Рабочая программа по технологии для 3 класса
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Чумакова Елена Викторовна

Тематическое планирование с УУД по учебнику Роговцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_3_klass.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Пояснительная записка

II.Содержание учебного предмета

    2.1.Содержание учебного материала

    2.2.График прохождения учебного материала

    2.3.Планируемые результаты (требования к ЗУНам)

    2.4.Критерии и нормы оценки

    2.5.Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

III.Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности (с УУД)

IV.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

     4.1.Печатные пособия

     4.2.Экранно-звуковые пособия

     4.3.Технические средства обучения

     4.4.Цифровые образовательные ресурсы

     4.5. Учебно-практическое оборудование

     4.6.Натуральные объекты, демонстрационные пособия, музыкальные инструменты, натуральный фонд

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

-  Программы общеобразовательных учреждений.

-  Программа к курсу « Технология » для  1  – 4  классов  общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева . – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

        - основной образовательной программы школы,

        - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

        - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  

         - планируемых результатов начального общего образования.

   Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  •  развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  •  развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  •  развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  •  формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

     В свете современных требований к образованию ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. В данной программе ручной труд  является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, мыслительной деятельности и творческого потенциала – т.е. общего развития ребёнка. Это и есть основная цель данного курса.

     Начальная школа должна создать единую базу для последующей профильной, специальной работы. Ведущая роль отводится формированию дизайнерского мышления – особой установки сознания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из её компонентов.

     Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

- конструктивность – как общая способность выдвигать проектные идеи;

- целесообразность – как умение искать и находить средства и способы работы, которые отвечали бы точно поставленной цели;

- вариативность, гибкость – или умение выдвигать и разрабатывать не одну, а несколько проектных идей, несколько вариантов решения одной и той же задачи.

     Помимо них в дизайнерском мышлении большое значение имеет общая мировоззренческая канва, т.е. понимание взаимосвязи «природа – человек – предметная среда». Формирование обобщённого дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно – практической деятельности. При таком подходе это становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.

     В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ученик получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора как материалов, так и способов действия.

     Методической основой организации деятельности учащихся на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно – конструкторский аспект, так и художественно – эстетический. В центр методической организации курса находится проектная деятельность учащихся.

     Основной содержательный компонент программы 3 класса – проблема «Человек – Предмет – Среда», она разрабатывается обстоятельно, последовательно переходя от одной темы к другой. Проблема  «мира вещей» наполняется достаточно глубоким смыслом. Прежде чем рассматривать конкретные правила дизайна, ученики осмысливают духовно – психологическое содержание предметного мира и его единство с миром природы. На базе этих представлений они разрабатывают бытовые вещи, каждый раз применяя в работе формулу «красота + польза», т.е. принцип единства в вещи утилитарного и эстетического начала. При проведении с детьми художественно – конструкторского анализа предметов учитель обращает внимание на более частные принципы, которые не формулируются, но неизменно учитываются в работе: композиционная целостность (основные закономерности гармонии), функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям  изделия), технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы), единство предмета и среды (стиль).

     Основные разделы: «Формы и образы природы – образец для мастера» , «Вещи, создающие настроение праздника» , «Гармония стиля»,  «От мира природы к миру вещей».

Место учебного предмета в системе начального общего образования

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе отводится 1 час в неделю ( 34 недели – 34 часа).

1 четверть – 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

По курсу технологии во 2-4 классах предусмотрено выполнение творческих проектов.

II.Содержание учебного предмета

2.1. Содержание учебного материала

3 КЛАСС (34 часа)

Формы и образы природы — образец для мастера (12  часов)

Рукотворный мир — мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

Характер и настроение вещи (10 часов)

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передачи «характера и настроения» и вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений.

Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (8 часов)

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.

Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

От мира природы — к миру вещей (4 часа)

Чудесный материал — соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

2.2. График прохождения учебного материала

Тема

Кол-во часов

Сроки прохождения

Виды контроля

1 четверть (9 часов)

1.

