конспект урока по технологии"Свойства материалов. Каждому изделию свой материал".
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Пименова Любовь Алексеевна

Представлен конспект урока по технологии по теме "Свойства материалов. Каждому изделию свой материал" для учащихся второго класса. На данном уроке дети работают в группе, индивидуально. Применяется элементы иследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_tekhnologii.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии.

Класс: 2. Программа «Начальная школа XXI века».

  1. Тема урока: Свойства материалов. Каждому изделию свой материал.
  2. Вид учебного труда: Простейшее исследование материалов. Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты.
  3. Цель деятельности: создать условия для изучения свойств разных материалов, которые окружают человека.
  4. Тип урока: Урок исследование.
  5. Планируемые результаты:

Предметные УУД:  выяснить опытным путем, какие свойства имеют известные обучающимся материалы: бумага, ткань, древесина, металл.

Личностные УУД: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, природе; способствовать становлению опыта совместной творческой деятельности обучающихся.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности

- познавательные УУД: умение делать выводы, как правило, на основе наблюдения, поиска на проблемный вопрос; развивать исследовательские умения и навыки, умения работать в парах;  творческое мышление обучающихся.

- коммуникативные УУД: умение правильно и грамотно формулировать собственное мнение и позицию; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение  правильно задавать вопросы; умение правильно использовать речь для регуляции своего действия.

  1. Предполагаемый результат урока: аппликация «Пудель», выполненная правильно и аккуратно.
  2. Оборудование: для учителя: вариант готового изделия, учебник технологии «Ступеньки к мастерству», рабочая тетрадь «Учимся мастерству»; для учащихся: учебник технологии «Ступеньки к мастерству», рабочая тетрадь «Учимся мастерству», картон белого и другого яркого цвета (голубой, зелёный, красный), вата, клей ПВА, фломастер черного цвета, тряпочка, ножницы с острыми уголками, простой карандаш; компьютер для учителя для прослушивания песни «Жучка» в исполнении гр. «Клоун Плюх».
  3. Оформление доски.

  1. Ход  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний и мотивация

- Здравствуйте! Мне очень приятно вас видеть на таком творческом уроке как урок технологии. Мы сегодня будем творить прекрасное. Давайте послушаем песню.

Включается песня гр. «Клоун Плюх» «Жучка».

- Какие ассоциации вызвала у вас эта песня? Что представили, слушая эту песню?

  1. Работа над пословицей.

 - Прочитайте с доски пословицу «Хорошая работа сердце веселит».

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Да, чтобы сделанная работа понравилась, надо увлечься этим делом, представить себе, какое изделие хотите получить к концу урока. И у вас все получится хорошо, работа пойдёт быстрее.

Проверка готовности материала, инструментов.

Техника безопасности:

- правила работы с ножницами;

- резание картона ножницами.

- Проверьте, все ли у вас готово к сегодняшнему уроку.

- Прежде чем начнем работать, давайте перечислим правила техники безопасности.

Запомните:

  • Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя;
  • При разрезании не подставляйте под лезвия ножниц другую руку;
  • Не держите ножницы концами вверх;
  • Передавать ножницы друг другу можно только в закрытом виде и кольцами вперёд;
  • Ножницами можно работать, только когда вы сидите на своём рабочем месте;
  • Нельзя оставлять ножницы в раскрытом виде и класть их на неровную поверхность: они могут соскользнуть и поранить кого-нибудь.

- Вспомните технику безопасности по работе с клеем:

Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.

Дети слушают песню.

Высказывания детей.

Дети читают с доски.

Ответы учащихся.

Учащиеся проверяют свои рабочие места.

Повторяют правила техники безопасности.

  1. Постановка учебной задачи

(Постановка проблемы, темы урока)

Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, на прошлом уроке мы изготавливали куклу из разных материалов.

- Скажите, смогли бы вы играть с куклой-игрушкой, которая сделана из снега? шоколада? Почему?

- Что нам не подошло в этих материалах?

- Скажите, от чего зависит выбор материала для изделия?

