Конспект урока технологии, 2 класс, система Занкова
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Спиридонова Надежда Валентиновна

                                 Урок технологии по системе Л.В.Занкова во 2 классе

                      Тема: Объёмная аппликация. Я-парикмахер. Причёски из бумаги.

     Цели: отрабатывать навыки и закреплять знания учащихся о приёмах работы с бумагой: закручивание и складывание;

    учить работать в группах;

    развивать кругозор через знакомство с профессией парикмахера;

    формировать навык самооценки и взаимооценки;

     воспитывать аккуратность,трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, к труду взрослых.

    Оборудование: учебник «Технология» для 2класса Н.А. Цирулик, рабочая тетрадь по технологии «Волшебные секреты» для 2 класса Т.Н.Просняковой, компьютерная презентация, карточки  для составления плана работы, аншлаги: цирюльник, чёлка, прядь, локоны, пробор, кудри; по 3 смайлика на  каждого ученика для взаимооценки, листы самооценки.

                                                                Ход урока. 

    1. Актуализация знаний. Целеполагание.

-Рассмотрите рисунки на доске. Что вы можете о них сказать? ( На рисунках изображены учитель, врач, швея.)

-А теперь отгадайте загадку и определите тему нашего урока.

Мастер сделает причёску феном,

щёткой и расчёской.

Пышно локоны завьёт,

чёлку щёткою взобьёт.

Всё в его руках горит-

он изменит внешний вид.

  -Как называют этого мастера? (слайд №1- парикмахер)

  - Что мы будем делать на уроке?(причёски)

            - Из чего мы будем делать причёски?(из бумаги и картона)

            -Назовите тему урока.(Объёмная  аппликация. Причёски из бумаги.)

2.Познавательно-информационная беседа.

-Ребята, а вы знаете, кто такой парикмахер?

-Вы правы. Парикмахер-это мастер, который занимается бритьём, стрижкой, окраской и причёсыванием волос. 

- Где работают парикмахеры?(в парикмахерской)

- Знаете ли вы, как раньше называли парикмахера?(цирюльник)

Во многих городах России можно было встретить бродячих цирюльников. Они ходили по базарам, дворам и квартирам, выискивая клиентов. Они носили с собой громоздкие ящики с инструментами, у каждого с собой был ещё и деревянный стул. Они могли постричь клиента прямо на улице.

Цирюльник в России-профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское дело, но и обязанности лекаря: удалял зубы, лечил раны. Поэтому цирюльник носил с собой ножницы, бритву, щипцы.

- Какими инструментами пользуются современные парикмахеры?(слайд№2)

                                                                          Физминутка

3.Планирование предстоящей работы.

-Откройте учебник на с.86 и прочитайте тему урока.

1) Анализ образца.

- Из бумаги какой плотности мы будем делать работу? (из тонкой)

- Каким способом изготовлены глаза и рот? (складыванием)

2) Составление плана работы.

-Теперь нам надо составить план работы. Посмотрите на доску и определите, в каком порядке будем выполнять действия.(Дети ставят карточки по порядку.)

Вырежем заготовку.

Нарежем полоски для волос.

Вырежем заготовки глаз и рта.

Приклеим глаза и рот.

Выполним причёску.

- Молодцы! Вы сами составили план работы.

3)   Словарная работа. 

-Что называют причёской?

- Объясните значение слов: прядь, пробор, чёлка, локоны, кудри.

4. Практическая работа.

- Какие материалы нужны для работы?

- Какие инструменты потребуются для работы?

- Назовите правила работы с ножницами.  Прочитайте их хором.(слайд№3).

- Сейчас  вы все будете парикмахерами. Сегодня работаем в группах. Каждая группа « откроет» свою парикмахерскую, которая будет иметь своё название.

1группа делает школьную причёску для девочек,

2группа-школьную причёску для мальчиков,

3группа-новогоднюю причёску,

4группа-причёску для школьной дискотеки.

- Придумайте название сделанной причёске.

Повторим правила работы в группе.(слайд№4)

(По окончании работы дети заполняют листы самооценки.)

5. Выставка работ.

(Выходят командиры групп и представляют работы.)

- Оцените работу «парикмахерской».(Дети показывают выбранные смайлики.)

(После этого учитель оценивает работу группы.)

- Все работы я собираю в альбом «Причёски», который мы представим на «Празднике профессий» ученикам начальных классов.

