Рабочая программа по технологии и ИКТ для 4 класса
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Фесько Нона Ивановна

Рабочая программа по технологии и ИКТ ,тематическое планирование для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Светловская основная общеобразовательная школа

Коченёвского района Новосибирской области

Утверждаю                                                                                                                       Принято на педсовете

Директор школы                                                                                                              Протокол № 1

__________ Н. А. Лопаленко                                                                                          от 30. 08. 2011г.

«______»___________2011 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО

технологии

(трудовое обучение и информатика)

4 класс

Учитель: Фесько Нона Ивановна

68 часов, 2 урока в неделю

Рабочая программа разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Учебник: Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

«Информатика и ИКТ» 4 класс, 1,2 части Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, М, Просвещение, 2010г. Рабочая тетрадь,1,2 ч., Тетрадь проектов.

Пояснительная записка

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса Технология на базовом уровне начинается изучение учебных модулей: «Трудовое обучение» и «Информатика», 

Модуль «Трудовое обучение»

Цели обучения:

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Перечень ключевых слов

Бархатный шов

Выпиливание

Винт

Гайка

Лобзик

Основная нить

Паспарту

Папье-маше

Пряжа

Пенопласт

Уточная нить

Шлифовка

Штопка

Полуовал

Пилка

Ровница

Сегмент

Стусло

Струбцина

Тиснени


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса

• названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т.д.) и правила безопасности при работе с ручными инструментами;

• понятие «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; особенности вышивки разных регионов России;

• решать художественно-творческие задачи при моделировании и конструировании изделий, пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;

• способы и приёмы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

• виды природных материалов, используемых в плетении;

• экономно и рационально использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

• заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.

Модуль  «ИНФОРМАТИКА»

Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. п.

Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе).  Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика курса

 Основной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержательные линии:

  1. Основные информационные объекты и  структуры. Вводимые понятия соответствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учебных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепочка (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.
  2. Основные информационные действия (в том числе логические)  и процессы. Данные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами – соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе программы или алгоритма) и другие.
  3. Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредметный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу таких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназначены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобщению в виде словесных формулировок.

В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни (правилам дорожного движения, режиму дня, расписанию уроков и т. д.), умение выполнять регламентированные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики.

Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на уроках информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений.  Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.

Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для урока информатики – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.

Место курса в учебном плане

ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практически во всех предметных областях. Роль курса информатики здесь – формирование базиса, теоретических и практических основ универсального учебного действий, связанных с ИКТ-квалификацией. Поэтому  курс информатики в начальной школе можно изучать даже в том случае, если в школе нет компьютеров (и других средств ИКТ).

Так же частью ИКТ-компетентности является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность включает в себя языковую компетентность, но не ограничивается ею. Внутри языковой компетентности выделяется и иноязычный компонент.

В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных областях.

В соответствии с новым  учебным планом начального образования курс информатики входит в предметную область «Технология».

Ценностные ориентиры содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  1. Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
  2. Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности в частности входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность и представлять информацию в различных видах.
  3. Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
  4. Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Предметные результаты ( 4 класс)

В результате изучения курса информатики обучающиеся получат следующие знания и умения (значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):

1. Правила игры

Учащиеся должны знать:

  1. знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
  2. *знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
  3. иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
  4. иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.

Учащиеся должны уметь:

  1. правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
  2. *соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
  3. *войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
  4. *при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
  5. *при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).

2. Базисные объекты и их свойства

Учащиеся должны знать:

  1. иметь представление о свойствах базисных объектов;

Учащиеся должны уметь:

  1. искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
  2. строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
  3. правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
  4. *выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.; 
  5. проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
  6. * в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).

3. Цепочка

Учащиеся должны знать:

  1. иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
  2. знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
  3. иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
  4. иметь представление об индуктивном построении цепочки;
  5. иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).

Учащиеся должны уметь:

  1. строить и достраивать цепочку по системе условий;
  2. проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
  3. выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
  4. выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
  5. оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
  6. оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
  7. оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
  8. строить цепочки по индуктивному описанию;
  9. строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
  10. шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
  11. *в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

4. Мешок

Учащиеся должны знать:

  1. иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
  2. знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
  3. иметь представление о мешке бусин цепочки;
  4. иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.

Учащиеся должны уметь:

  1. организовывать полный перебор объектов (мешка);
  2. оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
  3. строить и достраивать мешок по системе условий;
  4. проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
  5. выделять из набора одинаковые и разные мешки;
  6. использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
  7. выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
  8. сортировать объекты по одному и двум признакам;
  9. строить мешок бусин цепочки;
  10. *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
  2. выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.

5. Логические значения утверждений

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять значения истинности утверждений для данного объекта;
  2. выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
  3. строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
  4. анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
  5. анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

Учащиеся имеют возможность:

  1. получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.

6. Язык

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. знать русские и латинские буквы и их русские названия;
  2. уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
  3. иметь представление о слове как о цепочке букв;
  4. иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
  5. иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
  6. понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
  7. иметь представление о толковании слова;
  8. иметь представление о лингвистических задачах.
  9. *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавиш и клавиш со знаками препинания на клавиатуре компьютера (в русской раскладке).

Учащиеся должны уметь:

  1. правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
  2. использовать имена для различных объектов;
  3. сортировать слова в словарном порядке;
  4. сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
  5. *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. решать простые лингвистические задачи.

7. Алгоритмы. Исполнитель Робик

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
  2. иметь представление о конструкции повторения;
  3. иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
  4. иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.

Учащиеся должны уметь:

  1. планировать последовательность действий,
  2. выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
  3. последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
  4. выполнять простейшие линейные программы для Робика;
  5. строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
  6. выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
  7. строить цепочку выполнения программы Робиком;
  8. строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

8. Дерево

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление о дереве;
  2. понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
  3. иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
  4. знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.

Учащиеся должны уметь:

  1. оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
  2. строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
  3. использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
  4. строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
  5. строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
  6. строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
  7. *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек);

9. Игры с полной информацией

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление об играх с полной информацией;
  2. знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
  3. понимать и составлять описания правил игры;
  4. понимать правила построения дерева игры;
  5. знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
  6. иметь представление о выигрышной стратегии.

Учащиеся должны уметь:

  1. оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
  2. строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
  3. играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
  4. проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
  5. строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
  6. описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.

10. Математическое представление информации

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
  2. иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .

Учащиеся должны уметь:

  1. устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
  2. читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
  3. читать столбчатые диаграммы;
  4. достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
  5. отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
  2.  интерпретировать полученную информацию.

11. Решение практических задач

Учащиеся должны знать и понимать:

  1. иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
  2. иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
  3. иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
  4. иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
  5. иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
  6. иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
  7. иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;

Учащиеся должны уметь:

  1. подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
  2. искать слово в словаре любого объема;
  3. оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
  4. упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
  5. использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;
  6. использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
  7.  заполнять таблицу кругового турнира;
  8. строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;
  2. планировать и проводить сбор данных,
  3. строить дерево кубкового турнира для любого числа участников
  4.  строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.

*12. ИКТ-квалификация. Решение практических задач

Учащиеся должны уметь:

  1. сканировать изображения;
  2. описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;
  3. создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
  4. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
  5. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
  6. заполнять учебные базы данных;
  7. создавать компьютерную анимацию;
  8. создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).

Учащиеся имеют возможность научиться:

  1. управлять исполнителем Черепаха в виртуальном микромире;
  2. строить программы для компьютерного исполнителя Черепаха с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  3. искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

*13. ИКТ-квалификация. Клавиатурный ввод

Учащиеся должны уметь:

  1. владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.

Содержание учебного предмета (4 класс)

Понятие о правилах игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.  

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счета. Понятия идет раньше, идет позже для объектов числового ряда.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов по одному признаку. Одномерная таблица для мешка.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка.

Основы теории алгоритмов

Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.

Бескомпьютерные проекты

Проект «Разделяй и властвуй», 1 часть – поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, легко различимых по внешним признакам (отличающихся по цвету), с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда.

Проект «Вырезаем бусины» – изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку).

Мини-проекты «Работа текстом» – решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием.

*Компьютерные проекты

Проект «Мое имя» – изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа).

Проект «Фантастический зверь» – изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей.

Проект «Записная книжка» – совместное заполнение базы данных о всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки.

Бескомпьютерный вариант изучения курса

Дети работают только с бескомпьютерными материалами: учебником (листами определений и задачами), рабочей тетрадью и тетрадью проектов.

тематическое планирование уроков трудового обучения


п/п

Наиме-
нование

раздела
программы. Вид искус-
ства

Тема урока

Кол-во
часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы дополнительного
содержания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Комплексные работы

Экскурсия в парк за природными
материалами

1

Урок-экскурсия

Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления)

Знать роль трудовой
деятельности в жизни человека.

Уметь осуществлять
сотрудничество в совместной работе

Текущий

2

Сортировка и закладка на хранение собранного материал

1

Комбинированный

Многообразие материалов и область их приме-
нения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов

Знать область применения и назначения инструментов, распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей), влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье

Самостоятельная работа


3

Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка.

