Рабочая программа по технологии для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

    Рабочая программа по «Технологии» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф Виноградовой.

Общая характеристика  

    Деятельностный подход к построению процесса обучения технологии является основной характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и т.д.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия до его практической реализации.

Цель:

Подготовить подрастающее поколение, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого знания.

Задачи:

  1. развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и д.д.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  2. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического процесса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  3. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные процессы технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  4. расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники  в жизни человека.

Ценностные ориентиры содержания

    В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое» обучение, данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико - технологическими знаниями, умениями, навыками.

Объем программы

     Рабочая программа по технологии  для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по технологии, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф Виноградовой (технология - автор Е.А. Лутцева), предусматривающей 68 часов.
   Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 4 классе предусмотрено 35 учебных недель
(2 часа в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 70 часов.
    В соответствии с выходными днями -  8 марта, рабочая программа по технологии для 4 класса на 2012-2013 учебный год рассчитана на
68 часов.  
    Программа выполняется в полном объёме (68 ч).

Содержание курса

68 часов (2 ч в неделю)

№ п\п

Содержательная линия

Кол-во

часов

68 ч

Требования ФГОС
Планируемые результаты

Знать

Уметь

1

Технико- технологические знания и умения, основы технологической культуры.

Элементы материаловедения.

    Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

    Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань,  пенопласт и т.д.).

Основы конструкторско – технологических знаний и умений.

    Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско – технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

    Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

    Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножение растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных.

     Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее варианты (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Техника 20-21 века. ЕЕ современное назначение. Современные требования к техническим устройствам.

    Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.

    Энергия и современная энергетика. Использование  энергии человеком.

56

- название основных частей персонального компьютера;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям
(польза, удобство, красота);

- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости  от свойств материалов;

- петельную, крестообразную строчки и их варианты;

- луковичный и клубневый способы размножения растений.

-определять конструктивные технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;

- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;

- эстетично оформлять изделия;

- соединять детали из петельной и крестообразной строчками;

- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;

2

Их истории технологии.

    Преобразовательная деятельность человека в 20 веке, научно – технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

    Сферы использования электричества, природных энергоносителей в промышленности и в быту.

     Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно – компьютерных технологий.

     Самые яркие изобретения начала века – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине века – телевидение, ЭВМ, и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж 20-21 века – использование  компьютерных технологий во всех областях жизни человека.

12

- современные профессии, появившиеся в 20-21 веке и связанные с изученным содержанием;

- технические изобретения 20 века, вошедшие в нашу повседневную жизнью
(телефон, радио, телевизор,

компьютер и др.)

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе Интернета);

- выполнять посильные
действия для решения
экологических проблем на доступном уровне.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся  в результате обучения в  4 классе

К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:

иметь представление:

  1. о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
  2. о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу;
  3. о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
  4. об отдельных элементарных аспектах экономических знаний;
  5. о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.

знать:

  1. современные профессии, появившиеся в 20 -21 веке и связанные с изученным содержанием;
  2. технические изобретения 20 века, вошедшие  в нашу повседневную жизнь;
  3. название основных частей персонального компьютера и их назначение;
  4. основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям;
  5. названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
  6. этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
  7. петельную, крестообразную строчки и их варианты;
  8. луковичный и клубневый способы размножения растений.

уметь:

  1. определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
  2. подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
  3. эстетично оформлять изделия;
  4. соединять детали ткани петельной и крестообразной строчками;
  5. выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
  6. находить и использовать дополнительную информацию из различных источников;
  7. выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне;

самостоятельно:

  1. разрабатывать несложные творческие коллективные проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
  2. организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
  3. экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;

при помощи учителя:

  1. выбирать темы для практических и проектных работ;
  2. искать оригинальные решения конструкторско – технологических, экономических и эстетических проблем.

Система оценки планируемых результатов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

-качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.;

-степень самостоятельности;

-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение качественно оценке каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Календарно – тематическое планирование по технологии в 4 классе

№ п п

Тема урока

Кол-во
часов

Характеристика деятельности учащихся

Диагностический

инструментарий

оценки
достижений

Дата

Научно технический прогресс. Совершенствование  технологий  производства (15 ч)

1/1

Инструктаж по технике безопасности. История создания материальной культуры. Этапы выполнения проекта.

1

Выполнить проект «Подставка для карандашей»

Текущий

2/2

Новые  решения конструкторско – технологических  проблем. Защита проекта.

