Рабочая программа по технологии для 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Татьяна Ивановна Гончарова

Рабочая программа по технологии для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_tehnologii.doc86.5 КБ
Файл tehnologiya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

                         

ТЕХНОЛОГИЯ

Авт. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного обра зовательного стандарта начального общего образования. Концепции духов но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с началь ной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направлен ностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методи ческом наполнении данный предмет может стать опорным для формирова ния системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов реше ния, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции техноло гично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последова тельности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать пра вилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на правленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о тех нологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к тех нической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информа ции, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством об щего развития ребёнка, становления социально значимых личностных ка честв, а также формирования системы специальных технологических и уни версальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  1. приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  2. приобретение первоначального опыта практической преобразователь ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техни ко-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  1. формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

  1. системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает пере ход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирова ние психических действий субъекта из внешних, материальных (материали зованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
  2. теория развития личности учащегося на основе освоения универсаль ных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструменталь ную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

  1. духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-эти ческого и социачьно-исторического опыта человечества, отражённого в ма териальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к со циальному миру и миру природы через формирование позитивного отноше ния к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  2. формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  3. формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по знания мира через осмысление духовно-психологического содержания пред метного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудо вых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления из делий в проектной деятельности;
  4. развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мо тивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  5. формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

  1. внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, плани рование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
  2. умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретичес кие знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предме та «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  3. коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятель ности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому ре шению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  4. первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической до кументацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техни ки безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
  5. первоначальных умений поиска необходимой информации в различ ных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  6. творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изуче ние начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осу ществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирова ние конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процес се работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных раз делов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения пред мету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает уча щимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению про екта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при вы полнении которых учащиеся:

  1. знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые ма териалы и инструменты;
  2. овладевают отдельными технологическими операциями (способами ра боты) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  3. знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  4. знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы полнении работы:
  5. учатся экономно расходовать материалы;
  6. осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятель ность);
  7. учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  8. знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусс тво»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства ху дожественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьни ки осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометричес кими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельно сти в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информа тика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с обра зовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии тех нических образов рассматривается культурно-исторический справочный ма териал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анали зируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и об ществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность со держания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их ини циативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формиру ют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последова тельность действий и выбирать необходимые средства и способы их выпол нения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятель ности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития лич ности младшего школьника, предоставляет уникачьные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформи ровать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружаю щим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурны ми традициями, активное изучение образов и конструкций природных объ ектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружа ющего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и ли тературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изго товления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — со зидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в про грамме рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способ ствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультур ных традиций в деятельности человека также связано с содержанием пред мета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образователь ный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуаль ного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих резуль татов.

Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс кий народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак тера.
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления инфор мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше ния учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло гиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью кла виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и вы ступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое вы сказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб щения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из вестным понятиям.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы тий.
  4. Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, от ражающими существенные связи и отношения между объектами и процес сами.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Формирование первоначальных предстаапений о материальной культу ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо пасности.
  4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай нерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет ной и информационной среды и умения применять их для выполнения учеб но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  1.  уметь донести свою позицию до собеседника;
  2.  уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внеш него вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырье вых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида ра боты, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабо чем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. От бор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её ис пользование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение соци альных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и офор мление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлек сия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивиду альных проектов. Культура межличностных отношений в совместной дея тельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными рас тениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элемен тарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материа лов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художествен ными и конструктивными свойствами, использование соответствующих спо собов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание на званий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической до кументации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и на значения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, тра фарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, апплика ция и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эс киз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение услов ных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (со ответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению из делия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработ ки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурно го письма, пользование мышью, использование простейших средств тексто вого редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым сло вам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на элек тронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание не большого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Содержание учебного предмета «Технология» 1 класс

Давайте познакомимся (3ч)

Как работать с учебником (1 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обо значениями, критериями оценки изделия по разным основа ниям.

Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочте ний и заполнение анкеты

Материалы и инструменты (1 ч)

Знакомство с понятиями: материалы, инструменты.

Организация рабочего места

Рабочее   место.   Подготовка  рабочего  места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Что такое технология (1 ч)

Знакомство со значением слова «технология» (названия пред мета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоен ных умений. Понятие: технология

Человек и земля (21ч)

Природный материал (1 ч) Виды природных материалов. Подготовка природных матери алов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материа ла. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план вы полнения работы.

Изделие: «Аппликация из листьев».

Пластилин (2 ч)

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, исполь зуемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пласти лином.

Выполнение аппликации из пластилина. Использование руб рики «Вопросы юного технолога» для организации своей дея тельности и её рефлексии.

Понятия: эскиз, сборка.

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Изготовление изделия из природного материала с использова нием техники соединения пластилином. Составление темати ческой композиции.

Понятие: композиция.Изделие: «Мудрая сова»

Растения (2 ч)

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледе лием. Получение и сушка семян.

