Рабочая программа по технологии и ИКТ для 4 класса
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа по технологии и ИКТ ,тематическое планирование для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Светловская основная общеобразовательная школа
Коченёвского района Новосибирской области
Утверждаю Принято на педсовете
Директор школы Протокол № 1
__________ Н. А. Лопаленко от 30. 08. 2011г.
«______»___________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
технологии
(трудовое обучение и информатика)
4 класс
Учитель: Фесько Нона Ивановна
68 часов, 2 урока в неделю
Рабочая программа разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)
Учебник: Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
Т.М.Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
«Информатика и ИКТ» 4 класс, 1,2 части Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, М, Просвещение, 2010г. Рабочая тетрадь,1,2 ч., Тетрадь проектов.
Пояснительная записка
Структура документа
Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса Технология на базовом уровне начинается изучение учебных модулей: «Трудовое обучение» и «Информатика»,
Модуль «Трудовое обучение»
Цели обучения:
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Перечень ключевых слов
Бархатный шов
Выпиливание
Винт
Гайка
Лобзик
Основная нить
Паспарту
Папье-маше
Пряжа
Пенопласт
Уточная нить
Шлифовка
Штопка
Полуовал
Пилка
Ровница
Сегмент
Стусло
Струбцина
Тиснени
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
• названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т.д.) и правила безопасности при работе с ручными инструментами;
• понятие «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; особенности вышивки разных регионов России;
• решать художественно-творческие задачи при моделировании и конструировании изделий, пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
• способы и приёмы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
• виды природных материалов, используемых в плетении;
• экономно и рационально использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
• заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.
Модуль «ИНФОРМАТИКА»
Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. п.
Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, то есть становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно велик (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому данный курс имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
Основной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.
В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержательные линии:
- Основные информационные объекты и структуры. Вводимые понятия соответствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учебных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепочка (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.
- Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы. Данные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами – соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе программы или алгоритма) и другие.
- Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредметный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу таких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.
С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназначены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобщению в виде словесных формулировок.
В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни (правилам дорожного движения, режиму дня, расписанию уроков и т. д.), умение выполнять регламентированные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на уроках информатики.
Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на уроках информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.
Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для урока информатики – проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.
Место курса в учебном плане
ИКТ-компетентность включает в себя целый комплекс различных знаний и умений. В частности, под ИКТ-квалификацией подразумевается умение адекватно применять массово распространенные ИКТ-инструменты и широко доступные информационные источники при решении основных задач, связанных с обработкой информации и коммуникацией. Освоение собственно технологий – то есть формирование ИКТ-квалификации учащегося, является частью образовательной цели формирования его ИКТ-компетентности, но не определяется и не исчерпывается ею. В начальной школе ИКТ-квалификация учащегося формируется практически во всех предметных областях. Роль курса информатики здесь – формирование базиса, теоретических и практических основ универсального учебного действий, связанных с ИКТ-квалификацией. Поэтому курс информатики в начальной школе можно изучать даже в том случае, если в школе нет компьютеров (и других средств ИКТ).
Так же частью ИКТ-компетентности является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность включает в себя языковую компетентность, но не ограничивается ею. Внутри языковой компетентности выделяется и иноязычный компонент.
В понятие ИКТ-компетентности входят и другие составляющие. Например, логическая компетентность, которая относится в основном к процессу восприятия и анализа информации и знаково-символическая компетентность, которая относится к преобразованию информации и представлению ее в разных видах. Таким образом, ИКТ-компетентность, не может и не должна формироваться в рамках отдельного предмета, она должна формироваться интегративно, во всех предметных областях.
В соответствии с новым учебным планом начального образования курс информатики входит в предметную область «Технология».
Ценностные ориентиры содержания курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
- Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности в частности входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность и представлять информацию в различных видах.
- Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
- Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Предметные результаты ( 4 класс)
В результате изучения курса информатики обучающиеся получат следующие знания и умения (значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):
1. Правила игры
Учащиеся должны знать:
- знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
- *знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
- иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
- иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
- *соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
- *войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
- *при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
- *при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).