На  отдыхе. Лесные строители.

 Папа и сыночек.

4

Комбинированный

Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия

Уметь  организовывать и планировать собственную  трудовую деятельность, выполнять инструкции

Самостоятельная работа

4

Игрушки
из нескольких
помпонов. Сова. Совёнок.

4

Комбинированный

Изготовление объемных изделий из текстильных материалов

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке материалов

Самостоятельная работа

Создание декоративных композиций

5

Работа с бумагой и карто-ном

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

2

Комбинированный

Краткая характеристика операций обработки
бумаги  (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия, изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка

Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой.

Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам

Самостоятельная работа

6

Тетрадка-
малышка

2

Комбинированный

Самостоятельная работа

Ручной, меха-
низированный и автоматизированный труд.

Распределение рабочего вре-
мени

7

Блокнот для записей

2

Комбинированный


8

Лягушонок-озорник из бумажных конусов

2

Комбинированный

изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией

9

Комплексные работы

Игольничек
«Мышка»

2

Комбинированный

Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и  раскрой ткани

Уметь организовывать и планировать собственную  трудовую деятельность; использовать  безопасные приемы  работы с материалами, инструментами

Самостоятельная работа

10

Подсвечник из металлической банки

2

Комбиниро-ванный

Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки

Уметь выполнять
изделие по образцу, соблюдать правила работы с режущими инструментами

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

11

Изделия из бумаги

Фигурки из бумажных салфеток: «лилия», «шляпа кардинала», «королевская мантия»

1

Комбинированный

Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка за-
готовок, резание нож-

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; выполнять изделие по чертежам и схемам

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени


ницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка изделия

12

Плетеный
браслет

1

Комбиниро-ванный

Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная  разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.

Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте

Знать свойства бумаги.

Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать  безопасные приемы работы с материалами, инструментами

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

13

Сумочка
сюрпризная

2

Создавать
изделия по собственному замыслу

14

Елочное украшение «Складная звезда»

1

Распределение рабочего
времени

15

Елочная подвеска «Золотая рыбка»

1

Комбинированный

Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий.

Определение этапов
работы

Знать свойства бумаги.

Уметь изготавливать изделие по схеме
и чертежу; выполнять правила безопасности при работе с нож-
ницами

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени

16

Подвеска из конусов «Петрушка»

2

Проверка модели в действии


17

Комплексные работы

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик»

2

Комбинированный

Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями

Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу

Самостоятельная работа

Создание модели по собственному замыслу

18

Детали карнавального костюма «Каменный цветок»

2

Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение  деталей изделия, сборка изделия

Уметь выполнять объемные изделия из бумаги; использовать  безопасные приемы работы с материалами, инструментами

Проверка модели в действии

19

Шапочка - игольница

3

Комбинированный

Основные части книги. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Подбор ткани с учетом размеров и свойств. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам

Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии


20

Изделия из бумаги

Раскладной
конверт

2

Комбинированный

Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач

Уметь использовать
безопасные приемы работы с материалами, инструментами; выполнять изделие по схеме

Самостоятельная работа

Ручной, механизированный и автоматизированный труд

21

Изделия из ткани

Однослойная
прихватка.

2

Комбинированный

Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами

Уметь выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать  безопасные приемы работы с материалами, инструментами

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

22

Браслет-булавочница

 

3

Комбинированный

Проверка модели в действии

23

Комплексные работы

Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик»

3

Комбинированный

Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов

Уметь использовать
безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии


24

Копилка из папье-маше на резиновой основе.

4

Комбинированный

Изготовление объемных изделий из бумаги, соединение деталей изделия  склеиванием

Знать технику папье -маше.

Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

25

Комплексные работы

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона

3

Комбинированный

Клеевое и ниточное
соединение деталей.

Декоративное оформление изделия накладными деталями

Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе  с инструментами

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени

26

Игрушки из поролона: «Слоник»,

2

Комбинированный

Природные и искусственные материалы. Выбор
материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование мате-
риалов

Уметь использовать
безопасные приемы
работы
с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Самостоятельная работа

Распределение рабочего
времени

27

Изделия из ткани

Кармашек для мелочей «Слон»

*Весёлый клоун

2

Комбинированный

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии

28

Комплексные работы

Кожаный брелок для ключей «Поросёнок»

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии.

Работа с кожей

29

Подвес для прищепок «Обезьянка»

*Змейка

2

Комбинированный

Искусственные мате-
риалы

Уметь изготавливать изделия по эскизу
и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы

Самостоятельная работа

Проверка модели в действии


30

Изделия из ткани

Отреставриро-
ванные изделия, штопка

*Заплатка

2

Комбинированный

Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Декоративное оформление предметов быта и жилища

Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.