Понятие: земледелие:Изделие: «Получение и сушка семян»

Проект «Осенний урожай»

Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение пер вичных навыков работы над проектом под руководством учи теля. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков ис пользования инструментов.

Понятие: проект.Изделие: «Овощи из пластилина»

Бумага (2 ч)

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и спосо бы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножница ми. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фи гур.

Знакомство с использованием бумаги и правилами экономно го её расходования.Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы. Изделия:«Волшебные фигуры»,   «Закладка из бумаги»

Насекомые (1 ч)Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изго товления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изде лия из различных материалов (природные, бросовые материа лы, пластилин, краски).Изделие: «Пчёлы и соты»

Дикие животные (1 ч) Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изго товление аппликации из журнальных вырезок в технике кол лажа. Знакомство с правилами работы в паре.



Предварительный просмотр:

п/п

Раздел

Тема урока

Кол

во

часов

Элементы содержания

Характеристика

Деятельности

учащихся

1.

Давайте познакомимся (3ч)

Как работать с учебником. Я и мои друзья.

1

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

-сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия;

-осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков);

-осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить её знаково- символическую систему (рисунок- пиктограмму).

2.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

1

Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Рабочее место. Подготовка рабочего места, размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места.

-находить  и различать инструменты и материалы;

-устанавливать связи между видом работы и используемых материалов;

-организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, правильно размещать инструменты и материалы;

-убирать рабочее место.

3.

Что такое технология

1

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология.

-объяснять значение слова «технология»;

-осуществлять поиск информации в словаре из учебника;

-называть основные виды деятельности;

-соотносить их с освоенными умениями, прогнозировать результат своей деятельности.

4.

Человек и земля (21ч).

Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев».

1

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.

-исследовать, наблюдать, сравнивать природные материалы;

-осваивать правила сбора и хранения природного материала;

-осмысливать значение бережного отношения к природе;

-выполнять практическую работу из природных материалов с опорой на слайдовый план;

-соотносить план с собственными действиями.

5.

Пластилин. Изделие: «Ромашковая поляна».

1

Знакомство со свойствами пластилина, инструменты при работе, приёмы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Понятия: «эскиз, сборка».

-исследовать свойства пластичных материалов;

-осваивать способы и правила работы с пластилином;

-анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления;

-оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».

6.

Пластилин. Изделие: «Мудрая сова».

1

Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: композиция.

-планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов;

-сравнивать свойства различных материалов;

-осваивать приёмы соединения природных материалов с помощью пластилина;

-составлять композицию из природных материалов;

-осмысливать значение бережного отношения к природе.

7.

Растения. Изделие: «Получение и сушка семян».

1

Использование человеком растений. Знакомство с частями растений, профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: земледелие.

-актуализировать знания об овощах;

-осмысливать значение растений для человека;

-выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушка, оформлять пакетик для хранения семян.

8.

Проект «Осенний урожай». Изделие: «Овощи из пластилина».

1

Осмысление этапов проектной деятельности. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: проект.

-подбирать цвета пластилина для изготовления изделия;

-осваивать первичные навыки работы над проектом пол руководством учителя;

-анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия.

9.

Бумага. Изделие: «Волшебные фигуры».

Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги».

1

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки  при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление  симметричного орнамента из геометрических фигур. Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.

-исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги, определять виды бумаги по цвету и толщине;

-осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей при помощи клея;

-выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную  аппликацию;

-планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов;

-сопоставлять эти виды планов.

11.

Насекомые. Изделие: «Пчёлы и соты».

1

Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов.

-использовать различные материалы при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.);

-соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее;

-осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина;

-самостоятельно планировать и корректировать свою деятельность;

-оценивать качество изготовления работы.

12.

Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж».

1

Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.

-осваивать приёмы создания изделия в технике коллаж;

-отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно составлять композицию;

-использовать правила работы с бумагой, ножницами, клеем;

-оформлять изделие.

13.

Новый год. Проект «Украшаем класс». Изделия: «Украшение на ёлку, окно».

1

Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги.

-использовать умения работать над проектом под руководством учителя;

-выбирать необходимые материалы, инструменты и приёмы работы;

-создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов;

-оформлять класс.

14.

Домашние животные. Изделие: «Котёнок».

1

Виды домашних животных, их значение в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.

-использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание;

-анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий;

-планировать и осуществлять работу на основе слайдов учебника и текстовых планов;

-определять и использовать приёмы работы с пластилином.

15.

Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток».

1

Знакомство с видами домов и материалов, применяемых при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: макет, гофрированный картон.

-исследовать, наблюдать, сравнивать различные виды домов;

-знакомство со свойствами гофрированного картона;

-создавать макет дома из природных материалов и картона;

-осваивать приёмы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина;

-контролировать и корректировать выполнение работы на основе слайдового плана.

16.

Посуда. Изделия: «Чашка, чайник, сахарница».

1

Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Использование посуды. Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина.

-создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составлять план их изготовления;

-использовать приёмы при работе с пластилином;

-анализировать форму, цвет и размер реальных объектов.

17.

Посуда. Проект «Чайный сервиз».