Формы и образы природы – образец для мастера.

9 часов

Коллективная работа

2 четверть (7 часов)

2.

Формы и образы природы – образец для мастера.

3 часа

3.

Характер и настроение вещи.

4 часа

Проектная деятельность

3 четверть (10 часов)

4.

Характер и настроение вещи.

6 часов

5.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

4 часа

Выставка

4 четверть (8 часов)

6.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

4 часа

7.

От мира природы к миру вещей.

4 часа

Защита проектов

2.3. Планируемые результаты

Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология» в 3 классе

Учащиеся будут знать:

---- о предметном мире как основной среде обитания современного человека;

  • о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы и формах, устройстве изделий);
  • общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;
  • наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
  • правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;
  • о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
  • о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
  • о   персональном   компьютере   как   техническом   средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;
  • об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.

Учащиеся могут знать:

  • о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
  • о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач  «конструктивные  изобретения»  природы;
  • об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
  • о   необходимости   изменения   и   творческой   переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации природных форм в вещах;
  • о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Учащиеся будут уметь:

  • оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
  • решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
  • выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
  • выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
  • соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами — циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
  • соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;
  • рассказывать о профессии своих родителей и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся (региональный компонент);
  • выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;
  • изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
  • изготавливать изделия из различных пластических материалов;
  • использовать  комбинированные  техники   при   изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Учащиеся могут уметь:

  • осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
  • находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах Ростовской области (региональный компонент);
  • придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
  • выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
  • конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
  • 2.4. Критерии и нормы оценки
  • Примерные нормы оценки практической работы
  • Организация труда
  • Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
  • Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
  • Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
  • Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
  • Приемы труда
  • Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
  • Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
  • Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
  • Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
  •  
  • Качество изделий (работы)
  • Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
  • Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
  • Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
  • Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
  •  
  • Норма времени (выработки)
  • Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
  • Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
  • Отметка «3»  ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
  • Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.


III. СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ууд).

  • Технология 3 класс Н. М. Конышева (1 час в неделю, 34 недели – 34 часа).

Дата п/пл.

Факт дата

Тема урока. изделия

Элементы содержания

Характеристика учебной деятельности учащихся

Формирование УУД

Вид контроля

1.

1 чет.

(9 ч)

Вводный урок. Техника безопасности на уроке.

Ознакомление с порядком организации работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с требованиями аккуратности и четкости выполнения

работы

Знать правила техники безопасности при работе с ножницами,

клеем, шилом, иглой

Личностные результаты

- Создание условий для формирования следующих умений:

- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;

- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-техно- логические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов),

итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

- С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

- Учиться высказывать свою точку

зрения и пытаться еѐ обосновать;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространѐнные в крае ремѐсла;

- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле –и радиоаппаратурой).

- названия и свойства наиболее распространѐнных искусственных и синтетических материалов (металлы, ткани);

- последовательность чтения и выполнения разметки развѐрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- основные линии чертежа (осевая и центровая);

- правила безопасной работы канцелярским ножом;

- косую строчку, еѐ варианты, их назначение;

- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объѐме;

- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

- читать простейший чертѐж (эскиз) развѐрток;

- выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных инструментов;

- подбирать и обосновывать наиболее рациональные

технологические приѐмы изготовления изделий;

- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и еѐ вариантами;

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);

- решать доступные технологические задачи.

- простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции. 

Тестовая работа

Формы и образы природы – образец для мастера (11 ч)

Анализ текста; ознакомление с некоторыми универсальными дизайнерскими изделиями природы; расширение знаний об оригами; выполнение простейших фигурок оригами

Уметь:

– создать свой образ сказочной птицы;

– выбрать нужный

материал;

– работать аккуратно, выполняя все правила техники безопасности;

– переводить рисунок на картон;

– подбирать материал по цвету и передавать природные формы и образы в коллаже

2.

Образы природы и творения человека. Оригами.

3.

Оригами. Выполнение фигур с движущимися частями.

Беседа об оригами; сравнение вариантов изготовления одного и того же изделия; выполнение усложнённых фигурок; индивидуально – работа над простыми фигурками

Знать отличие коллажа от аппликации. Уметь:

– организовать свое рабочее место;

– бережно расходовать материалы

Коллект. работа

4.

Силуэт. Узоры – силуэты из бумаги.

Знакомство с понятием «силуэт»; отличия силуэтного изображения от изображения красками; симметрия и асимметрия в природе и в окр.мире; анализ многообразия узоров, созданных руками человека (на примере металлических оград); вырезание силуэта и наклеивание его на основу

Уметь передать природные формы и образы при лепке животных по наблюдениям

5,6

Коллаж из ткани и бумаги. Особенности работы с тканью.

Знакомство с понятиями «коллаж», «фактура»; сопоставительная характеристика понятий «аппликация» и « коллаж»; виды тканей; беседа о роли цвета, фактуры ткани в изготовлении работы; ознакомление с возможными вариантами изделий; подготовка к изготовлению изделия по собственному замыслу

Уметь передать в лепной посуде образы животных и растений,

расписать ее с помощью кисти

7.

Помпон из ниток.

Что такое помпон; творческое преобразование помпонов; составление плана работы; самостоятельная работа

Уметь:

– подбирать декор

к изделию в соответствии с его формой

на основе стилизации растительных мотивов;

– соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия

Коллект. работа

8.

Лепка животных по наблюдениям.

Обсуждение закона «красота + польза» в мире природы и в мире вещей; беседа «Повадки животных»; лепка фигурки из цельного куска пластилина

Уметь самостоятельно определить последовательность операций при изготовлении изделия

9.

Форма животного или растения. Практическая работа. Ёжик.

10,11

Лепка из пластилина. Проект «Дизайнерский сервиз».

Беседа о единстве формы и функции предмета, о стилевом единстве; анализ формы предметов; лепка из пластилина предметов сервиза

Проектная

работа

12.

Образы природы в изделиях из бисера.

Цветок из бисера.

Знакомство с новым материалом – бисером; рассматривание образцов; составление плана работы; групповая работа

Характер и  настроение вещи. (10ч)

Формирование представлений о «характере» эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей; беседа о назначении приглашений, открыток; конструирование открыток праздничного характера; анализ конструкции, материалов, порядка работы; планирование хода работы

Знать приемы разметки прямоугольника с помощью линейки, разметки симметричной формы.

Уметь выбрать самостоятельно индивидуальную композицию

в оформлении открытки

13.

Поздравительная открытка с окошком.

14.

Изготовление фигурной открытки.

Формирование умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проективным замыслом; анализ конструкции, материалов, порядка работы

Уметь проектировать вещи праздничного характера, декорировать их по своему вкусу

15.

Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка.

Беседа о причинах коробления картона (оклеивание с одной стороны, сушка без пресса, намазывание жидким клеем с пропусками); анализ образцов; знакомство с назначением «оправки»

Уметь владеть способами разметки с помощью циркуля

16.

Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка. Окончание работы.

Обсуждение последовательности работы по декорированию изделия; вариативность внешнего оформления

17.

Бумагопластика. Ребристый шар.

Беседа из истории новогодних украшений; анализ конструкции изделия; знакомство с циркулем и техникой безопасности при работе с ним

Знать, что такое силуэт, симметричные

и асимметричные силуэтные изображения.

Уметь вырезать симметричный силуэт

и самостоятельно придать ему больше изящества и легкости

18.

Бумагопластика. Ребристый шар. Окончание работы.

Самостоятельная работа по склеиванию сегментов изделия по образцу; дополнение шара подвесом

Уметь объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей

19.

