Программа кружка "Школа дизайна. Оригами"
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему

Марущак Ольга Валерьевна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение города Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 23

Утверждено

решением педагогического совета

Протокол № ___ от «___» ______20___г.

Приказ № ____ от «___» _______20___г.

Директор  МОУ  СОШ  №  23

______________________/С.Н. Типсина/

Программа
дополнительного образования детей

«Школа дизайна. Оригами»

             Программа рассчитана на детей 6,5-7 лет

             Срок реализации программы – 1 год

Автор  программы:

Марущак О.В,

учитель начальных классов

МОУ СОШ  № 23

г. Мурманск

2011 г.

Пояснительная записка

   Программа дополнительного образования «Школа дизайна. Оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П.,  Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.).  Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемая программа направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей.  

Форма реализации программы – кружок «Школа дизайна. Оригами».

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.

Во-первых, усиливает вариативную составляющую общего образования в сфере художественно-эстетического направления деятельности.

Во-вторых, способствует практическому применению геометрических знаний, умений и навыков, полученных в школе.

В-третьих, стимулирует познавательную мотивацию учащихся.

В-четвертых, самое главное - дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Кружок «Школа дизайна. Оригами» предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, конструкторские способности. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Отличительные особенности программы

Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся первых классов.  Программа включает в себя не только обучение технике оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в этой технике. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник оригами (модульное,  конструирование, мозаика, аппликация). Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок развивает мелкие и точные движения рук.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие креативности мышления детей средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи:

  1. закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, математики, окружающего мира, способствовать их систематизации;
  2. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  3. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  4. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  5. развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Принципы построения программы

Программа «Школа дизайна. Оригами» построена на основе следующих принципов:

  1. доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  2. наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств,  принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
  3. демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  4. научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  5. линейности «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Методы

Для реализации программы используются следующие методы:

  1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  2. наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
  3. практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
  1. Методы, в основе, которых лежит уровень деятельности детей:
  1. объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  2. репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  3. частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  4. исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
  5. стимулирования и мотивации (игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение).

Срок реализации, объем  программы

Программа "Школа дизайна. Оригами" адресована детям младшего школьного возраста (1 класс) и рассчитана на 1 год обучения, 33 часа в год.

Форма и режим занятий

Для активизации познавательной деятельности первоклассников используются нетрадиционные формы проведения занятий: игра, путешествие, исследование,  экскурсия, праздники, конкурсы, соревнования; следующие формы работы: индивидуальная, парная, коллективная, групповая.

Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.  Наполняемость группы не превышает 15 человек. При зачислении каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в кружке.

Методическое обеспечение

  1. наглядный материал;
  2. раздаточный материал.

Материально-техническое обеспечение

  1. компьютер;
  2. демонстрационный экран (интерактивная доска);
  3. мультимедийный проектор;
  4. методическая литература.

Ожидаемые результаты

К концу  обучения по данной программе школьники

должны знать:

  1. приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;
  2. историю возникновения техники оригами;
  3. основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  4. приемы создания композиции на плоскости, уметь осуществлять разметку по шаблону для дальнейшего составления композиции.

должны уметь:

  1. уметь организовывать свое рабочее место;
  2. следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; 
  3. распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать и выполнять разметку с опорой на них;
  4. самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы;
  5. создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  6. работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;
  7. уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Способы определения и фиксации результатов

Педагог отслеживает результаты детей  с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. В процессе реализации программы проводится:

I. Диагностика обучающихся (Приложение 1).

  1. Тест – игра «Закорючка».
  2. Тест - задание «Что попало в сети?».
  3. Тест – игра «Геометрический человечек».
  4. Серия заданий «Волшебная клякса».
  5. Методика «Изучение умения моделировать объект».
  6. Методика «Изучение пространственных ориентировок при конструировании».

II. Анкетирование родителей (Приложение 2).

  1. Определение интенсивности познавательной потребности.
  2. Определение уровня проявления способностей ребенка.

Формы подведения итогов реализации программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:

  1. в классе,
  2. в школе,
  3. в библиотеке.

3. Участие в выставках детского прикладного и технического творчества различного уровня.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Организационное занятие. Формирование группы

1

1

-

2.

Беседа по охране труда

1

1

-

3.

Знакомство с оригами

4

2

2

4.

Базовая форма «треугольник»

3

1

2

5.

Базовая форма «воздушный змей»

4

1

3

6.

Базовая форма «двойной треугольник»

3

1

2

7.

Базовая форма «двойной квадрат»

3

1

2

8.

Базовая форма «конверт»

2

1

1

9.

Цветы к празднику 8 Марта

2

1

1

10.

Летние композиции

4

-

4

11.

Впереди – лето!

3

-

3

12.

Итоговое занятие

1

1

-

13.

Выставка-ярмарка

2

-

2

ИТОГО:

33

11

22


Календарно-тематическое планирование кружка «Школа дизайна. Оригами»

п/п

Тема занятия

Количество часов

Элементы

содержания, практическая часть

Планируемые

результаты

Характеристика

деятельности

обучающихся

 1

Давайте познакомимся  

 1 ч

Формирование группы.

 Правила безопасности и личной гигиены. Рациональное размещение материалов и инструментов. Техника  оригами  (складывание поделки).

Игра «Давай познакомимся».

Демонстрация  поделок  и образцов моделей,  которые предстоит сделать в  процессе обучения

Знать  приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.

Уметь организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, планировать предстоящую практическую работу

Организовывать свою деятельность, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Выделять известное и неизвестное

2

Мир вокруг тебя

1 ч

Правила безопасного использования инструментов и приспособлений.

Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами.

Бережное использование и экономное расходование материалов Подбор материалов.

Разметка.

Обработка материала: отрывание, резание

Уметь распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать и выполнять разметку с опорой на них

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Прогнозировать результаты.

Осуществлять самоконтроль.

Оценивать результаты своей деятельности

3, 4

Знакомство с историей техники оригами.

Знакомство с терминологией, условными обозначениями техники.

2 ч

Представление о последовательности практических действий. Знакомство с краткой историей бумаги и  японского искусства оригами. Знакомство с используемыми в техники терминами

Уметь изготавливать плоскостные изделия по простейшим чертежам

Учиться выделять и формулировать цели, планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

5, 6

Основные базовые формы оригами

2 ч

Обработка материалов (сгибание, складывание); виды условных графических изображений (схема).

Разметка по линейке.

Демонстрация базовых форм и с техникой их выполнения. Знакомство с условными обозначениями базовых форм, основными   знаками

Знать правила и приемы рациональной разметки.

Уметь соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями, аккуратно и ровно сгибать бумагу, вырезать детали по прямолинейному контуру.

Организовывать свою деятельность.

Искать, отбирать, использовать необходимую информацию.

Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Прогнозировать результаты.

Осуществлять самоконтроль.

Оценивать результаты своей деятельности

7

Театр зверей «Весёлые мордочки»

1 ч

Изучение базовой формы «треугольник». Знакомство с первой базовой формой, сложенной из квадрата. Обработка материала: сгибание. Изготовление мордочек собачки, лисенка, бычка

Уметь воспринимать инструкцию (устную и графическую) и действовать в соответствии с ней, аккуратно и ровно сгибать бумагу

Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи

8, 9

Театр домашних питомцев

2 ч

Изготовление аппликации на основе базовой формы «треугольник». Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме «треугольник» создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

10

Пусть всегда будет солнце

1 ч

Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Демонстрация поделок из бумаги, основанных на базовой форме «воздушный змей». Изготовление мини – картинки «Солнышко» Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения

Уметь создавать в воображении несложный художественный замысел и находить адекватные способы его практического воплощения

Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на занятии Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

11

Удивительное рядом

1 ч

Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Беседа «Мир птиц».

