Классный час "Масленица"
классный час (1, 4 класс)

Каскова Валентина Николаевна

Классный час "Масленица".

Цель: Познакомить детей с историей празднования масленицы; учить их чтить и уважать традиции русского народа; воспитывать любовь к Родине, народной  культуре.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Фотоотчет конкурсов по ссылке  https://disk.yandex.ru/d/Uk5xbIaFu4ga_w

 

История праздника   

Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой   девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

       Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Продолжалась масленица неделю. Каждый день имел свой смысл, назначение и название.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_maslenitsa.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Масленица".

Цель: Познакомить детей с историей празднования масленицы; учить их чтить и уважать традиции русского народа; воспитывать любовь к Родине, народной  культуре.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

                                                 Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о Масленице и узнаем много нового и интересного. А прежде послушайте стихи о ней.

1 ученик:  Кира

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

2 ученик: Ульяна

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

3 ученик: Елизавета

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

4 ученик: Леша

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Учитель 1.

- Так о чем же мы сегодня поговорим с вами?

Учитель 2.

- О масленице! Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Собирайся, народ!

 Весна красная идет!

Надо зимушку спровадить,  

Дружно Масленицу сладить!

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью огромной милостью.

Со льном большим, с корнем глубоким,

С хлебом великим!

История праздника

Учитель1.    

Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой   девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

       Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Продолжалась масленица неделю. Каждый день имел свой смысл, назначение и название.

Учитель 2.

А сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их по порядку. (Ответы детей.)

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали - на семь недель,

Оказалось - на семь дней.

Понедельник — «встреча»

Даша

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

 Учитель 1.

Приходили молодцы,

Обрубили все концы.

Всем пенёчкам на пригорке,  

 Даже русским поговоркам.

Нужно предложениям    

Сделать продолжение.

Конкурс «Продолжи пословицу».

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и  … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и  … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Вторник — «Заигpыши»  

Катя

Закончился первый день, встретили мы Масленицу. Наступает второй день недели. А назывался этот день “Заигрыши”. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. Пришло время и нам поиграть, веселою игрою Масленицу потешить.

Учитель 2.

Собирайся, народ,

Неделя "сырная" идет!

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

День потех и угощений,

Смеха, песен и веселья!

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

Игра «Золотые ворота»  -1.2.классы

 Игра «Лапоть»   Музыка заканчивается, у кого лапоть остается, тот выходит из игры.              

Среда — «лакомка»  

Таня     

В среду теща приглашала на блины зятя. С первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Блин – это символ солнца (такой же круглый), а солнце – символ возрождающейся жизни (придет весна, все начнет расти). Русские люди ели много блинов на Масленицу, сами над собой потом и подшучивали.

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины -

Едем к… (теще на блины)!

 

Учитель 1.

Загадки:

1.Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и сразу в рот! (Блины)

2.Пышные, румяные,
Пламенно-огненные.
С ободочком-корочкой,
С мёдом ешь, с икорочкой. (Блины)

3.Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

Учитель 2.

 «Блины – лепёшки»

Это весёлая игра-кричалка. Здесь нет проигравших и победителей, просто задорная и весёлая игра. Дети делятся на две половины: одна по сигналу ведущего будет кричать слово – «блины», а другая – «лепёшки». Текст такой:

Хороша была зима, её мы провожаем
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!
И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепешки!
И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак рукой) блины!
И еще (знак рукой) лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты-старанье,
На столе стоят (знак рукой) блины!
А рядышком (знак рукой) лепешки!
Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке (все прыгают).
Еще кружок вокруг себя (все кружатся),
И хлопаем в ладошки (все хлопают).

Всем детям очень весело будет покричать хором.

Четверг — «Широкий»

 Вика

А в четверг раздольный разгуляй приходит

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят

Парни ищут девушек-суженых своих.

На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.

Учитель1.

Поиграем в игру

Если я скажу хорошую новость-

Похлопайте ручками

А если не очень хорошую –

Ногами топайте.

( Включение песни)

У весны сегодня день рождения! (Хлопки)

Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)

Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Топот)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)

Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)

Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)

Блины с мёдом да с вареньем! (Хлопки)

Не блины, а объеденье! (Хлопки)

Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)

А иные и с подушками! (Топот)

А другие и с ракушками! (Топот)

Учитель: молодцы ребята, справились с заданием.

А сейчас с вами покатаемся на каруселях

Игра «Карусели»

 Выходят по 5-9 человек

Пятница –«Тещины вечеринки»

ИЛЬЯ

Хоть тёщины блинки и сладки, да тёщ на масленицу угощают зятьки. Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья приглашали тёщу на  блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей.

Игра « Собери блин».

  На  кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и её окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце.

*Не житьё,а Масленица.

*Не всё коту Масленица, будет и  Великий пост.

*Без блина не Масленица.

*На горах покататься, в блинах поваляться.

Суббота - “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”

Данил

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины.

  Песня «Ой блины мои блины»

Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ”

Настя

Торжественно сжигали соломенное чучело. Катались, пели песни, шум и гам в последний день продолжались до вечера.

Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

 Потом   при всём народе сжигали чучело Масленицы.

                          Игра «Ручеек»

«Ручеёк»

Эта народная игра известна ещё нашим прабабушкам, и дошла она до нас почти такой, как в нее играли в то время. Красивая, плавная, она словно льётся ручейком. Здесь не надо показывать свою силу и ловкость. Она играется на эмоциях и создаёт приятное настроение.

Все встают парами друг за другом, глядя в одну сторону. Сцепленные руки поднимают высоко над головой и образуют арку. Кому не досталось пары, проходит по живому коридору от последней пары и ищет себе партнёра. Берёт его/её за руку, и они вместе проходят к началу коридора. Встают впереди и тоже поднимают руки. Оставшийся без пары проделывает тоже самое, что и первый игрок. Так постепенно «ручеёк» передвигается вперёд.

Молодые люди и девушки особенно любили эту игру. Ведь она дает возможность прикоснуться к любимому человеку, побыть рядом.

Все хором:

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!
 

Учитель

С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час. 
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым  разнообразным рецептам наши ребята, они поделятся своими вкусными рецептами.

масленица в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...