программа кружка "Чудесная мастерская"
учебно-методический материал по технологии (3 класс) по теме

данная педагогическая разработка представляет собой программу дополнительного образования по технологии в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_chudesnaya_masterskaya.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования

Администрация муниципального образования

города Усолье – Сибирское

Областное государственное оздоровительное образовательное казенное учреждение

«Санаторная школа-интернат №4»

«Чудесная мастерская»

Авторская педагогическая разработка

адаптационная (дополнительное образование 3 – 4 класс)

Автор:

Учитель технологии

Нина Михайловна Лубешко,

 II квалификационная категория,

ОГООУ «СШИ №4»

г. Усолье-Сибирское

2013 г.

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство – удивительный мир творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

 В  педагогической энциклопедии творческие способности  определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художественность.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

 Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

Для успешного усвоения программы, овладения учащимися знаниями, умениями, навыками необходимы как теоретические, так и практические.

В процессе теоретического обучения следует ознакомить учащихся с истоками возникновения и развития изучаемых разделов прикладного искусства, их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

Практические задания направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Актуальность программы.

Главный смысл программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Курс программы тесно связан с изучением народного творчества, культурой и традициями русского народа и народов других стран.

 Знакомство с новыми материалами,  современными техниками рукоделия помогает детям применить полученные знания и умения в повседневной жизни, создавать вещи призванные украсить нашу повседневную жизнь, создать свой неповторимый подарок для дорогого ребенку человека

В программе предусмотрены занятия по обучению традиционным видам декоративно-прикладного творчества (аппликация, мозаика, лепка из пластилина, вышивание ) с использованием бумаги и картона, текстильных материалов, а также использование бросового материала (конфетные фантики, карандашные стружки, старые газеты, вата).

Второй год обучения в кружке предусматривает более сложные техники современного декоративно-прикладного творчества, таким как квиллинг, декупаж, круговое плетение на проволоке, изготовление бискорню, текстильных «чердачных» кукол, холодный батик.

Цели программы.

  1. Формирование творческих способностей обучающихся  путем создания условий для самореализации личности.
  2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю и понимаю.

Задачи программы.

  • Научить изготавливать изделия в традиционно-народных и современных техниках рукоделия используя различные материалы: бумага, ткань, картон, бисер, проволока, салфетки, бросовый и природный материалы;
  • Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к культуре и традициям русского народа и народов других стран.

Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

 Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются обучающиеся,  проявляющие достаточно устойчивый интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-11 лет, на 2 года обучения.

1-й год обучения (возраст 9 лет): 4ч. (4 занятия по 1 часу), 1 занятие по  25 мин. в неделю, 144 часа в год

  • Работа с бумагой;
  •  Работа с тканью;
  • Работа с пластилином;
  • Работа с разными материалами.

2-й год обучения (10-11 лет):, 4ч. (4 занятия по 1 часу), 1 занятие по  25 мин. в неделю, 144 часа в год.

Работа с разными материалами;

  • Работа с бумагой;
  • Декупаж;
  • Работа с тканью;
  • Вышивание;
  • Холодный батик;

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Занятия по 25 минут включают в себя теоретический материал, инструктажи по технике безопасности, оформление выставочных работ.

Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения

№№

Раздел программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Формирование групп.

1

-

1

2.

Работа с бумагой

13

72

85

3.

Работа с разными материалами

6

24

30

4.

Работа с тканью

3

20

23

5

Работа с пластилином

4

4

6.

Заключительное занятие

1

-

1

Всего

24

120

144

Календарно-тематическое планирование

  1. й год обучения

№№

Раздел и тема

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

Работа с бумагой (85 часов)

Аппликация ( 37 ч.)

4

1.

Обрывная аппликация

6

2.

Объемная аппликация

9

3.

Аппликация из геометрических фигур

9

4.

Торцевание

9

Мозаика (19  ч.)

3

1.

Мозаика из цветной бумаги

6

2.

Объемная мозаика из гофрированной бумаги

6

3.

Объемная мозаика из газетных комочков

4

Оригами ( 22ч.)

5

1.

Игрушки-оригамушки

6

2.

Сказки из бумаги

8

3.

Модульное оригами

3

Плетение (7 ч.)

1

1.

Прямое плетение (картинки)

6

                                                                                    Всего

13

72

Работа с разными материалами(30 часов)

1.

Гофрировки из оберточной бумаги

1

2

2.

Мозаика из карандашной стружки

1

3

3.

Мозаика из фольги

1

2

4.

Мозаика из ватных шариков

1

4

5.

Мозаика из сыпучих продуктов (крупы)

1

6

6.

Мозаика из яичной скорлупы

1

7

                                                                                    Всего

6

24

Работа с тканью (23часа)

1.

Аппликация из кусочков ткани

2

7

2.

Аппликация из жатой ткани

6

3.

Мозаика из ткани

1

7

                                                                                    Всего

3

20

Работа с пластилином (4 часа)

1.

Слоистый пластилин.

4

1.