1

Защитить проект

Текущий

3/3

Инструктаж по технике безопасности. Технический прогресс и  производительность труда. Свойства тонких металлов (исследование). Чеканка.

1

Выполнить проект «Чеканка».

Практическая работа

4/4

Специализация инженеров на разных производствах. Штамповка.

1

Защитить проект

Текущий

5/5

Научно – технический прогресс. Современное производство.

1

Выполнить проект «Модель работы предприятия»

Текущий

6/6

Технические изобретения конца 19 начала 20 века.

1

Выполнить коллективный информационный проект «Научные открытия и технические изобретения 20 века»

Текущий

7/7

Конструкторско – технологические проблемы, пути их решения.

1

Выполнить эскиз автомобиля (пластилин, конструктор)

Текущий

8/8

Изобретательство. Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно – компьютерных технологий.

1

Изготовить модель телефона.

Текущий

9/9

Виды современных двигателей. (двигатель внутреннего сгорания, реактивный)

1

Изготовить барельеф из пластилина

Текущий

10/10

Современный завод, особенности организации работы на предприятиях.  

1

Решить кроссворд, подготовить сообщения о предприятиях

Текущий

11/11

Использование компьютерных  технологий во всех областях жизни человека.

1

Изготовить макет (плоского) картонного компьютера

Текущий

12/12

Конструкторское бюро завода. Чертеж изделия и работа  с ними.

1

Подготовить технологическую документацию

Текущий

13/13

Технологические  приемы изготовления изделия.

1

Выполнить проект с 15-17

Текущий

14/14

Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям

1

Выполнить декоративные работы

Текущий

15/15

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и в быту.

1

Подготовить сообщения (по ж.)

Текущий

Природа кормилица. Добыча и переработка сырья (12 ч)

1/16

Виды природного сырья. Нефть, ее использование.

1

Подготовить сообщения

Текущий

2/17

Горюче - смазочные материалы. Современный завод, особенности организации работы на предприятиях.

1

Познакомиться с нефтеперерабатывающим заводом (заочно)

Текущий

3/18

Синтетические материалы

1

Провести исследования

Текущий

4/19

Материалы с заданными свойствами

1

Изготовит игрушку из  поролона

Текущий

5/20

Вторичное сырье

1

Изготовить изделия из отходов

Текущий

6/21

Экологические проблемы, пути их разрешения на доступном уровне

1

Выполнить  коллективный  информационный проект «Плакат: Берегите природу»

Текущий

7/22

Новые технологии в земледелии

1

Создать информационную карту о любом растении

Текущий

8/23

Новые технологии в животноводстве

1

Выполнить информационный проект «Содружество человека и животных»

Текущий

9/24

Природоохранные сельскохозяйственные технологии

1

Приготовить сообщения

Текущий

10/25

Деятельность человека  в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей.

1

Изготовить кормушку для птиц.

Текущий

11/26

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножение растений клубнями и луковицами.

1

Посадить лук на  подоконнике

Текущий

12/27

Пища космонавтов

1

Познакомить с историей космоса

Текущий

Жилище человека. Совершенствование строительных технологий (9 ч)

1/28

Строительные технологии, связанные с требованием к жилищу (прочность, удобство, красота)

1

Выполнить информационный проект «Национальное жилище»

Текущий

2/29

Здания и их назначения (производственные, жилые, для удовлетворения культурных потребностей) Архитектурный стиль (Классицизм и готика)

1

Подготовить сообщения

Текущий

3/30

Дом для семьи. Технологии строительства современных домов.

1

Подготовить коллективный проект: макет поселка из загородных домов

Текущий

4/31

Устройство дома

1

Выполнить коллективный и индивидуальный чертеж проект «Интерьер»

Текущий

5/32

Расходование электричества в доме

1

Составить памятку использования электроприбора

Текущий

6/33

Небоскребы, технологии их строительства

1

Выполнить информационный проект «Профессии строителей

Текущий

7/34

Предприятия сферы обслуживания в городах

1

Выполнить коллективный проект «Профессии»

Текущий

8/35

Инструктаж по технике безопасности. Города будущего.

1

Выполнить коллективный проект «Город будущего» Коллаж.

Текущий

9/36

Современные назначения техники. Современные требования к техническим устройствам

1

Выполнить проект  в форме коллажа, лепки

Текущий

Дизайн. Художественное конструирование (18 ч)

1/37

Дизайн, его значение в современном производстве.