2. Базисные объекты и их свойства
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о свойствах базисных объектов;
Учащиеся должны уметь:
- искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
- строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
- правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
- *выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
- * в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
3. Цепочка
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
- знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
- иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
- иметь представление об индуктивном построении цепочки;
- иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
- строить и достраивать цепочку по системе условий;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
- выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
- выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
- оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
- оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
- оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
- строить цепочки по индуктивному описанию;
- строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
- шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
- *в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).
4. Мешок
Учащиеся должны знать:
- иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
- знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
- иметь представление о мешке бусин цепочки;
- иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать полный перебор объектов (мешка);
- оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
- строить и достраивать мешок по системе условий;
- проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
- выделять из набора одинаковые и разные мешки;
- использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
- выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
- сортировать объекты по одному и двум признакам;
- строить мешок бусин цепочки;
- *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
- выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
5. Логические значения утверждений
Учащиеся должны знать и понимать:
- понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.
Учащиеся должны уметь:
- определять значения истинности утверждений для данного объекта;
- выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
- строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
- анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
- анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Учащиеся имеют возможность:
- получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.
6. Язык
Учащиеся должны знать и понимать:
- знать русские и латинские буквы и их русские названия;
- уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
- иметь представление о слове как о цепочке букв;
- иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
- иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
- понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
- иметь представление о толковании слова;
- иметь представление о лингвистических задачах.
- *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавиш и клавиш со знаками препинания на клавиатуре компьютера (в русской раскладке).
Учащиеся должны уметь:
- правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
- использовать имена для различных объектов;
- сортировать слова в словарном порядке;
- сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
- *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- решать простые лингвистические задачи.
7. Алгоритмы. Исполнитель Робик
Учащиеся должны знать и понимать:
- знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
- иметь представление о конструкции повторения;
- иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
- иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
- планировать последовательность действий,
- выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
- последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
- выполнять простейшие линейные программы для Робика;
- строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
- выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
- строить цепочку выполнения программы Робиком;
- строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.
8. Дерево
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление о дереве;
- понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
- иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
- знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
- оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
- строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
- использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
- строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
- строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
- строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
- *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек);
9. Игры с полной информацией
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление об играх с полной информацией;
- знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
- понимать и составлять описания правил игры;
- понимать правила построения дерева игры;
- знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
- иметь представление о выигрышной стратегии.
Учащиеся должны уметь:
- оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
- строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
- играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
- проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
- строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
- описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.
10. Математическое представление информации
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
- иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
- читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
- читать столбчатые диаграммы;
- достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
- отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
- интерпретировать полученную информацию.
11. Решение практических задач
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
- иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
- иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
- иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
- иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
- иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
- иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
- искать слово в словаре любого объема;
- оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
- упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
- использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;
- использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
- заполнять таблицу кругового турнира;
- строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;
- планировать и проводить сбор данных,
- строить дерево кубкового турнира для любого числа участников
- строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.
*12. ИКТ-квалификация. Решение практических задач
Учащиеся должны уметь:
- сканировать изображения;
- описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем;
- создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
- заполнять учебные базы данных;
- создавать компьютерную анимацию;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Учащиеся имеют возможность научиться:
- управлять исполнителем Черепаха в виртуальном микромире;
- строить программы для компьютерного исполнителя Черепаха с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- искать информацию в соответствующих возрасту компьютерных (цифровых) словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
*13. ИКТ-квалификация. Клавиатурный ввод
Учащиеся должны уметь:
- владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.
Содержание учебного предмета (4 класс)
Понятие о правилах игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Базисные объекты и их свойства
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счета. Понятия идет раньше, идет позже для объектов числового ряда.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов по одному признаку. Одномерная таблица для мешка.
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка.
Основы теории алгоритмов
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию.
Бескомпьютерные проекты
Проект «Разделяй и властвуй», 1 часть – поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов, легко различимых по внешним признакам (отличающихся по цвету), с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда.
Проект «Вырезаем бусины» – изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку).
Мини-проекты «Работа текстом» – решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием.
*Компьютерные проекты
Проект «Мое имя» – изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа).
Проект «Фантастический зверь» – изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей.
Проект «Записная книжка» – совместное заполнение базы данных о всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки.