Изготовление аппликации «Птицы». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, самостоятельное оформление работы

12

В деревне у бабушки и дедушки

2 ч

Изготовление коллективного панно  «В деревне у бабушки». Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь выполнять разметку по шаблону и линейке, устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

13, 14

Как прекрасен этот мир

2 ч

Изготовление открытки «Лилии».

Презентация «Земля – планета цветов».

Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Уметь самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить способы работы по их воссозданию, выполнять разметку копированием

Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на занятии Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

15

Удивительный подводный мир

2 ч

Изготовление аппликации «Аквариум с рыбками». Видеофильм «Подводный мир морей и океанов».

Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, составлять план последовательности действий. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

16

Игрушка «Перекати поле»

1 ч

Изготовление игрушки «Перекати поле». Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Знать правила  техники безопасности при работе над изделиями.

Уметь выполнять простые формы и конструкции из пластилина

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости его конструкцию

17

В гостях у курочки Рябы

1 ч

Изготовление аппликации «Курочка». Выполнение фигурок, основанных на базовой форме, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения

18, 19

Коллективная работа «Птенцы»

2 ч

Изготовление коллективного панно «Птенцы на дереве Беседа «Птицы. Как помочь пернатым друзьям зимой»

Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение»

Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов, самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

20, 21

Праздничные конверты

2 ч

Беседа «История почтовых марок в России». Презентация «Праздничные конверты».

Знакомство с базовой формой и этапами её выполнения. Изготовление классической модели

Уметь выполнять комбинированные работы из разных материалов.

Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Выделять известное и неизвестное. Анализировать и читать графические изображения

22, 23

Цветы к празднику 8 марта. Первоцветы

2 ч

Изготовление подснежников, тюльпанов. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Знакомство с историей праздника. Демонстрация вариантов открыток. Выполнение фигурок, основанных на базовой форме

Знать приемы складывания квадрата.

Уметь различать диагонали квадрата по линейке, аккуратно и ровно сгибать бумагу, аккуратно вырезать детали

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Участвовать в совместной творческой деятельности, работать в малых группах

24, 25

 Летняя палитра

2 ч

Изготовление коллективной аппликации на основе изученных базовых форм «На лесной полянке». Беседа – путешествие «В лесу».

Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность, выполнять симметричные вырезания

Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка)

26, 27

Краски лета

1 ч

Изготовление аппликации «У озера». Виртуальная экскурсия «Летние пейзажи в творчестве русских художников»

Знать приемы создания композиции на плоскости, уметь осуществлять разметку по шаблону для дальнейшего составления композиции

Создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определенной художественно-эстетической информации. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Оценивать результат деятельности

28

Гости на цветке

1 ч

Изготовление аппликации «Бабочки на цветке». Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытка). Презентация «Разноцветные друзья».

Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах.

Уметь анализировать приемы складывания по техническим рисункам

Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура), технологические свойства – способы обработки материалов (сборка, отделка)

29

Море, море – мир бездонный

1 ч

Изготовление мозаики с элементами техники оригами  «Маленький кораблик». Виртуальная экскурсия по музею И. Айвазовского. Создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь анализировать приемы складывания по техническим рисункам

Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий

30

По грибы мы в лес пойдём

1 ч

Изготовление аппликации «Кузовок  с грибами». Беседа «Царство грибов».

Выполнение фигурок, основанных на изученных базовых формах, создание собственных моделей и самостоятельное их украшение

Уметь устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить способы работы по ее созданию

Сравнивать различные виды конструкции и способы их сборки. Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических задач в зависимости от конкретных условий

31

Итоговое занятие

1 ч

Распределение ролей в группе,  продумывание плана защиты проекта, использования наглядности.

Награждение активных членов кружка.

Внесение предложений в план работы на следующий учебный год. Представление творческого проекта «Теремок».

Оформление проекта в технике оригами «Теремок», сообщения о проекте

Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

32, 33

Выставка – ярмарка

2 ч

Распределение ролей в группе,  продумывание плана оформления работ, использования наглядности.

Уметь устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить способы работы по ее созданию

Выбирать  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Список использованной литературы

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.  Цветы и вазы. – С-Пб.: Кристалл, 2002.

