Конспект урока по математике 2 класс. Система Занкова
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

Родионова Надежда Алексеевна

Тема урока: "Новый признак задач. Соответствие вопроса условию задачи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt_otkrytogo_uroka_po_matematike.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике

(по системе Л. В. Занкова)

во 2 «Б» классе

МОУ СОШ № 9 г. Аткарска.

проведённого в рамках муниципального семинара

(4. 12. 2010 учебный год)

учитель: Родионова Н.А.

Тема: Новый признак задач. Соответствие вопроса условию задачи.

Дидактические цели: создать условия для многостороннего применения знаний, имеющихся

                                       и  полученных знаний  в процессе урока.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи: 1. Познакомить с новым  признаком задач, упражнения в выделении задач

                  среди других текстов.

               2. Развивать  мышление.

               3. Воспитывать стойкий интерес к учению.

Методы:  деятельностный,  проблемный.

Формы организации деятельности: самостоятельная, работа в парах, работа в группах,  

                                                                  фронтальная.

Средства обучения - для учителя: презентация.

                                                     

                                    для ученика: учебник, карточки№1 для работы в парах,

                                                            карточки №2 для работы в группах.

                                                             

                                   

                             

                                           

Ход урока.

  1. Актуализация.

(2 слайд) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

 Уч. - Прочитать пословицу. Как понимаете? Как думаете, для чего нам нужна эта пословица?

(3 слайд) В центре слайда вопросительный знак, от которого идут 4 стрелки. Стрелки указывают направление к выражениям, к уравнениям, к величинам, к модели задачи.

Уч. - Какие задания мы выполняем на уроках?

Д. – Мы решаем выражения, уравнения, задания с величинами, решаем задачи.

Уч. – Над  чем предлагаете поработать на уроке?

Дети предлагают свои варианты. Один ученик предложил выполнить все задания по часовой стрелке.

Уч. - Чтобы выполнить все ваши желания, выполним все эти задания, предложенные на слайде.

а) 36  - 23 -  найдите значение выражения, измените знак,  и найдите значение нового выражения

б)  х + 13 = 45   решите уравнение. Что такое уравнение? Составьте уравнение, с неизвестным   вычитаемым.

в) 5 дм 3 см = … см. – переведите в меньшую единицу длины. Какие единицы длины вам  знакомы?

г)  Что означает эта модель? Что вы можете сказать о задаче по этой модели? Составьте задачу, соответствующую данной модели. А для нашего класса число  27  что обозначает? Можно ли составлять и решать задачи о нас, учениках?

 Все ли рассказы об учениках могут быть задачей? Что нужно знать о задачах, чтобы отличать их от других математических текстов.

Д . – признаки задач.

(4 слайд) Признаки задач.

  1. Основная часть.

(5 слайд) В классе 17 девочек. Из них 12 любят танцевать.

Уч. - Прочитайте задачу  на слайде и решите.

Д. -   Нельзя решать, потому что это не задача. В ней нет вопроса.

Итак, сделайте 1 вывод.

(6 слайд) Вывод 1: в задаче всегда должен быть вопрос.

Уч. - В задаче обязательно должен быть вопрос.

(7 слайд) Лена записала на доске выражение 35 + 43.

                           Чему равно значение  выражения?

Уч. - Тогда прочитайте другую задачу (в ней  же есть вопрос) и решите её.

Д. -    Это не задача, потому что здесь есть подсказка.

Уч. - Назовите подсказку.

Д. -  Сделайте вывод.

(8 слайд) Вывод 2: В задаче не указывается, каким действием её нужно решать.

 (9 слайд) На празднике «Осенины на Руси» 10 ребят пели частушки,

                          а 12 загадывали загадки. Сколько ребят играли

                          на народных инструментах.

Уч. - Прочитайте эту задачу. Ведь в ней  нет подсказки,  и есть вопрос.

Д.  -  Это задача, в ней есть вопрос.

Д. -   А  я не согласен, в условии и в вопросе говорится о разном.

Уч.-  Итак, даже при наличии двух признаков, вы считаете, что этот текст не является задачей. Значит, есть ещё признак.

(10 слайд) Новый признак задач.

Уч. – Тема урока «Новый признак задач».У меня есть два варианта: я вам расскажу об этом признаке сама или вы об этом попробуете узнать сами из учебника? Как вам будет интреснее?

 Д. - Мне интереснее узнать самому.

Д.-   А мне трудно самому.

(11 слайд) На ошибках учатся.

                           Выполните задание с 92.№ 197(1,2,3)

Уч. - Тогда  я предлагаю сначала поработать  самостоятельно по учебнику с. 92 № 197 (1,2,3). Подумать и сделать вывод. Пословица даёт совет. Как понимаете?