Бескомпьютерный вариант изучения курса
Дети работают только с бескомпьютерными материалами: учебником (листами определений и задачами), рабочей тетрадью и тетрадью проектов.
тематическое планирование уроков трудового обучения
№ | Наиме- раздела | Тема урока | Кол-во | Тип | Элементы | Требования к уровню обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Комплексные работы | Экскурсия в парк за природными | 1 | Урок-экскурсия | Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления) | Знать роль трудовой Уметь осуществлять | Текущий | |
2 | Сортировка и закладка на хранение собранного материал | 1 | Комбинированный | Многообразие материалов и область их приме- | Знать область применения и назначения инструментов, распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей), влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье | Самостоятельная работа |
3 | Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка. На отдыхе. Лесные строители. Папа и сыночек. | 4 | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия | Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, выполнять инструкции | Самостоятельная работа | ||
4 | Игрушки | 4 | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из текстильных материалов | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке материалов | Самостоятельная работа | Создание декоративных композиций | |
5 | Работа с бумагой и карто-ном | Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик» | 2 | Комбинированный | Краткая характеристика операций обработки | Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой. Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам | Самостоятельная работа | |
6 | Тетрадка- | 2 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Ручной, меха- Распределение рабочего вре- | |||
7 | Блокнот для записей | 2 | Комбинированный |
8 | Лягушонок-озорник из бумажных конусов | 2 | Комбинированный | изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией | ||||
9 | Комплексные работы | Игольничек | 2 | Комбинированный | Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани | Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | |
10 | Подсвечник из металлической банки | 2 | Комбиниро-ванный | Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки | Уметь выполнять | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | |
11 | Изделия из бумаги | Фигурки из бумажных салфеток: «лилия», «шляпа кардинала», «королевская мантия» | 1 | Комбинированный | Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка за- | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; выполнять изделие по чертежам и схемам | Самостоятельная работа | Распределение рабочего |
ницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | ||||||||
12 | Плетеный | 1 | Комбиниро-ванный | Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте | Знать свойства бумаги. Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | |
13 | Сумочка | 2 | Создавать | |||||
14 | Елочное украшение «Складная звезда» | 1 | Распределение рабочего | |||||
15 | Елочная подвеска «Золотая рыбка» | 1 | Комбинированный | Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий. Определение этапов | Знать свойства бумаги. Уметь изготавливать изделие по схеме | Самостоятельная работа | Распределение рабочего | |
16 | Подвеска из конусов «Петрушка» | 2 | Проверка модели в действии |
17 | Комплексные работы | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик» | 2 | Комбинированный | Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу | Самостоятельная работа | Создание модели по собственному замыслу |
18 | Детали карнавального костюма «Каменный цветок» | 2 | Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия | Уметь выполнять объемные изделия из бумаги; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Проверка модели в действии | |||
19 | Шапочка - игольница | 3 | Комбинированный | Основные части книги. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Подбор ткани с учетом размеров и свойств. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
20 | Изделия из бумаги | Раскладной | 2 | Комбинированный | Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач | Уметь использовать | Самостоятельная работа | Ручной, механизированный и автоматизированный труд |
21 | Изделия из ткани | Однослойная | 2 | Комбинированный | Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами | Уметь выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
22 | Браслет-булавочница
| 3 | Комбинированный | Проверка модели в действии | ||||
23 | Комплексные работы | Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик» | 3 | Комбинированный | Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов | Уметь использовать | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