2.   Афонькин С.Ю., Е.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.  – М.: Аким.

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266  [Электронный ресурс]  /Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html/ (дата обращения: 14.03.2011)
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В  Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. (стандарт второго поколения).
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 3 – 12.
  4. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2001. – 144 с.
  5. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2002 № 06-1844 // СПС Консультант Плюс: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.04.2011).
  6. Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993).
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / [составитель Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).  
  8. Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика. – М.: ЭКСМО.
  9. Тарабарина Т. Оригами и развитие ребёнка.  – Ярославль.: Академия развития, 1997.
  10. Федеральный Государственный Образовательный стандарт: начальная школа [Электронный ресурс] /Режим доступа  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959/ (дата обращения: 14.03.2011)
  11. Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс]  /Режим доступа: http://standart.edu.ru/  (дата обращения: 14.03.2011)

Список рекомендуемой литературы

  1. для педагога
  1. Афонькин С.В.  Оригами и аппликация.  -  С.-Петербург:  Кристалл, 2001. - 173с.
  2. Корнева Г. В.  Поделки из бумаги . -  С.-Петербург: Кристалл, 2001. – 98с.
  3. Оригами. Игрушки из бумаги. Выпуск 3 - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995. – 134с.
  4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А.  Практикум по дошкольной психологии Москва. Academia, 1998. – 203 с.
  1. для обучающихся
  1. Долженко Г.И.. 100 оригами. [Текст]  - Ярославль: Академия развития, 2000.
  2. Кошелев В.М. , Афонькин С.Ю.. Вырезаем и складываем.   – С-Пб.: Кристалл, 2002.
  3. Сержантова Т.Б.. 366 моделей оригами.   – М.: Айрис-Пресс, 2008.

 

Приложение 1

  1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается шесть рисунков-закорючек. Задача ребёнка: каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка.

 Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

  1. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов.
  2. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа.  Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.
  3. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.

Методика

Изучение умения моделировать объект

Подготовка исследования. Подготовить карточки – образы и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разной конфигурации и величины, соответствующие и несоответствующие образцам.

Проведение исследования. Ребенку по одному показывают образцы и просят составить такую же картинку из геометрических фигур. Взрослый предлагает рассмотреть образец и расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них).  После выполнения задания ребенка просят выложить изображение, а затем проверить правильность деления образа.

Обработка данных.

На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с тремя уровнями выполнения задания.

1 уровень. Ребенок выполняет задание на расчленение изображения и его моделирование почти без ошибок (допускается 1-2 ошибки). Самостоятельно замечает и исправляет ошибки.  Изображение полностью соответствует образу по форме и величине деталей.

2  уровень. При расчленении образца ребенок допускает много ошибок или выполняет данное задание после того, как смоделирует  объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки ребенок замечает и исправляет сам или с небольшой помощью взрослого.

3 уровень. Ребенок не справился с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получает объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает.

4 уровень. Ребенок не справляется ни с заданием на расчленение образца, ни с задачей смоделировать объект.

Подсчитывается количество детей разного возраста, соответствующих каждому из уровней, и делают вывод о развитии у них мыслительной операции анализа и моделирования.

Методика

Изучение пространственных ориентировок при конструировании

Подготовка исследования. Подготовить детали строительного материала, чертежи домиков, на которых показаны отдельные детали постройки.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет. Промежуток между сериями – 7 дней.

 Первая серия. Ребенку показывают чертеж в обычном расположении и просят построить подобный домик.

Вторая серия. Ребенку показывают перевернутый чертеж и просят построить такой же домик. В протоколе фиксируют не только последовательность конструирования, но также речь и эмоции дошкольника, зарисовывают выполненные постройки.

Обработка данных. Подсчитывают число ошибок в пространственном расположении деталей. Устанавливают соответствие конструкции чертежу. Особое внимание обращают на их соответствие при положении чертежа «вверх ногами».

Приложение 2

Анкета для родителей.

Определение интенсивности познавательной потребности

(Юркевич B.C.)

