Рабочие программы 3 класс.
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Луговская Анна Михайловна

Рабочая программа по технологии 3 класс ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_3_klass.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО· ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

3 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу-
дарственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной програм-
мы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных
учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учрежде-
ний авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, ИЛ. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Ши-
пиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как сово-
купности при меняемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требо-
ваний, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти
знания в разных сферах учебной деятельности.

Цели изучения предмета «Технология»:

- приобретение личного опыта как основы познания;

- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умения-
ми и проектной деятельностью;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.

Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как про-
дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на ос-
нове организации предметно-преобразующей деятельности;

        ..         '

- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и

репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению
объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, черте-
жей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-
технологических задач);

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, пла-
нирование (умение составлять план действий и при менять его для решения практических
задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи-
зации совместной продуктивной деятельности;

- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на ос-
нове различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; инфор-
мационно-коммуникативных);

- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникно-
вения и развития.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального
курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваи-
вающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек
при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.
Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной дея-
тельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в


процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражено в
ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Че-
ловек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность чело-
века с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения тех-
нологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе техно-
логической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и
приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой те е
реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изго-
товлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

При выполнении практических работ учащиеся:

- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при
изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

- овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических
операций разметки, раскроя, сборки, отделки;

- знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе;

- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими

человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

- осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют уча-
стников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способ
деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность);

- используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность;

- знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком;

- учатся экономно расходовать материалы.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникаль-
ную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям пс -
хического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря са о-
стоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реа-
лизовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за про-

явленную в работе добросовестность, упорство, в достижении цели или как авторы ори
гинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Проектная деятельности
и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать
задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства
способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия
способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения-
опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственно
развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позво-
ляет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достой
образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует
также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являют-
ся неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёсла-
ми, изучение народных культурных традиций тоже имеет огромный нравственный
смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных
детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразитель-
ного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученн е
при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материала-
ми. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощают-
ся в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производства-
ми, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, со-
зидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается
в связи с проблемами охраны при роды - это способствует формированию экологической
культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях
гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительно-
сти, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и зако-
нов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструи-
ровании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание
элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобра-
зования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и
информатика» .

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной
области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реа-
лизуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический
справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты ана-
лизируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, фор-
мулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способ-
ствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Прак-
тико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в ин-
теллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для раз-
вития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образова-
тельный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального,
эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что
создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья подрастающего поколения.

Согласно Образовательной программе школы, на изучение технологии в третьем клас-
се отводится 1 час в неделю, итого за год - 34 часа.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1 ч

2

Человек и земля

21 ч

3

Человек и вода

4

Человек и воздух

Зч

5

Человек и информация

ИТОГО

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)

Наименование

разделов

и тем  

часов

Часы

Содержание

программного

материала

Вид работы

Универсальные учеб-

ные действия

Как работать с

учебником

(1 час).

1

Вопросы юного технолога. Путешествие по городу.

Знакомство с учебником

и рабочей тетрадью,

условными обозначе-

ниями, критериями

оценки изделия по раз-

ным основаниям.

Анализировать и срав-

нивать учебник и рабо-

чую тетрадь; использо-

вать знаково-символи-

ческие средства.

Человек и земля

(21 час).

1

Архитектура.

Конструирование из

бvмаги дома.

Осуществлять поиск

информации, используя

материалы учебника,

выделять этапы работы,

соотносить этапы изго-

товления изделия с эта-

пами создания изделия.

Учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учеб-

ном материале в со-

трудничестве с учите-

лем; учитывать правило

в планировании и кон-

троле способа решения;

осуществлять итоговый

и пошаговый контроль

по результату; адекват-

но воспринимать оценку

учителя.

1

Городские

постройки

Конструирование из

проволоки телебашни.

1

Парк.

Композиция из природ-

ных материалов (город-

ской парк),

2

Проект «Детская

площадка».

Конструирование из

бумаги объектов дет-

ской площадки.

2

Ателье мод.

Одежда,пряжа

и ткани.

Строчка стебельчатых,

петельных и крестооб-

разных стежков. Аппли-

кация из ткани.

1

Изготовление

тканей.

Плетение гобелена.

1

Вязание.

Вязание крючком воз-

душных петель.

1

Одежда для

карнавала.

Работа с тканью.

1

Бисероплетение

ние.

Бисероплетение .

1

Кафе.

Конструирование из

бvмаги модели весов.

1

Фруктовый

завтрак.

Приготовление пищи.

1

Колпачок-

цыплёнок.

Работа с тканью (кол-

пачок для яиц).

1

Бутерброды.

Приготовление пищи.

1

Салфетница.

Конструирование из

бумаги салфетки.

1

Магазин

подарков.

Работа с пластичным ма-

териалом (тестоппастика),

1

Золотистая со-

ломка.

Аппликация из соломки.

1

Упаковка

подарков.

Работа с бумагой и кар-

тоном.

1

Автомастерская.

Конструирование из

бумаги с использовани-

ем пластилина и кры-

шек для колёс.

1

Грузовик.

Работа с металличе-

ским конструктором.

Человек и вода

(4 часа).

1

Мосты.

Работа с различными

материалами (картон,

нитки, проволока, тру-

бочки для коктейля, зу-

Проектировать изделие:

создавать образ в СО от-

ветствии с замыслом и

реализовывать его.

Осуществлять итоговый

и пошаговый контроль

по результату; адекват-

но воспринимать оценку

учителя.

Умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами

и условиями коммуника-

ции.

бочистки и пр.).

1

Водный

транспорт.

Проект «Водный

транспорт».

Конструирование из

бумаги, пластмассового

конструктора.

1

Океанариум.

Проект «Океа-

нариум».

Мягкая игрушка из под-

ручных материалов.

1

Фонтаны.

Конструирование из

пластичных материалов

Фонтана.

Человек и воз-

дух (3 часа).

1

Зоопарк.

Работа с бvмагой (ооигами),

Моделировать несложные

изделия с разными конст-

руктивными особенностя-

ми, используя изученную

художественную технику.

1

Вертолётная

площадка.

Конструирование из

бумаги с использовани-

ем пробки.

1

Воздушный шар.

Техника папье-маше.

Человек и

информация

(5 часов).

1

Переплётная

мастерская.

Переплёт книги.

Принимать и сохранять

учебную задачу;

учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учеб-

нам материале в со-

трудничестве с учите-

лем.

1

Почта.

Заполнение бланка

почтового отправления.

2

Кукольный

театр.

Работа с тканью, шитьё.

Проект «Готовим

спектакль».

1

Афиша.

Работа на компьютере.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Ученик научится:

Ученик получит

возможность научиться:

-называть современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их осбенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

- уважительно относиться к труду

людей;

- понимать культурно-историческую

ценность традиций, отраженных в

предметном мире, и уважать их;

- понимать особенности проектной

деятельности, осуществлять под ру-

ководством учителя элементарную

проектную деятельность в малых

группах: разрабатывать замысел,

искать пути его реализации, вопло-

щать его в продукте;

- демонстрировать готовый продукт

(изделия, комплексные работы, со-

циальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Ученик научится:

Ученик получит

возможность научиться:

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы,

читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

- отбирать и выстраивать оптималь-

ную технологическую последова-

тельность реализации собственного

или предложенного учителем за-

мысла;

- прогнозировать конечный практиче-

ский результат и самостоятельно

комбинировать художественные тех-

нологии в соответствии с конструк-

тивной или декоративно- художественной задачей.


Конструирование и моделирование

Ученик научится:

Ученик получит
возможность научиться:

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные  сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображения их разверток;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Ученик научится

Ученик получит

        возможность научиться

- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для ре-
шения доступных конструкторско- технологических задач;

- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой,визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её поиска, ,хранения, переработки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Усвоение курса «Технология» в третьем классе обеспечивает достижение следующих
личностных результатов:
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;

- оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения
собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценива-
ние (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие
или плохие;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметными результатами изучения технологии в третьем классе являются:

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений
выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформ-
ление);

- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмам
ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информа-
ции, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии из-
готовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реа-
лизация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в дейст-
вии, представление (защита) процесса и результата работы);

- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессии.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» В третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,
чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, за-
дания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся
критериев;

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информа-
ции в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений мате-
риалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты
и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,

схемы (в информационных проектах);

- высказывать свою точку зрения и пытаться е" обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить

свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...