- Хорошо. Сегодня на уроке мы проведем исследование и узнаем, что надо знать о материалах, чтобы не ошибиться в выборе. И посмотрим, что можно сделать из разных материалов.

- Как вы можете объяснить значение слова «материал»? Что называют материалом?

- Заглянем в толковый словарь и скажем, что материал - это предметы, вещества, идущие на изготовление чего-нибудь.

- А кто знает, что такое «изделие»?

Изделие - выделка, производство; вещь, товар.

- Приведите примеры материалов, из которых делают различные изделия. Например, что можно приготовить из дерева?

Спички, столы, шкафы, стулья, дома, бумагу.

- А что можно сделать из бумаги?

Тетрадь, книги, цветочки, конверты, снежинки.

- Какие изделия можете перечислить из ткани?

Платья, юбки, ленточки, пальто, шляпы.

- А что можно сделать из металла?

Сейф, машину, бочку, ведро, ванну и т.д.

- Какой можем сделать вывод?

Вывод: Из разных материалов можно изготовить различные изделия.

- А можем ли из металла сшить пальто? Или можем ли сделать из ткани машину?

- Вот это будет нашей задачей урока: познакомиться  с несколькими материалами и узнать их свойства.

Ответы детей.

- Снег растает и превратится в воду. Шоколадом запачкаемся.

-Зависит от того, что собираемся сделать и как им пользоваться.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Из одного материала получается какое-то определенное изделие.

  1. Открытие детьми нового знания
  1. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 21.

Прочитайте текст «Разные материалы - разные свойства».

Один из хорошо читающих учеников читает статью вслух.

- Бесконечны ли природные запасы?

- Что должен сделать человек, чтобы сохранить природные запасы для тех, кто будет жить на Земле после нас?

- Внимательно рассмотрите картину в учебнике и назовите материалы.

- Какие изделия изготовлены из этих материалов?

- Какие материалы не дает природа человеку в чистом виде, а он должен сам изготовить? Из чего их получают? Как?

- Еще раз перечислите, какие материалы вы увидели на рисунке?

  1. Постановка учебной деятельности

- У вас на столе такие же изображения различных предметов. Рассмотрите изображения предметов.

- На какие группы их можно разделить? Почему? Обсудите в парах.

Заслушиваются ответы детей.

- Проверьте правильность ваших действий. Назовите, какие изделия сделаны из одного и того же материала? Объясните, почему именно для данных изделий использованы эти материалы. Какие особенности? От чего зависит выбор материла для изделия?

-Книга, тетради сделаны из бумаги, потому что бумага легкая и, если она тонкая, то ее можно сгибать.

Точилка сделана из металла - она твердая и прочная. Из бумаги точилка бы не получилась.

Носов. платок сделан из ткани. Из бумаги бы порвался, из металла - не смогли бы руки вытереть, из дерева - посадили бы занозу.

Парта сделана из дерева - из бумаги бы не устояла, из ткани - не  было бы формы парты, из металла - тяжело и сдвинуть бы не смогли.

  1. Построение выхода из затруднения

- Давайте проявим любознательность и подробнее изучим эти материалы.

1. Проводим исследование. Работа в группах.

- Положите перед собой образцы разных материалов: бумаги, ткани, дерева, металла. Внимательно рассмотрите их. Расскажите, что вы видите.

Возьмите каждый материал в руки, помните, согните, постучите. Что вы чувствуете?

- Может ли материал мяться, гнуться, вытягиваться?

Гладкий он или шершавый? Прочный или хрупкий? Легкий или тяжелый?

То, что вы видите и чувствуете - это свойства материалов.

Для того, чтобы понять особенности (свойства) материалов, мы проведем их практическое исследование, то есть подробно изучим.

2. Практическое исследование свойств различных материалов.  

До урока дежурные разнесли на парты стаканы с водой, куски ткани и металла, брусок дерева, лист бумаги.

- У вас на столах находятся кусок ткани, брусок дерева, кусок металла, листок бумаги.

- Проведите исследование свойств материалов.

Для этого опусти образцы по очереди в воду. Вынь из воды. Расскажи о своих наблюдениях.

