Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс VIII вид.
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Гурина Татьяна Владимировна

Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (год издания - 2008)

         Программа рассчитана на  71 час.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Тёткинская специальная      (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат 3 и 4 вида»

Принята

 методическим объединением

начальных классов

Протокол № 1   от «28» августа 2013 г.

        Утверждаю:

 Директор школы - интерната

____________Ю.В. Антонов

Приказ № 22    от « 29» 08. 2013 г.

Рабочая программа

 по предмету « Трудовое обучение.»

 на 2013 – 2014 учебный год

для 3 «б» класса

 

Составитель:

Гурина Т. В.    

учитель начальных классов,

II кв. категория

п. Тёткино

        Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (год издания - 2008)

        Программа рассчитана на  71 час.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия , настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределён по годам обучения с учётом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала  общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1 – 3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

обучение простейшим технико – технологическим знаниям  и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из четырёх блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

С учётом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать всё содержание программы или 1 – 2 блока.

В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остаётся без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).

Возможно дополнение программы путём разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожзаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.

В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определённый срок (один – два года).

Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

          Трудовое обучение в 3 классе направлено на решение следующихзадач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

            В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также   недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Цель программы обучения:

развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

3 класс

(2 ч в неделю)

П  е  р  в  а  я    ч  е  т  в  е  р  т  ь

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы


      Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
      Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
      Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
      Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
      Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы


      Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
      Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
      Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы


      Экскурсия в слесарную мастерскую.
      Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
      Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
      Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
      Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы


      Экскурсия в столярную мастерскую.
      Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
      Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
      Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
      Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
      Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

Умения


      Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.

В т о р а я   ч е т в е р т ь

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы


      Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
      Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы


      Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
      Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 
5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
      Разборка собранных изделий.
      Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 
10, грабель из планки (колодка), планки 11 (ручка), трех планок (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
      Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 
11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 
5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
      Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 
(передние ножки), двух планок и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы


      Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
      Изготовление елочных игрушек.
      Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
      Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
      Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

Умения


      Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.
      Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно. Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 1—2 классов.


Т р е т ь я   ч е т в е р т ь

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы


      Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
      Изготовление обложки для проездного билета.
      Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
      Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
      Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы


      Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
      Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
      Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
      Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
      Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы


      Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
      Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
      Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
      Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.

Умения


      Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы.
      Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии.

Ч  е т в е р т а я   ч е т в е р т ь

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ 
(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы


      Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
      Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы


      Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
      Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
      Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы


      Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11,четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
      Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
      Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
      Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.


РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы


      Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
      Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
      Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
 

Умения


      Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
      
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Межпредметные связи


      Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
      Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
      Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должныуметь:

  • самостоятельно ориентироваться в задании,
  • сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • подбирать материалы и инструменты;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • осуществлять необходимые контрольные действия;
  • делать отчет о последовательности изготовления изделия;
  • делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
  • анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при  выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
  • осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.

Учащиеся должнызнать:

  • правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
  •  свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
  • приемы соединения деталей;
  • названия инструментов;
  • элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра.

Содержание образовательной программы.

           На основании программы специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2008 года издания в программу 3 класса по трудовому обучению включены следующие разделы:

Раздел

Кол-во

часов

Технологические сведения

Приёмы работы

I четверть (18ч)

1.Работа с природными материалами

10ч

    Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе. Клеящие составы. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными.

     Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование природных материалов.

Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

2.Работа с бумагой и картоном

    Назначение окантовки в изделиях из картона Материалы, применяемые для окантовки, клеящие составы.

   Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Разметка картона и бумаги по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приёмы обработки углов изделий при окантовке.

     Элементарные сведения о работе картонажника - переплётчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона.

Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке фальцем.

II четверть (14ч)

1.Работа с природными материалами

    Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе. Клеящие составы. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными.

     Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование природных материалов.

Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

2.Работа с проволокой




Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Виды проволоки. Свойства проволоки. Инструменты для работы с проволокой.

   Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических требований.

Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

3.Работа с бумагой и картоном

   Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма и др.)

Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и др. материалов к деталям из картона.

III четверть(21ч)

1.Работа с металлоконструктором

10ч

Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка.


Подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструмента

2 Работа с текстильными материалами

11ч

Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе.     Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Правильное пользование иглой и напёрстком. Выполнение косого обмёточного стежка. Пришивание вешалки и обмётывание боковых срезов мешочка, подушечки - прихватки косыми стежками.

IVчетверть(18ч)

1.Работа с бумагой и картоном

      Сведения о назначении картона. Свойства коробочного картона (более толстый и прочный). Способы изготовления коробок.

Разметка развёрток по линейке. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объёмных изделий.

2. Работа с текстильными материалами

Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия.

Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.

3.Работа с древесиной









Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины. Инструменты и приспособления.

 Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.


Элементарные сведения о видах материалов из древесины. Технологические особенности изделий из древесины - детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом. Понятие длины, ширины и толщины бруска.

Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Кален сроки

Планируемые результаты

КИМ

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки

и способы деятельности

I четверть (18ч)

  1.  Работа с природными материалами.   (10ч)

1

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

Знать правила ТБ при сборе природного материала.

Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.


Текущий контроль

2-3

ТБ. Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина и семян арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.

2


Знать свойства материалов, используемых при  работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки.





Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие.





Рационально использовать случайные материалы.





Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

4-5

Составление декоративных букетов – композиции из сухих веток, листьев, цветов.

2


Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов.

6

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

1

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.


7


Изготовление стрекозы из пластилина, крылаток клена, плюсок желудей.

1

Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.




У. ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

8




Изготовление бабочки из сухих листьев, желудя, пластилина, ягод шиповника, хвоинок ели, веточек

1




Уметь оценивать работу товарища. Уметь делать отчет о проделанной работе.

9 - 10.

Изготовление львенка из крылаток клена или ясеня

2

Уметь анализировать изделие.

  1.  Работа с бумагой и картоном.   (8ч)

11-12

Окантовка картона полосками бумаги, листом.

   2


Знать назначение окантовки в изделиях из картона.

Знать правила ТБ при работе с ножницами, клеем.

Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика.


Уметь выполнять разметку бумаги и  картона по линейке. Вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Текущий  контроль

13-14

Изготовление по образцу подложек квадратной  и прямоугольной формы для крепления природных материалов, для наклеивания различных вырезок.

   2


Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

15-16

Изготовление по образцу обложки для проездного билета.

  2

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

17-18

Изготовление  по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

   2


Отчитываться о выполненной работе.

II четверть (14ч)

  1.  Работа с природными материалами.    (2ч)

19-20

Выполнение сувенира сложной формы на подставке с использованием шишки, желудей, бумаги. Крепление деталей с применением шила.                

2


Правила  ТБ при работе с шилом, клеем, ножницами.

Ориентироваться в задании, составлять план выполнения поделки, придерживаться его при изготовлении объекта, отчитываться  о сделанном, оценивать своё изделие.

Уметь читать технические рисунки.

Тек.кон.

II.    Работа с проволокой.    (4ч)

21

Экскурсия в слесарную мастерскую


1

Знать элементарные сведения о профессии слесаря.

Правильно вести себя в слесарной мастерской.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

Т\к


22-24

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных из природных материалов с использованием проволоки.

3



Знать сведения о назначении и применении проволоки; свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и  тонкая, мягкая и жёсткая (упругая).

Знать правила ТБ при работе с кусачками, плоскогубцами.

Планировать и выполнять  работу на основе анализа образца, технического рисунка, контролировать свои действия по предметной технологической карте, давать отчёт  о пооперационном выполнении работы.

 Уметь сгибать проволоку плоскогубцами, резать проволоку кусачками.

Отчитываться о выполненной работе.

Тек.кон

III.      Работа с бумагой и картоном.    (8ч)

25

Изготовление фонарика-витража из трех деталей.

1

Знать элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги и картона; элементарные свойства и особенности бумаги и картона.


Правила ТБ при работе с ножницами, клеем.

Уметь выполнять разметку бумаги и картона по шаблонам. Резать картон по кривым и прямым линиям. Прорезать отверстия в картоне. Пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона. Размещать аппликацию на заготовке.

Привычно готовить рабочее место.

Текущий контроль


26-27

Изготовление сложной объемной гирлянды, выполненной из заготовок в форме круга.

2


Уметь работать вместе с товарищем.

28-29

Выполнение елочных игрушек приемом щелевого соединения.

2


Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

30-31

Изготовление плоских карнавальных масок и полумасок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

2


Работать в заданном темпе.

32-33

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов. Отделка изделий аппликативными украшениями.

2

Выполнять инструктаж, точно следовать образцу.

III четверть (22ч)

  1.  Работа с металлоконструктором.  (11ч)

34

Изготовление по образцу треугольника из трех плоских планок.

1

Знать элементарные сведения о профессии слесаря.

Знать названия деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Названия инструментов: ключ, отвёртка.



Знать правила безопасной работы.



Знать элементарные сведения о профессии слесаря.

Знать названия деталей конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Названия инструментов: ключ, отвёртка.



Уметь подбирать планки по счёту отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Правильно держать инструмент.

Разбирать конструкции, проверять комплектность набора.

Отчитываться о выполненной работе, контролировать сборку по образцу и рисунку.

Уметь пользоваться технологической картой.

Текущий контроль

35

Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещенными ножками.

1

36

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб и двух планок; прямоугольника из двух видов планок.

 1

Уметь контролировать и оценивать деятельность.

37-38

Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.

2


Уметь анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

39

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. Разборка.

1

Уметь организовывать рабочее место.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

40


Сборка по образцу грабель.

1

41

Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок и 4-5 скобок. Разборка лесенки.

1

Уметь составлять план с помощью учителя.

42

Сборка  стола по образцу. Разборка стола.

1

Выполнять инструктаж, точно следовать образцу.

43 - 44

 Сборка по образцу и техническому рисунку стула. Разборка.

2

Уметь делать отчет о проделанной работе.

