Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно 'Парус в море'"
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме

Жарова Элла Олеговна

Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно 'Парус в море'"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя:     Жарова Элла Олеговна
Предмет:                 технология
Класс:                       4б класс
Тип урока:               комбинированный урок (45 мин)

Тема

Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки). Панно «Парус в море».

Цель

Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом подготовки основы, изготовления рисунка и видами инструментов.

Задачи

Образовательные: познакомить со свойствами тонкого металла и технологическими приемами его обработки (чеканки); учить использовать собственные фантазии для создания целостного образа; учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии.
Развивающие: развивать умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и инструкционные карты; развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность, самостоятельность в работе; способствовать эстетическому воспитанию, нравственных качеств учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать физические и технологические свойства тонкого металла, технологические приемы его обработки.
  • Уметь создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта (рельефное изображение «Парус») с целью передачи определённой художественной информации, решать конструкторско-технологические задачи на практике.

Межпредметные связи

 Технология – окружающий мир – ИЗО

Ресурсы:

  •  Основные

  •  Дополнительные

 

Учебник «Прекрасное рядом с тобой» (Куревина О.А. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс./ О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. – М.: Баласс, 2013г.); ручка, карандаш, фольга, картонная подкладка, фартуки, нарукавники, клеенка.

Видеопроектор, ноутбук, презентация к уроку, выставка детских работ (аппликация, лепка) на морскую тему.

Форма урока

индивидуальная

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

1. Организа-

   ционный

   момент
Время: 2 мин
Основные этапы:

- активизация

     внимания;

      - проверка

        готовности.

 - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 - Ребята, поднимите руку те, кто любит путешествовать.

   Сегодня, среди зимы, мы отправимся на морскую прогулку

   (картинка «Море», Слайд 1).

   Капитан предлагает нам самим выбрать судно для выхода в

   море (картинки «Разные виды кораблей; парусник в более

   выгодной подаче», Слайд 2).

 - Почему этот парусник нравится больше остальных?

   (потому что он светлый и добрый; он искрится на солнце)

 - Посмотрите, на каком паруснике мы отправимся в море

   (готовое изделие). Он еще больше блестит и переливается на

   солнце…

 - Почему? (это не картинка, это чеканка)

 - Итак, капитан нашего парусника приветствует вас на борту.

   Чтобы плавание состоялось, необходимо получить от него

   последние инструкции (капитан, стихотворение, Слайд 3).

   Чтоб работа закипела,
  Приготовим всё для дела.
  Будем чеканить, мастерить –
  Всё должно в порядке быть!
  Чтоб парту сохранить,
  Клеёнку надо постелить,
  Не забудь про карандаш –
  Он в труде помощник наш.
  Фольгу на место положи.
  В порядке вещи содержи.

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Проверка готовности к уроку

Воспринимать речь учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Поиск и выделение необходимой информации, проверка информации  (познавательные УУД)

2. Постановка цели и задач урока.

Время:1 мин
Основные этапы:

- мотивация к учебной деятельности.

 - Итак, мы уже рисовали корабли, лепили их из пластилина,  

    выполняли аппликации на морскую тему (обзор выставки

    детских работ к уроку).

 - Чьи работы вам нравятся больше? Почему? (так как

    выполнены точно и аккуратно).

- Предположите, чему мы должны научиться сегодня. Чему бы

   вы хотели научиться, выполняя эту работу?

 - Верно, сегодня мы познакомимся со свойствами тонкого

   металла (фольги) и научимся выполнять рельефные

   изображения на ней.

 -  Уже сегодня наша выставка пополнится чеканками.

Рассуждают,

находят ответ

Выбирают.

Выполнять рельефное изображение на фольге

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно и при помощи учителя, прогнозировать свою деятельность на уроке (регулятивные УУД)

3.Актуализация знаний
Время:4 мин

 - В жизни вы уже не раз встречались с фольгой знакома.