1

Выполнить дизайн упаковки

Текущий

2/38

Дизайн техники

1

Выполнить дизайн – проект «Макет технического устройства»

Текущий

3/39

Дизайн рекламной продукции

1

Выполнит дизайн – проект «Реклама собственного изделия»

Текущий

4/40

Дизайн интерьера

1

Выполнить коллективный проект «Макет гостиной комнаты»

Текущий

5/41

Создание интерьерных объектов. Художественно – эстетическое оформление.

1

Защитить проекты

Текущий

6/42

Ландшафтный дизайн

1

Выполнить коллективный проект «Оформление школьного двора»

Текущий

7/43

Художественно – эстетическое оформление проекта «Школьный двор»

1

Защитить проект

Текущий

8/44

Дизайнерские решения старинных и современных интерьеров и ландшафтов

1

Познакомиться с журналом модного интерьера разных эпох

Текущий

9/45

Дизайн одежды.

Мода.

1

Изготовить куклу силуэтную

Текущий

10/46

Смена моды в 20 века (для учебы, спорта и т.д.) ТБ при работе с иголкой.

1

Изготовить куклу безсуставную

Текущий

11/47

Специалисты для создания одежды

1

Изготовить костюм для куклы

Текущий

12/48

Задачи дизайнера модельера.

Дизайн платья.

1

Текущий

13/49

Отделка готового изделия.  Обметочная, соединительная, отделочные строчки

1

Выполнить эскиз отделки костюма

Текущий

14/50

Петельная строчка и ее разновидности

1

Выполнять тренировочные упражнения по  вышивке петельной строчкой

Текущий

15/51

Крестообразная строчка и ее разновидности

1

Выполнять тренировочные упражнения по  вышивке крестообразной  строчкой

Текущий

16/52

Обработка края изделия изученной строчкой и ее вариантами. Самостоятельная работа учащихся.

1

Выполнять тренировочные упражнения по  вышивке

Текущий

17/53

Аксессуары в одежде

1

Изготовить веер или редикюль

18/54

Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты.

1

Познакомиться  с журналом мод

Текущий

Компьютерный мир. Информационные технологии (14 ч)

1/55

Персональный компьютер. ТБ при работе с компьютером.

1

Выполнять включение компьютера

Текущий

2/56

Назначение персонального компьютера. Правила пользования ПК для сохранения здоровья

1

Выполнять команды: открыть окно, свернуть окно, закрыть

Текущий

3/57

Использование компьютера в разных сферах деятельности

1

Выполнить информационный проект: редактирование текста

Текущий

4/58

Назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации.

1

Выполнить информационный проект

Текущий

5/59

Знакомство с основными базовыми программами

1

Выполнить информационный проект

Текущий

6/60

Поиск информации с помощью компьютера

1

Выполнить информационный проект

Текущий

7/61

Создание документа по образцу.

1

Выполнить информационный проект

Текущий

8/62

Форматирование текста

1

Выполнить информационный проект

Текущий

9/63

Вставка рисунка в документ

1

Выполнить информационный проект

Текущий

10/64

Создание таблиц

1

Выполнить информационный проект

Текущий

11/65

Создание сообщения на выбранную тему

1

Выполнить информационный проект

Текущий

12/66

Проблемы экологии на предприятиях высокой технологии

1

Выполнить дизайнерский коллективный проект в области техники

Текущий

13/67

Будущее начинается сегодня

1

Выполнить информационный проект

Текущий

14/68

Выставка изделий выполненных в течение года. Урок – отчет.

1

Подвести итоги

Итоговый

Материально – техническое обеспечение

.Учебно – методический комплект для учащихся:

Технология. Программа 1-4. Е.А.Лутцева . Издание второе, с изменениями. М: Издательский центр, Вента-Граф, 2010.

-Учебник. Технология. Ступеньки к мастерству. 4 класс, Е.А.Лутцева. Вента-Граф, 2009

-Рабочая тетрадь. «Учимся мастерству. 4 класс. Е.А.Лутцева. Вента-Граф, 2010.

Методические пособия

-Технология. Ступеньки к мастерству. Методическое пособие 1-4 класс. Е.А.Лутцева.

-Технология. Программа 1-4. Е.А.Лутцева . Издание второе, с изменениями. М: Издательский центр, Вента-Граф, 2010.

Технические средства обучения

 Компьютер

Экранно – звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по технологии

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века"

Данный материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование с учётом ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по технологии 1 класс "Начальная школа XXI века"

Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).В начальной школе закладываются основы техноло...

Рабочая программа по технологии. 3 класс. "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы Е.А. Лутце...

Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Школа 21 века...

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века" по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС...

Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Школа XXI века" по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС...