).

6. Где работала девочка Галя? (в детском театре)

7. Где работал Чебурашка? (в магазине уцененных товаров).

8. Что он делал во время работы? (стоял на витрине и привлекал внимание прохожих).

9. Каков дом у Чебурашки? (старая телефонная будка).

10. Чем угощал Чебурашка Крокодилу Гену, когда тот пришёл к нему в гости? (кофе).

11.  Что любил читать Крокодил Гена? (справочники, учебники, расписания движений поездов).

12.  Где постоянно находилась крыса? (в маленькой сумочке).

-  Ребята, вы прекрасно знаете главных героев этой замечательной книги: Крокодила Гену, Чебурашку, Старуху Шапокляк и её крыску Лариску. Сейчас каждой команде предстоит угадать по описанию других героев книги.

ОТВЕЧАЕТ ТОТ, КТО ПЕРВЫМ ПОДНЯЛ  РУКУ. ( 1 балл)

“Очень скромная и воспитанная девочка, круглая отличница. У нее тоже не было друзей, потому что она была слишком уж тихой и незаметной”. (Маруся)

В зоопарке жил очень злой и глупый зверь. Его по воскресеньям кормила Шапокляк, стараясь приручить. (Носорог Птенчик)

Грязный, никому ненужный зверь, который сидел на мостовой и тихонько плакал. (Собачка Тобик)

“В комнату вошёл большой-пребольшой лев в пенсне и шляпе”. Как его звали? (Лев Чандр)

“В комнату просунулась какая-то странная голова с короткими рожками и длинными подвижными ушами. Она понюхала цветы, стоявшие на окне”. (Жирафа Анюта)

“На пороге появился мальчишка. Он был бы совсем обыкновенным, этот мальчишка, если бы он не был необыкновенно растрёпанным и чумазым”. (Двоечник Дима)

5. Конкурс "Угадай-ка"

 Кому принадлежит эта вещь и объясни почему ты так считаешь? СЛАЙДЫ

- маленькая сумочка

- апельсин

- гармошка

- расписание движения поездов

-рогатка

- коробка

6. Конкурс капитанов ( капитанам даётся по 3 карточки с буквами: А, Б, В). Поднять карточку с правильным ответом.

1.Что свалилось на голову Чебурашке при открытии дома Дружбы?

а) бревно   б) цветочный горшок  г) кирпич

2. Что сделал Гена, чтобы его не узнавали на стройке?

 (надел парик, надел маску, надел новый костюм)

3. На чём Гена варил кофе в гостях у Чебурашки?

А) на костре Б) на плите В) в микроволновке

4. Каким образом Шапокляк спасалась от Птенчика?

А) залезала на деревоБ) забегала в клеткуВ) ныряла в бассейн

5. Каким цветом герои решили покрасить «Дом дружбы»?

А) коричневым Б) зелёным В) разными цветами 

- Давайте споём все вместе песню крокодила Гены.  ВИДЕО

7. Конкурс чтецов ( по 1 человеку от команды, отборочный тур прошёл ранее).

8. Продолжение викторины

- А мы отправляемся дальше путешествовать по произведениям Эдуарда Успенского.

ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА " Трое из Простоквашино"

- Да, мы попали в следующее произведение. Проверим, знаете ли вы героев этой книги и их приключения .

НА ВРЕМЯ ЗА 1 МИНУТУ нужно ответить на как можно больше вопросов. ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1 балл.

Вещество для чистки ботинок(гуталин)

Странная надстроечная таблица кругами телевизоре на (паутина)

С помощью чего Дядя Федор и папа известили Матроскина и Шарика о приезде(телеграмма)

Сколько лет Дяде Федору(6)

Что он умел делать(варить суп, читать)

Почему он ушел из дома(кота не разрешили оставить)

Что сделал,чтобы родители не волновались(написал записку)

Кого они встретили в деревне(собаку)

Какой породы был Шарик(дворняжка)

Какой дом искал дядя Федор(с телевизором,окна большие)

Какой дом искал Матроскин(с печкой0

А Шарик(с будкой)

Кто еще появился в доме(галчонок)

Почему в дереане оказались пустые дома(переехали в новые дома)

Что общее было у Матроскина И Шарика(жили у одного профессора)

Почему оказались бездомными(бабушка была злая)

Откуда у них появились деньги(клад нашли)

Что купил Матроскин(корову Мурку)