1

Сервировка стола для чаепития. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза.

-использовать умения работы над проектом под руководством учителя;

-использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз»;

-осваивать правила поведения за столом.

18.

Свет в доме. Изделие: «Торшер».

1

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом.

-на основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ;

-анализировать конструктивные особенности торшера;

-осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место;

-выполнять раскрой деталей при помощи шаблона и соединение деталей при помощи пластилина и клея.

19.

Мебель. Изделие: «Стул».

1

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для её изготовления. Освоение правил самообслуживания. Изготовление модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.

-планировать и осуществлять свою работу на основе слайдов учебника и текстового плана;

-использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону;

-оформлять изделие по собственному эскизу;

-осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры;

20.

Одежда, ткань, нитки. Изделие: «Кукла из ниток».

1

Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают. Виды тканей, нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: выкройка, модель.

-исследовать текстильные и волокнистые материалы;

-определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение;

-определять инструменты и приспособления , необходимые для работы;

-осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки;

-планировать и осуществлять свою работу на основе слайдов учебника;

-осмысливать способы изготовления одежды и её назначение.

21.

Учимся шить.

1

Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.

-осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении  изделий;

-осваивать виды стежков их способы выполнения;

-осуществлять выбор ниток;

-организовывать рабочее место.

22.

Учимся шить. Изделие: «Закладка с вышивкой».

1

Использование разных видов стежков для оформления изделия.

-осваивать  правила безопасной работы иглой при изготовлении изделия;

-организовывать рабочее место;

-планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

23.

Учимся шить. Изделие: «Медвежонок».

1

Пришивание пуговиц  с двумя и четырьмя отверстиями. Оформление игрушки при помощи учителя.

-сравнивать различные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями);

-способы пришивания пуговиц;

-осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту;

-осваивать правила экономного расходования ниток и ткани при выполнении работы.

24.

Передвижение по земле. Изделие: «Тачка».

1

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в  жизни человека. Знакомство с конструктором, его детали и приёмы соединения деталей. Изготовление из конструктора модели тачки.

-осваивать приёмы работы с конструктором;

-конструировать изделие на основе предложенного плана;

-применять приёмы работы с конструктором- завинчивание и отвинчивание гайки при сборке и разборке моделей;

-осваивать разные виды соединения деталей (подвижное и неподвижное);

-планировать и осуществлять работу на основе представленных слайдов в учебнике.

25.

Вода в жизни человека, растений. Изделие: «Проращивание семян».

1

Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: рассада.

-исследовать значение воды в жизни человека, животных и растений;

-сравнивать информацию, полученную из различных источников, делать выводы и обобщения;

-проращивать семена, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты;

-в практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.

26.

Питьевая вода. Изделие: «Колодец».

1

Изготовление модели колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.

-отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрации учебника;

-самостоятельно анализировать образец и конструировать макет колодца;

-составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу;

-использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформление.

27.

Передвижение по воде. Изделие: «кораблик из бумаги», «Плот».

1

Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека. Проект: «Речной флот». Знакомство со способами и приёмами изготовление изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов. Понятие: оригами.

-осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой – оригами;

-составлять и оформлять композицию по образцу;

-исследовать различные материалы на плавучесть;

-использовать умения работы над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»;

-анализировать свою деятельность.

28.

Использование ветра. Изделие: «Вертушка».

1

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Изготовление модели флюгера из бумаги. Понятие: флюгер.

-осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратах;

-приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения;

-осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки;

-выполнять оформление изделия по собственному замыслу.

29.

Полёты птиц. Изделие: «Попугай».

1

Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Способ создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Понятие: мозаика.

-осваивать новый способ изготовления мозаики, техника «рваная бумага»;

-подготавливать рабочее место, закреплять навыки работы с клеем и бумагой;

-изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликации из бумаги;

-выполнять заготовки для мозаики в группе.

30.

Полёты человека. Изделия: «Самолёт, парашют».

1

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление модели самолёта и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятие: летательный аппарат.

-сравнивать современные и старинные летательные аппараты;

-подготавливать рабочее место, соблюдать технику безопасности;

-использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем;

-самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами;

-проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше).

31.

Человек и информация (3ч).

Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке, зашифрованное письмо».

1

Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково – символические системы (пиктограммы).

-осуществлять поиск информации, анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации;

-осваивать способы работы с глиной, нанесение на неё рисунка с помощью стеки;

-самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы;

-определять необходимые для изготовления материалы и инструменты по слайдовому плану.

32.

Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: «Важные телефонные номера».

1.

Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково – символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое изображение.

-ориентироваться в дорожных знаках, объяснять их значение;

-составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы;

-рисовать простой план местности, размещать на нём дорожные знаки, определять маршрут.

33.

Компьютер.

1.

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. Понятия: компьютер, Интернет.

-осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения;

-осваивать правила использования компьютера;

-осваивать правила работы на компьютере: включать и выключать его, называть и показывать части компьютера;

-находить информацию в Интернете с помощью взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...