Литературно-музыкальная гостиная «К Пушкину – сквозь время и пространство»
материал (3, 4 класс)
Материал предназначен для учителей начальных классов, педагогов - организаторов, воспитателей группы продленного дня.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ЗАТО г.Североморск «Лицей №1»
«Лучшая методическая разработка внеурочного мероприятия, посвященного празднованию 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина (уровень начального общего образования, уровень основного общего образования, уровень среднего общего образования, уровень среднего профессионального образования)».
Литературно-музыкальная гостиная
«К Пушкину – сквозь время и пространство»
И.М. Денис
учитель начальных классов
МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1»
Т.М. Родина
учитель начальных классов
МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1»
Е.А. Зорич
учитель начальных классов
МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1»
г. Североморск
2024г
Тема мероприятия – литературно-музыкальная гостиная «К Пушкину – сквозь время и пространство», приобщение к культурному наследию.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия 1-4 класс (7-10 лет).
Цели, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина, создание условий для осознанного восприятия эпохи, в которой жил и творил А. С. Пушкин.
Задачи:
- Формирование речевой деятельности (слушания, говорения);
- Развитие литературно-творческих способностей учащихся;
- Развитие духовного мира учащихся;
- Приобретение опыта публичного выступления;
- Воспитание любви и уважения к литературе как к поэзии А.С. Пушкина, к поэтическому слову, к книге;
- Воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
- Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Личностные:
• формировать интерес и положительное отношение к поэзии, приобщать к литературному творчеству А. С. Пушкина;
• формировать положительное отношение к чтению, готовность преодолевать школьные трудности;
• стремление к пониманию других людей;
• развивать у детей творческие способности;
• осознание ответственности за себя и свои поступки;
• воспитывать любовь к русской поэзии;
• расширять кругозор учащихся;
• воспитывать чуткость к художественному слову.
Предметные:
• знать биографию А.С.Пушкина;
• читать выразительно произведения на публику;
• развивать информационную компетентность.
Метапредметные:
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• формировать самостоятельность;
• умение выражать свои мысли, анализировать, классифицировать;
• сотрудничать, контролировать и оценивать свои действия.
В ходе подготовки к проведению внеклассного мероприятия необходимо создать условия для развития ключевых компетентностей обучающихся, а именно:
Информационные компетентности:
Совершенствовать умения пользоваться первичной информацией для создания образа;
Коммуникативные компетентности:
Развивать умение работать над совместной деятельностью для создания музыкально-литературной композиции;
Компетентности разрешения проблем:
Совершенствовать умение оценивать собственное выступление; выступление участников мероприятия (рефлексия).
Форма проведения воспитательного мероприятия - литературно-музыкальная гостиная.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: групповые технологии, технология интегрированного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия Оборудование: проектор, экран, портрет А.С.Пушкина, выставка детских рисунков к сказкам и стихам, декорации, презентация «Лицей Пушкина», музыкальные инструменты: аккордеон, гитара, фортепиано, скрипка.
Ход мероприятия:
Чтец 1. (голос за кадром)
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
2 ученика идут навстречу друг другу. Один из них читает книгу, другой смотрит по сторонам. Дети сталкиваются. Разыгрывают диалог.
- Ты откуда?
- Из библиотеки.
- Что читаешь?
- Да вот Пушкина взяла, сказки…
- Нашла что почитать. Это сто лет назад было интересно. А сейчас вот: человек – паук, Бэтмен…
- Точнее, не сто, а 225. Ведь Пушкин родился 225 лет назад. А, впрочем, знаешь, я тебе сейчас всё покажу. Слышишь….это же музыка. Она не знает границ времени. Ты всё сам увидишь.
Выходят парами несколько детей: мальчики в костюмах лицеистов, девочки в бальных платьях. Дети делают несколько танцевальных движений и останавливаются. Каждая пара несёт подсвечник с зажжённой свечой. Свечи ставят к портрету А.С.Пушкина и на столы.