Что купил Шарик(фоторужье)

А Дядя Федор(трактор)

Почему галчонка назвали Хватайкой(хватал разные вещи и прятал на шкаф)

Почему трактор назвали Митя(модель инженера Тяпкина0

Чем заправляли трактор(едой)

Почему трактор останавливался у каждого дома(пахло пирогами0

Какой подарок привезли папа и Дядя Федор Шарику (ошейник с медалями0

Что привезли Матроскину (радиопередатчик)

Что привезли Печкину(японскую собаку Ши- тцу)

Кто мог окучивать картошку задними лапами (Шарик)

Кто больше всех любил чистоту (Матроскин)

Какой журнал выписал Дядя Федор (Мурзилка)

Какой была любимая обувь у Шарика (кеды)

Что послал почтальен  Печкин маме и папе Дяди Федора на опознание (пуговицу)

Чем надо было смазывать трактор (подсолнечным маслом)

Какую собаку решили сделать из Шарика (пуделя циркового)

Какое имя придумал кот теленку(Стремительный)

А Шарик(Чайник)

А Дядя Федор(Гаврюша)

Место, где жил кот до встречи с Дядей Федором(чердак)

Новогоднее блюдо папы Дяди Федора(узбекский плов из гречневой крупы)

Чего наелась корова и стала давать сумасшедшее молоко(хмель0

Какие документы у Матроскина(усы и хвост)

Почему коты и кошки медалей не хотят(с медалью мышь не поймаешь, она гремит сильно)

Как  мама нашла деревню Простоквашино(по радиомаяку, который ей Дядя Федор положил в сумочку)

Какую песню мама хотела петь на Новый Год(по ракитовый куст-это любимая песня мужа)

Где праздновали Новый Год простоквашинцы(на почте)

 Как звали корову Матроскина?(Мурка)

Имя папы Дяди Федора (Дима)

 Имя Галчонка (Хватайка)

Как звали маму Дяди Федора(Римма)

Имя и отчество Печкина (Игорь Иванович)

Как назвали трактор(Митя)

Кличка теленка(Гаврюша)

Откуда у героев  появились деньги(клад нашли)

9. Конкурс " Письмо" ( 2 очка, если назвали КТО и КОМУ)

Этот конкурс позволит выяснить, кто читал книгу внимательно, запомнил её содержание основательно, а главное – понял тонкий юмор автора. Условия будут таковы: вы должны, прочитав письмо, решить, кто и кому его написал?

            1. «...Я уезжаю в деревню и буду там жить. За меня не беспокойтесь.

Я не пропаду. Я всё умею и буду вам писать. А в школу мне не скоро.

Только на будущий год». (Дядя Фёдор, родителям.)

2. «Уважаемый... Нет ли в вашей деревне городского мальчика, которого зовут Дядя Фёдор? Если он живёт у вас, напишите. Только мальчику ничего не говорите, чтобы он ничего не знал... (Мама и папа, почтальону Печкину.)

3. «Уважаемый...! Ты просил прислать не совсем настоящий и не совсем игрушечный, и чтобы он весёлый был. Посылаем тебе такой. Самый весёлый на заводе. Работает на продуктах». (Инженер Тяпкин, Дяде Фёдору.)

10. Физминутка ВИДЕО " Кабы не было зимы" Дети повторяют движения за ведущим.

11. Конкурс " Найди ошибку в песне". ( 1 балл за правильный ответ)

Проверим, внимательно ли слушали песни.

Песни исполняют заранее подготовленные ученики.

  1. Голубой вагон бежит, качается.

Скорый поезд набирает ход.

Ах, зачем же этот торт кончается,

Пусть бы он тянулся целый год.

(Дети ищут ошибку.)

  1. Кабы не было весны в городах и сёлах,

Никогда б не знали мы этих дней весёлых.

(Дети ищут ошибку.)

  1. Пусть бегут неуклюже пароходы по лужам,

А вода по асфальту бегом.

И не ясно прохожим в этот день непогожий,

Почему я весёлый такой.

(Дети ищут ошибки.)

  1. Когда-то был я странной

Игрушкой безымянной,

К которой в магазине никто не подходил.

Теперь я черепашка,

Мне каждая дворняжка

При встрече сразу лапу подаёт.

(Дети ищут ошибку.)

12.Сценка ( подготовили ученики)

 За столом сидят: кот Матроскин, пёс Шарик.      Почтальон Печкин принес посылку .

