Конспект урока технологии 4 класс Фактура металла. Панно «Парус в море».
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Таскаева Ольга Петровна

Учебник  Технология. «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс./ О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tehnologii.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технология

Класс: 4

Тема: Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки). Панно «Парус в море».

Цели: Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом подготовки основы, изготовления рисунка и видами инструментов.

Задачи: Образовательные: познакомить со свойствами тонкого металла и технологическими приемами его обработки (чеканки); учить использовать собственные фантазии для создания целостного образа; учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии.

Развивающие: развивать умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и инструкционные карты; развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность, самостоятельность в работе; способствовать эстетическому воспитанию, нравственных качеств учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивные (выполнение трудовых действий);

Планируемые результаты: Предметные:

Знать физические и технологические свойства тонкого металла, технологические приемы его обработки.

Уметь создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта (рельефное изображение «Парус») с целью передачи определённой художественной информации, решать конструкторско-технологические задачи на практике.

Оборудование: Учебник «Прекрасное рядом с тобой» (Куревина О.А. Технология. «Прекрасное рядом с тобой» 4 класс./ О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. – М.: Баласс, 2014г.); ручка, карандаш, фольга, картонная подкладка. Видеопроектор, ноутбук, презентация к уроку.

Этап урока

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

  1. Мотивация к учебной деятельности

Итак, друзья, внимание –

 Ведь прозвенел звонок.

 Садитесь поудобнее –

 Начнём скорей урок

- Проверка рабочего места ученика:

Чтоб работа закипела

Приготовим всё для дела.

Будем с вами мастерить –

Всё должно в порядке быть!

Чтоб парту сохранить

Клеёнку надо постелить,

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Ножницы на место положи.

В порядке вещи содержи.

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

  1. Актуализация знаний и способов деятельности

- В жизни вы уже не раз встречались с материалом, который  понадобится нам сегодня на уроке.

 - Вспомните, что это?

- Правильно, фольга.

- А что это?

Фольга – это металлическая «бумага», металлический лист, например, из алюминия, стали, олова, серебра или золота.

Фольга появилась в XIX в., когда металл стали раскатывать на специальных станках. Раньше металл плющили до тонкости фольги молотком, поэтому она была очень дорогой и применялась редко, например, на окладах к иконам.

- Какое  основное свойство этого материала используется при его использовании или обработке? (пластичность).

 - Как подготовить фольгу к работе? (разложить на идеально ровной поверхности и разгладить, не прибегая к помощи инструментов).

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

  - Давайте проверим наши предположения по материалам учебника, откройте с.37 (чтение, рассматривание образцов чеканки в учебнике).

 Как же возникло название «чеканка»? (от названия

   инструмента, которым чеканят – «чеканы»)

- Какова цель нашего урока?

Высказывают личные  предположения.

Вспоминают свойства фольги на основе личного жизненного опыта, рассматривают свои заготовленные образцы.  

- Выполнять изделие из фольги.

Сверка предположений с теоретическим обоснованием в учебнике.

- Мы познакомимся со  способом тиснения по фольге  и изготовим  малую чеканку – панно.

Слайд № 2

Слайд №3

Слайд №4

  1.  Изучение нового материала

-  Найдите в Толковом словаре слово «чеканка» (работа).

 -  Чеканка – это технологический процесс изготовления

    рисунка, надписи, изображения, заключающийся в

    выбивании на пластине определённого рельефа; один из видов декоративно-прикладного искусства; является одним  из вариантов художественной ковки

 - Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась она в искусстве Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы.

    Высокого совершенства она достигла в до монгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском  искусстве ХV-ХVII вв.

-  Чеканщик должен быть «мастером своего дела». Он может  специализироваться на работе с драгоценными металлами, а может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из алюминия, меди, стали. Чеканка художественных изделий, особенно крупных форм, требует определенной физической силы, поэтому профессия эта предпочтительна для мужчин.

-  Посоветуйтесь в парах, какими качествами должен обладать чеканщик?

 -  Вы правы, важнейшие качества чеканщика - терпение и упорство. А почему для него также очень важны аккуратность и внимательность?

 -  Острым краем тонкого металла, можно поранить руки. Сильно ударить по пальцам, можно также неточно работая  чеканами.

- Хотите попробовать себя в чеканном деле?!

- Откройте с. 38 учебника и посмотрите, что вам необходимо и все ли у вас есть.

Перед началом чеканки художественной композиции давайте освоим простейшие приёмы чеканки (продавливание, процарапывание) на небольших металлических пластинах.