Дети исполняют танец «Полонез» А.Моцарт (на фортепиано играет полонез ученица 4 класса)
- Да что мы вообще знаем о Пушкине?
- Хотите расскажу?
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
- 6 июня 1799 года в Москве в семье Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных родился сын. Его назвали Александром. Его мать была внучкой арапа Петра Великого, знаменитого Абрама Петровича. В новорождённом Пушкине было что-то африканское. Мальчик рос диким, неразговорчивым, очень вспыльчивым и очень любопытным. В домашней библиотеке он перечитал все книги, которые были, конечно, на французском языке. А ещё он был очень наблюдательным…
(Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского, под музыку дети читают стихи.)
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало…
Унылая пора, очей очарованье…
- Дом Пушкина дышал стихами. О стихах говорили, стихи читали, стихи сочиняли. Стихи были необходимы как разговор. Казалось, что даже думают в семье стихами. Стихи как будто бы носились в воздухе, летали по комнатам и проникали даже в сени. Ламповщик Никита, он же дядька Александра, и тот, когда чистил в сенях его башмаки, постоянно бормотал что-то под нос в рифму.
- Александр сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил, когда научился грамоте. Сочинения эти были тоже на французском языке. Свои первые комедии он разыгрывал перед сестрой Оленькой, которая была младше и играла роль публики.
А чтобы еще лучше узнать о поэте, предлагаем вам сыграть в игру «Правда» - «Ложь». ВЫ услышите несколько высказываний, связанных с Пушкиным. Если согласны, говорите – правда, если нет – ложь. Постарайтесь объяснить почему вы так решили.
- А.С. Пушкин был единственным ребёнком в семье. (ложь, у него был брат Лев и сестра Ольга)
- В детстве Пушкин ходил в детский сад. (Ложь, он обучался на дому, с ним занимались французские гувернёры, бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна)
- В детстве Пушкин изучал языки и точные науки. Он был не очень прилежным и усидчивым учеником. (Правда. Его бабушка Мария Алексеевна говорила: «Не знаю что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой даст порядком, то его не расшевелить, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.)
- Когда Пушкину исполнилось 12 лет его привезли в Петербург там Он поступил в Царскосельский лицей (Правда)
- Пушкин очень хорошо владел английским языком поэтому его называли англичанином. (Ложь, он хорошо владел французским языком за это его называли Французом.)
- Страсть к поэзии проявилась у Пушкина в 12 лет. (Ложь, он умел читать и писать уже в 7 лет и сочинял на французском языке маленькие комедии. Эти пьески юный Пушкин обожал разыгрывать для старшей сестры Ольги.)
- Пушкин любил читать. (Правда, он настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3.500 экземпляров.)
- В нашем городе есть места связанные с именем Пушкина. (Ложь. Наш город настолько молодой, морской, что, к сожалению, места связанных с именем Пушкина нет.)
Ведущий: Был в жизни Пушкина период, о котором он вспоминал всю жизнь.
Ученик: (читает отрывок из стихотворения «19 октября»)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Ведущий: О каком же периоде жизни Пушкина пойдет речь далее?
Ответы детей
Ученик: (читает продолжение стихотворения)
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
В 1811 году, когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в Лицей.
— Как это здорово, что А.С.Пушкин, так же как и мы учился в лицее.
—Интересно было бы узнать, каким был тот лицей Пушкина? Как учился Александр Сергеевич?
— Какие предметы изучались в те времена?
— А давайте ненадолго перенесёмся в те далёкие времена и пройдём дорогой лицейской жизни Пушкина.
(Звучит «Хоровод фей» Т.Остена в исполнении ученицы 4 класса, фортепиано. На фоне музыки звучит текст.)