Почтальон Печкин.  - Здесь кот Матроскин живет?

Кот. - Я Матроскин.

Почтальон Печкин.  -Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам её не отдам, потому что у вас документов нету. 

Шарик. - Зачем же вы её принесли?

Почтальон Печкин.- Потому что так положено. Раз посылка пришла, я должен её принести. А раз документов нету, я не должен её давать.

Кот (кричит). - Отдавайте посылку!

Почтальон Печкин. -Какие у вас документы?

Кот. - Лапы, хвост и усы! Вот мои документы. 

Почтальон Печкин. -На документах всегда печать бывает и номер. Есть у вас номер на хвосте? А усы и подделать можно. Придется мне посылку обратно относить.

Шарик.  - А как же быть?

Почтальон Печкин. -Не знаю как. Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу. Так две недели. А потом посылка в город уедет. Раз её не получил никто.

Шарик. - И это правильно?

Почтальон Печкин. Это по правилам. Я, может, вас очень люблю. Я, может, плакать буду. А только правила нарушать нельзя. 

Шарик. - Не будет он плакать.

Почтальон Печкин. Это уж мое дело. Хочу – плачу, хочу – нет. Я человек свободный. 

- А, наверное, вам интересно посмотреть, что в посылочке – то?  Однако, мне пора. Я ещё  не всю почту разнёс.

Шарик и Матроскин  вместе: Отдай, пожалуйста.  У ребят есть дневники.. Это же документ!

Почтальон Печкин: - Ну, уж так и быть! Только я бы хотел послушать весёлую песенку. Очень уж я песенки люблю. Особенно весёлые.

Матроскин Частушки подойдут?

Печкин:   - Можно и частушки.                                                          

13. Частушки ( исполняют заранее подготовленные ученики)

Пропоём сейчас частушки

Про героев книжек

Для присутствующих здесь 

Девчонок и мальчишек.

В Простоквашино живут

Дружные ребята:

Дядя Фёдор, пёс и кот-

Ясно, полосатый.

Хоть и ссорятся порой-

Знаем мы из книжки,

Но надёжнее друзей

Нету у мальчишки.

Он ворчит и почту носит,

Всем он хорошо знаком

Иногда приходит в гости

Дядя Печкин-почтальон.

У малюсенькой девчушки

Кто отнял ириску?

Это вредные проделки

Шапокляк с Лариской.

Из тропического леса

Чебурашка к нам приплыл.

И в витрине магазина

Он работу получил.      

            

На гармошке он играет,

В зоопарке проживает.

Очень сильно удивил

Всех нас Гена-крокодил.

Кто придумал всех друзей,

Подскажите поскорей!

Выдумщик он дерзкий

Эдуард Успенский

Печкин: - Очень хорошо вы спели. Весело. Только про меня пропели, что ворчу. А почему ворчу? Да потому что ношу-ношу вам посылку, а отдать не могу. А раз у вас документы есть, то получите посылочку.

В посылке грамоты и призы лучшим чтецам, победителям в конкурсе поделок и выигравшей команде.

14. Подведение итогов. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству К.И.Чуковского

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству К.И.Чуковского...

Сценарий внеклассного мероприятия. КВН по творчеству Г.Х.Андерсена

Сценарий внеклассного мероприятия вместе с презентацией и видеороликом размещён на сайте школы - http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/290-2013-03-29-09-30-19.html...

Внеклассное мероприятие,посвящённое творчеству П.И. Чайковского для детей(1-4 класса)

Данная папка содержит разработку мероприятия П.И.Чайковский "Детский альбом", презентацию, соответствующую материалу и музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского.Материал можно использова...

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ… Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.Учитель: Шалимова О. В.Цели: знакомство детей начальной школы с творчеством К. И. Чуковского...

Внеклассное мероприятие по творчеству В.Драгунского

Внеклассное занятие представлено в виде путешествия по станциям. На первой станции "Узнавай - ка"  дети знакомятся с биографией В.Ю.Драгунского. Следующая станция "Вспоминай - ка" - обзор произве...

Внеклассное мероприятие по творчеству К.И. Чуковского

Материал позволяет расширить, систематизировать представления детей о творчестве К. И. Чуковского....

Конспект внеклассного мероприятия по творчеству Э.Н. Успенского.

В 1965 году, выпускается его сборник детских стихов «Все в порядке». Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966)...