Игра «Умники и умницы» (математика)
классный час (3 класс)

Маркова Светлана Николаевна

Встреча в интеллектуальном клубе. Эта игра для всех  – в ней нет зрителей, все участники. Игра состоит из 3 туров и конкурса капитанов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_matematika.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы» (математика)

3 класс

Введение в игру

Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где будет проходить игра «Умники и умницы». Эта игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все ее участники. Игра состоит из 3 туров и конкурса капитанов.

Итак, разминка.

Разминка (по вопросу каждой команде, на обдумывание 30 с)

1. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (6)

2. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке – по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1 баба)

3. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери – и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать,  сколько ламп осталось. (5)

4. В клетке находились 4 кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло случиться? (один мальчик купил кролика вместе с клеткой)

5. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит четыре килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг)

6. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3)

7. Семь воробьишек спустились на грядки. Скачут и что–то клюют без оглядки. Котик–хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (0)

8. Сидят три кошки, против каждой кошки – две кошки. Много ли всех? (3)

9. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: у меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько же детей у него было? (5)

10. Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в лавочку? (3 копейки)

11. Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (3)

12. У бабушки Даши внучка Маша, кот Петушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (одна Маша)

13. Летела стая уток. Охотник убил одну. Сколько уток осталось? (Ни одной, т. к. остальные улетели)

14. Самосвал ехал в поселок. По дороге ему встретились три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? (самосвал)

15. Лена сорвала с дерева две пары вишен и еще одну вишню. Сколько всего вишен сорвала Лена? (5)

16. Сколько рогов у двух коров? (4)

17. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 ч)

1 тур (письменные задания для каждой команды. Время выполнения 3 минуты)

  • 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. А сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (36)
  • Ученик на доске записал: «4 р. = 40 000 к.» «Как ты рассуждал?» - спросил учитель. Ученик объяснил: «Возьмем верное равенство 2 р. = 200 к. 4 рубля в два раза больше 200 к. умножить на 200 к. получается 40 000 к.» В чем ошибка ученика?
  • Дан произвольный четырехугольник. Середины его сторон последовательно соединены отрезками. Какая фигура образуется? (4угольник)
  • На вопрос сестры: «Сколько у меня в руке орехов?» - брат ответил: «Пять!» «Нет!» - сказала сестра. – Если бы у меня было вдвое больше орехов, то и тогда было бы одним орехом меньше, чем 5» Сколько орехов у сестры? (2)
  • Заполните пропуски (цифры обозначенные одним значком должны быть одинаковыми):

* + 6* = 78; (9)        

1 + 3 = 90  (7)

2 тур (капитаны выполняют письменное задание 3 минуты, команды получают вопросы, обдумывание 30 с, нашедшие ответ поднимают руку)

Конкурс капитанов:

  • Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину моих да еще десяток, то у меня была бы целая сотня» Сколько было яблок у торговки? (60)
  • На базаре спозаранок

Покупал  баран баранок.

Для баранов, для овечек

Десять маковых колечек,

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей.

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки.

И один калач купил,

Про себя не позабыл,

А для женушки –

Подсолнушек.

Сколько же вкусных хлебных изделий купил баран спозаранок? (55)

  • В саду росла вишня. На первой ветке росло 15 вишен, на второй на 34 смородины меньше, а на третьей – на 17 яблок меньше. Сколько вишен было на дереве? (15)

Задания для команд:

  • Какое число называют числом Шехерезады? В чем особенность этого числа? Как умножить любое трехзначное число на число Шехерезады? (1001. 1001 = 7• 11• 13. При умножении на число 1001 трехзначное число надо повторить дважды).
  • Поразительный факт произошел в 1735 г. Петербургская Академия наук получила от правительства предложение выполнить спешное, но крайне трудное вычисление. Академики потребовали несколько месяцев для его выполнения. Однако один из математиков этой академии взялся провести эти вычисления за три дня, и действительно, к великому изумлению всей академии, это сделал. Но эта работа ему дорого стоила.

