Праздник Пушкина "Что за прелесть эти сказки!".
план-конспект занятия (4 класс)

Буканова Оксана Николаевна

Данный сценарий предназначен для провдения праздника, посвященный сказкам Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки А.С.Пушкина

Цель: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А.С. Пушкинаи его творчеству в целом.

Задачи:

- дать детям знания о сказках А.С. Пушкина;

- пробудить интерес к русской литературе;

- познакомить детей со значениями некоторых слов (балда, колымага и т.п.);

- помочь приобрести навыки работы над иллюстрациями сказок с применением нетрадиционных материалов (ваты, тесьма, веток и т.д.)

    В процессе игры дети используют свои знания и умения, приобретенные в школе на уроках труда, рисования. Большое внимание уделяется развитию у ребенка:

- фантазии, воображения, любознательности;

- навыков общения, умения слушать друг друга;

- умению анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Ход праздника

За столом у дуба сидит сказительница. 2 ведущих берут со стола книги с произведением А.С. Пушкина.

1-й ведущий.  «Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни». Это строки из речи Александра Блока «О назначении поэта».

2-й ведущий. А сам Пушкин писал в письме: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки.Что за прелесть эти сказки!»

1-й ведущий.  Разнообразно творчество Пушкина. Когда станете старше, вы прочитаете его повести. поэмы. А сегодня поговорим о сказках.

2-й ведущий.  А вот и наше сказочное дерево – дуб.

1-й ведущий.  Помните строки - У Лукоморья дуб зеленый?

2-й ведущий. А вы обратили внимание, что на нашем дубе нет ни одного листочка, ни одного желудя?

 1-й ведущий. Надеемся, что к концу нашей встречи на нем появятся и листочки, и желуди. Это доказательство. что вы любите и помните сказки Пушкина.

 2-й ведущий. А это – Хранительница сказок.Она будет внимательно следить за тем, хорошо ли вы знаете сказки.

1-й ведущий.  И так, начинаем.

 Звучит музыка.

Читают стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый».

( можно показать видео https://youtu.be/jdl7kVNoFN4?si=WVTdMSytN2ax4jdX)

Разбивка ребят на команды. Дается пазл с картинкой из сказки Пушкина. Дети собирают части картинок в пазл. Таким образом появляются команды.

2-й ведущий. Посмотрите, ребята, на наш сказочный дуб. На нем 4 больших ветки, и команд у нас 4, поэтому каждой команде достанется своя ветка.

( команд может быть и 2, и 3. На усмотрения учителя).

Ведущие вешают на каждую ветку табличку с названием команды.

Хранительница сказок. А на этих ветках будут появляться дубовые листочки и желуди. Если команда приняла участие в выполнении конкурсного задания, но не победила, то на ее ветке появится дубовый листочек (показывает сделанный из картона и раскрашенный дубовый листик), ну а в случае победы ветку команды украсит желудь (показывает желудь, также сделанный из картона). Команда, на чьей ветке наберется больше желудей, победит в нашей игре. А первое задание, которое вы выполнили, уже было конкурсным, поэтому на каждой ветке появится по дубовому листочку.

 1-й ведущий.  Вот по первому листочку вы за создание команд уже получили.

Конкурс “Рыбалка”

– Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями.

(Ребята по – очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).

Вопросы на рыбках:

  • Кличка собаки из “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” (Соколко)
  • Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
  • Как звали жениха мертвой царевны? (Королевич Елисей)
  • Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
  • К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
  • Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
  • За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
  • Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)
  • Назовите место встречи Балды с попом. (базар)
  • Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона, если была опасность? (Кири-куку, царствуй лежа на боку…”)
  • Какую песню поет белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)
  • О каком времени года идет речь в “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)
  • Куда посадил петушка царь Дадон? (на спицу)
  • Какое было 1 желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)

За правильные ответы – листок.

2-й ведущий. Знатоки сказок

За правильный ответ - жёлудь.

- А сейчас мы узнаем, насколько вы были внимательны при чтении сказок, как хорошо знаете их содержание. Я называю предметы, а вы мне называете сказку.

а) путь дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

                                        (Сказка о мертвой царевне…).  

- Как звали сенную девушку? (Чернавка).

- Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей).

- У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей).

- Как звали собаку семи богатырей? (Соколко).

- Как  называли царевну богатыри? («Коли красная девица, Будь нам милая сестрица»).

- К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру).

- Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору).

- Что сказала царевна, когда ожила? (Как же долго я спала).

б) откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто

                                        (Сказка о рыбаке и рыбке).  

- Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года).

- Сколько раз закидывал старик в тот день невод, когда поймал золотую рыбку? (3 раза).

- Что поймал старик в первый и во второй раз? (1- тину, 2- морскую траву).

- Что просила старуха? (Корыто, избу).

- Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей).

- Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою).

в) базар, жадность, лошадь, печка, работа, отрок,море,веревка,наказание

                        (Сказка о попе и его работнике  Балде).  

- За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу).

- С кого поп велел собрать недоимку за 3 года? (С чертей).

- Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Веревка).

- Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц).

г) царь, бочка, кораблик, лебедь, гонец,зависть

                                        (Сказка о царе Салтане).           

- Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде…»).

- Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря).

- Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор).

- В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля).

- Кем был злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (Чародеем).

- Кто подменил грамоту гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой бабарихой).

д) рать, воеводы, царь, мудрец, шатер

                                       (Сказка о золотом петушке).  

- Кто подарил золотого петушка царю Додону? (Звездочет).

- Где сидел петушок, охраняяграницы государства? (На спице).

- Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в сторону опасности и кричал: «Кукари-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»).

- Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою).

- Сколько дней пировал царь Додон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю).

- Чем ответил царь Додон на просьбу мудреца подарить ему шамаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом./ По лбу; тот упал ничком,/ Да и дух вон…»).

Звучит музыка (фонограмма). В это время ведущие надевают платки и разыгрывают отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

1-й ведущий. Уж диковина, ну право,

                        Город у моря стоит!

2-й ведущий. Знайте, вот что не безделка,

                        Ель в лесу, под елью белка.

                        Белка песенки поет, и орешки все грызет.

1-й ведущий. А орешки не простые,

                        Все скорлупки золотые,

                       Ядра, чистый изумруд!

1-й, 2-й ведущие. Вот что чудом-то зовут!

1-й ведущий. Ребята, вы узнали, из какой сказки этот отрывок? («Сказка о царе Салтане») Молодцы!

2-й ведущий. А сейчас мы поиграем в игру «Море волнуется…»

    Игра проводится 3 раза. Дети последовательно превращаются:

В бесенка из «Сказки о попе и его работнике Балде»;

- в золотого петушка из «Сказки о золотом петушке»;

- в коршуна из «Сказки о царе Салтане».

Дети занимают места за столами. Ведущие читают отрывок из «Сказки о попе и его работнике Балде».

1-й ведущей. Поп не ест, не пьет, ночи не спит:

                       Лоб у него заране трещит.

                       Вот он Попадье признается:

                       «Так и так: что делать остается?»

2-й ведущий. Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь, и Балду-то без расправы оставишь».

1-й ведущий. Вы, конечно же, догадались, из какой сказки этот отрывок?

1-й ведущий. А теперь каждая команда превратится в театральную труппу, чтобы разыграть в жанре пантомимы самый узнаваемый отрывок из сказки А.С.Пушкина.

       Ведущие спрашивают детей, что такое пантомима. Если дети не знают, то они объясняют им это. (Пантомима – это представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. Мимика – это движение лица, выражающие внутреннее душевное состояние).

2-й ведущий. Мы предоставляем вам возможность самим выбрать сказку.

   Ведущие предлагают карточки с названиями сказок. Капитаны вытягивают по одной из них. Карточки могут быть любым отрывком из сказок. Это на усмотрения учителя.

1-й ведущий. Время на подготовку – 5 минут.

    Звучит музыкальная фонограмма. После подготовки команды по очереди показывают свою сказку. Победившая команда получает свой желудь.

Подведение итогов. Хранительница сказок подводит итог.

Слово учителя.

Что нового вы открыли для себя на занятии?

На все вопросы вы смогли ответить? Какой вывод можно для себя сделать? (надо больше читать)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Что за прелесть эти сказки!

Работа предназначена для проведения праздника  посвященного А.С. Пушкину.  Сказки, сказки- ярмарка чудес!...

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Что за прелесть эти сказки! Сказка "Теремок"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе для башкирских школ по учебнику Давлетбаевой Р.Г. Урок построен по ФГОС. Направлен на развитие речи обучающегося, изучению русской народной сказки....

КВН по сказкам А. С, Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Класс делится на три команды Они заранее готовят домашнее задание:приветствие противоборствующим командам и жюри, рисунки, костюмы, инсценирование.Учитель готовит задания для команд. Паузы во время по...

Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"

Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...

сценарий праздника "Что за прелесть эти сказки!"

Сценарий для проведения внеклассного мероприятия....