ПРОЕКТ Город сказки
методическая разработка по технологии (2 класс) по теме

Ермолаева Анна Дмитриевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"Город сказки" рассказывает о возможности развития творческих способностей у учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект город сказки67.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Город сказки

Автор проекта:

Ермолаева А.Д.,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2012

Проект «Город сказки»

Одним  из важных направлений Национальной образовательной инициативы является развитие системы поддержки талантливых детей.  Приоритетная задача определяется как помощь учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Разработанный мной проект «Город сказки» позволяет реализовать задачу, изложенную в правительственном документе, на уровне низовой структуры системы образования – ученического коллектива (класса) и является составляющей частью реализации II направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» программы развития ГБОУ лицея № 150 на 2010-2015 гг.

В результате реализации проекта будет сформирована творческая среда в ОУ  для развития одарённых детей, полученный опыт будет обобщён в виде методических разработок и публикаций. На уровне учащихся: разовьётся интеллектуальный и творческий потенциал школьников, их креативные способности, коммуникативные навыки, мотивация к учебной и творческой деятельности. Повысится доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах разных уровней. Произойдёт развитие универсальных учебных действий.

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных объектов развития российского образования. Введение ФГОС второго поколения  началось именно в начальной школе. Ведущими специалистами разработаны различные учебно-методические комплексы. При этом, судя по опросу учителей начального звена, более 80% педагогов – приверженцы традиционной системы обучения (1). Развить личность, способную к анализу существующей ситуации, умеющую самостоятельно и ответственно принимать решения в постоянно меняющихся условиях, только в рамках классно-урочной системы и традиционных методов обучения трудно. Существует разрыв между целями и средствами их достижения традиционными способами.

 В результате двадцатилетнего опыта работы лицея над рядом экспериментальных тем  для педагогического коллектива стала привычной инновационная деятельность,  способствующая росту мастерства отдельного учителя. Педагоги все чаще применяют в своей работе технологии,  формирующие

  • активную, самостоятельную, инициативную позицию учащегося.
  • компетенции, которые сопряжены с опытом их применения в практической деятельности.

Мониторинг использования инновационных  педагогических технологий учителями ГБОУ лицея №150 к 2011 году показал (схема 1):

  1. Широкий спектр внедрения инновационных технологий в практику педагогической деятельности лицея, в том числе и учителями начальных классов.
  2. К наиболее распространённым в лицее инновационным технологиям, которые применяют учителя, можно отнести технологии развивающего, проблемного, позиционного обучения, ИКТ, личностно-ориентированные, коммуникативно-диалоговые, здоровьесберегающие технологии.

Данные технологии направлены на развитие познавательных и творческих интересов учащихся и реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Исследование также показало, что проектная деятельность в начальной школе не являлась ведущей в работе учителя, а именно проект дает возможность формировать универсальные учебные действия как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. По этой причине использование метода проектов становится актуальным.

В ходе реализации задач программы развития лицея  службой сопровождения была проведена диагностика одарённости учащихся.

Психолого-педагогический анализ возможностей учащихся 2-а класса, проведённый в мае 2011 года (схема 2), показал, что при среднем уровне интеллектуальной готовности к обучению уровень творческого самовыражения ниже среднего, а сфера коммуникативной организации развита слабо.

Таким образом, исходя из потребностей стандартов второго поколения и учитывая индивидуальные особенности класса, я решила использовать возможности метода проекта для преодоления выявленных трудностей. Разработанный мной проект «Город сказки» направлен на развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Адресность проекта – учащиеся 8-9 лет, обучающиеся по программе «Школа 2100».

В успешной реализации этого проекта заинтересованы:

  • учащиеся, так как работа над проектом позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру и социальный статус в коллективе.
  • родители, так как работа над проектом положительно скажется на развитии личностных качеств и коммуникативных возможностей  детей.
  • учителя, так как умение выполнять проектные задания будет способствовать формированию УУД.
  • лицей в целом, так как работа над проектом повысит качество обучения.

Продолжительность проекта – долгосрочный.

Срок реализации – сентябрь – декабрь 2011 года.

При разработке данного проекта за основу взят имеющийся практический опыт. Цель работы над проектом должна быть направлена на учащегося для овладения им умением  решать личностно значимые проблемы и способствовать  формированию необходимых качеств личности.

Цель – Реализация личностных возможностей учащихся посредством создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Гипотеза -

Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков при организации проектной деятельности будет происходить наиболее эффективно, если:

  1. Проект будет носить творческий и исследовательский характер.
  2. Создание нового будет происходить в результате сотрудничества всех участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей).
  3. Проект будет иметь личностно-смысловую ценность для каждого ребенка.

Задачи:

  1. Научить планировать деятельность, исходя из поставленной цели.
  2. Формировать навык коммуникативной культуры учащихся.
  3. Создать условия для развития творческого потенциала учащихся.

Поэтапная реализация задач может быть представлена следующим образом:

Задачи

Шаги для достижения

Результат

Форма отчета

Научить планировать деятельность, исходя из поставленной цели.

Создание технологических карт на основе собранной из различных источников информации.

Корректировка  плана действий.

Умение планировать и анализировать свои действия.

Анализ заполнения технологических карт учащимися. (см. Приложение 1).

Формировать навык коммуникативной культуры учащихся.

Формирование рабочих групп и распределение ответственных за участки работы, координация действий учащихся.

Способность к сотрудничеству и рост коммуникативной культуры.

Собеседование с психологом и представление результатов на родительском собрании класса.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Изготовление эскизов и объёмных макетов домов;

создание моделей ёлочек.

Применение на практике творческих способностей.

Выставка. (см. Приложение 2).

Используемые методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, творческий, работа в группах постоянного состава.

Ожидаемый результат:

  • результат - продукт: новый объект внутреннего пространства лицея – выставка;
  • результат – эффект:

Для учащихся

Для ОУ

Для района, города, страны

1. Рост личностных качеств учащихся (раскрытие творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков).

2. Повышение уровня сплочённости детского коллектива.

1. Положительный опыт проектной деятельности.

2. Возможность распространения опыта на параллель 2-3 классов.

3. Эстетическое удовлетворение от продукта проекта (выставки).

1. Возможность трансляции  полученного опыта в районе и городе.

2. Обобщение полученного опыта (участие в конференциях, конкурсах, выставках).

Процедура внедрения проекта и показатели полученных результатов:

I фаза -  проектирование

Содержание деятельности

Результат данного этапа

Количественные показатели

Качественные показатели

1. Определение целей и будущих результатов проекта.

2. Формирование общей идеи замысла.

3.Создание групп участников.

4. Распределение ролей и заданий для каждой группы.

Результат-продукт: 

1. Эскизы сказочных домов.

2. Составление технологических карт.

3. Организация команды единомышленников.

Результат-эффект:

  1. Положительный опыт работы в группах,  с различными источниками информации, оценки своего и чужого труда, планирования собственной и совместной деятельности.
  2. Раскрытие творческого потенциала учащихся.

1. В ходе ДКР (14.10.2011г.) 65% учащихся справились с заданиями, связанными с планированием действий для получения результата.

2. По результатам социометрии (31.10.2011г.) наблюдаются изменения во взаимоотношениях в детском школьном коллективе (сплочённость коллектива выросла на 10%).

Большинство учащихся класса научились планировать свою деятельность.

Изменились отношения в детском коллективе (взаимопомощь, терпимость к ошибкам других).

Ход работы над проектом (I фаза):

Сроки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

9.09.

Постановка проблемы: можно ли сделать сказочный город своими руками?

Обсуждение проблемы: «мозговой штурм». (см. Приложение 4, слайд 3).

10.09. 16.09.

Организация экскурсии по теме: «Архитектурные стили».

Подготовка и демонстрация презентации «Архитектурные стили» (обобщение материала экскурсии). (см. Приложение 5).

Посещение экскурсии. (см. Приложение 4, слайд 4).

Работа с понятием архитектурный стиль (единые требования).

23.09.-26.09.

Подбор литературных источников для выборочного чтения.

Организация просмотра результатов поиска учащимися изображений сказочных домов на основе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Поисковое и выборочное чтение отрывков литературных произведений А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», Дж.Родари «Приключения Чипполино», Г.Х.Андерсен «Снежная королева».

Работа с различными источникам информации (литературными и интернет-ресурсами) для нахождения иллюстраций сказочных домов. (см. Приложение 4, слайд 5).

26.09.-30.09.

 Организация выставки работ учащихся «Мир моих увлечений – моделирование из картона».

 Беседа о правилах построения средневековых городов (разъяснение причин особенностей их архитектуры).

Создание выставки работ учащихся в рамках школьной акции «Мир моих увлечений». Бумагопластика. Объёмное моделирование. (см. Приложение 4, слайд 6).

Обобщение информации: формулирование единых требований к макетам домов. (см. Приложение 4, слайд 7).

07.10.

Разъяснение технологии изображения здания (пропорциональность, элементы декора, функциональные элементы, выбор цвета).

Планирование своих действий для осуществления эскиза сказочного дома.

Выполнение эскиза сказочного дома. (см. Приложение 4, слайд 7).

14.10.

Подведение промежуточных итогов: выбор четырех эскизов домов, наиболее соответствующих заявленным условиям, для их дальнейшей реализации в объёме.

Подведение промежуточных итогов (самооценка и оценка деятельности своих одноклассников). (см. Приложение 4, слайд 8).

14.10.

Организация групповой работы учащихся.

Авторы-победители подбирают команду единомышленников для реализации объёмного макета.

21.10.

 Демонстрация образца технологической карты (разъяснение принципа изготовления объёмного дома).

Составление технологической карты (с указанием необходимых материалов и инструментов; выделением этапов работы; предположением возможных трудностей). (см. Приложение 4, слайд 9).

I I фаза - технологическая

Содержание деятельности

Результат данного этапа

Количественные показатели

Качественные показатели

1. Выполнение ряда технологических операций для получения задуманного продукта.

2. Внесение корректив в спланированную деятельность.

3. Преодоление выявленных трудностей.

Результат-продукт:

Объёмные макеты сказочных домов и ёлочек.

Результат-эффект:

Положительный опыт работы:

  • в группах по заранее составленному и скорректированному плану.
  • с различными источниками информации.
  • с различными материалами.

Раскрытие творческого потенциала учащихся.

1. В ходе ДКР (16.12.2011г.) 69% учащихся справились с заданиями, связанными с планированием действий для получения результата.

2. По результатам социометрии (23.12.2011г.) самооценка увеличилась  на 7% у 17 человек.

Учащиеся всего класса смогли осуществить плодотворную совместную деятельность. Отношения в детском коллективе вышли на новый уровень (появилось умение слышать своего товарища).

Ход работы над проектом (II фаза):

Сроки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

11.11.

Осуществление инструктажа работы над проектом (в том числе инструктажа по технике безопасности).

Слушают, задают вопросы. Дают согласие на соблюдение всех правил.

18.11.- 9.12.

Изготовление развёрток домов.

Подготовка раздаточных материалов: (бумаги писчей, салфеток, клея, краски, бумаги для черчения, картона) и инструментов.

Осуществляет функции куратора, консультирует.

Оказывает помощь, отвечает на возникшие вопросы.

Работают по технологической карте:

Склеивают развёртки при помощи полосок бумаги.

Приклеивают коробки для формирования башен.

Оклеивают салфетками макет для создания рельефа.

Выбирают цвет и окрашивают изделие.

Вырезают оконные проёмы.

Снимают верхний слой с упаковочного картона для создания эффекта черепицы.

Вырезают и приклеивают крышу и наличники на окна.

Прорисовывают отдельные детали (каменный низ, черепица на крыше, часы, рустровка углов здания). (см. Приложение 4, слайды 10-13).

16.12.–19.12.

Акцентирует внимание на необходимость внесения изменений в первоначальный проект: необходимо заполнить пространство между домами.

Корректируют свои действия ввиду необходимых изменений в проекте.

Изготавливают макет крепостных стен (по аналогии с домами).

Работают с различными источниками информации для поиска способов изготовления ёлочек (необходимость заполнения пространства между домами). (см. Приложение 4, слайд 14,15).

Изготавливают ёлочки используя различные материалы (цветную бумагу, гофрокартон, бисер, макаронные изделия, салфетки, новогоднюю мишуру, фольгу, фетр). (см. Приложение 6).

I I I  фаза - рефлексивная

Содержание деятельности

Результат данного этапа

Количественные показатели

Качественные показатели

Подведение итогов.

Оценка эффективности работы.

Презентация итогов работы над проектом.

100% учащихся класса приняли участие в проекте, 86% родителей класса оказались вовлечёнными в проектную деятельность.

Положительные отзывы учеников, учителей, родителей, администрации о проекте.

Ход работы над проектом (III фаза):

Сроки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

20.12.-22.12.

Оформляет коллективную выставку. (см. Приложение 2, фото 1).

Участвуют в оформлении коллективной выставки.

23.12.

Помогает в подготовке выступления. Выслушивает защитников проекта, координирует порядок выступления.

(см. Приложение 4, слайд 17).

Четыре команды представляют проект по плану:

  • что удалось сделать по задуманному плану;
  • какие изменения пришлось внести в первоначально спланированные действия;
  • с какими трудностями столкнулись;
  • отмечают наиболее понравившиеся этапы, детали.

26.12.-27.12.

Организует рефлексию. Готовит анкеты для мониторинга учащихся и анализирует их балльным методом. (см. Приложение 3).

Высказывания учащихся о своих личностных достижениях.

Создание рисунка-иллюстрации наиболее понравившихся этапов работы над проектом.

Рефлексия. Заполнение бланка опроса  

 «Мои достижения». (см. Приложение 4, слайд 18).

Ресурсы, используемые в проекте:

  • кадровые ресурсы: учитель начальных классов (имеющий опыт  проектной деятельности) и педагог дополнительного образования (имеющий опыт работы в оформительской деятельности).
  • материально-технические ресурсы: кабинет начальной школы, соответствующий требованиям СанПиН, оборудованный необходимой мебелью, современными досками, проектором, множительной техникой. Чертёжная и писчая бумага, упаковочный картон, краски, клей, ножницы, кисти, канцелярские ножи.
  • информационные ресурсы: каналы распространения информации в ОУ, доступ в интернет, сайты с цифровыми образовательными ресурсами по теме «Проектная технология».
  • финансово-экономические ресурсы:  бюджетное финансирование.
  • научно-методические ресурсы:
  1. Заместитель директора по УВР Э.Ф.Шумкова.
  2. Руководитель службы сопровождения И.В.Тиллобаева.  
  3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.] ; под ред. А.Б.Воронцова. – 3-е изд. – М. : Просвещение,2011.
  4. Дубова М.В.

Организация проектной деятельности младших школьников : Практическое пособие для учителей начальных классов.- М.:Баласс,2011.

Разработанный и внедренный мной проект привёл к следующим общим результатам:

1. Повышение социальной и творческой активности учащихся. Массовое участие учеников класса в различных школьных мероприятиях и конкурсах на всероссийском уровне за 2011 – 2012 учебный год:

«Логические матрёшки» - 15 участников (3 призёра).

«В гостях у Буквозная» - 18 участников (7 призёров).

«Животный мир: самые-самые» - 8 участников (2 призёра).

«По дорогам сказочной страны» - 14 участников (6 призёров).

2. Формирование надпредметных умений (на основе данных мониторинга службы сопровождения лицея):

  • проектировочные (осмысление, планирование действий, прогнозирование последствий действий) – у 71% учащихся класса.
  • информационные (самостоятельный поиск необходимой информации, структурирование информации, выделение главного) – у 56% учащихся класса.
  • кооперативные (взаимодействие участников проекта, оказание взаимопомощи в группах при решении общих задач, поиск компромиссного решения) – у 84% учащихся класса.
  • исследовательские (выдвижение предположений, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решений) -  у 57% учащихся класса.
  • экспериментальные (организация рабочего места, подбор необходимого инструментария, осмысление полученных результатов) – у 89% учащихся класса.
  • презентационные (построение устного сообщения о проделанной работе) – у 56% учащихся класса.

3. Повторный психолого-педагогический анализ возможностей учащихся 2-а класса, в рамках реализации II направления «Развитие системы поддержки талантливых детей» программы развития ГБОУ лицея № 150 на 2010-2015 гг., проведённый в январе 2012 года, показал, что творческое самовыражение выросло на 0,3 балла, а показатель коммуникативной организации увеличился на 0,4 балла (схема 3).

4. Раскрытие творческого потенциала  учителя. Положительный опыт проектной деятельности сделал возможным его трансляцию в лицее, районе и городе.

  • Распространение опыта работы на параллель 2-3 классов лицея. Организация проекта «Путешествие в сказку». Февраль-апрель 2012г.
  • Выступление с обобщением опыта на методическом объединении учителей начальных классов и на Совете НМС. Январь 2012г.
  • Демонстрация опыта работы над проектом на семинаре АППО и ИМЦ Калининского района по теме: «Образовательные технологии в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения».  Апрель 2012г.
  • Участие в районной выставке детского творчества «Бутерброд из Сказкобурга», посвящённой году культуры Германии в России. Центральная детская библиотека Калининского района Санкт-Петербурга. Ноябрь 2012г.
  • Представление обобщенного опыта для дальнейшего тиражирования в системе образования на II международном конкурсе презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования». Диплом победителя. Декабрь 2012г.

Векторы развития (трансляция опыта) проекта «Город сказки».

  • Урок литературного чтения «Герои любимых книг » с использованием коммуникативно-диалоговой технологии – модифицированные дебаты. Вопрос для обсуждения: «Какие сказочные герои могут поселиться в нашем городе?» Апрель 2012 год.  (См. Приложение 9, фото 1).
  • Инсценировка сказки Г.Х.Андерсена «Ёлка», с использованием макетов домов в качестве декораций. Декабрь 2012 год.
  • В город пришла весна.  Добавление весенних элементов. Апрель 2012 год. (См. Приложение 2, фото 2).
  • Наступила золотая осень.  Добавление в выставку элементов осени. Использование природных материалов. Сентябрь – октябрь 2012 год. (См. Приложение 2, фото 3).
  • Открытый интегрированный урок музыки и ИЗО «Музыка осени». Октябрь 2012 год. (См. Приложение 9, фото 2).
  • Реализация аналогичного проекта «Путешествие в сказку» с участием учащихся вторых и третьих классов лицея. Февраль – апрель 2012 год. (См. Приложение 7).
  • Организация презентации продукта проекта «Путешествие в сказку» в рамках школьной недели литературы в форме мультфильма. Апрель 2012 год. (См. Приложение 8).

Список литературы:

  1. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.] ; под ред. А.Б.Воронцова. – 3-е изд. – М. : Просвещение,2011.
  2. Дубова М.В.

Организация проектной деятельности младших школьников : Практическое пособие для учителей начальных классов.- М.:Баласс,2011.

  1.  http://festival.1september.ru/articles/104126/
  2. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/proektnaya-tekhnologiya
  3. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/organizatsiya-proektnoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole-5
  5. http://www.nachalka.com/proekty
  6. http://www.openclass.ru/wiki-pages/62689

Приложение 1

Технологическая карта (составляется группой учащихся)

Участники:

Необходимые материалы:

Необходимые инструменты:

Порядок действий:

Сделаем сами

Нужна помощь (конкретно какая )

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город, в котором мы живём"

Данный проект проводится в рамках учебного предмета по окружающему миру. Он  рассчитан на 1 урока и  3 внеурочных  занятия в клубе «Юные патриоты». Поиск интересующей информации, ...

Проект "Города-герои, города воинской славы"

Работа, в которой рассматриваются  понятия город-герой, город воинской славы, их сходства и отличие....

Проект "Города России". Царское село.Город Пушкин..

Это материал поможет в изучении темы "Города России" по окружающему миру....

Презентация проекта "Сочиняем сказки сами". Сценарий сказки «Муха-Цокотуха на новый лад».

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие во­ображения, наблюдательности, сообразительности и восп...