- В живописном уголке города Пушкина вблизи старинных парков стоит классический строгий четырёхэтажный флигель, соединённый искусно перекинутой через улицу галереей с Екатерининским дворцом. Это Царскосельский лицей. Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра Пушкина. В годы учёбы в лицее развивался его поэтический талант. Царское село стало его поэтической родиной. Здесь любил Пушкин «в багрец и золото одетые леса», «шуршание жёлтой осенней листвы». С тех пор осень стала его любимым временем года.
(Гречанинов А. «Колыбельная», играет ученица 4 класса, фортепиано. На этом фоне звучит стихотворение)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и в золото одетые леса —
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь.
(Хор 4 класса исполняет пеню на стихи А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»)
----Лицей, создавался по повелению царя Александра 1. Для него было отведено здание флигеля Екатерининского дворца, построенного в конце 18 века .
----Этот флигель при Екатерине занимали великие княжны. В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспекторов, служащих при Лицее; во втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с канцелярией; в третьем – рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. В верхнем – дортуары (спальни).
----Торжественное открытие Царскосельского Лицея состоялось 19 октября 1811 года. Впервые вошли сюда Пушкин и его друзья-лицеисты (всего 30 человек).
----В Лицейском зале между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном, с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли лицеисты в три ряда: при них – директор, инспектор и гувернёры, по левую – профессора и другие чиновники лицейского управления.
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
(А.С.Пушкин)
----Первый курс, 30 воспитанников, вошел в историю этого учебного заведения под названием пушкинского.
----В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов. Прием лицеистов осуществляли один раз в три года. На обучение зачислялось не более 50 человек. Вся учебная программа была рассчитана на 6 лет.
----Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. И, конечно, Пушкин в это время скучал по своим близким, особенно по няне Арине Родионовне, которую очень любил.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
(песня «Зимний вечер» музыка М.Яковлева, исп. ученица 4 класса., играет на фортепиано ученица 4 класса.)
Во время каникул, вместе с наставниками, лицеисты совершали пешеходные прогулки по изучению пригородов, бывали в Павловске, Колпине, катались на лодках, зимой в воскресные дни катались на тройках. И, конечно же, такие прогулки оставляли в душе поэта неизгладимый след, который позднее реализовался в удивительных стихах Пушкина.
(ученица 4 класса исполняет на фортепиано , «Мазурка», Гречанинов А.)
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры.
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как белое пятно.
Сквозь тучи мрачные желтела.
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
—Родные и друзья могли навещать лицеистов только в воскресные и праздничные дни. И, конечно же, эти дни были самыми весёлыми, яркими и запоминающимися, во время которых лицеисты вместе с близкими играли, водили хороводы, вели светские беседы, пели песни.
(Фольклорная группа класса, «Ходил за речку» русская народная песня)
—Воскресные дни пролетали незаметно и снова наступали будни.
----Вот что об этом пишет Иван Иванович Пущин, лицейский друг Пушкина:
(голос за кадром)
«Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
От 7 до 9 часов — класс. В 9 часов — чай; прогулка до 10.
От 10 до 12 — класс. От 12 до 1 — прогулка.
В 1 — обед. От 2 до 3 или чистописание или рисование.
От 3 до 5 — класс. В 5 часов — чай; от 6 — прогулка; потом — повторение уроков или вспомогательный класс.
По средам и субботам — танцеванье или фехтование.
Каждую субботу — баня.
В половине 9 часа — звонок к ужину. После ужина до 10 часов отдых, развлечения.
В 10 часов — вечерняя молитва и сон.»
---В часы отдыха, на прогулках в очаровательных садах Царского Села, Пушкину приходили в голову разные поэтические вымыслы.
( ф-но, «Адажио»,исполняет ученица 4 класса )
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердце трепетные сны.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Песня «Зимняя дорога» А.Алябьев, вокал, исполняет ученик 4 класса)
Для работы в лицее были приглашены самые лучшие специалисты
---Учителем рисования был Сергей Гаврилович Чириков, воспитанник Академии художеств. Прекрасно образованный, с большим художественным вкусом, увлечённый своим предметом, тактичный и скромный, он пользовался всеобщей любовью.