Заключительное занятие (Праздник мастеров)

1

Всего часов

24

120

Содержание разделов

Работа с бумагой

Этот раздел включает в себя различные виды работы с бумагой:

  • Аппликация (изготовление различных видов аппликаций из бумаги (объемная, обрывная, из геометрических фигур, торцевание);
  • Мозаика (различные виды мозаики из цветной бумаги, объемная мозаика из гофрированной бумаги);
  • Оригами (изготовление композиций в технике оригами, отдельных изделий, изделий состоящих из нескольких модулей);
  • Плетение (используя прямое плетение из цветной бумаги изготавливаются небольшие панно);

Работа с разными материалами.

Этот раздел включает в себя изготовление изделий с использованием нетрадиционных материалов (оберточная бумага, карандашные стружки, фольга, крупы, ватные шарики, яичная скорлупа)

Работа с тканью.

Этот  раздел включает в себя как традиционные виды декоративно-прикладного творчества – аппликация и мозаика из ткани на бумаге, так и изготовление жатой ткани и аппликации из нее.

Работа с пластилином.

В этом разделе используется один из приемов работы с пластилином – слоистый пластилин и использование его в изготовлении различных изделий.

Материалы, необходимые для работы:

  • Картон
  • Цветная одно-  двусторонняя бумага
  • Ткань х\б однотонная и цветная
  • Клей ПВА
  • Газеты
  • Вата
  • Гофрированная бумага
  • Бросовые материалы (фантики, карандашная стружка, фольга
  • Крупы, яичная скорлупа
  • Фольга или металлизированная бумага
  • пластилин

Инструменты и приспособления

  • Ножницы для бумаги и для ткани
  • Кисти для клея и для красок
  • Стеки и подкладные доски
  • Фальцовки

К концу 1 года занятий обучающиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин, бросовые материалы;
  • название и назначение инструментов и приспособлений;
  • пользоваться терминами: аппликация, мозаика, оригами;
  • правила безопасного труда при работе с ручными инструментами;

К концу 1 года занятий обучающиеся должны уметь:

  • правильно организовывать свое рабочее место;
  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • способы обработки различных материалов;
  • изготавливать изделия с применением изученных техник;
  • самостоятельно изготавливать изделия по образцу;
  • правильно выполнять технологические операции по всем видам труда.

Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения

№№

Раздел программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Формирование групп.

2

-

2

2.

Изонить.

2

23

25

3.

Квиллинг.

5

25

30

4.

Декупаж.

5

25

30

5

Работа с текстилем.

5

20

25

6.

Декорирование.

5

25

30

7.

Заключительное занятие «Праздник мастеров», вручение сертификатов и грамот.

2

-

2

Всего

26

118

144

Календарно-тематическое планирование

2-й год обучения

№№

Раздел и тема

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие .Формирование групп.

2

-

Изонить ( 30 ч.)

1.

Приемы работы в технике изонить.

2

-

2.

Изготовление композиций.

23

Квиллинг (30  ч.)

1.

История квиллинга.

1

-

2.

Базовые элементы.

4

-

3.

Заготовка деталей, изготовление композиций

-

25

Декупаж( 30ч.)

1.

История декупажа.

1

2.

Простой декупаж.

1

5

3.

Обратный декупаж.

1

3

4.

Яичное кракле.

1

4

5.

Декорирование предметов интерьера.

1

8

Работа с текстилем.(25 часов)

1.

Моделирование бесшовных кукол.

2

10

2.

Вышивание атласными лентами.

1

6

3.

Возможности трикотажа

1

5

Декорирование  (30 часов)

1.

Изготовление сувениров из бросового материала.

3

10

2.

Изготовление открыток.

2

15

1.

Заключительное занятие «Праздник мастеров», вручение сертификатов и грамот.

2

-

Всего часов

26

118

Содержание разделов

Изонить

В этом разделе при помощи иглы и ниток на картоне вышиваются различные ажурные картины (второе название изонити – нитяное кружево). Несколько занятий отводится на обучение выполнения основных элементов изонити – круг и угол.

Квиллинг

С использованием этой старинной техники из бумажных полос создаются ажурные изделия (бумажное кружево). Несколько занятий отводится на обучение изготовлению различных элементов (роллов) необходимых для изготовления изделий.

Декупаж

В этом разделе обучающиеся знакомятся с новым видом декоративно-прикладного творчества – декорирования изделий при помощи бумажных трехслойных салфеток и элементов из них. Украшают декупажем различные изделия – пустые бутылки, банки, посуду, шкатулки. На занятии дети знакомятся с простым и обратным декупажем . использованием яичного кракле.

Работа с тканью.

В этом разделе работа ведется по разным направлениям;

  • Моделирование бесшовных кукол (на основе традиционных русских кукол-оберегов);
  • Моделирование «чердачной» игрушки (это более современный вид кукол – куклы тильды, «состаривание» кукол при помощи растворов чая и кофе;
  • Работа с атласными лентами ( возрожденная техника вышивания атласными лентами, изготовление объемных цветов из атласных лент)
  • Работа с трикотажным полотном, вторая жизнь старых вещей.

Декорирование.

