УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «В СТРАНЕ РУКОДЕЛИЯ»
методическая разработка по технологии по теме

 Шитьё  – интересное и творческое занятие. Это настоящее искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и практическую пользу. Данная  программа  создает условия для более полного раскрытия природных задатков и   рассчитана на учащихся 7 - 9 классов школы 8 вида. В программе органически сочетаются разнообразные  досуговые  и  образовательные формы деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГС(К)ОУ «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

«В стране рукоделия»

                                                                                       

                                                                                       Руководитель

                                                                  кружковой работы

                                                                      учитель  Квяток Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Из всего многообразия видов творчества декоративно–прикладное  является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически  формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

        С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

        Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  1. в продумывании элементов узора;
  2. в расположении их на объемах;
  3. в создании предметов декоративного характера;
  4. умения найти способ изображения и оформления предмета;
  5. в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

        Развитие детского творчества  во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

        Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.        

                На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

                        Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

        Шитьё  – интересное и творческое занятие. Это настоящее искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и практическую пользу.

        Данная  программа  создает условия для более полного раскрытия природных задатков и   рассчитана на учащихся 7 - 9 классов. В программе органически сочетаются разнообразные  досуговые  и  образовательные формы деятельности.

         Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование  ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

        Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатство своего народа, освоения народной культуры.

        

        Новизна программы состоит в том, что она показывает  развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как культурно-исторического феномена. Эти функции ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников        

           Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления русских народных костюмов.  Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы пошива и оформления изделий.         Изделия, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время для нашей школы. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  2. научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  3. обучать технологиям пошива изделий.

     Воспитательные:

  1. приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  2. побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
  3. способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  4. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  5. воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
  6. развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

         Развивающие:

  1. развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
  2. развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  3. развивать положительные эмоции и волевые качества;
  4. развивать моторику рук, глазомер.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в изготовлении изделий народного творчества.

 В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  1. формирование ценностных основ культуры личности.
  2. опора на личностно ориентированный подход в образовании.

            Педагогические принципы:

  1. Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

  1. ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся:

     2.  потребности, интересы учащихся;

     3.  уровень развития первичного коллектива;

     4. уровень развития и самооценка ребенка.

  1. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

-  осознание и признание права личности быть не похожей на других;

-  проявление уважения к личности;

-  оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

-  умение смотреть на проблему глазами ребенка;

-  учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

  1. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий , способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «В стране рукоделия» разработана на три года обучения.  Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

        Во время обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений в шитье, изучают закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий. Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.

                 

Основные формы и методы организации учебного процесса

        Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога  характеризует особым стилем, манерой работы.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

В результате  обучения дети должны знать:

  1. Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
  2. Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  3. Правила организации рабочего места;
  4. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
  5. Историю народного творчества,  технологию пошива и оформления изделий народного творчества.        

Должны уметь:

  1. Правильно организовать свое рабочее место;
  2. Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  3. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  4. Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации, а также используя  знания  по истории народного творчества  при  оформлении изделий;
  5. Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия,  выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения

 

№ п./п.

Тема

Количество (теория)

Количество (практика)

Всего часов

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

История русского костюма.

1

1

3.

Мужская рубаха и ее особенности. Пошив  косоворотки.

1

35

36

4.

Женский  сарафан  и  его  особенности.

Пошив русского народного сарафана.

1

40

41

5.

Итоговое занятие.

1

1

              Всего

5

75

80

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Вводное занятие -1 час

Техника безопасности. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.     План работы кружка, цели и задачи занятий. История рукоделия.

  1. История  русского  костюма – 1час

Виды  одежды. Крой  народного  костюма. Используемые  ткани.

Символика  в  русском  костюме.

  1. Мужская рубаха  и её особенности – 1час

Четыре основных типа мужских рубах  и  их  отделка.

Рисунок  материала  для  мужской  рубахи. Крой рубахи.

Пошив  косовороток – 35 часов

Раскрой деталей изделия. Подготовка деталей изделия к пошиву. Сметывание и примерка изделия. Исправление дефектов посадки. Соединение плечевых срезов. Обработка горловины. Отделка  горловины  тесьмой. Втачивание рукавов в открытые проймы. Соединение срезов рукавов и боковых срезов рубахи  одновременно. Обработка нижних срезов рукавов и низа изделия. Окончательная отделка. ВТО. Контроль качества.

  1. Женский  сарафан  и  его  особенности – 1 час

Виды сарафанов и  их  отделка. Крой сарафанов.

Пошив русских народных сарафанов – 40 часов

Раскладка деталей выкройки сарафана на ткани с учётом припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков. Сметывание и примерка изделия. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка  лямок. Обработка  кокеток  с  одновременным  втачиванием  лямок. Притачивание  тесьмы  к  переду сарафана. Выполнение  машинной  сборки  по  верхнему  срезу  переда  и  спинки. Стачивание  боковых  срезов. Обработка  срезов  проймы  косой  обтачкой. Притачивание  кокеток  к  переду  и  спинке. Настрачивание  тесьмы на  кокетки  и  лямки. Обработка  нижнего  среза  изделия. Настрачивание  тесьмы по низу  сарафана. Окончательная отделка. ВТО. Контроль качества.

  1. Итоговое  занятие – 1 час

Подведение  итогов  за  год. Выставка работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Е.В. Киреева "История костюма"   

Учебное пособие для средних театральных учебных заведений. М."Просвещение"1976год.

  1. Н.Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами"

Дипломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год.

  1. Н.Соснина, И.Шангина "Русский традиционный костюм" (СПб, "Искусство", 1998)
  2. http://www.narodko.ru/
  3. http://rusarch.ru/index.htm
  4. http://traditionalrussiancostume.com/
  5. http://sarafany.narod.ru/
  6. http://www.glebushkin.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22

         Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...

Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс

Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"...

Учебно - тематическое планирование воспитательной работы группы продлённого дня в 4 классе

Методическая разработка "Учебно-тематическое планирование воспитательной работы  ГПД в 4 классе" написана в помощь воспитателям группы продлённого дня, работающих в 4 классах и в классах  ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Страна рукоделия»

Актуальность программыв том, что она формирует у обучающихся художественно – творческие способности через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности....

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование.

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование....