Праздник "Поможем зимующим птицам"
классный час (2, 3, 4 класс)

Соловьёва Валентина Николаевна

Праздник  "Поможем зимующим птицам".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник "Поможем зимующим птицам"

Цель занятия: дать представление о жизни птиц в зимний период. 

Задачи: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.

Личностные УУД:

- формирование положительного эмоционального настроя;

- умения  оценивать жизненные ситуации, выражать своё отношение к экологическим проблемам;

- давать оценку своей деятельности и деятельности других людей.

Регулятивные УУД:

- определять тему и цели мероприятия;

- устанавливать связь между целями и результатом;

- работать по плану;

- определять степень успешности выполнения своей работы;

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные общеучебные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- анализировать, делать выводы, обобщать;

- высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний;

- переносить имеющиеся знания в жизненное пространство.

Коммуникативные УУД:

- внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы учителя;

- аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать в паре, умение договариваться и уважительно относится к

позиции другого;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Ход мероприятия

1. Инсценированное выступление "Доживем до весны"(см.Приложение)

2. Ведущий: Мы рады приветствовать вас, дорогие гости! Как вы думаете, кому или чему посвящён наш праздник?

Сегодня мы поговорим о птицах, поиграем и узнаем много нового о наших пернатых друзьях. С нами зимуют разные птицы. Как называются птицы, которые живут рядом с нами летом и  остаются зимовать? (Зимующие, ещё их называют оседлые). Каких птиц  вы видели на улице зимой? А еще зимой с далекого холодного севера прилетают к нам кочующие птицы. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!  

Слайд 2. " Кто лишний?"

(Синичка подлетает  и шепчет  ведущему).Мне синичка по секрету сказала, что была у нас на площади, там птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

3.Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.


Итак, у нас все перелётные птицы отправляются в тёплые страны
(уходят в зал).

4. Пришла зима - спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них.

Слайд 3. Как вы думаете, что страшнее птицам: холод или голод?

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?(см.Приложение)

5.Ведущий.Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода.

 Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору. Как мы можем помочь беззащитным птицам?

6. Покормите птиц зимой! (см.Приложение)

7. Слайд 4. Ведущий. Мы тоже подкармливали птиц, вот и наши кормушки, которые вы делали раньше. У кого сохранились кормушки?

Какие  правила построения кормушек вы помните?

1. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, без острых углов, краёв,

защищена от непогоды, недоступна для кошек, больших птиц.

2. Вешать кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но не голуби и вороны

( для них достаточно корма  на улице)

Нужно следить, чтобы кормушки не заносило снегом, не сдувало корм ветром. Корм должен быть всегда свежий - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть. Птицы легко привыкают к месту подкормки, регулярно посещают его. 
        Кормушки для птиц следует располагать подальше от проезжих дорог и людных мест – среди деревьев и кустарников, подход должен быть с одной стороны и расположена кормушка должна быть так, чтобы можно было наблюдать за птицами, фотографировать их. 
Если Вы начали подкармливать птиц, не оставляйте этого дела до самой весны, до тех пор, пока птицы сами не покинут кормушку.

Слайд 5.

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

8. Слайд 6- 9.Вы помните, чем можно, а чем нельзя кормить птиц? Ведь  еда с нашего стола для птиц не годится.

Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей, родных, знакомых.

7.Физкультминутка. Во время чтения стихотворения хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, когда  услышите не птицу,  сосчитайте всех птиц.  
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны.
голуби, куницы.
лебеди, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
зайчики, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и ватрушки.

- Каких водоплавающих птиц мы можем встретить на наших водоёмах зимой?

- Почему в наших краях остаются зимовать лебеди?

- Как помочь зимой водоплавающим птицам?

8. Слайд 10."Это интересно".

9. Сценка "Разговор на лесной поляне"(см.Приложение)

10. Слайд 11.  Конкурс "Кто здесь лишний?"

(Ребята угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей?)

в

 

р

 

н

д

 

т

 

л

ф

 

л

 

н

с

 

р

 

ж

к

 

е

 

т

11. Слайд 11-12. Конкурс "Узнай птицу".

Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц, вам необходимо угадать, что это за птицы.

12. Ребята, а вы в приметы верите? (ответы детей). В старину по приметам определяли погоду.
1.    Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
2.    Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
3.    Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
4.    Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
5.    Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
6.    Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.

Физкультминутка-игра «Перелётные или зимующие»

Учитель называет птиц. Если птица перелётная - дети поднимают руки, Если зимующая- приседают.

Зимующие          Перелётные

Сорока                 Ласточка

Сова                     Грач

Синица                Соловей

Воробей               Кукушка

Голубь                   Скворец

Ворона                    Журавль

13. Конкурс. Игра « Разрезные картинки». Собрать из разрезных частей птицу и назвать её.

