Рабочая программа по технологии для 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Кирилина Ольга Николаевна

рабочая программа по технологии для 1 класса  (Начальная школа XXI века)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 362

Московского района Санкт-Петербурга

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Педагогический совет ГБОУ школы

№ 362

Протокол № ____

От__ ________2013г.

Заместитель

директора по УВР ГБОУ школы № 362

____________________  

_____________ ______

____  ___________2013 г.

Директор ГБОУ школы № 362

_________________

Серова Т.Н.

«____»___________2013 г.

Приказ № __  от  ___ _____2013г.

Рабочая программа по технологии

для 1 б класса

                     Срок реализации программы:  2013 – 2014         учебный год.

                                Автор -  разработчик  Кирилина О.Н.

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная  записка

          Рабочая    программа   учебного предмета  « Технология»  для 1 класса  разработана  в соответствии с  требованиями федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения; на основе авторской программы  Е.А. Лутцевой «Технология» (УМК «Начальная школа XXIвека»),  приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2012 г.)

            Цель курса:

       Заложить основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях пауки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Задачи курса:

  • Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
  • Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
  • Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
  • Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
  • Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Общая характеристика курса

  Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.

Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к  познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира: урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

В первом классе основное внимание уделяется освоению базовых предметных техникотехнологических знаний и умений, а также воспитанию личностных качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.
  2. Степень самостоятельности.
  3. Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Технология» в первом классе начальной школы отводится 1ч в неделю, 33ч в год  (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных  позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность. трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

1) О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;

2) О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

3) О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;

4) О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;

5) О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

Знать:

1) Что такое деталь (составная часть изделия);

2) Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

3) Какое соединение деталей называют неподвижным;

4) Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;

5) Последовательность изготовления несложных  изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

6) Способы разметки: сгибанием, по шаблону;

7) Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; 

8) Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

9) Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

1) Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

2) Различать материалы и инструменты по их назначению;

3) Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

4) Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

5) Использовать для сушки плоских изделий пресс;

6) Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

7) Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

8) Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;

9) Прогнозировать получение практических результатов;

Под контролем учителя:

1) Организовывать рационально  рабочее место в соответствии с используемым материалом;

2) Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

1) Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

2) При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

3) Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам

Содержание программы

.

  1. Основы техника-технологических знаний и умений, технологической культуры

Освоение элементарных знаний и умений по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Получение  представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

  1. Из истории технологии

 Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду.  При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

Особенности представления материала:

исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;

преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы: раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;

показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (раз- метка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);

осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;

подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).

Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
  2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  3. Конструирование и моделирование.
  4. Использование информационных технологий

Тематическое планирование курса

№ п/п

Наиме-нование разделаде-

ла про-

граммы

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся (УДД)

Стр. учеб-ника

Доп. мате-риал

Вид конт-роля

1

Что нас окружает?

Что такое мастерство и кто такой мастер?

Наблюдать связи человека с природой и природным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

 

2

Мир природы. Сбор и сушка природного материала.

Теку-щий

3

Мир рукотворный. Изделия мастеров.

4

Окружающий мир надо беречь. Аппликация «Орнамент из природного материала».

Прогнозировать  получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии  с  этим оптимальные средства и способы работы.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли.

5

Кто где живёт?

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? Аппликация «Звери осенью».

6

Помогаем дома. Лепка одного из окружающих предметов.

7

Подари сказку «Колобок»

Теку-щий

8

Готовим праздник. Художественное моделирование «Осенний букет».

Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.

Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.

9

Пластилин-волшебник. Лепка вазы.

10

Азбука мастерства

Свойства разных материалов.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, сборка, отделка).

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

Теку-щий

11

Как устроены разные изделия?

Изделие и его детали.

Лепка «Пряник»

Теку-щий

12

Как соединить детали? Лепка на картоне «Медвежонок».

Теку-щий

13

Порядок изготовления изделий. Пластилин- волшебник. Лепка из пластилина  с использованием природных материалов «Лесовичок».

Теку-щий

14

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?

 Подставка для кисточки.

Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).

Теку-щий

15-16

Работаем с бума-гой и карто-ном

Что можно сделать из бумаги. Обрывная аппликация «Лес».

17-18

Учимся наклеивать детали Обрывная аппликация «Звери».

19

Помощники масте-ра

Зачем  человеку нужны помощники? Твой главный помощник. Аппликация – мозаика из резаных кусочков бумаги.

Наблюдать связи человека с природой.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии.

20

Фантазия из бумаги. Работа с разными материалами. Аппликация «Жар-птица».

21

Снача-ла рисуем

Какие бывают линии. Рисунки-узоры из пряжи.

Исполнять разные социальные роли: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

22

Работа с разными материалами. Рисунок из ниток и пряжи «Лебедь».

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

23-24

Много и ровно

Шаблон. Аппликация из кругов.

Коллективная работа «Гусеница».

25

Шаблон. Размечаем прямоугольники. Мозаика.

Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения.

26

Размечаем треугольники Геометрическая мозаика.

Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).

Самостоятель-ная  работа

27 -

28

Научись несложным приёмам сгибания. Оригами.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).

Сравнивать приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) и инструментами.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

29- 30

Работаем  с тканью

Свойства ткани.

Иглы и булавки. Игольница.

Теку-щий

31

Прямая строчка и её дочка. Закладка из ткани.

Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения.

Анализировать и читать графические изображения (рисунки, схемы).

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.

Читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

32

Учимся красиво вышивать. Бант-заколка.

33

«Книжкина  больница»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...