- Результаты исследования занесите в таблицу в тетрадь на стр. 7. 

Проверьте правильность своей работы по образцу. Совпадают ли ваши ответы с образцом. Если нет, то давайте обсудим.

На экране появляется таблица с ответами после исследования.

Свойства материалов                                                                           Что исследую?                

                                                                            бумага        древесина              ткань         еталл

Какая поверхность (гладкая, шероховатая)    гладкая   шероховатая    шероховатая   гладкая

Какая плотность(плотный, рыхлый)                рыхлая      плотная                рыхлая              плотный

Изменяется ли при сминании (деформация)      да                нет                   да                  нет

Тянется ли (эластичность)                         нет              нет             да                 нет

Какая прозрачность (просвечивает или нет)       да                 нет               да             нет

Каково отношение к влаге (промокает или нет)      да     да                 да             нет

Какая прочность (рвётся или нет)                        да               нет                да             нет

-Нет. Когда-нибудь они могут закончиться.

-Беречь природу. Если вырубают деревья, то посадить новые. Если газеты, журналы не нужны, то сдавать их в макулатуру...

-Дерево (шкаф, доски, табуретка); металл (изгородь, вешалка); ткань (шторы, платье, полотенце); бумага (книга, тетрадь).

-Ткань. Делают ее из хлопка, синтетики, шелка. Хлопок выращивают, собирают и на заводах делают ткань.

-Дерево, ткань, металл, бумага.

Дети рассматривают  изображения.

-Дерево, металл, ткань, бумага.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети проводят исследование. Учитель ходит по рядам и помогает детям правильно провести исследования.

Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях.

  1. Первичное закрепление новых знаний

Динамическая пауза

  1. Первичное закрепление

- Прочитайте вопрос в учебниках на стр. 22

- Проанализируйте таблицу:

Бывают ли похожие свойства у разных материалов?

Назовите одинаковые свойства разных материалов. Какой материал эластичен? А какой материал с данным свойством вы знаете?

Как знание  свойств разных материалов помогает каждому мастеру в его работе?

  1. Усвоение новых знаний. Творческое задание в группе.

На каждой парте лежат вата, белый и цветной картон, ножницы, клей ПВА, шаблон собаки, фломастер.

- Вам даны материалы картон и вата. Что вы можете сказать про картон - какими свойствами он обладает?

- Что за материал - вата?

- Это плоды растения под названием хлопок, которые на ткацких фабриках обрабатывают в нитки, а из них в свою очередь, потом ткут ткани. Всем вам хорошо известна хлопчатобумажная ткань. Вот её и делают из ниток, выработанных из таких комочков ваты.

- Давайте поговорим о свойствах ваты. Видите, вата белого цвета. Она представляет собой отдельные волокна, которые объединены в комки - объёмные, легкие. Из-за того, что волокна неплотно объединены друг с другом, между ними остается воздух, и кусочек ваты можно сжимать - она при этом меняет свой объём и становится более плотной, но меньше по размеру. Итак, мы выяснили свойства ваты - она рыхлая, пушистая, шероховатая,  плотная. Если посмотреть на таблицу, то подходит по свойствам и к бумаге и к ткани.

- Сегодня из этих двух материалов мы изготовим изделие.

- Тихо встали, немного отдохнем.

Я веселый пес-Барбос,

 Всюду я сую свой нос.

 Головой кручу, верчу,

 Всё увидеть я хочу !

 Чтобы косточку достать,

 На носочки надо встать.

 Лапы к вверху поднимаю,

 По одной их опускаю.

 Наклоняюсь вправо, влево,

 Хвостиком кручу я смелым.

 Буду сильным и умелым !

- Тихо сели на свои места.

- В начале урока какую песню прослушали?

- Прочитайте загадку с доски и отгадайте.

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

- Значит, какую поделку будем заготавливать?

- Правильно. Сегодня изготовим аппликацию «Пудель».

- Кто такой пудель?

На слайде появляются несколько фотографий пуделей.

Пудель (нем. Pudel, от puddeln — «плескаться в воде») — порода преимущественно декоративных собак, одна из самых распространенных пород в настоящее время.

