Азбука, прощай!
классный час (1 класс)

Шалимова Валентина Александровна

Сценарий, представленный Вашему вниманию,может быть полезен учителям начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому школьному учебнику-азбуке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchay_azbuka-_1_klass.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

             

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Сценарий праздника

"Азбука, прощай!"

        Учитель начальных классов:

                                                                   Шалимова В.А.

Март 2016 г.

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.


Задачи:


- развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
- воспитание у учащихся интереса к чтению;
- приобщение обучающихся к традициям начальной школы.

Добрый день, уважаемые родители, гости! У каждого человека в жизни наступает важный и ответственный этап. И сегодня этот момент наступил в жизни вашего ребёнка. Сегодня у нас большой праздник  - мы прощаемся с первой школьной книгой – Азбукой.  А ещё совсем недавно, 1 сентября, ваши дети переступили порог школы и стали учениками. За это время они очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для ребят, так и для  родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!

Вы были все смешными малышами,

Когда вошли впервые в этот класс,

И, получив тетрадь с карандашами,

За парту сели первый в жизни раз!

               - Встречайте! 1  класс!

1.За окном весна танцует,  

День приветливый такой.

А у нас сегодня праздник –

День прощанья с Азбукой!

2

Пусть зовут нас шестилетки!
Пусть не ставят нам отметки!
Нам пятёрки далеки!
Все же мы...

Ученики! (Хором).

Любим чистый светлый класс!

Это раз! (Хором).

Там читали мы слова!

Это два! (Хором).

3

Ну, а в третьих,
Я Лариске
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
“Мой внучонок – вундеркинд!”

4

Посмотрите на меня:
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу,
Форму строгую ношу!

5

Мы приходим в класс с бантами,
Брюки гладим теперь сами!
Посмотрите, стрелки есть!
Может, 5, а может, 6...

6

В классе заняты все делом
От звонка и до звонка.
Только жаль, что перемена
В школе очень коротка!

7

Здесь рисуют и поют,
Здесь читают и считают.
Можно многое узнать,
Если только не зевать!

8

Очень хочется, ребята,
Поскорее подрасти,
Мы уже умеем в слове
Ударение найти.
9

Я уже все буквы знаю,
Даже вывески читаю
И названия газет,
И бумажки от конфет,
И по книжке – раскладушке
Я учу читать игрушки.
Мишка плюшевый и кошка
Могут прочитать немножко.

10

Повзрослел я, войдя в этот дом,
Здесь учусь я читать и писать.
Но украдкой под партой своей
Продолжаю... в игрушки играть.

11

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,
– Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

12

 Знают взрослые и дети

И шахтер, и водолаз,

Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

13

  Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли,

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

14

 Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна.

Но зато читать так быстро

Научила нас она!

15

До свиданья, до свиданья,

Книга первая моя.

Приходи к нам на прощанье,

Ждут тебя твои друзья.

Азбука. Здравствуйте, дорогие гости! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!

Только в школу вы пришли —

Встретилась я с вами.

Дни учебы потекли,

Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А еще терпению.

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать,

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали,

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас!

(Обращается к учителю.)

 А где же мои помощники-буквы?

Учитель. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова,  и весь алфавит появится перед тобой: «Шарма, фарма, туквы, муквы, Дети, превращайтесь в буквы».

   Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита. 

Учитель. Уважаемая, Азбука! Принимай парад букв!

   Буква А.             Буква А-

                              Алфавита голова.

                           Знает Вова, знает Света,

                               А похожа на ракету.

 

Буквы Б, В.         В — ватрушка, Б — баранка,

                               Это пекарь спозаранку

                               Выпекает в жаркой печке

                               Булки, бублики, колечки.

 

Буквы Г, Д.           Где? Когда? Всегда мы любим  

                                 Задавать вопросы людям.

                                 Год за годом, день за днем

                                 Г и Д — друзья во всем.

Буквы Е, Ё.       