14. Пока ребята выполняют задание, проведём "Птичью викторину"  для родителей 

1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?

(температура тела воробья - постоянная)

2. Почему снегиря назвали снегирем?

(Появляется зимой)

3. Какая птица выводит своих птенцов зимой?

(клест)

4. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом?

(остатки пищи)

5. Почему поползня называют лесным акробатом?

(перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой)

6. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком?

(голубь, воробей)

7. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов?

(филин, сова)

8. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

(образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)

9. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег?

(под снегом теплее)

"Весёлые вопросы".

-Птенцов какой птицы считают по осени? (курицы. Цыплят по осени считают)

-Какая птица приносит в дом детей? (аист)

-Как зовут мужа утки? (селезень)

-Какая птица на хвосте новости приносит? (сорока)

-Какая птица является символом мира? (голубь)

-Какая птица варила детям кашу? (сорока)

-На какой птице Айболит долетел до Африки? (на орле)

-Какая птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)

15.(Проверяем задание) « Разрезные картинки».

16. Слайд 13. Конкурс «Птичьи ребусы». По ребусам вам надо угадать название птиц.

17. Конкурс  знатоков пословиц и поговорок.

конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.

1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).

3. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).

4. Всякая птица своим пером... (гордится).

5. Всякая птица своим клювом... (сыта).

6. Сорока весть на хвосте... (принесла).

18. Послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.

Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой!

19. Появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

13. Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

   А на память о нашем празднике я хочу вручить вам закладки со словами «Поделитесь с птицами едой!». А добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.

Приложение

Сценка "Разговор на лесной поляне"

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется и в страхе оглядываясь назад "ворона".

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам,воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

(Появляется "синица")

Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу кто-то здесь разговаривает. Дай думаю посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Каррр еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! ( ворона грозит "крылом") сидела на заборе думала чем бы поживиться, а ребята снежками в меня

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…

Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все -таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

6. А.Яшин. 

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Инсценированное выступление "Доживем до весны"

Появляется взъерошенный воробей:Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые, 
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.

Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают.


Появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

М. Глазков «Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.

Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…

Поделитесь с птицами едой!

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной 
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте! 
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади

Пословицы(разрезать)

1. Слово не воробей...

вылетит – не поймаешь.

2. Лучше синица в руках, чем... 

журавль в небе.

3. Лес без птиц и птицы без... 

леса не живут.

4. Всякая птица своим пером...

 гордится.

5. Всякая птица своим клювом... 

сыта.

6. Сорока весть на хвосте...

 принесла.

Картинки по запросу лазоревка птица    лазоревка

Похожее изображение

гаичка

Картинки по запросу птица синица большая

        большая синица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КТО «ЛИШНИЙ»? Кочующая птица Оседлая птица Оседлая птица

Слайд 3

ПОЧЕМУ ПТИЦЫ НА ЗИМУ УЛЕТАЮТ НА ЮГ? ХОЛОДНО НЕ ХВАТАЕТ КОРМА ПРИВЫЧКА

Слайд 6

Что мы знаем о кормушках ? - Кормушки для птиц должны быть скромными, лучше не яркими. - При закреплении кормушек на деревья не обламывайте ветки, не повреждайте ствол. - Во время подкормки птиц не оставляйте газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки. - Постоянно следите, чтобы не было снега в кормушках. - Вовремя, желательно в один и тот же час, подсыпайте корм.

Слайд 7

Кого чем? Воробья угощу хлебными крошками. Голубя угощу семечками.

Слайд 8

Кого чем? Снегиря угощу рябиной. Дятла угощу шишками.

Слайд 9

Кого чем? Синицу угощу салом. Сороку угощу зерном.

Слайд 10

Кого чем? Ворону угощу крупой. Свиристеля угощу ягодой.

Слайд 12

Это интересно Самыми морозостойкими считаются утки и гуси. Опыты, проводившиеся норвежскими учеными, показали, что они выносят температуру до минус 110 градусов, в то время, как белые медведи и тюлени выдерживают только до 80 градусов. Большинство же других животных не переносят температуру минус 45 градусов. Температура тела птиц-40-42 градуса.

Слайд 14

КТО «ЛИШНИЙ»? в р н д т л ф л н с р ж к ё т

Слайд 15

НИЦАСИ БЕЙРОВО КАРОСО

Слайд 16

ЛУБЬГО ЗЕНЬПОЛПО НАВОРО

Слайд 17

100 к ц ,,

Слайд 18

С 3 Ж

Слайд 19

З ,,, ик

Слайд 20

рона

Слайд 21

Пи к х

Слайд 23

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Где зимуют зимуют птицы?

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...