6. Уборка рабочего места.

 

 

  

    

 

 

                              

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_gruppovoy_raboty_v_nachalnoy_shkole_1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация групповой работы в начальной школе по системе Л.В. Занкова

как средство формирования УУД.

            В последнее время отмечается  низкий уровень коммуникативной компетентности детей, который  находит своё  отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. В связи с этим новая система образования  в условиях ФГОС ставит задачу воспитания - умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

           Обычно  к началу обучения в школе у детей уже сформирована в определенной степени способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. Однако фактически становление данной способности нередко запаздывает и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические  тенденции, склонность работать, просто не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе прежде всего с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей «доподготовки» уже в рамках школы. Все выше  перечисленные пробелы в развитии коммуникативных способностей ребёнка ярко свидетельствуют о необходимости  обучению  детей работе в группе.   Групповая работа способствует не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,  оценка, саморегуляция.

         Обучение групповой форме взаимодействия учащихся должно начинаться с первых дней пребывания ребенка в школе, и, как следствие,  включает в себя несколько этапов:

        1 этап.   Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы в дальнейшем не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти «мелочи» обсуждаются и апробируются на каждом уроке. иной момент Ставя ударение на тот или взаимодействия обязательно даётся образец сотрудничества,

       2 этап: парная работа. Заметим, что  первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

       На первых порах мы знакомимся с принятыми детьми  правилами взаимодействия в паре, которые в идеале должны исходить от самих детей.

 Наши правила: 

1. Говорим шёпотом.

2. Работаем вместе.

3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, думаем, мы решили….»

5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки вверх.

6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

         Я применяю  много видов парной работы в постоянном или переменном составе. Например, на уроках письма (в начале года) дети могут оценить аккуратность выполнения  задания, правильное написание букв, т.е. осуществляется взаимопроверка, взаимоконтроль . Работа в парах в переменном составе может быть «параллельной» или «перекрёстной», например, изучая словарные слова, вставив пропущенные буквы, взаимопроверка осуществляется не с соседом  по парте (пара в постоянном составе), а с соседом по ряду. : При этом работу в парах сменного состава я  часто провожу  в форме «хоровода» (где дети образуют внутренний и внешний круги; участники внутреннего круга выступают в роли учителя, а внешний круг выполняет роль учеников). Например, изучая темы по математике «Состав чисел», отработка вычислительного навыка может осуществляться в парах сменного характера такого вида.Во время работы я помогаю  парам и фиксирую удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

        3 этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Вместе с                      несколькими детьми у доски показываем на примере весь ход работы, обращая внимание на  возможные ошибки. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

        В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

·  чтец читает вслух;

·  секретарь - записывает что-то от лица группы;

 .  докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

 . «часовой» - следит за временем.

Правила организации групповой работы

       Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимально возможное  количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Наши правила:

1. Покажите, что группа готова к работе (образуем солнышко, проговариваем слова: «Мы команда, значит мы вместе»).

2. Договариваемся, кто какую роль будет выполнять (кто за что отвечает).

3. Определяем цель работы (что будем делать).

4. Работаем вместе.

5. Представляем результат. (Покажи, что получилось).

6. Оцени работу  в группе.

         При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

       Основные противопоказания при организации групповой работы.

       Наблюдая совместную деятельность учащихся, я пришла к выводу:

       Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

       Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

      Если кто-то пожелал работать в одиночку,  разрешаю ему отсесть; не позволяю себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более  публичных оценках (но один на один с ребенком стараюсь понять его мотивы и поощряю всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

     Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.

     Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос.

    Для того чтобы групповая работа давала желаемый  развивающий эффект, учителю   необходимо отслеживать перераспределение ролей между детьми. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс. Система Занкова

Тема урока: "Новый признак задач. Соответствие вопроса условию задачи."...

конспект урока математики в 1 классе (система Занкова)

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток разными способами. Состав числа 12. Образование столбика таблицы сложения со значениями сумм, равными числу 12Класс: 1 класс...

конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (система Занкова)

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс. УМК "Развивиющее обучение по системе Занкова". Тема "Учимся писать письмо"....

Конспект урока по окружающему миру.1 класс система Занкова

Урок по окружающему миру  в 1 классе по системе Л.В.Занкова" Мы разные по внешнему виду и по возрасту." На уроке дети знакомятся с расами, их особенностями, расселением на земном шаре,воспитание ...

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...