Д. – если один раз допустил ошибку, то в следующий раз эту ошибку я запомню и уже не ошибусь.

Уч. -  Даже если вы ошибётесь, это не страшно. Ошибки тоже помогают нам учиться. А если у вас будут трудности, тогда я вам помогу.

Самостоятельная работа детей по учебнику.

Уч. - Почему никто из вас не стал решать задачу?

Д. – Я считаю, что это не задача, поэтому не решаю. В задании сказано, если это задача, то реши её.

Уч. - Давайте прочитаем, чтобы понятно стало всем. Что вы заметили?

Д. – В условии и вопросе говорится о разном.

Уч. – Сформулируйте вывод.

Д. – Условие и вопрос должны подходить друг другу.

(12 слайд) Вопрос и условие должны соответствовать друг другу.

Уч. - Выполним задание под цифрой 4, 5.

Прочитать задание. Составьте вопрос.

Д. – Сколько платьев сшила Золушка?

Уч. – Молодец!

Д. – Маша, я  с тобой не согласен, нам это уже известно. Я предлагаю другой вопрос.

Сколько платьев с кружевами сшила Золушка?

Уч. - Прочитать задачу с соответствующим вопросом.

О чём говорится в задаче? Чем  украсила платья Золушка? Какие главные слова?

Назовите данные в задаче, назовите искомое.

Запись на доске и в тетрадях.

Задание 5 прочитать. Другие вопросы составить  невозможно.

Итак, задание учебника помогло получить вам новые знания. Что вы узнали сами?

  Работа в парах.

  (13 слайд)   Одна голова - хорошо, а две – лучше.

 1.     В библиотеку пришли 20 девочек           Сколько  учеников  осталось в

        нашего класса и  5 мальчиков.                     классе?

       

  2   В бассейне плавали 12 учеников      

       нашего класса. Из них 4 мальчика.         Сколько детей пришли в

                                                                             библиотеку?

                                                                                                                                   

   3. В классе сидели 27 учеников.                  На сколько больше девочек  

      После уроков 14  пошли  на                      ходит  на шахматный кружок

     танцевальный кружок.                               чем, мальчиков?

   

 Уч. - Применим полученные знания на практике. Прочитайте   пословицу.

        Как      понимаете?  

Д. – Одна голова думает хорошо, а если несколько человек вместе, то будет ещё больше мыслей.

 Уч - Как вы думаете, какое задание сейчас будете выполнять?

Д. – Будем соединять вопросы и условия.

           Уч.- Вы будете работать в парах по карточкам. Это же задание на слайде.

                Работа детей в парах.

                Уч. - Сколько задач получилось? Прочитайте 1 задачу. Докажите соответствие.    

                Прочитайте 2 задачу. Докажите соответствие. Легко вам было выполнять задание?

                 Почему?

              Д. – мне было легко, потому что мы помогали друг другу.

              Уч. - Прочитайте 3 задачу.

                Д.- Больше нет задач, потому что условие не соответствует вопросу.

             

           Самостоятельная работа.

               Перед вами две задачи, договоритесь, кто какую будет решать и решите

                  задачу   самостоятельно. ( 2 ученика работают у доски) Оцените

                   самостоятельную                    работу              в листке                     достижений.

                    Проверка.

             Фронтальная работа.

               Что же делать с оставшимися записями?

                      Добавить вопрос. Решить задачу у доски.

                      К вопросу составить текст и решить задачу. Работа у доски.    

         (14 слайд) Признаки задач.

                                            1. В задаче должен быть вопрос.

                                            2. В задаче не указывается, каким

                                                действием её нужно решать.

                                           3. Вопрос и условие должны

                                             соответствовать друг другу.

                                       Какой признак узнали сегодня?

                                       Какие признаки задач вы теперь можете  назвать. ( по ходу ответов

                                        на   слайде появляются записи)

                                     

                                                         

                     

 Работа в группах.

     (15 слайд) Мало знать, надо уметь.

       Уч. - Эти знания необходимы для выполнения  следующей работы.

       Прочитайте пословицу. Как понимаете?

        Д. – Мы уже знаем о признаках задач, но нужно уметь правильно их выбирать.

       Уч. – Ваши умения проверим работой в группах.

                   Вам нужно выбрать из всех записей  задачу, решить её совместно, назвать число,

                    которое  является частью  кода.  Карточку с числом  прикрепить на доску.

                   (пять)  17, 33, 20, 29.

  1. Рефлексия      

       (16 слайд) Не говори, чему учился, а говори что узнал.

                Уч. - «5» - оценка, которую каждый любит получать. Как вы оцениваете свою работу

               на уроке? Кто себе за урок может поставить «5» и аргументируйте своё мнение.