    Пудели — одни из самых умных собак и умеют  приспосабливаться практически к любому климату.

    Считается, что пудели были выведены во Франции, но некоторые называют их родиной Германию, так как слово «пудель» имеет немецкое происхождение.  Живут они по 16-17 лет. Отличаются незаурядном умом, мудростью, смекалкой, другими качествами друга человека.

-Да, бывают. Например, поверхность у ткани и дерева шероховатая, а у бумаги и металла - гладкая. Плотность совпадает у ткани и  у бумаги - она у них плотная... Дети работают по таблице, проводят сравнение на основе наблюдений.

-Каждый материал имеет свои свойства и, зная эти свойства, каждый мастер применяет их в своем деле по назначению.

-Картон похож на бумагу, книгу, значит, свойства такие же как и у бумаги.

Ответы детей.

Дети вместе с учителем проверяют свойства ваты.

- Про собаку Жучку.

-Собака.

-Собаку.

- Это порода собаки.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Динамическая пауза

Изготовление аппликации «Пудель».

- Внимательно посмотрите на поделку, которая висит на доске.

- Давайте решим, что нам для работы понадобится.

«ПУДЕЛЬ»

1. Рисование пуделя по шаблону.

2. Вырезание фигурки пуделя.

3. Приклеивание фигурки на основу.

4. Скатывание шариков из ваты.

5. Приклеивание ватных шариков на фигуру.

6. Рисование мордочки.

- Посмотрите на план выполнения аппликации. Сколько шагов должны выполнить, чтобы получилась хорошая и правильная аппликация?

- Что будем делать под первым пунктом?

- Шаблон для чего?

Шаблон используют для разметки материала. По шаблону проверяют точность изготовленных деталей.

- Следующий шаг какой?

- Картон какого цвета выберем для шаблона?

- А цветной для чего?

- Переведите шаблоны на белый картон. Аккуратно по контуру вырежьте себе фигуру.

Обратить внимание на экономное расходование материала. Показать прием разметки на доске. Напомнить правила безопасной работы с ножницами.

- Читаем следующий шаг.

- Приклеиваем фигуру на основу. Чтобы было красиво, на основе в каком месте будем приклеивать фигурку?

- Хорошо приклеили и отложите пока в сторону. Не забываем закрывать клей после работы.

- Смотрим на следующий шаг.

- Взяли вату. Разделите её на клочки одинаковых размеров. Клочков нам понадобится много.

- Теперь придадим клочкам ваты нужную форму. Для этого мы будем заниматься особым видом работы, который называется набивка. Сначала одну руку сожмите в кулак. С одной стороны кулака положите приготовленный кусочек ваты. А указательным пальцем другой руки начинайте вбивать этот первый кусок  ваты внутрь кулака. Втолкните его внутрь кулака 4-5 раз. Вбили? Теперь разожмите кулачок. Видите, ваш клочок ваты превратился в шарик - упругий и аккуратный. Такой ватный тампончик нам и нужен. Отложите его в сторону. Остальные клочки ваты превратите в круглые тампончики самостоятельно.

- Отдохнем.

Гимнастика для глаз.

Упражнение 1. Быстро поморгать глазами в течении 5-8 секунд.

Упражнение 2. Следить глазами за медленными круговыми движениями пальца правой руки по часовой стрелке на расстоянии 40-50 см. от глаз, повторить то же, сменив руку и направление вращения. Повторить 3-4 раза.

- Сколько шагов уже сделали? Пока все получается? Молодцы!

- Читаем следующий шаг.

- Клеим вату на фигуру. Всю фигурку заклеивать не нужно. Без шариков должны остаться мордочка, лапки, середина ног и место соединения хвоста и туловища.

- Для этого смазывайте небольшой участок фигурки и накладывайте тампончики.

- Читаем следующий шаг.

- Для завершения изготовления поделки нужно нарисовать глазки, носик и рот. Берём фломастер и смело рисуем всё это на фигуре. Поделка готова.

- У вас у всех получились очень хорошие поделки.

-Понадобится вата и картон.

-6 шагов.

-Рисовать пуделя по шаблону.

-Перевести рисунок.

-Вырезание фигурки пуделя.

-Белого.

- Для основы.

Учитель подходит к каждому ученику и проверяет правильный ход вырезания. Дети по ходу работы, если не понимают, обращаются к учителю.

-Приклеивание фигурки на основу.

- В центре основы.

-Скатывание шариков из ваты.

Дети делают шарики из ваты.

-4 шага. Да, получается.

-Приклеивание ватных шариков на фигуру.

Дети приклеивают ватные тампоны к заготовке пуделя.

-Рисование мордочки.

Рисуют глаза, нос, рот. Кто-то обводит всю фигуру.

  1. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся на уроке. Рефлексия.

Подведение итогов.

- Свои поделки снизу подпишите и вынесите на стенд.

- Молодцы, очень красивые работы получились. И ваши собачки - поделки радуются, что вы их сделали хорошо.

- Подходит ли пословица к нашему уроку?

- И, правда, сердце радуется от красивой и хорошей работы.

- Аккуратно уберите свои рабочие места.

- Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос: бывают ли похожие свойства у разных, внешне не похожих материалов?

Что нового вы узнали? Чему научились? Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?

- Кому из вас было трудно? Кто сам справился с трудностями? Кому помогли товарищи?

     Рефлексия деятельности

- Свои красивые поделки можете подарить кому-нибудь на день рождения, своим родителям или бабушкам. Или можете положить в рамочку и повесить на стену.

А теперь сядьте красиво, возьмите друг друга за руки, посмотрите, друг на друга так ласково, чтобы ваши руки потеплели, прошепчите друг другу хорошие слова. Теперь встаньте и выйдите к доске. У меня в руках клубочек. Я хочу поблагодарить ребят за дружную работу на уроке, а вы мне поможете: Спасибо Коля, Коля держит клубок и говорит: «Спасибо, Оля» и передает ей клубок. Оля передает клубок следующему.

        А теперь посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг другу. Поднимем руки вверх, посмотрим, получился дружный небосвод. Теперь положите ее на пол. Я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.

- Спасибо за урок.

Проверка правильности выполнения задания урока, демонстрация наиболее удачных поделок всему классу.

Учащиеся убирают свои рабочие места.

-Да, бывают.

-Узнали о свойствах разных материалов: чем похожи, чем отличаются. Когда будем что-то мастерить, то подумаем: подходят ли материалы друг другу.

Ответы детей.

         

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся: 2 класс. - М., Вентана-Граф, 2010
  2. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся: 2 класс. - М., Вентана-Граф, 2009
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под общ. ред, проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М., ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. - с. 640
  4. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова. - М., Вентана-Граф, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии «Технологические приёмы изготовления изделия», «Проект «Самолёт»

Конспект урока по технологии «Технологические приёмы изготовления изделия», «Проект «Самолёт»...

Конспект урока по технологии "Строчка косых стежков, изделие кошелек" 2 класс

Конспект урока по технологии УМК "Школа России" 2 класс "Строчка косых стежков, изделие кошелек"...

Конспект урока по технологии на тему: «Тестопластика» Изделие: игрушка из теста (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  расширить кругозор учащихся по истории лепки  из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении и...

Конспект урока изобразительного искусства по теме: "Каждая птица своим пером красится. Зимние птицы""

Цели деятельности учителя: обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах краяПланируемые результаты.Предметные: рассмотреть иллюстрации птиц зимующих в нашей местности; проанализировать последов...

Конспект урока по технологии на тему: «Зоопарк». Изделие: птице в технике оригами» (УМК"Перспектива")

Цели деятельности учителя: формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами; познакомить с условными обозначениями техники оригами на практическом ур...

Конспект урока по технологии 2 класс «Изготовление изделия из фольги. Изделие: «флюгер»

Цели деятельности учителя: формирование представления изготовления флюгера приёмом лепки из фольги, определение направления ветра с помощью флюгера.Планируемые результатыПредметные: Знать, как изготав...