24 | Копилка из папье-маше на резиновой основе. | 4 | Комбинированный | Изготовление объемных изделий из бумаги, соединение деталей изделия склеиванием | Знать технику папье -маше. Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | |
25 | Комплексные работы | Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона | 3 | Комбинированный | Клеевое и ниточное Декоративное оформление изделия накладными деталями | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами | Самостоятельная работа | Распределение рабочего |
26 | Игрушки из поролона: «Слоник», | 2 | Комбинированный | Природные и искусственные материалы. Выбор | Уметь использовать | Самостоятельная работа | Распределение рабочего | |
27 | Изделия из ткани | Кармашек для мелочей «Слон» *Весёлый клоун | 2 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии | ||
28 | Комплексные работы | Кожаный брелок для ключей «Поросёнок» | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии. Работа с кожей | ||
29 | Подвес для прищепок «Обезьянка» *Змейка | 2 | Комбинированный | Искусственные мате- | Уметь изготавливать изделия по эскизу | Самостоятельная работа | Проверка модели в действии |
30 | Изделия из ткани | Отреставриро- *Заплатка | 2 | Комбинированный | Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов. Декоративное оформление предметов быта и жилища | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. Уметь использовать умения для выполнения домашнего труда (мелкий ремонт одежды) | Самостоятельная работа | Ручной, механизированный и автоматизированный труд |
31 | Комплексные работы | Игрушка из полуфабрикатов | 2 | Комбинированный | Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам | Самостоятельная работа | |
32 | *продолжение работы | Комбинированный | ||||||
33 | Плетение .Пояс | 2 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Создание декоративных композиций | |||
34 | Общественно-полезный труд | Подготовка | 1 | Комбиниро-ванный | Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). | Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами. Уметь работать | Самостоятельная работа. Итоговый | Создание декоративных композиций |
Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов |
Тематическое планирование уроков информатики
№ | Наименование раздела | Тема урока | Тип | Страницы учебника |
1 | 1 часть | Изучение нового материала | стр. 4 -7 | |
2 | Изучение нового материала | стр. 8 - 11 | ||
3 | Изучение нового материала | стр. 12 - 15 | ||
4 | Изучение нового материала | стр. 16 - 19 | ||
5 | Изучение нового материала | стр. 20 - 23 | ||
6 | Изучение нового материала | стр. 24 - 28 | ||
7 | Изучение нового материала | стр. 29 - 31 | ||
8 | Изучение нового материала | стр. 32 - 38 | ||
9 | «Одинаковые цепочки. Разные цепочки» | Изучение нового материала | стр. 39 - 47 | |
10 | Изучение нового материала | стр. 48 - 51 | ||
11 | Изучение нового материала | стр. 52 - 55 | ||
12 | Комбинированный | стр. 56 - 63 | ||
13 | Изучение нового материала | стр. 64 - 71 | ||
14 | Комбинированный | стр. 72 - 77 | ||
15 | Комбинированный | стр. 78 - 87 | ||
16 | Комбинированный | стр. 88 - 93 | ||
17 | Комбинированный | стр. 94 - 100 | ||
18 | 2 часть | «Длина цепочки «Цепочка цепочек» | Комбинированный | » стр. 3 - 9 |
19 | «Таблица для мешка (по двум признакам).» | Комбинированный | стр. 10 – 13 | |
20 | «Словарный порядок. Дефис и апостроф.» «Дерево. Следующие вершины, листья.» | Комбинированный | стр. 14 - 19 | |
21 | «Дерево. Предыдущие вершины.» «Уровень вершины дерева» | Комбинированный | стр. 20 – 29 | |
22 | «Робик. Команды для робика.» «Программы для робика.» | Комбинированный | стр. 30 – 37 | |
23 | «Перед каждой бусиной. После каждой бусины.» «Склеивание цепочек. Решение задач» | Комбинированный | стр. 38 – 43 стр. 44 - 53 | |
24 | «Путь дерева.» | Комбинированный | стр. 54 - 58 | |
25 | «Все пути дерева.» | Комбинированный | стр. 59 - 63 | |
26 | «Деревья потомков.» | Комбинированный | стр. 66 - 69 | |
27 | « Робик. Конструкция повторения.» | Комбинированный | стр. 70 - 74 | |
28 | «Робик. Конструкция повторения.» | Комбинированный | стр. 75 - 77 | |
29 | «Склеивание мешков цепочек.» | Комбинированный | стр. 78 - 83 | |
30 | «Склеивание мешков цепочек.» | Комбинированный | стр. 84 - 87 | |
31 | « Таблица для склеивания мешков» | Комбинированный | стр. 88 - 92 | |
32 | «Решение задач» | Комбинированный | стр. 93 - 95 | |
33 | «Решение задач» | Комбинированный | стр. 96 - 100 | |
34 | «Заключительный урок» Контрольная работа. | Контролирующий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе....
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии для учащихся 2 класса по программе "Школа России"
Содержание: I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» II. Содержание учебного предмета III. Тематическое планирование ...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...