                 Д. – Я на уроке много работал, решил правильно задачу, мне было понятно всё

                на  уроке.

                 Д.-  А я тоже много работал, но в задаче у меня была ошибка, я поставлю себе 4.

                Уч. - Прочитайте пословицу. Как понимаете?  

                 Д. – можно учиться многому, но ничему не научиться. Главное, что ты знаешь.

               Уч. - Сформулируйте ответ.

               Д. – Я узнал новый признак задач.

                Д. – Я узнала, что условие и вопрос должны подходить друг другу.

              Уч. – А наши гости узнали не только о том,  как вы научились работать с задачами, но

                        из текстов задач  узнали о   наших  школьных делах.

                                                                           

Приложение.

  1. Раздаточный материал для работы в парах. Разрезается и раскладывается

по1 набору на парту.

.    

    В библиотеку пришли 20 девочек                   Сколько  учеников  осталось в

        нашего класса и  5 мальчиков.                     классе?

       

    В бассейне плавали 12 учеников      

       нашего класса. Из них 4 мальчика.         Сколько детей пришли в

                                                                             библиотеку?

                                                                                                                                   

    В классе сидели 27 учеников.                     На сколько больше девочек  

      После уроков 14  пошли  на                      ходит  на шахматный кружок

     танцевальный кружок.                                чем, мальчиков?

  1. Карточки с заданиями для работы в группах.

1 группа.

  1. За урок ребята решили 23 выражения и 6 уравнений.
  2.  Владик за вечер прочитал 85 страниц,  а Витя  - на 14 страниц меньше.  Сколько страниц прочитала Аня?
  3.  Карина  записала разность чисел 56 и 34. Какое число получилось?
  4. У Дениса в пенале было 20 карандашей. Он перед уроком дал  другу 3 карандаша. Сколько тетрадей осталось у Дениса?
  5.  На утреннике «Осенины на Руси» выступали 27 человек. Из них пели частушки 10 человек, а остальные играли на народных инструментах. Сколько человек играли на народных инструментах?

 2 группа.

  1.  В тетради у Маши  19 оценок. Из них  пятёрок  15, а остальные – четвёрки.  Сколько ошибок у Маши

в тетради?

  1. Настя записала сумму чисел 37 и 21.  Чему равно значение данного выражения?
  2.  Ученики сдали учителю 27 тетрадей по русскому языку и 27 тетрадей по математике.

  1.  У Марины в пенале 26 карандашей, а Кати – 24.

На  сколько больше  у Марины фломастеров, чем у Вики?

  1.  На кружке «Умелые руки»  девочки изготовили

20 красных цветков и 13 жёлтых. Сколько цветков изготовили девочки?

3 группа.

  1. За урок ребята решили 22 выражения и 7 уравнений.
  2.  Павел  за вечер прочитал 65 страниц,  а Витя  -

на 4 страницы  меньше.  Сколько страниц прочитала Лиза?

  1.  Карина  записала разность чисел 76 и 14. Какое число получилось?
  2. У Дениса в пенале было 25 карандашей. Он перед уроком дал  другу 3 карандаша. Сколько тетрадей осталось у Дениса?
  3.  На утреннике «Осенины на Руси» выступали 27 человек. Из них 7 человек загадывали загадки, а остальные – отгадывали.  Сколько человек отгадывали загадки?

4 группа.

  1.  В тетради у Лены  18 оценок. Из них  пятёрок  16, а   остальные – четвёрки.  Сколько четвёрок в тетради

 у Егора?

 

  1. Алёна  записала сумму чисел 47 и 22.  Чему равно значение данного выражения?
  2.  Ученики сдали учителю 27 тетрадей по русскому языку и 27 тетрадей по математике.
  3.  У Лизы  в пенале 25 карандашей, а Кати – 23.

На  сколько больше  у Лизы ручек, чем у Вики?

  1. На   уроке физкультуры Кирилл  отжался 25 раз,    а  Денис на 5 раз больше. Сколько раз отжался  Денис?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению (система Занкова Л.В)

конспект урока по литературному чтению Чарушин "Волчишко"(развивающпая система Л.В.Занкова...

Конспект урока по математике по системе общего развития Занкова Л.В

Тема: Деление числа на произведение двух множителей....

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс. Конспект урока+презентация. Урок проведен в МБОУ СОШ № 2 учителем начальных классов Муста...

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс

Открытый урок по математике по системе Занкова "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" 3 класс.  Конспект урока+презентация. Урок проведен в МБОУ СОШ № 2 учителем  начальных к...

Конспект урока по математике. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел.Знак умножения.

«Умножение как действие, заменяющее сложение равных  чисел. Знак умножения " - это  четвертый урок по теме «Умножение и деление». На предыдущих уроках ребята учились вычленят...