Уметь использовать умения для выполнения домашнего труда (мелкий ремонт одежды)

Самостоятельная работа

Ручной, механизированный и автоматизированный труд

31

Комплексные работы

Игрушка из полуфабрикатов
«Японка»

2

Комбинированный

Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов

Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам

Самостоятельная работа

32

*продолжение работы

Комбинированный

33

Плетение .Пояс

2

Комбинированный

Самостоятельная работа

Создание декоративных композиций

34

Общественно-полезный труд

Подготовка
экспонатов
для выставки

1

Комбиниро-ванный

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование).

Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе  с инструментами.

Уметь работать
в группе

Самостоятельная работа.

Итоговый

Создание декоративных композиций

Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов

Тематическое планирование уроков информатики


п/п

Наименование

раздела
программы.

Тема урока

Тип
урока

Страницы учебника

1

1 часть

  «Раскрась как хочешь» 

  «Правило раскрашивания. Цвет»

Изучение нового материала

стр. 4 -7

2

 «Области»    

  «Одинаковые (такая же). Разные»

Изучение нового материала

стр. 8 - 11

3

  «Обведи. Соедини» 

Изучение нового материала

стр. 12 - 15

4

 «Бусины. Одинаковые бусины. Разные бусины»             

Изучение нового материала

стр. 16 - 19

5

 «Нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно» 

 «Все, каждый»

Изучение нового материала

стр. 20 - 23

6

«Буквы и цифры» 

«Цепочка»

Изучение нового материала

стр. 24 - 28

7

 «Сколько всего областей» 

Изучение нового материала

стр. 29 - 31

8

  «Истинные и ложные утверждения» 

  «Есть - нет»

Изучение нового материала

стр. 32 - 38

9

  «Одинаковые цепочки. Разные цепочки»

 «Бусины в цепочке (следующая, предыдущая, отсчет с конца)»

 «Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач»

Изучение нового материала

стр. 39 - 47

10

 «Алфавитная цепочка. Слово» 

Изучение нового материала

стр. 48 - 51

11

 «Раньше - позже» 

Изучение нового материала

стр. 52 - 55

12

  «Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет» 

Комбинированный

стр. 56 - 63

13

 «Словарь» 

 «Бусины в цепочке (отсчет от любой бусины)»

Изучение нового материала

стр. 64 - 71

14

 «Мешок» 

 «Одинаковые и разные мешки»

Комбинированный

стр. 72 - 77

15

 «Мешок бусин цепочки»

 «Таблица для мешка (одномерная)»

Комбинированный

стр. 78 - 87

16

 «Повторение» 

Комбинированный

стр. 88 - 93

17

 «Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач» 

Комбинированный

стр. 94 - 100  

18

2 часть

«Длина цепочки

   «Цепочка цепочек»  

Комбинированный

» стр. 3 - 9

19

«Таблица для мешка (по двум признакам).»

Комбинированный

стр. 10 – 13

20

«Словарный порядок. Дефис и апостроф.»

«Дерево. Следующие вершины, листья.»

Комбинированный

стр. 14 -  19

21

«Дерево. Предыдущие вершины.»

 «Уровень вершины дерева»

Комбинированный

стр. 20 – 29

22

 «Робик. Команды для робика.»

 «Программы для робика.»

Комбинированный

стр. 30 – 37

23

 «Перед каждой бусиной. После каждой бусины.»

«Склеивание цепочек. Решение задач»

Комбинированный

стр. 38 – 43

стр. 44 - 53

24

«Путь дерева.»

Комбинированный

стр. 54 - 58

25

  «Все пути дерева.»

Комбинированный

стр. 59 - 63

26

 «Деревья потомков.»

Комбинированный

стр. 66 - 69

27

  « Робик. Конструкция повторения.»

Комбинированный

стр. 70 - 74

28

«Робик. Конструкция повторения.»

Комбинированный

стр. 75 - 77

29

«Склеивание мешков цепочек.»

Комбинированный

стр. 78 - 83

30

 «Склеивание мешков цепочек.»

Комбинированный

стр. 84 - 87

31

« Таблица для склеивания мешков»

Комбинированный

стр. 88 - 92

32

 «Решение задач»

Комбинированный

стр. 93 - 95

33

 «Решение задач»

Комбинированный

стр. 96 - 100

34

«Заключительный урок»      

Контрольная работа.

Контролирующий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

         Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе....

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии для учащихся 2 класса по программе "Школа России"

Содержание: I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» II. Содержание учебного предмета III. Тематическое планирование ...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...