Все воспитанники научились рисовать. Александр Пушкин имел по рисованию 0, что означало – никаких успехов. Удивительно выразительная и лаконичная манера пушкинского рисунка была оценена многие годы спустя.
---- Ко многим своим произведениям Пушкин рисовал иллюстрации. На уроках изобразительного искусства мы тоже рисовали по произведениям поэта, стараясь через рисунок выразить характер и настроение рассказчика.(Кирилина Маша показывает свою иллюстрацию к стихотворению «Туча» и читает это произведение)
«Туча» А.Пушкин
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
— А я хочу напомнить всем стихотворение, в котором Пушкин говорит, как пришла зима и преобразила всю природу, ведь гуляя в садах лицея, начинающий поэт восхищался не только осенними пейзажами, но и удивительными красками других времён года.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(Хор 4 класса исполняет песню «Ещё дуют холодные ветры»)
----Учителем музыки в Лицее был Теппер-де-Фергюсон. Теппер был большой оригинал, но человек образованный и приятный, и лицеистам очень нравились и его беседы и его уроки… Вечером он обыкновенно зазывал к себе учеников; пили чай, болтали, пели, музицировали, и эти простые вечера были всем чрезвычайно по вкусу.
По средам и субботам в лицее проходили уроки танцев или фехтования.
— Как это здорово! А ведь и в нашем лицее замечательные педагоги учат нас танцевать!
(Ш-К. Сен-Санс, «Лебедь» композиция «Царевна-лебедь», танцует ученица 4 класса)
- На четвёртом этаже в пушкинское время находились дортуары (спальные комнаты) воспитанников.
«Инспектор привёл Пушкина прямо на четвёртый этаж и остановился перед комнатой, где над дверью была чёрная дощечка с надписью: №13. Иван Пущин; Саша взглянул налево и увидел: №14. Александр Пушкин.
То была комната, напоминавшая по своему объёму и меблировке келью монаха: площадь шесть квадратных метров, с половинкой окна (вторая у соседа).
В каждой комнате - железная кровать, комод. Конторка, зеркало, стул, кувшин с водой. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» (И.И.Пущин)
—В лицее Пушкин приобрёл много друзей.
Пушкин был одним из первых учеников по стихосложению. Он участвовал во всех литературных журналах лицея, активно писал на всех эпиграммы, сочинял песни — словом, был во главе литературного движения. Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина, прощая ему плохие отметки по многим дисциплинам.
Пушкин закончил Лицей посредственно. Его выпустили со скромным чином коллежского секретаря и зачислили в Коллегию иностранных дел. Но самого Пушкина служба не интересовала. Будучи лицеистом, он обратил на себя внимание литературного Петербурга. В лицее он начал писать поэму «Руслан и Людмила». Вот куда простирались его мечты. Вот что он заявлял своим однокашникам:
Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю —
Исполню ли? Бог весть!
(Каватина Людмилы из «Руслана и Людмилы» М.Г.Глинка, играет ученик 4 класса, аккордеон)
-
- Лицейские годы оставили неизгладимый след в жизни поэта, послужили началом его творчества. Лицеисты покидали Царское Село с грустью и радостью. Расставаясь с друзьями, они были уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви.
Ведущий: Как интересно, а вы читаете его стихи?
- Конечно
- Неужели так интересно?
- Что вы в них находите?
- Позвольте я отвечу вам стихами.
Его стихи читая вслух
Представим русские картины:
Вдали тускнеет летний луг,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
Направо – длинный косогор.
Перед гумном – соломы кучи,
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых.
Иль вдруг увижу ночь густую
И за окном мороз трескучий.
На небе – ни единой тучи.
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах всё тёмно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ.
Утих и шум, и крик торговый.
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкой гремит.