  Ё» и «Е» - родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы «Ё» - две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Буквы Ж, 3.         Ж~ж-ж-жужжит бедняжка жук:

                                В сеть поймал его паук,

                                3-з-з-запел комар сердито,

                                Он задаст сейчас бандиту.

 

Буква И.     

     Буква «И» наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула,

К правой ножке пристегнула.

     

Й 

Йогурт из малины

Самый наш любимый.

Буквы К, Л.          Костя Лапкин пьет компот,

                                Клоун Ли смешит народ,

                                Катя лес рисует мелом —    

                                Каждый занят важным делом.

 

Буквы М, Н,         М и Н найдешь в малине,

                                В мине, в манке, в магазине.

                                Много слов — известно всем —

                                Не сказать без М и Н,

 

Буква О.                О, друзья! Я так люблю        

                                Олю, Олечку мою.

                                И сейчас желаю Оле

                                Быть отличницею в школе.

                                            

Буквы Л, Р.         Мы соседи в алфавите

                              Как красивы, посмотрите.

                              На двоих у нас три ножки,

                              Где купить для них сапожки?

Буква С,Т

С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!

Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.

Буква У.

Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву У
?

 

Буквы Ф, X      Ф — фырчит всегда, как филин,

                            X — хохочет простофилей.

                            Но всегда дружить готов

                            С ними Федя Худяков.

                   

Буквы Ц, Ч.      Вы узнали Ц и Ч?

                            Мы примчались на мяче.

                            Цапля, чайка и циркач

                            Тоже любят игры в мяч.

 

Буквы Щ, Ш.   Ш и Щ — родные сестры,

                         Различить их очень просто:

                         Носит Щ всегда с собой

                         Этот хвостик небольшой.

 

Буквы Ъ, Ы, Ь. Полезные мы с вами буквы,

                             Но есть у нас одна беда:

                             Бываем мы всегда строчными,

                             А вот большими — никогда.

 

Буква Э.           Эхо слышно тут и там,

                         Эхо ходит по горам,

                          — Эхо, спустишься сюда?

                          Отвечает эхо: «Да!»

  Буква Ю.          Юнга — будущий матрос

                           Южных рыбок нам привез.

                           А на грядке у юнната

                           Поспевают экспонаты.

Я (выходит вперед, начинает хвастаться).

                          Посмотрите на меня,

                          Разве я не хороша?

                          Не худющая, как А,

                          И не толстая, как Ш!

                          Ножку вправо отведу

                          К букве я соседней,

                          Не хочу теперь в ряду

                          Я стоять последней.

(Обращаясь к Азбуке.)

                          Книжка первая моя,

                          Пожалей ты букву Я,

                          Разреши минут хоть пять

                          Первой в азбуке стоять!

 

  Азбука.          Ай-ай-ай, мне очень стыдно

                          И за алфавит обидно.

                          Как ты можешь, буква Я,

                          Подводить сейчас меня?

                           В алфавите всем известно:    

                           Хвастунишкам тут не место!

                           Знают буквы все отлично:

                          Якать просто неприлично.  

                          Буквы людям все нужны,

                          Этим буквы и дружны.

                          Дело тут совсем не в месте.

      Все буквы. Дело в том, что все мы вместе!

Буква Я становится в строй.

Ведущий.

Вот такие наши буквы-

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик.

Песня Учат в школе»

Азбука. Спасибо моим помощникам-буквам, им пора  превращаться в учеников (говорит волшебные слова):

«Шарма, фарма», — я скажу,

Покажу пять пальчиков,

Буквы, превращайтесь

В девочек и мальчиков.

После этих слов дети снимают шапочки.

Учитель. Почему мы наш учебник Азбукой зовем?   А другие называют книгу Букварем?

 Книгу, что знакомит с буквой

           Букварем назвали встарь,

        В честь славянских «аз» и «буки»

        Назван Азбукой Букварь.

Азбука.

- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?

(Выслушивает ответы детей).

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.

А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.

А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв азбуки (слайд 6) – «Азбука».

Ведущий.

- Спасибо тебе, Азбука, за интересный рассказ.

Подведем итог мы с вами.

