Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Попова Елена Валерьевна

Данная рабочая программа  используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 МОКУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа

                                                        Октябрьского района»

                                    Рабочая программа

                    по трудовому обучению  3 класс

                    по программе Т.Н. Просняковой

                                                                                                                                                               

                                                                             Составитель: Попова Е.В.

                                                                                                                               учитель начальных классов

Рассмотрено                                                Согласовано:                                                   Утверждаю:

на заседании МО                                       Заместитель директора                                  Директор:

начальных классов                                     по УВР

Протокол №

От

                                              Пояснительная записка

                          Статус документа

     Предмет «Труд» играет значимую роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта и духовного мира школьников, в углублении их общей культуры. Весь курс обучения раскрывает многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

     Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана  в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников по программе Т.Н. Просняковой, опираясь на учебник для 3 класса «Уроки мастерства». Автор учебника: Т.Н. Проснякова.

                                          Место предмета в базисном учебном плане

     На предмет «Трудовое обучение»  в 3 классе отводится 51 час (3 раза в 2 недели), так как добавился ещё предмет «Информатика» (1 раз в 2 недели), который тоже входит в учебный модуль «Технология».

                                            Общая характеристика предмета

     Рабочая программа 3 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматрива ется как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

      В 3 классе руководство учителя распространяется уже на обучение распо знаванию способов соединения деталей и их размеров, и опериру ют учащиеся не только материальными предметами, но и их гра фическими изображениями: дети учатся читать уже более сложные эски зы прямоугольной и круглой заготовок.

    При обсуждении технологии изготовления изделия третьеклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения опера ций во II классе, самостоятельно составляют технологическую це почку.

     В части теоретического рассмотрения вопросов материалове дения в 3 классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бу маги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и измене ния этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, по крытие защитной оболочкой из другого материала.

                                          Основные содержательные линии

   Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Бумага и картон», «Текстильные материалы», «Пластилин», «Комбинированные работы из различных материалов», «Самостоятельный труд».

                                                     Цели программы

  1. овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда;
  2. способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
  3. развитие  сенсорики, мелкой моторики, пространственного воображения;

                  Социокультурная цель изучения технологии  включает:

  1. освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании  

            окружающего мира;

  1. формирование первоначальных представлений о мире профессий;
  2. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
  3. практическое применение  правил сотрудничества в коллективной деятельности;

                                   Задачи программы

  1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
  2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.
  3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
  5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, моторики и прочих) через формирование практических умений.
  6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;                  

    создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха

    и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

                            Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

     В результате изучения труда учащиеся должны

знать/понимать

  1. роль трудовой деятельности в жизни человека;
  2. распространённые виды профессий;
  3. влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  4. область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;

 уметь 

  1. выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  3.  получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  4. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  5. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  6. создавать модели несложных объектов из различных материалов;
  7. осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  2. выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
  3. соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
  4. создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  5. осуществления сотрудничества в совместной работе.

Календарно-тематическое планирование уроков трудового обучения в 3 классе

п/п

Дата

проведения

Тема раздела и урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

        I

  четверть

Бумага и картон

    (18 часов + 1 час самост. труд)

1.

Техника безопасности и приёмы работы с ножницами, шилом, канцелярским ножом, иглой, клеем.

Способы разметки детали.

Знакомство с книгой. Из истории возникновения бумаги, современные виды бумаги, её свойства.

Знакомство с условными обознач.

Знать:

 т/б на уроках трудового обучения;

 способы разметки детали (на глаз, по трафарету, по шаблону, складыванием, на просвет, через копировальную бумагу,

с помощью линейки, прямоугольного  треугольника, циркуля; свойства известных материалов, проявляющихся в новых видах работы;

2.

Художественное моделирование из бумаги путём складывания

Конструируем из модулей.

Складывание плоского модуля и «звезды» из модулей.

Знать: приёмы разметки деталей из бумаги;

Уметь: симметрично вырезать детали;

3.

Модульное оригами. Бумажный конструктор  «цветок», «человечек»,

«рак».

4.

Складываем из прямоугольника.

Изготовление закладки «стрелочка».

5.

Складываем, а затем вырезаем.

Оригами «Золотая рыбка».

    6.

Оригами из базовой формы «блин». Старинное японское изделие «Сундучок санбо».

7.

Вырезывание и аппликация

Беседа «Из истории ножниц».

 Т/б при работе с ножницами. Просмотр слайдов.

Выпуклая аппликация из бумажных

полосок. Торцевая аппликация «Петух».

Самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение; самостоятельно

 планировать последовательность выполнения действий;  

8.

Симметричное вырезание.

Ажурная аппликация «Насекомое».

Знать: приёмы разметки дет.  из бумаги;

Уметь: симметрично вырезать детали;

п/п

Дата

проведения

Тема раздела и урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

9.

Аппликация с использованием симметричного и контурного вырезывания. Тематическая аппликация «У реки».

Знать: новые приёмы работы в уже      

             известной технике аппликации.

10.

Техника симметричного вырезывания. «Наряд для баночки».

11.

Выпуклая прорезная аппликация.

 Работа с канцелярским ножом.

«Петушок».

12.

Выпуклая прорезная аппликация.

Прорези по криволинейному контуру.

 Работа с канцелярским ножом.

«Клоун».

13.

Прорезная аппликация.

«Чёрно-белый мишка из Красной книги».

14.

