Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса школ VIII вида
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

В данном материале предоставлена рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_8_vida_trud.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Тальменского района

Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Анисимовская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края

Рассмотрено                                                                                  Утверждаю.  

на заседании ШМО                                                                      Директор школы:

Руководитель ШМО                                                                    Екшибарова Т.А.

Протокол №                                                                                  Приказ №

Рабочая программа

по  трудовому обучению

2  класс

специальная коррекционная программа

для умственно-отсталых детей

VIII  вид

2012 – 2013 учебный год

Срок реализации: 1 год.

   

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы,  под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.

                                                                    Составитель:

                                                                                           Аболенцева В.В. – учитель

                                                                              начальных классов

   

Анисимово 2012

Пояснительная записка

          Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  и авторской программы  Н.Н.Павловой «Трудовое обучение» – М.; Просвещение, 2004.

   Цель: подготовить обучающегося к профессионально-трудовому обучению.

Задачи:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

                Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

       В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

        Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с бумагой и картоном;

работа с природными материалами;

работа с текстильными материалами.

Сроки реализации программы. Опираясь на базисный план для специальных коррекционных образовательных учреждений РФ и исходя из индивидуальных особенностей ученика, на  уроки трудового обучения во 2 классе отводится  68 часов, по 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Уровень усвоения образовательной программы  оценивается по пятибалльной системе.

Методы и формы обучения определяются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ученика, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения русского языка на данном уровне: обучение и сотрудничество, учёт индивидуальных особенностей учащегося, личностно-ориентированный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основная форма обучения – классно-урочная.

Количество часов по четвертям

№ п/п

Тема

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за

год

Трудовое обучение

16

16

20

16

68

Таблица расчасовки видов труда по четвертям

№ п/п

Виды труда

I

II

III

IV

Всего за

год

Работа с бумагой и картоном.

4

8

3

15

Работа с глиной и пластилином.

8

6

4

18

Работа с природными материалами

8

4

12

Работа с текстильными материалами

4

9

10

23

Всего

16

16

20

16

68 ч.

Содержание программы

Работа с бумагой и картоном (15 ч)

         Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона, цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания картона бумагой. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.

Работа с глиной и пластилином (18 ч)

Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в народном хозяйстве. Глина – строительный материал. Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.

Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины. Отделочные работы на изделиях из глины.

Пропорции лепных фигур птиц и зверей. Понятие о динамике в скульптурных изображениях.

Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.

Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.

Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.

Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.

Работа с природными материалами (12 ч)

Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

 Правила составление макета. Свойства и применение  материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.

Приклеивание засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку. Составление композиции.

Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.

Работа с текстильными материалами (23 ч)

 Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина; разрезаются, разрываются; скручиваются, сплетаются. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.

Виды ручных отделочных стежков: сметочный и «Шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание; плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конец нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.

Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.

Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки. Соблюдение порядка вышивания.

Тематический поурочный план

№ п/п

Наименование темы и её содержание

Кол- во часов на тему

Из них

Примечание

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические

Экскурсии

1-2

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

2

2

3

Изготовление по образцу птички из природных материалов.

1

Жёлуди, пе-рья, палочки

4

Самостоятельное изготовление по образцу зайца из природных материалов.

1

Жёлуди, палочки, крылатки.

5-6

Самостоятельное изготовление рыбки, черепахи из природных материалов.

2

Персиковые косточки, бумага, поролон

7-8

Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из природных материалов.

2

Кукурузная кочерыжка, еловые ши-шки, бумага.

9-10

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий. Украшение  аппликацией.

2

11-12

Изготовление счётного геометричес-кого материала. Разметка бумаги.

2

Применение шаблонов.

13-14

Плетение косички из связанных пучков нитей – закладка.

2

15-16

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

2

17

Глина – строительный материал. Отделочные работы на изделиях из глины.

1

18

Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины.

1

19-20

Лепка предметов цилиндрической формы (стакан, кружка).

2

21-22

Лепка предметов посуды (ведро, горшок).

2

23-24

Лепка посуды (кастрюля).

2

25-26

Свойства и особенности картона. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение.

2

2

27-28

Разметка бумаги по шаблонам. Сигнальные карточки.

2

29-30

Изготовление поделок из бумаги путём сгибания и резания (ёлочные гирлянды).

2

31-32

Изготовление флажков, ёлочных гирлянд из бумаги, ниток.

2

33-34

Лепка фигуры птицы по образцу: утка, гусь, цыплёнок.

2

35-36

Лепка по образцу фигур животных: (кошка, белка).

2

37-38

Самостоятельная лепка с натуры любимой игрушки.

2

39

Изготовление закладок из бумаги и картона.

1

40

Применение и назначение тканей в жизни людей. Коллекция тканей.

1

42-43

Виды стежков. Упражнение в раскрое ткани по готовой выкройке.

2

44-45

Изготовление аппликации: грузовик, автофургон.

2

46

Поздравительная открытка.

1

47-48

Выполнение сметочного стежка справа налево.

2

49-50

Выполнение стежка «шнурок» справа налево

2

51-52

Изготовление игольницы.

2

53

Лепка по представлению композиции «Колобок и лиса»

1

54

Лепка по представлению композиции «Маша и медведь»

1

55

Лепка по представлению композиции «Лиса и журавль»

1

56

Лепка по представлению композиции к сказке по выбору ребёнка.

1

57-58

Изготовление закладки с использованием шва «шнурок».

2

59-62

Вышивание салфетки.

4

63-64

Изготовление мягкой игрушки «змейка». Раскрой ткани по шаблонам.

4

65-66

Изготовление аппликации из материалоотходов (опилки).

2

Подкрашен-ные гуашью

67-68

Изготовление аппликации из материалоотходов (кора, перья)

2

ИТОГО

68

2

2

Основные требования к знаниям и умениям обучающегося

на конец учебного года

  • Самостоятельная ориентировка в задании.
  • Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
  • Самостоятельное составление плана работы над изделием.
  • Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.
  • Умение придерживаться плана при выполнении изделий.
  • Самостоятельный текущий отчет о проделанной работе.
  • Подробный анализ своего изделия по отдельным вопросам учителя и самостоятельно.
  • Употребление в речи технической терминологии.
  • Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.
  • Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.

Примечания. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для школы VIII вида.

Данная программа составлена для учащихся 7 класса, обучающихся по программам школы VIII вида....

Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.

В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа для учащихся 1 класса СКОУ - VIII вида

Рабочая программа по предметам: математика, чтение, письмо, развитие речи, трудовое обучение, ИЗО, ОБЖ. Программы включают: пояснительную записку, содержание программы, учвебный поан, календарно-темат...

Рабочая программа по математике. 3 класс школы 8 вида.

Рабочая программа по математике с подробным календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по письму. 3 класс школы 8 вида.

Рабочая программа по письму с подробным календарно-тематическим планированием....

Рабочие программы для ученика 1 класса ОВЗ VIII вида (надомное обучение)

Программы составлены из расчета: по 1 уроку в неделю чтения, письма, математики, ритмики, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки ,физической культуры  и 2 урока в нед...