Дымковская игрушка
статья по технологии (3 класс) на тему

Исупова Марина Юрьевна

Работа к научно-практической конференции младших школьников. Выступление участника  о происхождениидымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                        средняя общеобразовательная школа

          п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области

   ДЫМКОВСКАЯ

        ИГРУШКА

                                                                          Выполнили

                                                                          Петрова Татьяна,

                                                                учащаяся 3 класса.

Учитель: Исупова М. Ю.

Март 2008 г.

На пологом берегу Вятки-реки против областного города, рассыпаны домики слободы Дымково. Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, летом стелется туман от речки – отсюда и название – Дымково.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах…

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от местного праздника Свистопляски. В старину праздник начинался панихидой по убитым и умершим в часовне, поставленной на высоком берегу Вятки. Затем проходили прогулки и увеселения: бросание глиняных шаров с откоса в ров, кулачные бои, свист, пляски (отсюда и назван праздник). Всё это сопровождалось продажей сластей и глиняных кукол.

Утка - Марфутка

Бережком идет,

Уточек - Марфуточек

Купаться ведёт.

Бока крутые,

Рога золотые

Копыта с оборкой

На спине Егорка.

Индя - индя - индючок

Ты похож на сундучок

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

С середины 19 века старинный обряд Свистопляски начинает разрушаться и менять своё содержание. Всё большую роль в нем начинают играть дети, которым продают глиняные игрушки. С 1888 года праздник меняет своё название - это уже не Свистопляска, а Свистунья. Так древний обряд заменился развлекательной ярмаркой. На этом народном празднике на разные голоса звенел весёлый пересвист дымковских свистулек. Свистели все: и взрослые, и дети. Когда праздник кончался ( а длился он и 2, и 3 дня ), глиняные расписные игрушки ставили в окна, между рамами.

Приходит зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. Всю зиму женщины Дымкова лепили из глины игрушки. И так каждый год. Много-много лет. Своё умение бабки передавали внучкам, внучки своим внучкам. Вот уже придумали из глины лепить другие игрушки, не только свистульки. Так и дошло народное ремесло до наших дней. Теперь в городе Кирове художественные мастерские дымковской игрушки.

Здесь и свистульки (уточки, барашки, лошадки), и более крупные фигурки - барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары.

Даже целые композиции, масленичное катание по наклонным бревнам, доярка с коровой, ездок в санях.

Водоноски обычно разряжены.Ещё бы! Когда-то по воду ходили в лучших одеждах. Девушки стремились показать себя кавалерам. А изображение олений вовсе на с картинок.

В старину на ярмарки приезжали оленеводы с севера и за медяки катали детишек на оленях.

Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна три раза родиться. Первый раз игрушка рождается, когда её вылепят, она тогда вся коричневая, как шоколад, и очень ломкая. Чтобы игрушка окрепла, ёё надо обжечь. От сильного жара игрушка раскаляется. Теперь она вся чёрная, зато крепкая. Так игрушка рождается во второй раз: проходит испытание огнем. Потом игрушку раскрашивают - так она рождается в третий раз. Совсем как человек. Первый раз человек рождается совсем маленьким, слабым и глупым. Второй раз он рождается, когда ученье кончит. В третий же раз - когда пройдет испытание в жизни. Только тогда он настоящим человеком станет.

Однажды при встрече с сотым космонавтом Земли, вятским человеком Виктором Петровичем Савиных спросили его, брал ли он талисман в космос. Он ответил, что брал дымковского петушка. Этот дымковский петушок, созданный из комочка родной глины, пролетел с ним вокруг планеты Земля, оберегая от невзгод и суля удачу.

В наши дни глиняная игрушка радует нас яркой солнечной росписью, юмором, отдыхаешь душой и сердцем, любуясь чудом дивным.

Народное творчество пробуждает фантазию, сохраняет и развивает народные традиции.

Так, например дымковские орнаменты используют в росписи посуды из папье-маше, в аппликациях из ткани и бумаги.

Дымковская игрушка несет радость, познание, приобщает наши мысли и чувства к народному мироощущению, к пониманию красоты, доброты народного искусства.

Не случайно, покорив Европу, показав себя в Азии, добравшись до Америки, дымковская игрушка стала опознавательным знаком  русского человека, стала символом Вятской земли.

 

Список используемой литературы

  1. Богуславская И. Я. «Дымковская игрушка».- Л,. 1988.
  2. Богуславская И. Я. «Русская глиняная игрушка».- Л., 1975.
  3. Куприн В. «В дымковской слободе».- М., 1989.
  4. Перминова Н.И. Дымковская расписная.- г. Киров, Информационный центр, 1998 г.
  5. Ромашка: Сборник/ сост. З.Костюшина. - м., Молодоя гвардия, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...