Самостоятельный труд.

Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями.

15.

       II

 четверть

Художественное конструирование с

использованием разных видов соединений

Соединяем в цепочку без клея.

Гирлянда «Ёлочка».

.Уметь вырезать бумажные узоры на глаз,  

             без предварительного нанесения  

             контура.

16.

Соединение деталей с помощью прорезей. Праздничный наряд для

салфеток «Дед Мороз и Снегурочка».

Умение работать по плану.

   17.

Склеиваем объёмные фигуры.

Подарочные упаковки.

Умение анализировать свои действия.

   18.

Соединяем с помощью проволоки. Человечек на проволочных шарнирах.

Выполнение заготовок.

Уметь соединять детали с помощью клея, проволоки (ниток).

   19.

Соединяем с помощью проволоки. Человечек на проволочных шарнирах.

Завершение работы.

Текстильные материалы

    (22 часа + 1 час самост. труд)

   20.

                  Аппликация

Аппликация из цельных нитей.

   21.

Аппликация из распущенного трикотажа.  «Бабочка».

Уметь ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу.

   22.

Аппликация из резаных нитей.

Заготовки круглой и прямоугольной формы.

п/п

Дата

проведения

Тема раздела и урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

   23.

Самостоятельный труд.

Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями.

24.

       III

 четверть

Аппликация из резаных нитей.

«Одуванчик».

Уметь создавать образы по собственному замыслу с использованием  известной техники.

25.

Аппликация из резаных нитей.

Радуга цвета.  «Африканская хижина»

Уметь комбинировать в одном изделии нити различных цветов.

26.

Аппликация из резаных нитей.

Радуга цвета.  «Африканская хижина».Завершение работы.

27.

Аппликация из скрученных нитей.

«Улитка».

Уметь планировать последовательность выполнения действий при повторении образца.

28.

Аппликация из жатой ткани.

«Грибы».

Уметь контролировать свою работу на всех этапах выполнения.

29.

Нитяная графика

Натяжение нитей на поверхности (пенопласте). Знакомство с техникой.

Уметь выполнять инструкции при решении учебных задач.

30.

Натяжение нитей через сквозные отверстия. Заполнение нитью угла.

31.

Натяжение нитей через сквозные отверстия.

Заполнение нитью окружности.

32.

  Макраме и другие виды плетения

Беседа «Из истории узлов».

Вязание узлов.  «Геркулесов узел».

33.

Макраме. Двойной плоский узел.

Брелок из сутажа.

Уметь контролировать свою работу на всех этапах выполнения.

34.

Макраме. Одинарный плоский узел.

Наряд для карандаша.

35.

Спиральное плетение с использованием медной проволоки, пряжи.  «Вьюнок».

36.

Спиральное плетение с использованием медной проволоки, пряжи.  «Вьюнок». Завершение.

37.

Плоское полотняное плетение.

«Футляр для ножниц».

38.

            Обработка ткани

Виды тканей, подготовка тканей к работе. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой. Виды швов.

Знать т/б при работе с иглой.

Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности,  контроль за её ходом и результатами.

39.

Самостоятельный труд.

Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями.

п/п

Дата

проведения

Тема раздела и урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

40.

       IV

 четверть

Виды швов. Отделочные швы.

Пришивание пуговиц с ушком.

41.

Шов ручная строчка. Шьём по вы-кройке. Шитьё  кошелька.

42.

Шитьё и украшение кошелька.

Завершение работы.

                   Пластилин

                      (4 часа)

43.

Беседа «Из истории глиняной игрушки».  «Расписной» пластилин, полученный раскатыванием. 

Барельеф, как один из древнейших видов  искусства.

Знать т/б при работе с пластилином.

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

44.

Расписной пластилин, полученный способом  раскатывания. «Барыня».

45.

Расписной пластилин, полученный способом резания.  «Курочка».

46.

Расписной пластилин,  полученный  смешиванием.  Картина из пластилина «Осенний ветер».

Комбинированные работы из различных материалов

      (4 часа + 1 час самост. труд)

47.

Беседа «Из истории матрёшки».

Коллаж «Матрёшка» (для девочек), «Богатырь» (для мальчиков).

Уметь  переводить выкройки на бумагу и ткань, опираясь на полученный опыт 2 класса.

48.

Деревянное зодчество. Коллаж.

Дом из гофрированного картона и

других материалов.

Знать т/б при работе с дыроколом.

49.

Коллаж.  «Слоёный пирог» (из гофрированной цветной бумаги и ваты).

50.

Театральные гримёры и костюмеры.

Коллаж. Персонаж по выбору.

Уметь применять в самостоятельной работе полученные знания.

51.

Самостоятельный труд.

Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями.

                                     

                           

                         Список литературы по реализации программы

  1.  Концепция и программы начальных классов.
  2.  Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса «Уроки мастерства».
  3. «Технология 3 класс». Поурочные планы по учебнику «Уроки творчества»

 Т.Н. Просняковой.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под редакцией В.В....

Рабочая программа по трудовому обучению, 4 класс

Программа составлена на основе данных требований.Начинается программа с титульного листа, поснительной записки.Содержание программы, тематическое планирование, основные требования к знаниям и умениям,...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс VIII вид.

Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по трудовому обучению  разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...

Рабочие программы по трудовому обучению 4 класс

Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида представляет собой пропедевтический (подготовительный) этап общей трудовой подготовки школьников. Трудовое обучение в че...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...