 - Вспомните, где?

 - Это фантики от конфет, из которых потом девочки делают

   колечки. Мама, запекая мясо в духовке, заворачивает его в

   фольгу… (картинки «Использование фольги», Слайды 3-4).

 - Какое  основное свойство этого материала используется при

   его использовании или обработке? (пластичность).

 - Как подготовить фольгу к работе? (разложить на идеально

    ровной поверхности и разгладить, не прибегая к помощи

    инструментов).

 - Ребята, что вы знаете о чеканке? Что это такое? (особый вид

   художественной обработки металла).

 - Какие пластины могут быть использованы для чеканки? 

   (только тонкие металлические пластины: медь, латунь,

   алюминий, обладающие свойством пластичной деформации).

 - Как называется профессия мастера, выполняющего чеканку?

   (чеканщик). 

 - Знаете ли вы, как выполняется чеканка? (предположения)

 - Как вы думаете, почему этому промыслу дали название такое

    «чеканка»? (предположения)

 - Давайте проверим наши предположения по материалам

   учебника, откройте с.37 (чтение, рассматривание образцов

   чеканки в учебнике).

 - Как же возникло название «чеканка»? (от названия

   инструмента, которым чеканят – «чеканы»)

Вспоминают свойства фольги на основе личного жизненного опыта, рассматривают свои заготовленные образцы.  

Высказывают личные  предположения.

Сверка предположений с теоретическим обоснованием в учебнике.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД)

 

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации (коммуникативные УУД)

Оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, причины неудач) (личностные УУД)

Прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (регулятивные УУД)

4. Изучение нового материала
Время:10 мин
Этапы:

- проблемное объяснение нового знания (чеканка, чеканщик, чеканы,

рельеф, рельефное изображение)

 -  Найдите в Толковом словаре слово «чеканка» (работа).

 -  Чеканка – это технологический процесс изготовления

    рисунка, надписи, изображения, заключающийся в

    выбивании на пластине определённого рельефа; один из

    видов декоративно-прикладного искусства; является одним

    из вариантов художественной ковки («Чеканка – это…, 

    образцы изделий», Слайды 5-6).

 - Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции

    и Риме. С давних времен применялась она в искусстве

    Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка

    получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы.

    Высокого совершенства она достигла в до монгольской Руси

    и вновь расцвела в древнерусском  искусстве ХV-ХVII вв.

    («Из истории чеканки», Слайды 7-10).

 -  Чеканщик должен быть «мастером своего дела». Он может

    специализироваться на работе с драгоценными металлами, а

    может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из

    алюминия, меди, стали. Чеканка художественных изделий,

    особенно крупных форм, требует определенной физической

    силы, поэтому профессия эта предпочтительна для мужчин.

    («В мастерской чеканщика», Слайды 11-12).

 

-  Посоветуйтесь в парах, какими качествами должен обладать

    чеканщик?

 -  Вы правы, важнейшие качества чеканщика - терпение и

    упорство. А почему для него также очень важны

    аккуратность и внимательность?

 -  Острым краем тонкого металла, можно поранить руки.

    Сильно ударить по пальцам, можно также неточно работая

    чеканами.

 -  Предположите, все ли чеканы одинаковые? («Виды

    чеканов», Слайд 13).

 -  Зачем же их так много?!

 -  Чеканы изготавливают из древесины твердых пород — дуба,

    бука, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми

    срезами по всей длине.  Применяют деревянные чеканы для

    выколачивания высокого рельефа, опускания и

    выравнивания фона, особенно при работе с мягким

    алюминием и медью. Также используются металлические

    чеканы.

 - Нам встретилось слово «рельеф». На уроках окружающего

    мира мы уже знакомились с этим понятием. Что оно

    означало тогда? (совокупность всех неровностей земной

    поверхности)

    («Формы земной поверхности», Слайд 14)

 - Что оно означает здесь? (предположения)

 - Рельеф (скульптура) — вид изобразительного искусства,  

    один из основных видов скульптуры, в котором всё  

    изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих

    над плоскостью фона.

 - Так как чеканщик выбивает, выдавливает изображение на

   фольге, оно получается объемное (рельефное).

 - Давайте проверим наши предположения по материалам

   учебника, откройте с.38 (анализ таблицы «Материалы и

   инструменты»).

 - Каковы конструктивные особенности изделий из тонкого

   металла, исходя из таблицы с.38? (металлическая пластина

   с рельефом и картонная основа-подкладка).

 - Хотите попробовать себя в чеканном деле?!

Работают со словарем.

Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Советуются, высказывают предположения,

обосновывают

предположения.

Используются с разными целями, для изображения различных элементов изображения.

Воспроизводят информацию по памяти с опорой на личный опыт и межпредметные связи

Сверка предположений с теоретическим обоснованием в учебнике.

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт (познавательные УУД)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД)

Организовывать совместную работу в паре: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД

Уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией (регулятивные УУД)

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД)

 

Прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (регулятивные УУД)

Физминутка Время: 1 мин

   Мы на карусели сели,

   Завертелись карусели.

   Мы на карусели сели,

   Завертелись карусели.

   Вверх летели,

   Вниз летели

   Вверх летели, вниз летели

   А теперь с тобой вдвоем

   Мы на лодочке плывем.

   Ветер по морю гуляет,

   Нашу лодочку качает.

Подъём.

Ходьба на месте.

Потягивание вверх, назад.

Приседание.

Вращение руками.

Наклоны туловища.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи, устанавливать связи (познавательные УУД)

 

5. Первичное осмысление и закрепление 

изученного материала

 Время:20 мин
Этапы:

- анализ образца;

- планирование  трудовых операций;

- коллективная

практическая работа;

- планирование  трудовых операций;

 

самостоятельная

практическая работа.

Анализ образца:

- Что вы видите? (панно, чеканка «Парусник в море»)

 - Каково назначение изделия? (эстетическое, можно

   повесить на стену)

 - Из каких материалов выполнена работа? (фольга, картон)

 - Как можно перенести контур рисунка на поверхность

   металла (фольги)? (нарисовать от руки, разметить по

   шаблону)

 - Что вы уже умеете? (выполнить рисунок по шаблону)

 - Чего вы еще не знаете, не умеете? Чему надо научиться?

   (выполнять рельефное изображение)

 - Какие инструменты понадобятся для выполнения рельефного

   изображения? (чеканы)

 - Чем мы сможем заменить настоящие чеканы мастера?

Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации):

 - Что и как можно сделать, чтобы соединить металлическую

   деталь с картонной основой? (взять картонную основу

   меньшего размера и загнуть края металла)

 - Как получить ровные края панно при сгибании металла? 

   (использовать металлическую линейку, положив ее с изнанки

    на край картонной основы).

Тренировочные упражнения (учебник с.38)

 - Сейчас возьмите пробный образец, мы попробуем освоить

   простейшие приемы чеканки:

      1) продавливание;

      2) процарапывание.

 - Зависит ли качество вашего изображения от толщины

   карандаша? (да) Теперь становится понятно, почему у

   настоящего чеканщика много разных чеканов и всеми ими он

   пользуется… Отложите пробные образцы.

 - Ребята, вы сейчас вы должны будете выполнить чеканку

   «Парусник в море». У каждого будет своя работа, поэтому

   художественный замысел зависит только от вашей фантазии.

   Это может быть солнечный день, а может быть пасмурный, с

   тучками и даже грозой. Над водой могут летать чайки, а из

   воды выпрыгивать дельфины…

 - Сейчас вам необходимо составить план работы, опираясь на

   схему, данную в учебнике на с.39:

   1) выбери сюжет;

   2) сделай эскиз;

   3) перенеси рисунок на пластину (по шаблону, рисованием);

   4) обведи изображение пустым шариковым стержнем с

       нажимом.

   5) положи пластину на подкладку и выполни необходимые

       приемы чеканки; чередуй выпуклые и вогнутые

       изображения, переворачивая пластину.

   6) Окантуй готовой пластиной картонную подкладку

       (используй металлическую линейку для получения ровных

       сгибов).

 - Работа у каждого своя, но в ходе ее выполнения вы можете

   обмениваться идеями с соседом по парте, советоваться с

   ним. 

 - Есть ли вопросы ко мне по предстоящей работе?

 - Приступайте к работе, не забывая о правилах ТБ.

(картина И.Айвазовского «Фрегат под парусом», Слайд 15)  

(фоном звучит музыкальная композиция «Шум прибоя»)

Анализируют образец.

Прогнозируют замену инструментов.

Планируют учебные задачи

Работают с заранее подготовленными образцами

 

Анализируют схему работы, данную в учебнике.

Составляют план работы.

Выполняют

индивидуальную работу

Оценивать весомость действий

(регулятивные УУД)

 

Анализировать и прогнозировать свою работу

(регулятивные УУД)

 

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве (познавательные УУД)

Корректировать деятельность и устранять ошибки; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

(регулятивные УУД)

Уметь составлять план работы и работать по нему, применять схемы (регулятивные УУД)

Находить необходимую для работы информацию в учебнике

(личностные УУД)

Осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД)

Применять правила делового сотрудничества (личностные УУД)

6. Контроль
Время: 2 мин
Этапы:

- осуществление

контроля;

- осуществление коррекции.

 - Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с

   образцом, ориентируйтесь на схемы, помогайте друг другу,

   при необходимости исправляйте ошибки.

 

 

(уборка рабочих мест по мере сдачи работ)

Выполняют работу, следуя плану, с опорой на материал учебника и свой опыт тренировочного упражнения.

Анализируют правильность выполнения работы у себя и у товарища.

 

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения (регулятивные УУД)

Оценивать результаты деятельности своей и чужой

(регулятивные УУД)

Комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД)

7. Итоги урока. 

Рефлексия 
Время: 3 мин
Этапы:

- анализ готовых работ;

- оценивание работ.

 - Ребята, давайте, поместим наши готовые работы на

   выставку.

 - Какую оценку вы можете дать своей работе, работе

   товарищей? (все постарались)

 - У кого получились особенно удачные работы, на ваш взгляд?

 - Почему вы выбрали именно эти работы? (композиция,

   художественный замысел, аккуратность, прочность).

 

- Что нового вы узнали на уроке?

 - Чему научились?

 - Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и

   красиво выполнить работу? 

Оценивают свою работу, работы товарищей.

Выделяют наиболее удачные работы, обосновывают свой выбор.

Анализируют свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания (коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

(регулятивные УУД)

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

(познавательные УУД)

8. Домашнее задание.

Время: 2 мин

 - Ребята, кто захочет, дома может выполнить еще одно панно

   (из предложенных в учебнике на с.39). Мы его также

   поместим на нашу выставку работ.

Записывают задание в дневник.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии 4 класс, автор учебника Е.А.Лутцева "Конструирование папочки-игольницы."

Задачи:1. формирование умения выполнять разметку деталей изделия, их раскрой по рисунку, планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту.2. воспитание ответственности...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания

Технологическая карта урока технологии 3 класс. Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания...

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Конспект урока по технологии, 3 класс, Школа России, "Городской парк. Конструирование из природных материалов."

Конспект урока по технологии, 3 класс, Школа России, "Городской парк. Конструирование из природных материалов."...

Конспект урока + презентация к уроку технологии 3 класс тема - «Конструирование из бумаги». Изделие: Новогодняя овечка.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Конструирование из бумаги».Изделие: Новогодняя овечка. Цели деятельности учителя: усвоение технологии конструирования из бумаги;развитие навыка точн...