1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умствен ной работой (час-полтора — для младшего школьника; несколь ко часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?

а. Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»?

а. «Помучиться», но самому найти ответ.

б. Когда как.

в. Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает дополнительной литературы?

а. Постоянно много.

б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в. Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а. Очень эмоционально.

б. Когда как.

в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

5. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

6. Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выра женной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.

Анкета для родителей.

Определение уровня проявления способностей ребенка

(Сазанов А.Н.)

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо облас тью проявления интересов. Для этого приведем перечень ха рактеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы ан кеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

2. Он с готовностью откликается на все новое.

3. Любит все загадочное и непонятное.

4. Часто нуждается в поддержке старших.

5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некото рые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.

Одаренный

1. Его интересы достаточно стабильны.

2. Его любознательность устойчива.

3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

6. Начатое дело всегда доводит до конца.

7. Имеет особую склонность к определенному виду заня тий или предмету.

8. Настойчив в достижении поставленной цели.

9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

11. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к сле дующим вопросам.

Яркая одаренность

1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литера турном творчестве проявляет свою одаренность.

2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего воз раста.

3. Его речь очень развита, характеризуется большим запа сом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

4. Всегда ищет самостоятельные решения.

5. В спорных вопросах опирается на собственное сужде ние, не любит общепризнанных мнений.

6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях. Положительные ответы на эти девять вопросов дают се рьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, опре деляющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

1. Желание привнести в выполняемую работу элемент но визны.

2. Стремление освоить незнакомое дело.

3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоми нания.

5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и яв лениями.

8. Способность к творческому воображению, созданию нового.



Предварительный просмотр:

Бумага и ее история

Сегодня бумага - один из самых востребованных материалов. Ее используют для хранения информации, для создания книг, которые хранят и передают культурный опыт сквозь поколения уже многие века. Чтобы найти столь удобный для письма материал человек долго изыскивал новые способы письма от выбивания пиктограмм на камнях и костях убитых животный до письма рыбьей костью по пальмовым листам.

Дальше писали на деревянных восковых дощечках с помощью заостренных палочек. Но все это было недолговечно. В Китае сначала выжигали иероглифы на бамбуковой лозе, а потом стали писать специальной тушью на шелковых свитках. Но самый прогрессивный шаг вперед к изобретению сделали египтяне, которые начали использовать для записи информации папирус. Дальше одно время широко использовался пергамент - это телячья кожа особой выделки, которая также заняла важное место в эволюции материалов для письма. Примерно в одно и то же время с пергаментом появляется первая настоящая бумага. Родиной ее до сих пор считают Китай, хотя известно, что технология была перенята жителями этой страны у туркмен. Именно туркмены первыми научились распускать шерсть в воде, прессовать ее и высушивать. Так получался очень тонкий войлок. Китайцы же заменили шерсть растительными волокнами и получили как раз то, что больше всего напоминает современную бумагу. Свои первые листы они делали из коры тутового дерева и из волокон бамбука. Секрет изготовления бумаги очень долго держался в Китае в строжайшем секрете. Первые листы бумаги стоили очень дорого и обменивались на дорогие ткани и драгоценные металлы. Но все же долгое время монополию на изготовление бумаги Китай держать не смог. Очень скоро данный материал начали изготавливать в других странах. В 610 году странствующий буддийский монах Дан-хо вынес секрет изготовления писчего материала за границу Китая, а точнее в Японию. Вместе с секретом изготовления бумаги он поделился с японским народом и рецептом приготовления туши. Японцы еще усовершенствовали технологию. Они путем недолгих экспериментов нашли намного более удобное и качественное сырье. Они стали использовать не только кору шелковицы, но и коконы шелкопряда. После сбора коконы перерабатывали в однородную массу и оставляли высыхать. После чего образовывались два слоя - шелковата сверху и нижний волокнистый слой. Такие нововведения позволили японским бумажным изделиям значительно превзойти по качеству китайские. В Японии постепенно появились мастерские, а затем и целые фабрики по изготовлению самой прочной бумаги, которая получила название "ваши". Эта бумага могла выдержать намного больше сгибов, чем наша современная бумага, поэтому вместо стекол в Японии в домах часто использовали именно "ваши". Постепенно искусство создания бумаги расползлось по всему миру. Различные технологии использовались в различных странах мира. Вскоре бумага оказалась настолько распространенным материалом, что высокая цена на этот продукт стала неактуальной и резко упала. Теперь на востоке из бумаги делали книги, амулеты, веера и многое другое.