Какие получили знания?

Как идет образованье?

Чему же научила вас я?

Сейчас посмотрим мы, друзья!

. А знаете, ребята, сегодня у нас в гостях не только Азбука. Хотите узнать, гостей? Отгадайте загадки.

-Для него прогулка-праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

И у него есть для вас задание. Вини-Пух великий путаник. У него все буквы в словах перепутались. Помогите восстановить слова и вы прочитаете названия животных.

( На доске буквы на магнитах. Дети восстанавливают и читают слова.

АБЛЕК (белка), ПУТЕХ (петух), БЕРЗА (зебра), КУТА (утка),  ЦУРИКА (курица), Р А Ж И Ф (жираф)

А у нас еще один гость.

Отгадайте, кто?

В лесу живёт одна старушка.
Есть у неё чудо избушка.
Она летает на метле.
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
Зовут её … .

Баба-Яга приготовила для вас трудные  загадки.

Любите загадки?

Гадайте по порядку,

Вы друг другу помогайте,

Хором нам ответ давайте.

( загадки от Бабы-Яги)

А кто у нас еще в гостях, угадайте?

 Злой и страшный на лицо,

Смерть запрятал он в яйцо,

В Царстве золотых вещей

Кто живет? - Живет...

Ответ: Кощей

Он приготовил нам тоже испытание. Если мы справимся с его заданием, то сможем продолжить наш праздник. Вы не боитесь трудностей, ребята? Тогда, вперед!

1.Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (  Не врачей, а грачей).

2. Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. ( Не майки, а чайки)

3.Говорят, один рыбак в  речке выловил башмак.

Но зато ему потом, на крючок попался дом. ( Не дом, а сом.)

4. Врач напомнил дяде Мите,

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель перед сном. ( Не цапель, а капель).

5.Весною из берлоги выходят носороги. (медведи)

6.Воют волками метели

В зимнем месяце апреле. ( апрель- не зимний месяц)

-Молодцы, ребята!

Учитель

Нам  прислали телеграммы сказочные герои. Все поздравляют нас с праздником.

 -Кто прислал эти телеграммы?

Поздравляю всех с праздником ТЧК не ссорьтесь ТЧК Давайте жить дружно.

Я от бабушки ушел ТЧК Скоро буду на празднике ТЧК

Поздравляю с праздником ТЧК Приехать не могу, ЗПТ потеряла туфельку ТЧК

Наши друзья  прислали нам сказочную викторину

« Как зовут героя»

Появилась в чашечке цветка,

А была я чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

Лучший в мире друг (Карлсон)

Я большой друг Чебурашки  (Крокодил Гена)

Кукла с большими глазами и голубыми волосами (Мальвина)

Как звали кота, товарища лисы Алисы (Базилио)

Это доктор – (Айболит)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Первый братец из соломы

Наспех выстроил хоромы,

А второй строитель наш

Вмиг возвел себе шалаш.

Третий не рубил с плеча,-

Строил дом из кирпича! (Три поросенка)

У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный  (Буратино)

Азбука:

Молодцы ребята! Много сказок читали!

-А  петь вы умеете?

Учитель:

 Уважаемые гости, настройте ваши ушки и послушайте наши частушки!

  Дети поют частушки.

1.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

2

.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

3

.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

4

.Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

5

.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

6

.Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Учитель:
Молодцы ребята, вы хорошо поете частушки. Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем

Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...

Учитель:

Чтоб пыл веселья не угас, чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас на танец поскорее.

Танец «Барбарики»

Учитель. Да, дорогая Азбука. С тобою мы сегодня распрощаемся; ты остаешься в первом классе, а мы отправимся дальше по дороге знаний и открытий.

Азбука:

Молодцы, ребята, танцуете вы хорошо, а слова «волшебные» знаете?

Давайте сыграем в игру «Волшебные слова».

                                Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться. Доброе…(Утро)

Если в ночь случилась встреча,

Говорим мы…(Добрый вечер)

И всегда при расставанье

 Говорите...  (До свиданья)

Уезжает кто-нибудь —

 Пожелайте... (В добрый путь)

Попал я в дедушку мячом

И закричал: «А я при чем?»