Но посмотри, вдали – туманы,
Уже померк закат румяный,
На небе месяц золотой.
И кто-то тёмною тропой
Спешит… Да это же Руслан
По степи скачет сквозь туман.
Вдали чернеет холм огромный-
То витязь спит упокоённый,
Обманом «карлы» обречённый
Навеки степи сторожить
И редким путникам грозить.
Пугливый конь дрожит и ржёт
И головой своей трясёт.
Уж дыбом грива поднялась,
Когда в тумане храбрый князь
Увидел, где же взять слова,
Пред ним – живая голова.
Огромны очи сном объяты,
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в тёмной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена.
Пустыни сторож безымянный,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
- Да, интересные картины. Все книги Пушкина выходили с прекрасными иллюстрациями. В разные годы разные художники обращались к темам Пушкина. Это и И.Я. Билибин, и В.М.Васнецов, и М.А. Врубель. Но, пожалуй, самым лучшим иллюстратором был сам Пушкин. На полях своих записей он всегда рисовал героев своих произведений. А очень часто рисовал и себя. Причём делал это одним движением пера.
- У Арины Родионовны была присказка: «Что за чудо… вот что чудо; у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх пойдёт – сказки сказывает, а вниз идёт – песни поёт». Пушкин запомнил нянину присказку и через много лет придал её стихотворную форму. Это своеобразный предвестник поздних пушкинских сказок. А ещё у Арины Родионовны был любимый эпитет: золотой. Всё у неё было золотое. Вот и Пушкин целых две сказки написал с золотыми героями: золотая рыбка и золотой петушок. Чтобы познать всю полноту народного творчества, Пушкин часто выходил на торговую площадь города и слушал народных певцов – кобзарей, беседовал со стариками о прошлом, слушал протяжные песни.
- Постой, можно я расскажу.
Простые пушкинские сказки:
Ведь это чуда из чудес!
Найду ли я слова и краски,
Чтоб описать видений лес.
У лукоморья дуб зелёный,
Златую цепь на дубе том,
По цепи ходит кот учёный,
Рассказывая нам о том,
Как царь Салтан в поход собрался,
Рожденья сына не дождался.
А сватья баба Бабариха,
А с ней ткачиха с поварихой
Упредить гонца велят,
Допьяна его поят,
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Так и вышло, что гонец
Приказ доставил во дворец,
Что Салтан -де грозен очень
И велит, не тратя ночи,
И младенца и царицу
Выпроводить из светлицы,
В бочку засмолить обоих,
Погибать отправить в море.
Только добрая волна,
Что гульлива и вольна
Не взяла невинны души,
А отправила на сушу.
Долго сказка говорит,
Быстро времечко бежит.
К острову, что в океане
Был пустынный, не привальный
Гости с моря прибывают,
Удивленья не скрывают:
Град с садами, теремами,
С златоглавыми церквами,
Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная
Да затейница какая:
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт
А орешки не простые
Всё скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
А сидит в нём царь Гвидон,
Шлёт Салтану он поклон.
Внимание! «Чёрный ящик» - в этом ящике лежат предметы связанные со сказками Пушкина. Угадайте их.
- В чёрном ящике находятся то что помогало одному из персонажей сказки «Руслан и Людмила» колдовать. (Борода)
- В чёрном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко)
- В чёрном ящике находится предмет которым Балда «морщил море». Что это? (веревка)
- В чёрном ящике находится предмет, к которому царица обращается со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» (Зеркало)
- В чёрном ящике находится персонаж одной из сказок Пушкина, который исполняет желания. Кто это? Назовите сказку. (Рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Молодцы!
Все правильно угадали.
Ведущий:
В юности Пушкин любил веселиться, шутить и устраивать шалости. Мы предлагаем вам тоже пошутить и инсценировать одно из произведений Пушкина. Сейчас мы раздадим вам карточки со словами. Это ваши роли, мы будем читать стихотворение, а вы как только услышите свою роль будете выходить и исполнять её:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Молодцы! Замечательно у вас получилось!!!
