Рабочая программа по технологии для 3 класса.
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Иванюк Лилия Николаевна

Рабочая программа для 3 класса сельской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_3_klass.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________2012___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ «Лотошанская СОШ »

_____________/Петухова В.Г.

ФИО

 «__»____________2012___г.

«Утверждено»

РуководительМКОУ «Лотошанская СОШ»

_____________/Левишко О.С.

ФИО

 № ___ от «__»____2012___г.

              РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

      Иванюк Лилии Николаевны

Ф.И.О., категория

                                              по     технологии в 3 классе

                                                            Предмет, класс и т.п.

         

                                                                                 

                                                       

                                                          2012-2013 учебный год

                                                 МКОУ   Лотошанская СОШ

                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования, примерной программы по технологии, федерального перечня учебников допущенных Министерством образования Российской Федерации, с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования, базисного  плана 2012-2013г,и авторской программы для общеобразовательной школ «Технология», авторы:  Хохлова М.В, Самородский П.С, Синица Н.В., Симоненко В.Д. М.: 2010г.  Утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа  рассчитана  на 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

-        практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-        применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-        применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета в программе выделены пять  содержательных линий, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере», «Сельскохозяйственный труд».

Цели обучения

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Основное содержание

(68ч).

Технология изготовления изделий из различных
материалов (опыт практической деятельности)

(42 часа)

Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение формы и размеров деталей изделия, способов их соединения по рисункам, эскизам, чертежам. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной карте. Условные обозначения на чертежах и схемах. Понятия: заготовка, деталь, изделие.

Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля, угольника). Представление о развертке, выкройке детали.

Изготовление изделий из бумаги и картона. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).

Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции. 

Изготовление изделий из природных материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике мозаичных и аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление моделей объектов окружающего мира (архитектурные сооружения, цветы, фрукты, овощи, животные, предметы быта и т.п.), декоративные композиции.

Изготовление изделий из пластичных материалов. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.

Практические работы. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в изделие; использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия; приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.); изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные сооружения, предметы быта).

Изготовления изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей петлеобразными стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из тканей и нитей.

Варианты объектов труда: закладки для книг, декоративные салфетки, прихватки, одежда для кукол, пальчиковые куклы, мягкая игрушка, изготовление изделий в технике лоскутной пластики, нитяной графики.

Изготовление изделий из проволоки и фольги. Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги (последовательность, инструменты и приспособления).

Практические работы. Изготовление изделий из проволоки и фольги: правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки; тиснение фольги; способы соединения деталей из проволоки и фольги.

Создание изделий и декоративных композиций из проволоки и фольги по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: головоломки, каркасные модели животных и растений, оплетение готовых форм (ручек, карандашей и т.п.); рамки для фотографий, елочные украшения, декоративные композиции.

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Машины и механизмы: назначение и история создания. Общее представление об устройстве машины: двигатель, механизм передачи движения, рабочий орган, органы управления. Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления). Понятия: типовая деталь, подвижные и неподвижные соединения деталей.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение принципа действия и устройства простейших машин и механизмов по образцу и графическому изображению; определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.

Практические работы. Сборка моделей машин и механизмов из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии; демонтаж изделия.

Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: сборка моделей транспортных средств на основе различных видов тележек, сборка моделей транспортирующих устройств типа подъемного крана, экскаватора, транс-портера; сборка моделей бытовой техники типа миксера, дрели и т.п.

Домашний труд

(8 часов)

Уход за одеждой.  (3ч)Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.

Практические работы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц; восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды вышивкой, аппликацией.

Декоративное оформление предметов быта и жилища.( 4 ч) Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.

Практические работы. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.

Современная бытовая техника.(1ч) Современная бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.

Практические работы. Управление работой бытовой техники; чтение условных обозначений на панелях бытовых приборов и пультах управления; соблюдение мер безопасности при использовании бытовых электроприборов.

Практика работы на компьютере

(8 часов)

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере.

Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

Сельскохозяйственный труд (10 часов)

Трудимся в саду и огороде. Сбор и переработка семян. Работа на пришкольном  участке.

Требования к уровню подготовки
УЧАЩИХСЯ

В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать/понимать

роль трудовой деятельности в жизни человека;

распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

основные источники информации;

назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь

выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

осуществления сотрудничества в совместной работе.