  1. Работа с текстильными материалами. (11ч)

45

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

Знать элементарные сведения о профессии швеи.

Уметь вести себя в швейной мастерской.

Уметь слушать объяснения и рассказ учителя.

Т\к

46-47

Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнение на полосе тонкого картона по готовым проколам.

2

Знать назначение ручных стежков, их виды.

Назначение косого обмёточного стежка.

Знать назначение, свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются, могут окрашиваться в разные цвета.

Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей.

Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами: ножницы, иглы, наперсток, булавки.

ТБ.

Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо.

Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства.

Текущий контроль

48 -

49

Изготовление закладки. Оформление концов закладки кисточками.

2

Правильно пользоваться иглой и наперстком.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия с образцом.


50

Пришивание косыми обмёточными стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

1

Уметь пришивать вешалку косыми обмёточными  стежками.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.



51-52

Изготовление кармашка из клеёнки для счётных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком.

2


Уметь обмётывать боковые срезы кармашка косыми обмёточными  стежками.

Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия.



53 - 55

Изготовление по образцу подушечки – прихватки из нескольких сложенных вместе кусочков ткани (смётывание по краям и по диагонали, обмётывание краёв косым стежком).

3



Уметь обмётывать боковые срезы подушечки – прихватки косыми обмёточными  стежками.

Уметь составлять план с помощью учителя.

IV четверть (17ч)

  1. Работа с бумагой и картоном.   (5ч)

56

Изготовление из тонкого картона открытой коробки с клапанами.

1

Знать сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары.

Свойства коробочного картона: более толстый и прочный.

Способы изготовления коробок.

Правила ТБ при работе с ножницами, ножом.

Уметь выполнять разметку развёрток по шаблонам и линейке, наносить рицовку по линейке с  фальцем.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Т\к

57 -

58

Изготовление из тонкого картона открытой коробки по стыкам. Оклеивание полосой бумаги по борту.

2


Сгибать картон и склеивать по стыкам. Оклеивать бумагой объёмные изделия.

Уметь организовывать рабочее место.

Текущий контроль

59

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

1


Уметь производить разметку прямоугольной детали, наносить рицовку.

Уметь составлять план с помощью учителя и выполнить работу.

60

Выполнение наборного полотна из полосок бумаги.

1


Уметь работать вместе с товарищем. Уметь оценивать свою работу.

  1. Работа с текстильными материалами.    (8ч)

61

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.

1

Знать виды стежков, применяемых для вышивки.

Виды вышивок.

Знать правила ТБ при работе с ножницами, иглой.


Уметь выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия.

Уметь оценивать свою деятельность.

Текущий контроль


62

63

64


Вышивание рисунка ручными стежками. (стебелек, тамбурный, через низ ткани)

3


Уметь вышивать по линиям рисунка ручными стежками.

Уметь самостоятельно готовить рабочее место.

65

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки.

1

Уметь оформить вышитый кусок ткани бахромой.

Уметь правильно пользоваться иглой и наперстком.

Ориентироваться в задании с помощью учителя.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

66

67

68

Выполнение салфетки из текстильной основы с использованием соломы.

3



Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия с образцом.

III.    Работа с древесиной.   (4ч)

69

Экскурсия в столярную мастерскую.

1

Знать элементарные сведения о профессии столяра.  

Уметь вести себя в столярной мастерской.

Уметь слушать объяснение и рассказ учителя.

Т\к

70

Тренировочные упражнения в забивании гвоздя в древесину, извлечение его



1

Знать элементарные сведения о назначении и  применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон.

Уметь забивать гвоздь в древесину и извлекать его.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Т\к

71

Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры.

1


Знать правила ТБ.

Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой.

Уметь контролировать и оценивать свою деятельность.

Т\к

НОРМЫ ОЦЕНОК

Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядкана рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

Список литературы

Пособия для учителя:

  1. И. Г. Майорова «Уроки трудового обучения 1 класс».
  2. И. Г. Майорова «Уроки трудового обучения 2 класс».
  3. И. Г. Майорова «Трудовое обучение в начальных классах».
  4. И. К. Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах».
  5. Н. М. Конышева «Лепка в начальных классах».
  6. Н. А. Тараканова «Трудовое обучение 2 класс» Волгоград Издательство «Учитель» 2007 г.
  7. И. Агапова «Аппликация» Москва Издательство «Лада» 2008 г.
  8. Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги».
  9. М. Антипова «Солёное тесто» ИД Владис 2007 г.
  10. Н. В. Зимина «Шедевры из солёного теста» Издательство «Абсолют - Юни» 2009 г.
  11. У. Сапцина «Цветы из бумажных лент» Издательская группа «Контэкт» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс

Рабочая программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по трудовому обучению. 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...

Рабочая программа по трудовому обучению. 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...

Рабочая программа по трудовому обучению. 4 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса школ VIII вида

В данном материале предоставлена рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс, VIII вид

Рабочая программа по трудовому обучению  3 класс (8 вид) составлена на 102 часа...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы VIII вида...