Конструирование из бумаги. Упаковка для подарка «Домик».

Беседа об этикете преподнесения подарков; анализ конструкции изделия; чтение эскиза домика по развёртке; составление плана разметки и изготовления

Знать приемы разметки прямоугольника с помощью линейки, разметки симметричной формы.

Уметь выбрать самостоятельно индивидуальную композицию

в оформлении открытки

20.

Упаковка для подарка «Домик». Декорирование изделия.

Анализ вариантов декорирования изделия; творческая работа

21.

Конструирование из бумаги и картона. Рождественская звезда.

Беседа о происхождении символа рождественской звезды; соотношение диаметра и радиуса окружности; преобразование изделия по изменённому замыслу

22.

Конструирование из бумаги. Подарочная корзиночка.

Назначение и анализ изделия; чтение технологической карты изготовления изделия; самостоятельная работа по изготовлению коробочки

Гармония стиля (8 ч)

Беседа о стиле, стилевом единстве вещей, о видах текстильных материалов (ткань, нитки, тесьма, лента); изготовление выкроек из бумаги и ткани

Уметь:

– выполнять шов «строчка»;

– изготовлять простейшую выкройку

23.

Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Раскрой ткани и подкладки.

24.

Работа с тканью. Прихватка для горячей посуды. Сшивание деталей.

Повторение видов и назначений швов «через край», «назад иголкой», «строчка»; сшивание деталей и прокладки из синтепона

Знать, для чего нужен припуск.

Уметь:

– изготовить простейшую выкройку прихватки;

– оформить готовое изделие

25.

Работа с текстильными материалами. Прихватка для горячей посуды. Декорирование изделия.

Анализ вариантов декора; выбор декора в зависимости от тканевой основы и эмоционального рисунка ткани

26.

Работа с тканью Грелка на чайник.

Обсуждение назначения и устройства грелки; изготовление выкройки; составление плана самостоятельной работы

Уметь:

– выполнять швы «вперед иголку», «строчка»;

– делать разметку

и раскрой парных де-

талей;

– выбирать нужные нить и иглу для работы

27.

Обложка для книги из ткани.

Беседа о бережном отношении к книгам; анализ образца и способа выполнения работы; составления плана работы

28.

Монограмма. Стебельчатый шов.

Знакомство с понятием «монограмма»; анализ выполнения стебельчатого шва

29,30

Простой переплёт. Записная книжка.

Обсуждение конструкции изделия; выполнение заготовок; сшивание тетради под руководством учителя

Уметь:

– рассчитывать размеры выкройки для обложки и вычерчивать ее на миллиметровой бумаге;

– работать с книгой, анализировать и отбирать необходимую информацию

От мира природы – к миру вещей (4ч)

Беседа об изделиях из соломки, свойства материала; «треугольные распорки» в строительстве; конструирование из соломинок изделий по технологическим картам

31.

Подвески из соломки.

32,33

Модель ракеты из разных материалов. Подвижное и неподвижное соединение деталей.

Знакомство с видами распорок и соединений (работа с деталями конструктора); анализ общего строения ракеты, её основные детали; подбор материалов; групповая работа по сборке моделей

Уметь самостоятельно определить последовательность операций при изготовлении изделия

        

34.

Подведение итогов. Защита проектов.

Подведение итогов проделанной за год работы, ее оценка

Уметь объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей

Проектная работа



IV.Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

2.1. Печатные пособия

Тематические таблицы:

Технология. Организация рабочего места (для работы с разным материалом).

Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир. 3 класс ( учебник).

2.2. Технические средства обучения

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

4.4. Цифровые образовательные ресурсы.

Использование презентаций на тему:

Работа с бумагой и картоном.

Виды тканей, работа с тканью.

Мастерская природных материалов.

4.5. Учебно-практическое оборудование.

Набор инструментов для работы с различными материалами.

Наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь, бисер, проволока.

Инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...