Программа "Подарки своими руками"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Обучение ребят по изготовлению подарков к праздникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №148
_____________Ю.С.Бушланова
«___»______________20____г.
Программа
дополнительного образования
курс «Подарки своими руками»
Модульная
Уровень: начальные классы
Возраст: 9-11 лет
Срок реализации 12 месяцев
Программу составила:
учитель начальных классов
Быкова Лариса Михайловна
2011г.
г. Красноярск
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что может быть лучше самодельного подарка? Он неповторим, уникален, от него веет теплом и любовью, особенным отношением к тому, кому он подарен. Самодельные подарки могут стать хобби, а могут открыть двери в новую профессию дизайнера-декоратора.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в начальных классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения курсовой работы.
Курс «Подарки своими руками» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа курса способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях курса придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, флористика, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 15 учащихся. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 1ч 10мин, с перерывом 10 мин.
В программу курса «Подарки своими руками» входят модули «Открытки hand made», «Цветы и букеты», «Картины - аппликации», «Объёмные игрушки».
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению подарков своими руками к праздникам из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Цель программы:
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
- научиться создавать авторские подарки, используя различные техники и материалы.
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи программы:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Педагогические принципы:
- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу живает такого же уважения, как и педагог;
- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Разделы программы.
Модуль №1: «Hand made открытки и альбомы». (16 часов)
Оригинальную открытку своими руками можно сделать, приложив немного фантазии. Открытки хенд мейд могут быть как дополнением к основному подарку, так и отдельным подарком для любого торжества – дня рождения, именин, рождения ребенка, юбилея. Hand made открытки можно дарить на 8 марта, 23 февраля, поздравлять с днем святого Валентина и т.п.
- Поздравительная открытка.
- Открытка к празднику.
- Закладка для книг.
- Скрапбукинг - открытки.
- Скрапбукинг - альбомы.
- Выставки своих работ.
Темы для бесед: «История создания открыток», «Какие бывают открытки», «Что такое скрапбукинг?»
Модуль №2: «Цветы и букеты» (16 часов)
1.Цветы из бумаги.
2. Цветы из ткани.
3. Цветы из атласных лент.
4. Букеты из конфет.
5. Свит – дизайн.
Темы для бесед: «Флористика», «Свит-дизайн», «Материалы для цветов и букетов».
Модуль №3 «Картины - аппликации». (16 часов)
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж. В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
- Аппликация из ткани.
- Торцевание.
- Картины из манки.
- Бумажные аппликации.
- Картины из природного материала.
- Рамочки.
Темы для бесед: «Что такое аппликация», «Виды аппликаций», «Способ торцевания».
| Модуль 4. «Объёмные игрушки» (18 часов) Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Игрушка помогает ребёнку познавать миржающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мыш- ления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качес- тве декоративных элементов в современном интерьере. Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем об- щества, с уровнем его культуры. Игрушки позволяют так же более естественно организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
|
Темы для бесед: «Бросовый материал», «История кукол», «Оригами».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Техника | Кол-во часов | |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 час | ||
2. | Все праздники. | презентация | 1 час | |
I. «Hand made открытки». (16часов) | ||||
3. | Беседа ««История создания открыток» | презентация | 1 час | |
4,5. | Поздравительная открытка. | аппликация, вырезание. | 2 часа | |
6,7. | Открытка к празднику. | бумагопластика. | 2 часа | |
8. | Беседа «Какие бывают открытки» | презентация | 1 час | |
9. | Беседа «Что такое скрапбукинг?» | презентация | 1 час | |
10-14. | Скрапбукинг – альбомы. | бумагопластика. | 5часов | |
15- 18. | Скрапбукинг - открытки. | моделирование, вырезание. | 4 часа | |
II. «Цветы и букеты». (16 часов) | ||||
19. | Беседа «Материалы для цветов и букетов» | презентация | 1 час | |
20, 21. | Цветы из бумаги. | моделирование | 2 часа | |
22. | Беседа «Флористика». | презентация | 1 час | |
23, 24. | Цветы из ткани. | объёмная аппликация. | 2 часа | |
25, 26. | Цветы из атласных лент. | моделирование | 2 часа | |
27. | Беседа «Свит-дизайн» | презентация | 1 час | |
28-32. | Букеты из конфет. | объёмное моделирование | 5 часов | |
33, 34. | Свит – дизайн. Выставка работ. | презентация | 2 часа | |
III. «Картины - аппликации». (16 часов) | ||||
35. | Беседа: ««Что такое аппликация». | презентация | 1 час | |
36, 37. | Бумажные аппликации. | аппликация. | 2 часа | |
38. | Беседа: «Виды аппликаций» | презентация | 1 час | |
39, 40. | Аппликация из ткани. | шитье. | 2 часа | |
41. | Беседа: «Способ торцевания». | презентация | 1 час | |
42-44. | Торцевание. | аппликация. | 3 часа | |
45, 46. | Картины из природного материала. | аппликация. | 2 часа | |
47-50. | Рамочки. | объёмное моделирование | 4 часа | |
IV. «Объёмные игрушки». (18 часов) | ||||
51. | Беседа: «Бросовый материал» | презентация | 1 час | |
52-56. | Игрушки из бросового материала. | объёмное моделирование | 5 часов | |
57. | Беседа: «История кукол» | презентация | 1 час | |
58-62. | Куклы. | объёмное моделирование | 5часов | |
63. | Беседа: «Оригами». | презентация | 1 час | |
64-67. | Модульное оригами. | моделирование | 4 часа | |
68. | Выставка работ. | 1 час |
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
В результате обучения учащиеся получат знания и навыки по:
- инструментам, вспомогательным материалам, аксессуарам;
- основным элементам и принципам дизайна;
- размещению цветов в букете: ритму, повторению, радиальным линиям;
- украшению праздничного стола;
- оформлению цветочных корзин;
- техникам создания флористических открыток;
- оформлению подарков.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.). Тема изучается в течение одной четверти.
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Методическое обеспечение программы:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 2010
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2007
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 2009
4. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2010
6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
7. Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
8. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.
Ресурсы.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru/http://oriart.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Украшения своими руками"
Работа посвящена изучению различных материалов для создания собственных украшений, исследованы свойства, ценность материалов, простота изготовления, доступность, ... данных материалов, выбраны наиболе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-55084-1444586911.jpg)
Тематический план кружка "Своими руками"
Подробный план кружка "Своими руками" с методическими рекомендациями ,результатами обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-64351-1354384557.jpg)
Подарок своими руками. Игольница "Ягодка".
Поделка к праднику 8 Марта, которую я хочу предложить - это игольница "Ягодка" из поролона. Для изготовления игольницы не требуются какие-то особенные материалы, все они изготавливают...
Чудесные поделки из природного материала своими руками
Презентация, созданная на основе детских работ из различного природного материала....
Работа с одарёнными и талантливыми детьми. Кружок "Театр своими руками"
Театр расширяет границы зрения учащихся о самих себе и о мире, помогает в духовном рождении ребёнка, воспитании его убеждений и чувств, учит общаться и анализировать различные жизненные ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-86126-1352966639.jpg)
Игрушка своими руками из носка, рукава, перчатки.
Презентация дает возможность пофантазировать и из ненужных вещей ( рукава, носка, перчатки ) сделать своими руками замечательные игрушки....