В этом разделе работа ведется по двум направлениям;

  • Изготовление сувениров из бросового материала (вазы из бутылочек от йогуртов или шампуней, декорированных нитками, бусинами, природным материалом, шкатулок из коробочек, панно на CD-дисках и проч.)
  • Изготовление открыток и декорирование при помощи подручных материалов, использование элементов скрапбукинга)

Материалы, необходимые для работы:

  • Картон
  • Цветная двусторонняя бумага
  • Нитки х\б, мулине, вязальные
  • Салфетки бумажные трехслойные
  • Ткань х\б однотонная и цветная
  • Трикотажные полотна от старых вещей
  • Канва
  • Атласные ленты различной ширины, тесьма, кружево.
  • Бисер, бусины, пайетки, стеклярус, проволока
  • Акриловая белая краска и акриловый прозрачный лак
  • Клей ПВА
  • Яичная скорлупа

Инструменты и приспособления

  • Иглы швейные и вышивальные
  • Ножницы для бумаги и для ткани
  • Кисти для клея и для красок
  • Пяльцы

К концу 2 года занятий обучающиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • пользоваться терминами:  квиллинг, декупаж, яичное кракле, текстильные куклы.
  • правила безопасного труда при работе с ручными инструментами;

К концу 2 года занятий обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать  правила безопасности труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов;
  • изготавливать изделия с применением изученных техник;
  • самостоятельно изготавливать изделия по образцу;
  • изготавливать изделия по рисунку, эскизу, схеме, замыслу;
  • составлять композиции;

Методическое обеспечение программы

Данная программа многопрофильная. Обучающиеся  знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества. Для развития познавательного интереса учащимся даются водные лекции. Далее изучаются материалы и методы их использования. Во время занятий преподаватель проводит индивидуальные и частичные инструктажи, помогает обучающимся выявить и  развить свои индивидуальные способности.

Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей  ребенка.

Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий.  На разных этапах работы можно использовать прием работы «по конвейеру», работы в парах и группах.

Практические занятия совмещаются с теоретическими блоками, на которых проводятся беседы, демонстрируются образцы, иллюстрации. Используемые на занятиях объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы позволяют сформировать у детей интерес к занятиям декоративно-прикладным творчеством.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственных опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Методы и приемы обучения

В процессе обучения применяются различные методы и приемы:

  • вводные беседы
  • практические занятия;
  • бригадные формы труда;
  • работа в парах и «по конвейеру»;
  • выработка навыков самостоятельной работы

Условия реализации программы

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение, в котором представлены наглядно-информационные материалы, имеются в наличии необходимые инструменты и материалы.

В конце изучения каждого раздела планируется организация выставки работ обучающихся в кружке, сдача зачетной работы. Часть изделий изготовленных на занятии будет использоваться для оформления помещений школы (столовая, лестничные пролеты, коридоры). При условии проведения выставок по декоративно-прикладному творчеству в музеях города планируются экскурсии в данные музеи.

Список использованной литературы

  1. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. /  Проснякова Т.Н. - Самара:  Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 48 с.; ил. – (Серия «Любимый образ»
  2. Игрушки./Афонькин С.Ю. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 128 с., ил. (серия «Библиотека оригами»)
  3. Ручное творчество. Учебник для 4 класса./ Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. – Изд. 3-е, испр. И допол. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федеров», 2007. – 96 с., :ил.
  4. Цветы оригами для любимой мамы/ Авт.-сост. Л.В.Иванова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2005. – 78, [2] с.; 8 л. Ил. – (Подарок своими руками)
  5. Цветы./Пиллан Н. пер. Агаевой Л.В.  – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 80 с., ил. (серия «Библиотека оригами»)
  6. Творческая мастерская. Учебник для 4-го класса./ Проснякова Т.Н. –  Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004, - 128 с., ил. (Программа начальной школы: 1 – 4 классы «Художественный труд»).
  7. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса./ Проснякова Т.Н. – 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003, - 120 с., ил. (Программа начальной школы: «Трудовое обучение»).
  8. Уроки творчества. Учебник для 2-го класса./ Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. – 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004, - 112 с., ил. (Программа начальной школы: «Трудовое обучение»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа творческой мастерской "Фантазия"

Программа по которой я работаю. Расчитана на два года обучения....

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

презентация к программе творческой мастерской"Фантазия"

Программа творческой мастерской "Фантазия" рассчитана на 7-11 лет                     Цель программы: занятия в мастерской направлены на интеллек...

программа "Творческая мастерская"

Аннотация на программу «Творческая мастерская» Цель программы: развитие художественно – творческих способностей у дезадаптированных детей младшего школьного возраста.Задачи программы:1. Вов...

Дополнительная образовательная программа "Чудесная мастерская" для младшего школьного возраста

Автор Конышева Н.М.Срок реализации 3 года.Пояснительная записка.Задачи (обучающие, развивающие,. воспитывающие). Содержание курса.Календарно - тематическое планирование....

Программа кружка « Мастерская добрых дел»

Программа кружка « Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», « Художественное творчест...

Образовательная программа объединения « Мастерская чудес»

Программа , ориентированная  на развитие творчества у детей...