Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Школа XXI века" по ФГОС
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Пономарева Оксана Валерьевна

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

Рабочая программа

по учебному курсу «Технология»

( УМК «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

2 класс

Пономарева Оксана Валерьевна

2016

Пояснительная записка

  Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения» ;
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы «Технология. Ступеньки к мастерству»  Е.А. Лутцева (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2011) ;
  • Инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании в начальных классах в 2012 - 2013 учебном году».

         Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета  «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный  компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл. - корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность.

Цели обучения: дать детям первоначальный опыт преобразовательной  художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;

 -создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Основные  задачи: 

  • научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной  жизни,
  • пользоваться различного рода источниками
  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

•   формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

•   формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

•    овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

•   использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских,          художественно-конструкторских         (дизайнерских), технологических и организационных задач;

•   развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

•   воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно программе на изучение программного материала во 2  классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Технология» отведено  1 час в неделю (35 часов).

Результаты изучения технологии во 2 классе:  

Личностные  результаты:

 Создание условий для формирования следующих умений:

—    объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

—    уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

—    понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

—   определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

—  учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

—  учиться планировать практическую деятельность на уроке;

—  под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

—  учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

—  работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

—   определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

—  наблюдать   конструкции   и   образы   объектов   природы   и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

—   сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

—  учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

—  находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

—   с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

—   самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:

—  уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

—  уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

—  вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

—  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

 Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):

—   об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

—   о гармонии предметов и окружающей среды;

—  профессиях мастеров родного края,

—  характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

—   самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

—  готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; —  выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

—   самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

—  уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2.  Технология ручной обработки материалов.  Элементы графической грамоты Знать:

—    обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

—    названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

—    происхождение натуральных тканей и их виды;

—    способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

—    основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

—    линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

—    названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

—  читать простейшие чертежи (эскизы);

—  выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

—  оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

—  решать несложные конструкторско-технологические задачи;

—  справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование Знать:

—  неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

—  отличия макета от модели. Уметь:

—    конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

—    определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4.    Использование   информационных    технологий   (практика   работы   на компьютере)

знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Учебник: Е. А. Лутцева. Учебник «Технология». 2 класс. Изд-во « Вентана - Граф», 2011 г.

                                                                               

Требования ФГОС

Перечень разделов программы

Учебный                            материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

  Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Природа и человек.

Освоение природы

 Как родились ремесла

Как работали ремесленники-мастера

1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, 2)развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  4)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

5)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 6)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

7)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

8)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

—   об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

—   о гармонии предметов и окружающей среды;

—  профессиях мастеров родного края,

—  характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

—   самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

—  готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; —  выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

—   самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

—  уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

2.  Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Каждому изделию – свой материал.

Разные материалы - разные свойства

Каждому делу – свои инструменты

Познакомимся с инструментами

Технологические операции

Размечаем детали: технологическая операция 1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2

Собираем изделие: технологическая операция 3 Отделываем изделие: технологическая операция 4 Что умеет линейка

Почему инженеры и рабочие понимают друг друга Учимся читать чертеж и выполнять разметку Разметка прямоугольника от двух прямых углов

Разметка прямоугольника от одного прямого угла Что умеют угольники

Разметка прямоугольника с помощью угольника Как разметить круглую деталь

Как появились натуральные ткани

Свойства и строение натуральных тканей

От прялки до ткацкого станка

Особенности работы с тканью

Технология изготовления швейных изделий

Волшебные строчки

Размечаем строчку

21ч

Знать:

—    обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

—    названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

—    происхождение натуральных тканей и их виды;

—    способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

—    основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

—    линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

—    названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

—  читать простейшие чертежи (эскизы);

—  выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

—  оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

—  решать несложные конструкторско-технологические задачи;

—  справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

3. Конструирование и моделирование

Далеко идти, тяжело нести

От телеги до машины

Макеты и модели

Как соединяют детали машин и механизмов

Автомобильная история России

В воздухе и космосе

В водной стихии

Знать:

—  неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

—  отличия макета от модели.

Уметь:

—    конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

—    определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

4.  Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Повторение

с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Резервный урок

Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Разметка:

- на глаз (свободным рисованием);

- сгибанием,

- по шаблону,

- по трафарету 

Разметка:

- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),

- копирование

(через копировальную бумагу,  с помощью кальки).

Разметка:

-с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),

- по масштабной сетке.

 

 

 

 

Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.

Использование освоенного для выполнения творческих проектов.

Выделение детали из заготовки:

- отрывание;

- резание ножницами

 

Выделение детали из заготовки:

 

Выделение детали из заготовки:

- резание макетным ножом

Формообразование

- сгибание,

- складывание,

- сминание,

- скручивание

 

 

Сборка изделия:

-склеивание

 

Сборка изделия:

сшивание (прямая строчка и ее варианты)

Сборка изделия:

- с помощью проволоки;

- щелевые замки;

- сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)

Сборка изделия:

- сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).

 

Отделка:

- раскрашивание;

- аппликация;

- рисование и др.

Отделка:

- вышивка;

-блестки;

- бусины и др.

Отделка:

-   пуговицы,

-   кнопки и др.

 

                                                       Календарно – тематическое планирование.

Наименование  разделов  

Темы уроков

Элементы содержания

Календарные сроки

по плану      фактически

Количество часов

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание История рождения ремесел

Природа и человек.

Освоение природы

6-11

Природа и человек

Освоение -природы Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить».

1

06.09

2

Как родились ремесла

Как работали ремесленники-мастера

12-17

Ремесла Лепка из пластилина «Чайная посуда»

1

13.09.

3

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Материалы и их свойства

Каждому изделию – свой материал.

Разные материалы - разные свойства

18-22

Разные материалы - разные свойства Простейшее исследование материалов.

Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты.

1

20.09.

4

Инструменты. Назначение, правила пользования

Каждому делу – свои инструменты

Познакомимся с инструментами

23-25

Каждому делу – свои инструменты

Инструменты-помощники Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток»

1

27.09.

5

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Основы проектной деятельности:

1. Конструкция изделий.

От замысла к изделию

26-28

Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного»

1

04.10.

6

Выбираем конструкцию изделия

29-31

Изготовление поздравительной открытки по шаблону.

1

11.10.

7

Что такое композиция

Симметрично и несимметрично 32-35

Симметрично и несимметрично Композиция из симметричных деталей.

1

18.10.

8

 Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Основные технологические операции

Технологические операции

Размечаем детали: технологическая операция 1стр 36-40

Размечаем быстро и экономно Аппликация из цветной бумаги во выбору учащегося «Открытка с сюрпризом»  или «Фигурки животных из кругов»

1

25.10.

9

Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2

Собираем изделие: технологическая операция 3стр 41-45

Собираем изделие Обрывные аппликации «Берёзка»

1

01.11.

10

Отделываем изделие: технологическая операция 4 стр 46-47

Украшаем изделие Игрушки – подвески Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески»

1

15.11.

11

Разметка деталей с помощью контрольно-измерительных (чертежных) инструментов

Что умеет линейка

Почему инженеры и рабочие понимают друг друга48-52

Линейка-труженица Чертежи и эскизы Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки.

1

22.11.

12

Учимся читать чертеж и выполнять разметку53-54

Учимся читать чертежи и эскизы Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки.

1

29.11.

13

Разметка прямоугольника от двух прямых углов

Разметка прямоугольника от одного прямого угла 55-57

Размечаем детали с помощью линейки  Цветок из бумаги

1

06.12.

14

Что умеют угольники

Разметка прямоугольника с помощью угольника

58-59

Углы и угольники

Размечаем изделие с помощью угольника Поздравительная открытка.

1

13.12.

20.12.

15

Как разметить круглую деталь

60-62

Циркуль

Размечаем детали с помощью циркуля Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка»

1

27.12.

16

Происхождение натуральных тканей

Как появились натуральные ткани

64-66

Помпон из ниток на основе кольца.

1

17.01.

17

Свойства и строение натуральных тканей

Свойства и строение натуральных тканей

67-68

Свойства натуральных тканей Игрушки из помпона (по выбору учащегося).

1

24.01.

18

Технология изготовления натуральных тканей

От прялки до ткацкого станка69-71

Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

1

31.01.

19

Технология обработки ткани

Особенности работы с тканью72-73

Работаем с тканью Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

1

07.02.

20

Технология изготовления швейных изделий74-75

Игрушки

1

14.02.

21

Волшебные строчки76-77

Подушечка для иголок.

1

21.02.

22

Размечаем строчку

78-80

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. Поделка

1

28.02.

