Информационно-познавательный час с элементами квест-игры для учащихся начальных классов
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Эльмеметова Светлана Александровна

Данное мероприятие реализуется в рамках внеурочной деятельности, исходя из создания возможности более открытого общения детей, познавательности, художественного восприятия. Взаимоотношения  педагога-библиотекаря, учащихся и участников мероприятия отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.

Мероприятие проводится к юбилею (390-летию со дня рождения) Ш.Перро 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_sharl_perro.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный мир сказок Шарля Перро

Информационно-познавательный час с элементами квест-игры для учащихся начальных классов

Автор методической разработки:

педагог-библиотекарь МОУ

«Сернурская средняя

общеобразовательная школа №1

имени А.М.Яналова»

С.А.Эльмеметова

Пояснительная записка

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

Данное мероприятие реализуется в рамках внеурочной деятельности, исходя из создания возможности более открытого общения детей, познавательности, художественного восприятия. Взаимоотношения  педагога-библиотекаря, учащихся и участников мероприятия отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.

Мероприятие проводится к юбилею (390-летию со дня рождения) Ш.Перро 

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством знаменитого писателя -сказочника Ш. Перро; расширение знаний учащихся о литературных произведениях  автора.

Задачи:
1. расширить знания детей о биографии и творчестве Шарля Перро;
2. определить уровень начитанности учащихся, расширить представления о сказках;
3. повышать творческий интерес детей; развивать гибкость мышления, творческое воссоздающее воображение, произвольное устойчивое внимание, обогащать словарный запас;
4. воспитывать нравственные черты характера, эстетический вкус;

5. активизация положительной мотивации к читательской деятельности.

6. развивать умения работать в группе

Образовательные технологии, используемые на мероприятии: игровые, создание проблемной ситуации, групповая работа, частично-поисковая.

Тип мероприятия: информационно-познавательный час с элементами квест-игры «Помоги герою»

Возраст учащихся: игра построена с учетом интересов детей младшего школьного возраста

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: компьютер, проектор; костюмы героев – Сказочник Перро, Красная Шапочка, Золушка, Спящая Красавица, Кот в сапогах, Мальчик-с-пальчик, Синяя борода

Оформление: Книжная выставка «Сказки Шарля Перро», названия комнат, дерево на листе ватмана (для рефлексии)

Приложения:

  1. Презентация «Биография Ш.Перро»
  2. Маршрутные листы
  3. 6 ключей
  4. Плоды, листья, цветы (для рефлексии)

Ход игры

1.Организационный момент

Библиотекарь:

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем мероприятии. Я уверена, что у вас хорошее настроение, которое вы сохраните в течение всего мероприятия. Я желаю вам успехов и плодотворной работы.

2.Мотивационно-целевой этап.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на выставку книг. Наша выставка без названия.

- Прочитайте названия книг на выставке. А что это: сказки, рассказы или стихи? Правильно ребята - это сказки.

- Как вы думаете, кто же их автор? (ответы детей)

- Правильно, это Шарль Перро

- Какое название мы дадим нашей выставке книг? (ответы детей). Выставка книг называется «Сказки Шарля Перро»

- Как вы думаете, творчеству какого писателя будет посвящено наше мероприятие? (по результатам ответов библиотекарь подводит учащихся к проговариванию темы мероприятия).

Целеполагание

- Тема нашего мероприятия «Волшебный мир сказок Шарля Перро».

- Что бы вы хотели узнать сегодня? (библиотекарь подводит учащихся к определению цели занятия).

- Сегодня мы с вами узнаем о жизни писателя, вспомним его произведениях и выясним, кто лучше всех знает сказки Перро.

 

3.Знакомство с творчеством Перро (показ презентации «Биография Перро»)

Знаменитый сказочник Шарль Перро родился  более 350 лет назад — во Франции в городе Турне 12 января 1628 года. 

Вырос Шарль Перро  в обеспеченной богатой образованной семье. Дед Шарля Пьеро был богатым торговцем в Турине. Отец Шарля – Пьер Пьеро получил прекрасное образование и  был адвокатом парижского парламента. Мать Шарля Перро происходила из дворянской семьи. В детстве Шарль Перро подолгу жил в поместье своей мамы – в деревне Вири, откуда, возможно, и появились образы его «деревенских» сказок.

Семья была многодетной. У Шарля были пять братьев.  Один брат Франсуа – близнец Шарля — умер, не дожив до года.

Четверо братьев Пьеро, как и Шарль Пьеро,  в будущем станут достойными людьми, займут важные посты
— Жан станет адвокатом,
— Пьер – сборщиком податей в Париже,
— Клод был принят в Академию наук, стал архитектором, возвел Парижскую обсерваторию и коллонаду Лувра, создал украшения для Версальского собора, занимался медициной,
— Николя хотел стать профессором Сорбонны, но не успел, так как прожил только 38 лет.

Все братья Пьеро, в том числе и Шарль, закончили колледж Бове. Шарль Перро поступил в этот колледж в 8 лет и  окончил в нем  факультет искусств.

В те годы литература была лишь хобби для юного ученика колледжа — Шарля Перро. Он начал в году обучения в колледже сочинять первые стихи, поэмы и комедии.

Шарль Перро по настоянию отца сначала работал адвокатом, а потом пошел работать к брату, в его ведомство сборщиком податей. Он усердно делал карьеру, и о литературе как серьезном занятии даже и не думал. Он стал богат, силен, влиятелен. Стал советником короля и главным инспектором построек, возглавлял Комитет литераторов и отдел Славы Короля.

В 44 года Шарль женился на юной Мари Пишон, ей было в то время 18 лет. У них родилось 4 детей. О семейной жизни Шарля есть разные мнения и опять же противоречивые. Некоторые биографы Шарля пишут о нежной любви его к жене и к семье, другие имеют противоположное мнение. Прожили они семейной жизнью недолго – всего шесть лет. Жена Шарля Пьерро умерла достаточно рано – в 24 года —  от оспы. Тогда эту болезнь вылечить было невозможно. После этого Шарль Перро сам воспитал своих детей – трех сыновей —  и более никогда не женился.

Известен и общепризнан лишь тот факт, что основу всех сюжетов сказок Шарля Перро составляют известные народные сказки, а не его авторский замысел. Перро же создал на их основе авторскую литературную сказку.

В 1697 году Шарль Перро издает сборник «Сказки Матушки Гусыни» под именем своего сына  и на обложке сборника как автор значится Пьер Перро д’Арманкур. В сборник включены восемь сказок: «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Кот в сапогах», «Феи», «Золушка», «Рике с хохолком», «Мальчик с пальчик». В следующих изданиях сборник пополнился еще тремя сказками: «Потешные желания» (в других  переводах – «Смешные желания»), «Ослиная кожа», «Гризельда».

Оказывается, в филологической науке до сих пор нет точного ответа на элементарный вопрос: кто написал знаменитые сказки?

А кто же был истинным автором «Золушки» или «Кота  в сапогах» – сам Шарль Перро или его младший сын, вероятно, так и останется тайной. Я придерживаюсь традиционной точки зрения и поэтому называю автора сказок уже привычным всем нам именем — Шарль Перро.

В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

В переводе на русский язык сказки Шарля Перро были впервые изданы в 1768 году в сборнике под названием «Сказки о волшебниках с нравоучениями». Позже сказку «Кот в сапогах» перевел стихами В. А. Жуковский. А также он написал «Спящую царевну».

После издания сказок Шарля Перро по их мотивам в России появились и лирико-комическая опера «Золушка» Россини, и балет «Золушка Сергея Прокофьева, и пьеса для детей Евгения Шварца «Золушка» (по сценарию пьесы снят известный кинофильм для детей «Золушка»).

Во Франции в Париже установлен памятник Шарлю Перро, а также есть музей Шарля Перро, в котором можно увидеть восковые фигуры самых известных сказочных персонажей писателя.

Библиотекарь:

- Ребята, а давайте вспомним названия всех известных сказок Перро (дети перечисляют названия).

1. Волшебница (Подарки феи).

2. Золушка.

3. Кот в сапогах.

4. Красная шапочка.

5. Мальчик-с-пальчик.

6. Ослиная шкура.

7. Пряничный домик.

8. Синяя борода.

9. Спящая красавица.

10. Хохлик (Рике с хохолком)

Раздается стук в дверь.

- А кто это к нам стучится? (в класс входит сам сказочник Шарль Перро)

Сказочник:

- Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел за помощью. Сегодня во дворце состоится бал, на который должны прийти все герои моих сказок. Но злая волшебница похитила и заколдовала некоторых моих героев. Ребята, а вы поможете мне их найти? (ответы детей). Тогда отправляйтесь скорее на поиски моих героев.

