Сценарий "Масленица" в начальной школе.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Данный материал подготовлен для проведения праздника "Масленица" в начальной школе в помещении. В ходе проведения мероприятия учащиея начальной школы знакомятся с традициями русского народа. Данная разработка будет интересна классным руководителям, а также воспитателям группы продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

праздника"Масленицы" в начальной школе

Скоморох:

Эй, добрые господа!

Пожалуйте сюда!.

Два раза не повторяю,

Поэтому один раз объявляю

Дорогие ребята,

Все, кто любит блины в сметане,

Приходите Масленицу встречать,

А зиму прогонять!

Ребята, в этом году Маслена неделя с _ по _ марта. Но мы с вами отпразднуем сегодня. Вы не против? Отлично!

-Распрекрасные девчоночки помашите пальчиком указательным!

Гляньте, они у нас к веселью такие внимательные!

-А теперь оттопырьте пальчики большие!

Вы не просто внимательные- Вы крутые!

-А теперь помашите мизинчиком- да такие девчата на празднике просто гостинчики!

А парнишки-то, парнишки-то какие, только посмотри!

-Парнишки, покажите-ка ваши мышцы-бицепсы- Просто круть!

-А теперь мышцы-трицепсы- ну просто жуть!

Жуть какая красота- веселья срочно нам сюда!

Ну, с такими-то личностями праздник у нас выйдет Отличный!

Как разохотимся, да как пойдем- Забав кучу нагребем! Будем забавы прям сию минуту, отовсюду по сусекам скрести, да друг на друга трясти!

Игра « Гребём забавы»

- Правой рукой по сусекам скребем-скребем-скребем - На ГОЛОВУ соседа рядом трясем трясем-трясем. Ведь если забавы на голову ему потрясти- Он Вас будет домой на руках нести!

-Левой скребем-скребем-скребем и Соседу, который слева на УХО трясем трясем- трясем. Ведь если на ухо ему потрясем- С ним под ручку домой уйдем!

- Двумя руками забавы будем нагребать, и на коленки и под коленки двум соседям посыпать. Ведь если посыпать на коленки и под коленками- они нас угостят блинами и гренками!

- Скребем Забавы снизу вверх- и трясем вообще на всех. Ведь если всех обстрясти- Щеки от радости будут расти!

А теперь задача наиглавнейшая- Встряска Настроения- супернежнейшая!

Игра « Настроение поискали»

Настроенье -поискали, поискали и нашли!

( ищем руками внизу, как белье полощем, взяли как штангу)

Вверх подняли-покачали-покачали –потрясли

руками вверх, в стороны)

Повертели-поболтали-покрутили- потрясли

( руками вертим, болтаем, трясем)

Аккуратно ухватили и с собою унесли

( как бы ухватили руками и за спину)

(На ускорение)

- Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором):

 Дорогая гостья Масленица,

 Авдотьюшка, Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

 Коса длинная, трехаршинная,

 Лента алая, двухполтинная,

 Платок беленький, новомодненький,

 Шуба синяя, латки красные,

Лапти частые, головастые,

 Приезжай, Масленица, в гости

 На широкий двор! (Вносят чучело Масленицы, проносят по залу).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

 Игра «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

 Игра «Яичная эстафета» . Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи».  Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох: На лакомую среду зазывай гостей к обеду! Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок! Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок! Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

 Баба Яга: Здорово, ребятки,

                   Игори и Ванятки,

                   Наташки и Дашки,

                  Веруньки и Машки,

                  Оленьки, Поленьки,

                  Геночки, Коленьки.

                 Поклон вам, люди добрые,

                 Веселые, хворобые.

                Привет вам от Лешего,

                Тьфу ты, от Лета.

                Встречалась я с ним на болоте,

               Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,

               Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите! Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

 Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

 Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи: Тетушка крутая, белая да седая,

                     В мешке стужу везет, на землю холод трясет,

                     Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

 Баба Яга: Это я - Баба Яга.

 Скоморохи: Нет, неправильно. Дети, а вы отгадали?

 Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи: Заря-заряница, красная девица.

                      Травку выпускает, росу расстилает.

                      Едет стороной – с сохой, с бороной,

                     Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

 Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

 Баба Яга: Все! Вопросов больше нету! Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга: Дырки в платье залатаю,

                  И от вас навеселе

                 Я, ребята, улетаю,

                 В лес дремучий на метле. (Садится и улетает).

Скоморох:Четвертый день – «Разгуляй».  Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!

Дети поют частушки. Ходят по залу.

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.

Раньше Масленку встречали,
На санях её катали.
Чтобы нынче покатать,
Надо снега занимать.

 В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

 Вот бы нам уроков вместо
На блины затеять тесто
И блинов напечь за раз
На всю школу, на весь класс!

 Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше,
Нам с блинами веселей.

Зиму дружно провожаем
Весну в гости зазываем
Ждем мы солнца и тепла.
Пусть быстрей придет Весна!

Мы на Масляной неделе
Сто блинов, наверно, съели.
С мёдом, маслом и вареньем.
Вкуснотища! Объеденье!

Первый скоморох.

– А у Мишки на носу ели кошки колбасу!

Второй скоморох.

– И чего ты раскричался
Будто тебе мух попался?

Первый скоморох.

– Кто попался?

Второй скоморох.

– Мух!

Первый скоморох.

– Кто это мух?

Второй скоморох.

– Ребята, он не знает муха!

– Вот у воробьихи муж – воробей, у соловьихи муж – соловей.

– У курицы муж – петух, а у мухи муж будет мух!

– Ха-ха-ха!

 В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки» Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала. По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч» Дети по 2 человека катят обруч, у кого дальше укатится, тот и выиграл.

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка» Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье». Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения Первый скоморох.

– Прости меня!

Второй скоморох.

– И ты прости меня! (Целуются)

Первый скоморох.

– В воскресенье мы с Масленицей прощаемся, 
В воскресенье слезами умываемся.

Второй скоморох.

– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

Учитель: Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символа ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Лицо масленнице не рисовали, потому что считали, что, нарисовав лицо, в чучело вселяется душа. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село его топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу". Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.

Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер.

В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Учитель:

Вот и закончился весёлый и радостный праздник в жизни земледельца. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, мы никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.

Скоморох 1. Масленицу провожаем, весну-красну встречаем.
Гостья погостилась, с зимушкой простилась,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну окликают.

Скоморох 2– А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

– Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!

Скоморох 1. – С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

А за праздник вам - спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...