В Европе первые бумажные мастерские появились в двенадцатом веке в самых развитых странах. В Италии, Англии, Франции и Германии бумага стала незаменимым материалом во многих отраслях жизни от государственного аппарата до торговли и культуры.
Из Франции бумага впервые попала в Россию. В селе Ивантеевка под Москвой была построена настоящая бумажная мельница. Но она очень скоро подверглась очень обширному пожару, и все производство выгорело дотла. Вторая попытка наладить производство собственной российской бумаги была предпринята лишь в семнадцатом веке патриархом Никоном. Именно по его распоряжению бумажные мельницы были возведены в Пархе и Яузе.
А при Петре Великом производство, наконец, было поставлено на широкую ногу. Он, видя что две мельницы не справляются со все возрастающими запросами активно расширяющейся страны, повелел построить еще несколько фабрик по производству бумаги, но уже европейского образца.
Чтобы эти предприятия не нуждались в сырье, он издал указ, чтобы все жители изношенные тряпицы и полотна сдавали в надлежащие органы. Таки образом производство стало вторичным и дешевым. Производство бумаги в России быстро расширялось, и вскоре в импорте бумаги из Европы отпала всякая надобность. Бумага сегодня - один из самых широко используемых в ежедневной практике материалов. С начала производства бумаги ею стали украшать дома. Бумагой оклеивают стены. На листах рисуют и пишут. Книги в одной самой читающей стране мира печатаются исключительно на бумаге. Бумага стала сырьем для изготовления коробок, упаковок и посуды.
Из бумаги делают самые разные декоративные изделия. Сегодня эта индустрия получила самое обширное распространение. Бумага как один из самых доступных материалов обладает волшебным свойством легко преображаться, что часто используется в производстве.



Предварительный просмотр:

Оригами история появления

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.  Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы. В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.  Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.
Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома. После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур. Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.
 

Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.
В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.  А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.  Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.



Предварительный просмотр:

