пояснительная записка по технологии, автор Лутцева Е., 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Пояснительная записка по программе Е.Лутцевой  "Технология" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя начальных классов Клевцовой Л.Е.  2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по предмету «Технология» для 4  класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), разработана на основе авторской программы  курса «Технология» для 4 класса Е.А.Лутцевой (2010 г.)

    Цель курса «Технология» в начальных классах — воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

    Основные задачи курса:

— обобщение представлений учащихся о современной технико – технологической картине мира и закономерностях эволюции культуры;

— развитие у учащихся преобразующего, технологического мышления, ворческих изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретённые знания в самостоятельной и коллективной проектной работе ;

— формирование у учащихся культуры труда, основ ехнологических и художественно – конструкторских знаний;

—совершенствование умения работать с информацией (искать, отбирать, систематизировать);

— совершенствование умения работать в группе (распределять и исполнять социальные роли);

— развитие коммуникативных качеств;

— формирование экологического сознания, бережного отношения к природе и умения учитывать её законы в своей преобразующей деятельности.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры и из истории технологии.

Значительное место на уроках технологии  занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.

       Курс реализуется через следующие типы уроков и их сочетание: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера –  творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии – его назначении, выбора конструкции, материалов, инструментов, определении рациональных приемов и последовательности выполнения) до  практической реализации задуманного.

      В программу внесены изменения. Программа  рассчитана на изучение курса  в  течение 68  часов учебного времени.  Рабочая программа разработана  на 69 ч. в соответствии с учебным планом и особенностями расписания.

      Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.

Лутцева Е.А. Технология : учимся мастерству: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся  общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.

Учебники   и тетради 2011 г. соответствуют программе 2010 г.  Количество часов в неделю – 2

Количество часов в 1 четверти – 17 ч.

                  во 2 четверти –  16 ч.

                  в 3 четверти –  20  ч.

                  в 4 четверти –  16  ч.

Тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

I

Технико – технологические знания и умения, основы технологической культуры


58

58

1.

Элементы материаловедения.

8

1 четверть

2.

Основы конструкторско-технологических знаний и умений.

10

2,3 четверть

3.

Агротехнологические приемы

4

2 четверть

4.

Дизайн

19

3 четверть

5.

Техника XX – XXI века

5

1 четверть

6.

Современный информационный мир

11

4 четверть

7.

Энергия и современная энергетика

1

2 четверть

II

Из истории технологии

10

11

1, 2,4 четверть

Итого:

68

69

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Иметь представление:

о современных направлениях научно-технического разви тия в своей стране и мире, истории их зарождения;

о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;

о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохра нении природной среды, предотвращении экологических и техноген ных катастроф;

об отдельных элементарных аспектах экономических зна ний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);

о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.

Знать:

современные профессии, появившиеся в XX—XXI вв. и свя занные с изученным содержанием;

технические изобретения XX в., вошедшие в нашу повсе дневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);

названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;

основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);

названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;

этапы технологического процесса и их особенности в зави симости от свойств материалов;

петельную, крестообразную строчки и их варианты;

луковичный и клубневый способы размножения растений.

Уметь:

определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных само стоятельно;

подбирать и применять рациональные конструктивные ре шения и технологические приёмы изготовления изделий в каждом конкретном случае;

эстетично оформлять изделия;

соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;

находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в обществен ных местах, грамотный уход за домашними животными, выращи вание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, эти кет и т. д.)

Владеть общетрудовыми и общеучебными умениями:

самостоятельно:

разрабатывать несложные коллективные творческие про екты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;

организовывать рабочее место в соответствии с разрабо танным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

экономно, рационально и творчески строить свою практи ческую работу на всех её этапах.

При помощи учителя:

выбирать темы для практических и проектных работ;

искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

Содержание учебного курса

4 класс (68 ч)

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (58ч.)

Элементы материаловедения.Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).

Основы конструкторско-технологических знаний и умений.Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория ре шения изобретательских задач).

Влияние современных технологий и преобразующей деятель ности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвра щения экологических и техногенных катастроф.

Агротехнические приёмы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их ре зультатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород жи вотных (общее знакомство).

Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависи мости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Техника XX—XXI вв. Её современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за её пределами и др.). Совре менные требования к техническим устройствам (экологичность, безо пасность, эргономичность и др.).

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными базовыми программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер.

Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.

Из истории технологии (10 ч)

Преобразовательная деятельность человека в XX в., науч но-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информацион ные и др.), их положительное и отрицательное влияние на челове ка, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза эко логической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоно сителей (газ, нефть) в промышленности и быту.

Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информа ционно-компьютерных технологий.

Самые яркие изобретения начала века (в обзорном поряд ке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, ра дио, самолёт; в середине века — телевидение, ЭВМ и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж XX—XXI вв. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.

Формы контроля

Выставки  творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

 Оцениваются:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности,

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

                                                            Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Е. А. Лутцева: Технология: программа: 1-4 классы.  – . – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010 г.

2. Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.

3. Лутцева Е.А. Технология : учимся мастерству: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся  общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.

Оборудование и приборы

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Компьютер

Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, кисти разных размеров, баночки для воды (непроливайки), стеки, пластилин, клей, картон, ножницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по технологии для 1-4 классов по ПНШ

Пояснительная записка по технологии по перспективной начальной школе...

Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро

В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам  в соответствии с ФГОС...

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов...

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС....

Пояснительная записка по технологии 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Презентация к урокам технологии автора Лутцевой Е. А. на тему: "От замысла - к результату: семь технологических задач"

Презентацию можно использоавать на любом уроке технологии, где планируется  знакомство детей с понятием "технологическая задача"....