Проводится квест-игра «Помоги герою»

Класс делится на 2 команды. Им вручается маршрутный лист с названиями тайных комнат, где им необходимо ответить на вопросы. В комнатах находятся заколдованные персонажи Перро. Если команда правильно ответит на все вопросы, сказочный герой становится свободным. Команда получает ключ от героя, который крепится в маршрутный лист. Каждая команда должна обойти по 3 комнаты. Собрав ключи, команды, вместе со спасенными героями сказок, возвращаются в начальный пункт отправки, где их ждет Сказочник Перро.

Вопросы от Красной Шапочки (комната «Лесная»)

  1. Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)
  2. Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)
  3. Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)
  4. Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)
  5. Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

Вопросы от Золушки (комната «Хрустальная»)

  1. Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
  2. В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)
  3. За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)
  4. На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на карете)
  5. Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)

Вопросы от Спящей Красавицы (комната «Таинственная»)

  1. Что предсказала старая фея принцессе? (смерть от веретена)
  2. Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы)
  3. Кто проснулся сразу после принцессы? (собачка Пуфф)
  4. Почему замок казался неприступным? (вокруг вырос густой лес)
  5. Какой указ издал король для своих подданных?(запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки)

Вопросы от Кота в сапогах (комната «Дорожная»)

     1. Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)
2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)
3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (кролика)
4. Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? (людоеду)
5.Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил его превратиться в мышку)

Вопросы от Мальчика-с-пальчика (комната «Волшебная»)

  1. Почему родители Мальчика-с пальчика решили избавиться от детей? (случился страшный голод, их нечем было кормить)
  2. Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (они нашли дорогу по камешкам, которые бросал на дорогу мальчик-с-пальчик)
  3. При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз? (при помощи крошек хлеба)
  4. На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (дом Людоеда)
  5. Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (сапоги скороходы, мешок с золотом)

Вопросы от Синей бороды (комната «Загадочная»)

Сколько сыновей было у мельника? (Трое).
Сколько раз Людоед совершал свои превращения? В кого? (Два: во льва и мышь).
Сколько лет должна спать заколдованная принцесса? (Сто лет).
Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (Шестнадцать).
Сколько волшебниц было приглашено в крестные принцессе? (Семь)
Сколько детей было у дровосека? (Семь)
Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? (Два)
Сколько дочерей было у людоеда? (Семь)

Сказочник:

 - Молодцы, ребята! Вы нашли моих заколдованных героев. И сейчас мы с ними отправляемся на бал, где нас уже ждут остальные герои. Спасибо вам, дети, всего вам доброго!

4.Рефлексия

Библиотекарь:

- Молодцы! Вы справились с заданиями. Понравилось вам наша игра и мероприятие?

Проводится игра «Дерево творчества». Ученики прикрепляют на нарисованное дерево листья, цветы и плоды, символизирующие впечатление от прошедшего мероприятия:

Плоды – отлично

Цветы – хорошо

Зеленый лист – удовлетворительно

Желтый лист - неудовлетворительно

5.Домашнее задание

Библиотекарь:

- Ребята, я вам предлагаю после нашего мероприятия нарисовать сказочных героев Шарля Перро, тех, кто вам больше понравился или запомнился. А потом в школьной библиотеке будет оформлена выставка ваших рисунков.

Список использованных источников и литературы

Перро, Ш. Красная Шапочка и другие сказки / Шарль Перро. – М.: Эксмо, 2011. – 80с.

http://stories-of-success.ru/sharlya-perro

http://damy-gospoda.ru/sharl-perro-biografiya/

http://hobbitaniya.ru/perro/perro.php

http://www.skazka.com.ru/bio/sharl-perro

https://yandex.ru/images?parent-reqid=1513179252548020-1262894853956564377582870-man1-4504&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Конфликт и ребенок»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы "Конфликт и ребенок". Это мероприятие можно проводить в рамках классного часа. Цель занятия: профилактика бесконфли...

" День здоровья" Квест-игра для учащихся начальных классов " Быть здоровым -ЗДОРОВО!"

Материал содержит разработку спортивно-развлекательного мероприятия " День здоровья", маршрутные листы по станциям, загадки , эстафеты и т.д....

Беседа с элементами игры для учащихся начальных классов «Как школьники Мишку правилам дорожного движения обучали»

Внеклассное мероприятие направлено на закрепление знаний правил дорожного движения в начальной школе....