- Что-то мы заговорились, а между тем Пушкин приехал.
(Входит ребёнок в парике и цилиндре.)
П – Да, я действительно приехал. Ведь это так прекрасно, что вы помните меня. Пройдёт всего каких-то 200 лет, и в моём подмосковном имении Захарово будут проходить ежегодные праздники, посвящённые моему дню рождения. Вы будете сочинять стихи, сказки, рисовать рисунки и отправлять их на конкурс, который так и будет называться: «От Пушкина до наших дней». А это значит, что мои стихи и сказки будут интересны и современному читателю. Удачи же вам в ваших творческих поисках! Мы обязательно встретимся на страницах книг.
(Вдруг всё исчезает, На сцену выходят школьники – участники сценки 1.)
- Жизнь поэта оборвалась от пули француза Дантеса 29 января 1837 года. Поэту было всего 37 лет. Если сосчитать всех потомков Пушкина, то их окажется 240 человек. Они живут в России, Франции, США, Бельгии, Швейцарии, Германии, Италии, на Гавайских островах и в Морокко. У Пушкина было 4 детей: Маша, Саша, Наташа, Гриша. Старший сын поэта Александр служил в армии всю жизнь и был награждён золотой георгиевской саблей. В наши дни последний потомок Пушкина живёт в Брюсселе. Его зовут Александр Александрович Пушкин. Но на нём, к сожалению, прервётся последняя прямая ветвь Пушкина., так как детей у него нет.
- Среди потомков поэта были профессиональные военные, учителя, врачи, учёные, кандидаты различных наук. Был и доктор наук, и профессор, и архитектор, строители, агрономы, музыковеды, бухгалтеры, мастера спорта, слесари, журналисты. Во время Великой отечественной войны 12 потомков поэта сражались на фронте и заслужили немало орденов и медалей. Среди потомков Пушкина было немало умных и одарённых людей. Но среди них не было ни одного поэта! А может быть, так и должно быть: гений на то и гений, чтобы рождаться раз в столетие.
- Живут в нас пушкинские строчки, слышится чудная музыка стихов. И каждый раз, когда мы раскрываем пушкинские страницы, заново творится чудо рождения поэзии.
Теперь, надеюсь, ты не скажешь,
Что время Пушкина прошло.
Ты прочитай его 7 сказок,
Стихи, рассказы заодно…
Читая Пушкина, представишь
Картины русской старины.
Ты много нового узнаешь:
Там жить могли с тобой и мы.
И за окном не двадцать первый,
Не суетливый шумный век,
А девятнадцатый, спокойный,
Где сочинял стихи поэт.
Читайте Пушкина, читайте.
Пусть остановит время бег.
Ведь Александр Сергеевич Пушкин
Великий русский человек! (Произносится хором.)
Аплодисменты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная "Расскажи нам, Ямал"
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая Ямалу. На внеклассном мероприятии дети читают стихи известных ямальских поэтов, знакомятся с устным народным творчеством северных народо...
Литературно-музыкальная гостиная "В кругу семьи, в кругу друзей"
«А семья – это свет, что незримо и щедроОзаряет всю жизнь и сопутствует нам.Это – творчество, где ни последних, ни первых,Где и радость, и горе – всегда пополам».И.Яворовская Хотите, чтобы ...

Литературно-музыкальная гостиная "С Днем Победы!"
Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит ...
Литературно-музыкальная гостиная "Пока душа не огрубела"
Разработка литературно-музыкальной гостиной содержит материалы поэтов Кузбасса....

Сценарий литературно-музыкальной композиции « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»
Внеклассное мероприятие .Знакомство с творчеством А.М.Горького...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева
Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Не властны над памятью время и годы», посвященной освобождению города Курска
Авторский сценарий написан с использованием стихотворений поэтов города Курска....