Назовите имя этого математика и поясните, что значит «эта работа ему дорого стоила». (Это Эйлер. У него после проведенных вычислений вытек правый глаз, а в конце своей жизни он ослеп)

  • У Геродота, греческого историка 5 в. до н. э., читаем: «Персидский царь Дарий, оставив своих воинов для охраны моста через Дунай, дал им ремень с завязанными на нем узлами и сказал: «Развязывайте на нем каждый день по узлу, когда минует число дней, означенное узлами, плывите обратно на родину». Чем являлся ремень для воинов? (календарем)
  • Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (день и ночь)

День и ночь – сутки прочь. Сутки, минута, год – это единицы времени. Оказывается, только две единицы времени взяты из природы, а остальные придуманы людьми. Назовите эти единицы времени и объясните их «природное» происхождение. (Сутки – время вращения Земли вокруг своей оси. Год – время вращения Земли вокруг Солнца)

  • Мы часто используем слова «километр», «килограмм». Что означает в переводе с французского языка слово «кило»? (1000)
  • Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина до того, как поймал золотую рыбку? (33 года)
  • А сколько раз ходил старик к морю, чтобы рыбка выполнила его желания?

(5 раз)

  • Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 2 тысячи лет греки изобрели водяной будильник, его назвали «клепсидра», что означает «воровка воды». Кто назовет выражения, пословицы, связанные с «работой» водяных часов? (время истекло, время течет, срок истек, сколько воды утекло)

Финал.  Подведем итоги игры.

1 тур (Время выполнения 3 минуты)

  • 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. А сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?

__________________________________________________________________

  • Ученик на доске записал: «4 р. = 40 000 к.» «Как ты рассуждал?» - спросил учитель. Ученик объяснил: «Возьмем верное равенство 2 р. = 200 к. 4 рубля в два раза больше 200 к. умножить на 200 к. получается 40 000 к.» В чем ошибка ученика?

________________________________________________________________

  • Дан произвольный четырехугольник. Середины его сторон последовательно соединены отрезками. Какая фигура образуется?

  • На вопрос сестры: «Сколько у меня в руке орехов?» - брат ответил: «Пять!» «Нет!» - сказала сестра. – Если бы у меня было вдвое больше орехов, то и тогда было бы одним орехом меньше, чем 5» Сколько орехов у сестры?

__________________________________________________________________

  • Заполните пропуски (цифры, обозначенные одним значком должны быть одинаковыми):  

* + 6* = 78;         

1 + 3 = 90

Конкурс капитанов: (Время выполнения 3 минуты)

  • Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину моих да еще десяток, то у меня была бы целая сотня» Сколько было яблок у торговки?

______________________________________________________________________

  • На базаре спозаранок

Покупал  баран баранок.

Для баранов, для овечек

Десять маковых колечек,

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей.

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки.

И один калач купил,

Про себя не позабыл,

А для женушки –

Подсолнушек.

Сколько же вкусных хлебных изделий купил баран спозаранок?

______________________________________________________________________

  • В саду росла вишня. На первой ветке росло 15 вишен, на второй на 34 смородины меньше, а на третьей – на 17 яблок меньше. Сколько вишен было на дереве? _______________________________________________________________

Администрация МОУ «Лицей № 76»

НАГРАЖДАЕТ

команду 3 класса «______»

за _______ место

в математической игре

«Умники и умницы»

Жюри:

Новокузнецк, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Игра "Умники и умницы"

Вопросы игры позволят  еще раз перелистать страницы  любимых книг, проявить  эрудицию, показать знания в разных областях: в литературе, в области русского языка, математики, естес...

Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"

Внеклассное чтение с  детьми 3 класса.  Тема: «Легенды  и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...

Внеклассное мероприятие по математике: интеллектуально – развлекательная игра «Умники и умницы»

Цель: развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности. Задачи: обучать приемам логического мышления; развивать интерес к математике;воспитывать чувство ко...

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Презентация "Урок-игра "Умники и Умницы", математика 4 класс

Презентация "Урок-игра "Умники и Умницы", математика 4 класс...