Разновидности бумаги

Сегодня прогресс позволяет производить самую разную бумагу, каждый вид которой призван отвечать своим требованиям и обладает совершенно особыми свойствами. Есть бумага, которая тоньше человеческого волоса. Из водостойкой бумаги делают географические карты и денежные купюры. С помощью бумаги научились имитировать даже поверхности пластика или поделочных камней. Бумага различается по многим свойствам — прочности, отношению к воде, к чернилам, исходному цвету, прозрачности и многим другим. Бумага является неоднородным материалом. На просвет в листе видны уплотнения или наоборот более тонкие места.  Неоднородность также сказывается на свойствах этого материала. Отношение бумаги с водой также очень важны. Волокна между собой склеены. От вида клея и будет зависеть, размокнет лист или нет. По свойствам материал делят на множество разных типов и видов, число которых сложно назвать точно, потому что оно постоянно растет.  Любители искусства оригами среди всех предпочитают и наиболее активно используют такие виды бумаги как писчая, газетная, оберточная, обойная, типографская, калька, картон, бархатная и другие. Если рассматривать каждый тип в отдельности, то каждый из них будет обладать своими преимуществами и недостатками для изделий оригами.  Писчая бумага очень легко складывается и держит форму. Ее главным достоинством всегда будет распространенность и доступность. Такая бумага практически не содержит древесных волокон, до 90% ее состава — это целлюлоза. Различаются виды писчей бумаги по отделке — грунтованию, глазурированию, водным знакам. Одна из самых распространенных категорий писчей бумаги — это листы для печати. Они отличаются своим минеральным покрытием с одной или с обеих сторон. Она покрывается глиноподобными веществами — карбонатом кальция или каолином. В таком случае бумага называется мелованной.
Газетная бумага изготавливается из механической целлюлозы или переработанной использованной бумаги. Волокна газетных листов проклеены слабо, поэтому при намокании такая бумага не то, что легко рвется, — она просто растворяется в воде. Газетные листы легко сгибаются, но очень быстро изнашиваются и почти не держат форму.
Это приводит к тому, что оригми-мастера используют ее только в качестве чернового материала, из которого изготавливаются лишь образцы для будущих произведений, или одноразовые поделка, вроде шляпок от солнца, вееров, корабликов, самолетиков. Оберточная бумага также очень распространена. Она изготавливается из смеси натуральных и переработанных волокон. Оберточная бумага в зависимости от своего назначения может быть тонкой и гладкой или наоборот толстой, тесненной. Различные виды оберточной бумаги незаменимы в оригами. Например, глянцевая разноцветная бумага будет незаменима в изготовлении игрушек или декоративных украшений интерьера. А самоклеющаяся бумага часто используется для нанесения важных деталей, например глаз у животных или каких-нибудь узоров. Очень сложным материалом для оригами является обойная бумага. Она используется только в крупных изделиях. Или в качестве фона. Обойная бумага может быть гладкой или рельефной. Обойная бумага достаточно плотная, поэтому к ее недостаткам можно отнести то, что она сложно сгибается, также возможны сгибы в ненужных местах. Форма на такой плотной бумаге также держится плохо. Типографская бумага обычно используется в журналах и для изготовления обложек для них. Журнальная бумага механически не покрыта. А состоит на 90% из химического целлюлозного волокна. В недавнее время к типографской бумаге также стали относить схожую по свойствам синтетическую бумагу. Такие виды бумаги обладают достаточной гладкостью и гибкостью, что значительно упрощает ее использование. После намокания бумага не деформируется и после просушки может быть применена снова. Обычно такую бумагу используют в оригами для создания водных игрушек — корабликов, рыб, плотов. Очень большое место в оригами занимает чертежная бумага, так как она всегда отличается отличным качеством, плотностью. А калька наоборот — очень тонкая бумага, которая может быть самых разных цветов. Она отличается от других видов бумаги масляной пропиткой. Ее используют преимущественно для изготовления фонариков, а также в особой технике — кирикоме — она применяется для крыльев насекомых. Особый вид бумаги — это санитарная бумага. К ней относятся все мягкие и гигиенические виды бумаги, такие как туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки. Чаще всего такая бумага в оригами используется для выполнения «мятых» изделий или в тех случаях, когда важно точно повторить фактуру поверхности сложной фигурки. Картон и бархатная бумага (картон, покрытый мелкими ворсинками) в оригами почти не используются. Они с трудом сгибаются, но сгиб не держат. Почти не допускают исправлений. Поэтому чаще всего используются лишь для фона и иногда для аппликаций. Кроме того, важно помнить, что, начиная заниматься оригами, нужно также правильно подобрать такие сопутствующие инструменты, как ножницы, клей, кисти, краски, чистые салфетки. Все это понадобится для усовершенствования, декорирования различных изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Оригами"

планирование, пояснительная записка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...

Рабочая программа "Арт-дизайн" 1-ый год обучения

Образовательная программа «Арт-Дизайн» имеет художественно эстетическую направленность. Программа представляет собой сеть заданий - упражнений, основная цель которых - овладение начальной художественн...

Рабочая программа "Арт-дизайн" 2-ой год обучения

Уровень освоения программы-углубленный. Второй год обучения охватывает возрастную группу детей 9-10-ти-летнего возраста. ...

Образовательная программа "Арт-дизайн"

Образовательная программа «Арт-дизайн» имеет художественно-эстетическую направленность....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

Программа ДО Дизайн студии"Колибри"

Здравствуйте, уважаемые  коллеги, меня зовут Латина Анна Геннадьевна,  я представляю  Дизайн-студию «Колибри» отделения дополнительного образования Государственной Общеобраз...