Но, досчитав до 30,

Сказал: «Ну дедушка,..»(Прости)

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова...(Извините)

Если дарят в день рожденья

Вам конфеты и печенье.

Карандаш, альбом и книжку

Или мягкую мартышку,

Не молчи, как в речке рыба,

Говори друзьям...(Спасибо)

За день и ночь, за солнца луч,

За небо, чистое от туч,

За звезды, утро и зарю

Ты говори..,(Благодарю)

Учитель:   В школе вы познакомились друг с другом, нашли друзей, помогаете им, делитесь школьными принадлежностями, защищаете слабых. Вы стали настоящими  друзьями .

Песня «Если с другом вышел в путь»

Сегодня мы расстаемся с первой книгой Азбукой и знакомимся с новой книгой.

 Вместе с литературным чтением вы  узнаете много интересных рассказов, прочитаете сказки и стихи, познакомитесь с детскими писателями и поэтами. Но чтобы встречи эти  были радостными, постарайтесь правильно обращаться с книгой.

В. А как же это – правильно? Вы знаете, ребята? (правила работы с книгой)

Ученик 1. 

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

Ученик 2. 

Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"

Ученик 3. 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
 

Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

4

Жить без книг теперь не сможем,

 Дорог нам их вечный свет.

Увлекательнее чтенья

 Ничего на свете нет!

Азбука. Мне немного грустно расставаться с вами, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже готовы читать другие книжки.

Ведущий. Мы не только готовы читать другие книжки, но мы уже прочитали много книг. Ребята подготовили выставку рисунков по прочитанным книжкам

1. Спасибо я сказать хочу той книге, что в руках держу.

2

 Я с этой книгой в первый раз пришёл в свой первый светлый класс.

3

Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил!

4

 И как мне радостно сказать:

Умею я теперь читать!

5

До свидания! До свидания!
А на следующий год,
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!

Все: Спасибо, Азбука!

Азбука:- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам в учёбе! И в этом вам поможет книга. На память я дарю вам небольшие подарки и удостоверения.

(Азбука вручает подарки).

- До свидания!

Ведущий.

- Дорогие ребята! Уважаемые гости! Наш праздник окончен. Спасибо большое всем за участие!

Давайте на прощанье вместе с ребятами споем.

( Дети исполняют песню)        

1. Пусть бегут неуклюже

Первоклашки по лужам,

Дети в школу спешат на урок.

Даже дождь не пугает,

Если в класс приглашает,

Лучший друг наш, веселый звонок.

Припев: 

Мы чуть-чуть уж повзрослели,

Научились мы читать.

Подросли и поумнели,

Нас теперь уж не узнать.

2. Наши книжки, тетрадки

В идеальном порядке

В выходные устали отдыхать!

Дома скучно ужасно,

Ну, а в школе прекрасно:

Снова будем писать и читать!

Припев: 

Мы чуть-чуть уж повзрослели,

Научились мы читать.

Подросли и поумнели,

Нас теперь уж не узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника " Азбука, прощай!"

Интересный  сценарий праздника " Азбука, прощай!" для совместного  детско-взрослого мероприятия....

Азбука,прощай!

По детски трогательный праздник с использованием дидактических заданий, загадок, кроссвордов....

Азбука, прощай!

Утренник, посвященный прощанию с первой учебной книгой....

Сценарий внеклассного мероприятия в 1 классе "Азбука, прощай!"

Сценарий праздника в 1 классе "Прощание с Азбукой."...

Азбука, прощай

"Азбука, прощай" - разработка праздника....

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, прощай!"

Праздник проводится после изучения Азбуки в первом классе....

Презентация проекта "Азбука, прощай!"

Я — Азбука. Учу читать.Меня никак нельзя не знать.Меня изучишь хорошо,И сможешь ты тогда Любую книгу прочитать Без всякого труда. Данная презентация содержит следующие слайды: алфавит- 33 родных...