23

Основы агротехники (технология выращивания растений):

1. Условия жизнедеятельности растений

Живая природа.

Что любят и чего не любят растения 82-86

Что любят и чего не любят растения Поделка

1

07.03.

24

 Технология выращивания растений

Что выращивают дома и возле дома

Технология выращивания растений87-90

Что выращивает человек дома и возле дома Как вырастить растение

1

14.03.

25

 Размножение растений (семенами и черенками)

 Инструменты для сада и огорода

Как размножаются растения

Инструменты – помощники садовода и огородника91-94

Как размножаются растения

Инструменты растениевода Поделка

1

21.03.

26

Продолжительность жизни растений

Долго ли живут растения95-96

У каждого растения свои особенности

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь

1

04.04.

27

Конструирование и моделирование Техника в жизни человека:

Транспорт, макеты, модели, история развития транспорта

Далеко идти, тяжело нести

От телеги до машины98-103

От телеги до машины Игрушки из спичечных коробков.

1

11.04.

28

Макеты и модели

Как соединяют детали машин и механизмов104-107

Делаем макеты.

1

18.04.

29

Автомобильная история России

108-109

«Лего» - изготовление автомобиля.

1

25.04.

30

В воздухе и космосе

В водной стихии 110-114

Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты.

1(по выбору )

29.04.

31-32

Использование   информационных    технологий   (практика   работы   на компьютере)

Работа   на компьютере. Проект.

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

2

06.05.

16.05.

33-34

Повторение

Повторение

2

17.05,

23.05.

35

Резервный урок

Резервный урок

1

30.05

                                           Содержание программы по технологии. 2 класс

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (5ч)

Природа и человек. Освоение природы  Как родились ремесла . Как работали ремесленники-мастера.

Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

           Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (21 ч) 

Каждому изделию – свой материал. Разные материалы - разные свойства Каждому делу – свои инструменты Познакомимся с инструментами Технологические операции Размечаем детали: технологическая операция 1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2 Собираем изделие: технологическая операция 3 Отделываем изделие: технологическая операция 4 Что умеет линейка Почему инженеры и рабочие понимают друг друга Учимся читать чертеж и выполнять разметку Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от одного прямого угла Что умеют угольники Разметка прямоугольника с помощью угольника Как разметить круглую деталь

Как появились натуральные ткани  Свойства и строение натуральных тканей От прялки до ткацкого станка

Особенности работы с тканью Технология изготовления швейных изделий Волшебные строчки Размечаем строчку

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

Конструирование и моделирование (4 ч)

Далеко идти, тяжело нести От телеги до машины Макеты и модели  Как соединяют детали машин и механизмов

Автомобильная история России  В воздухе и космосе В водной стихии

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

 Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч)

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

Повторение(2ч) Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Конструирование и моделирование

Резервный урок (1ч)

                                                         

Требования к уровню подготовки

Личностные  результаты:

 Создание условий для формирования следующих умений:

—    объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

—    уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

—    понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

—   определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

—  учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

—  учиться планировать практическую деятельность на уроке;

—  под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

—  учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

—  работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

—   определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

—  наблюдать   конструкции   и   образы   объектов   природы   и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

—   сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

—  учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

—  находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

—   с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

—   самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:

—  уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

—  уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

—  вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

—  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

 Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):

—   об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

—   о гармонии предметов и окружающей среды;

—  профессиях мастеров родного края,

—  характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

—   самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

—  готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; —  выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

—   самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

—  уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2.  Технология ручной обработки материалов.  Элементы графической грамоты Знать:

—    обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

—    названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

—    происхождение натуральных тканей и их виды;

—    способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

—    основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

—    линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

—    названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

—  читать простейшие чертежи (эскизы);

—  выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

—  оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

—  решать несложные конструкторско-технологические задачи;

—  справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

—  неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

—  отличия макета от модели. Уметь:

—    конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

—    определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4.    Использование   информационных    технологий   (практика   работы   на компьютере)

знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

                   

                                                                                                          Учебно – методическое обеспечение

Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.

                                                           Дополнительная литература

Лутцева Е.А. Технологические карты к урокам ( раздаточный материал)

                 «Технология. Учимся мастерству», Методика для учителя, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.

                                                       Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

Оборудование:

Учебные столы.

Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экран.

 Дидактические материалы:

дидактические куклы;

предметные картинки;