- Зависит ли качество вашего изображения от толщины

   карандаша? (да) Теперь становится понятно, почему у настоящего чеканщика много разных чеканов и всеми ими он пользуется…

Работают со словарем.

Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, воспринимают зрительную информацию, отвечают на вопросы.

Советуются, высказывают предположения,

обосновывают

предположения.

Анализируют материалы.

Прогнозируют замену инструментов.

Выполняют

индивидуальную работу

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд №7

  1. Развитие умения – применения нового знания.

Анализ образца:

- Посмотрите что вы видите на с. 39? (панно, чеканка)

 - Каково назначение изделия? (эстетическое, можно

   повесить на стену)

 - Из каких материалов выполнена работа? (фольга, картон)

 - Как можно перенести контур рисунка на поверхность металла (фольги)? (нарисовать от руки, разметить по шаблону)

 - Что вы уже умеете? (выполнить рисунок по шаблону)

- Чего вы еще не знаете, не умеете? Чему надо научиться?

   (выполнять рельефное изображение)

Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации):

 - Что и как можно сделать, чтобы соединить металлическую деталь с картонной основой? (взять картонную основу меньшего размера и загнуть края металла)

 - Как получить ровные края панно при сгибании металла? (использовать линейку, положив ее с изнанки

    на край картонной основы).

- Ребята, вы сейчас вы должны будете выполнить чеканку «Парусник в море». У каждого будет своя работа, поэтому художественный замысел зависит только от вашей фантазии.

   Это может быть солнечный день, а может быть пасмурный, с тучками и даже грозой. Над водой могут летать чайки, а из воды выпрыгивать дельфины…

 - Сейчас вам необходимо составить план работы, опираясь на схему, данную в учебнике на с.39:

   1) выбери сюжет;

   2) сделай эскиз;

   3) перенеси рисунок на пластину (по шаблону, рисованием);

   4) обведи изображение пустым шариковым стержнем с нажимом.

   5) положи пластину на подкладку и выполни необходимые приемы чеканки; чередуй выпуклые и вогнутые  изображения, переворачивая пластину.

   6) Окантуй готовой пластиной картонную подкладку

       (используй металлическую линейку для получения ровных   сгибов).

 - Работа у каждого своя, но в ходе ее выполнения вы можете обмениваться идеями с соседом по парте, советоваться с ним.

 - Есть ли вопросы ко мне по предстоящей работе?

 - Приступайте к работе, не забывая о правилах ТБ.

Планируют учебные задачи

Анализируют схему работы, данную в учебнике.

Составляют план работы.

Слайд №9

Слайд №10

  1. Контроль

- Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с

   образцом, ориентируйтесь на схемы, помогайте друг другу,при необходимости исправляйте ошибки.

Выполняют работу, следуя плану, с опорой на материал учебника и свой опыт тренировочного упражнения.

Анализируют правильность выполнения работы у себя и у товарища.

  1. Рефлексия 

Итоги урока. 

- Ребята, давайте, поместим наши готовые работы на

   выставку.

 - Какую оценку вы можете дать своей работе, работе

   товарищей? (все постарались)

 - У кого получились особенно удачные работы, на ваш взгляд?

 - Почему вы выбрали именно эти работы? (композиция, художественный замысел, аккуратность, прочность).

 

- Что нового вы узнали на уроке?

 - Чему научились?

 - Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и

   красиво выполнить работу?

Оценивают свою работу, работы товарищей.

Выделяют наиболее удачные работы, обосновывают свой выбор.

Анализируют свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя.

7. Домашнее задание.

 - Ребята, кто захочет, дома может выполнить еще одно панно

   (из предложенных в учебнике на с.39). Мы его также поместим на нашу выставку работ.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме: "Панно "Ветка винограда", выполненное в технике квиллинга"

Представленный материал развивает навык работы учащихся с бумагой в технике квиллинга, знакомит с историей возникновения искусства бумагокручения, рассказывает о пользе винограда, воспитывает в детях ...

Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"

Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"...

Конспект урока технологии "Панно"

Конспект урока технологии "Панно"...

Конспект урока технологии в 1 классе по теме: В море. Морские обитатели.

Конспект разработан опираясь на УМК "Школа России" и полностью соответствует структуре ФГОС. Готов к применению на практике....

Конспект урока технологии в 1 классе "Оформление панно «Лето».

Приводится  конспект  урока  технологии  в  1  классе "Оформление  панно  "Лето"...

Конспект урока технологии "Декоративное панно" (УМК "Школа России"); 3 класс

Изделие: Аппликация «Цветы» в технике «декоративное панно» из бумаги и картонаЦели деятельности учителя:  освоение основных технологических приемов изготовления аппликации...