Основные разделы содержания:

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Сельскохозяйственный труд

10ч

2

Изготовление изделий из бумаги и картона

10ч

3

Изготовление изделий из природных материалов

4

Изготовление изделий из текстильных материалов

14ч

5

Изготовление изделий из пластических материалов  

6

Изготовление изделий из проволоки и фольги

7

Сборка изделий и макетов из деталей конструктора

4 ч

8

 Уход за одеждой и обувью

3 ч

9

Декоративное оформление жилища и уход за ним

10

 Современная бытовая техника

11

Практика работы на компьютере

Итого:68 часов

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

                       Сельскохозяйственный труд    6ч

1/1

Сбор природных материалов

1

2/2

Переработка природных материалов

1

3/3

Сбор и переработка семян цветов для зимнего хранения

1

4/4

Сбор и переработка семян цветов для зимнего хранения

1

5-6/5-6

Сбор и переработка семян цветов для зимнего хранения

2

                                Изготовление изделий из бумаги и картона 10ч

7-8/1-2.

Объёмные аппликации.

Выпуклая аппликация

2

9-10./3-4

Объёмные аппликации.

Ребристая аппликация

2

11/5

Технология изготовления изделий в технике окантовки бумаги и картона.

1

12/6

Бумажный туннель

1

13/7

Учимся сгибать бумагу и картон

1

14/8

Развёртки. Объёмные фигуры из бумаги и картона.

1

15-16/9-10

Изготовление объемных подарочных упаковок

2

                       Изготовление изделий из природных материалов 6ч

17-18/1-2

Традиции народных мастеров по художественной обработке соломки.Пух растительного и животного происхождения, его виды и свойства.

2

19/3

 Правила и приемы организации рабочего места для работы с соломкой и пухом.

1

20-22/4-6

Правила и приемы: заготовки и подготовки соломки и пуха, изготовления «соломенного листа». Сюжетная аппликация из соломки и пуха.

3

                    Изготовление изделий из текстильных материалов 14ч

23/1

Элементы материаловедения

1



24/2

Отделка изделий из ткани. Учимся вышивать. Стебельчатый шов.

1

25/3

Учимся вышивать. Петельный шов. Шов «петля вприкреп»

1

26/4

Учимся вышивать. Тамбурный шов. Мережка «кисточка»

1

27/5

Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

1

28/6

Инструменты, материалы для вязания крючком, правила их рационального подбора.

1

29-30/7-8

«Кокон» из нитей и игрушки на его основе.

2

31-32/9-10

Тряпичная кукла.

2

33-36/11-14

Вязание крючком.

4

        Изготовление изделий из пластических материалов  4ч

37/1

Глиняные потешки.

1

38/2

Лепка рыбы.

1

 

39-40/3-4

Роспись игрушек из глины.

2

          Изготовление изделий из проволоки и фольги 4ч

41/1

Чудесные превращения проволоки.

1

42/2

Ажурные узоры на фольге.

1

43/3

Делаем открытки, украшенные тиснением из фольги

1

44/4

Плетение из фольги

1



            Сборка изделий и макетов из деталей конструктора 4 ч

45-46/1-2

Сборка моделей и макетов

2



47-48/3-4

Коллективная работа

2

                            Уход за одеждой и обувью 3 ч

49-51/1-3

Чиним свою одежду сами

3



             Декоративное оформление жилища и уход за ним 4ч

52/1

Составление композиций из засушенных растений.

1

53/2

Влажная уборка помещений.

1

54-55/3-4

Сервировка стола к обеду.  Способы украшения стола, способы складывания салфеток. Составление меню.

2

                             Современная бытовая техника 1ч

56/1

Современная бытовая техника

1



                         Практика работы на компьютере 8ч

57/1

Введение.

Информационные технологии.

1

58/2

Компьютеры вокруг нас.

Начало работы над проектом «Что умеют компьютеры»

1

59/3

Основные устройства

компьютера.

1

60/4

Компьютерные программы.

1

61/5

Компьютерное письмо.

1

62/6

Источники информации для компьютерного поиска.

1

63/7

Защита проектов

 «Что умеют компьютеры»

1

64/8

Итоговое игровое занятие

«Лучший знаток информатики». Тестирование.

1

                   Сельскохозяйственный труд  4ч

65-68

Уборка территории школьного двора от мусора

4

    Итого: 68 часов

                                                          СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

Аппликационные работы в начальных классах. /Щеблыкин И.К. и др. – М.: Просвещение, 1990

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение,1992

Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль. «Академия развития», 1997

Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки.- Ярославль. «Академия развития», 1997

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль. «Академия развития», 1997

Лосич Л.Н. Игрушки – самоделки. – Мн.: «Элайда», 1997

                                    УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование, приборы


Наперсток

Сантиметр

Шило

Конструктор для уроков труда

Набор стеков

Ножницы

Доска для лепки

Стека

Клеёнка

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

http://stranamasterov.ru/technics - Страна Мастеров.

http://nachshkola.narod.ru/magazine.html - Журнал «Начальная школа».

http://viki.rdf.ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=9-Детские электронные презентации и клипы.

http://magic-ork.ru/publ/types_creativity/decorate_the_interior/31-2-2 - Магия рукоделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...