открытое занятие по теме: "Введение в образовательную программу.Веничек-оберег."
план-конспект занятия по технологии на тему

Веркина Ирина Ивановна

Конспект открытого занятия по теме: "Введение в образовательную программу.Веничек-оберег " как водное занятие для детей первого  года обучения, на котором дети учатся изготавливать веничек-оберег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_oberegi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей станция юных техников города Ейска

муниципального образования Ейский район

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

КРУЖКА « РАДУГА ТВОРЧЕСТВА» ПО КУРСУ НАЧАЛЬНОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Педагог дополнительного образования

Веркина Ирина Ивановна

Занятие для детей первого года обучения.

Тема : Введение в образовательную программу.

2013г.


Тема: «Введение в образовательную программу»

Цели. Познакомить детей с направлениями кружка начального технического моделирования.

Задачи:

  1. Образовательная – расширить кругозор учащихся, познакомить, народными традициями и обычаями, обучить новым способам работы с природным материалом, научить изготавливать простейшую модель планера;
  2. Развивающая – развивать навыки работы с бумагой и ножницами, фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;
  3. Воспитательная – воспитание уважения к народным традициям, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание художественного и эстетического вкуса.

Наглядно-демонстрационный материал:

образцы оберегов, таблицы «Символика оберегов», презентация «Домашние обереги».

Оборудование:

Заготовка-веничек, клей, палочки для клея, сухоцветы, монетки, крупа, мешковина, ягоды шиповника, цветок подсолнуха (искусственный), семена подсолнуха, бобовые, семена тыквы, мини каравай из слоёного теста.

Ход урока:

1.Организационный момент .

  Приветствие детей.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Ивановна Веркина. Я педагог СЮТ. Давайте с вами познакомимся. У каждого из вас на столе лежит бейджик , на котором я попрошу вас написать своё имя и прикрепить к своей одежде.

2. Основная часть.

Рассказ о кружке с демонстрацией работ. (слайд1) 

Сегодня нас с вами ждет путешествие в страну технического моделирования.

Знают мамы, знают дети,

Знают взрослый и малыш,

На безногом табурете

Ни за что не усидишь.

Без колес не сдвинешь воза,

Хоть впряги в него коня,

Не спасешься от мороза,

Если в печке нет огня.

От иголки мало толка,

Если без ушка она,

Так и руки без труда

Не годятся никуда.

    Вот и на занятиях кружка , который я веду мы будем изготавливать различные поделки из различного материала. Давайте, посмотрим на экран и я вам немного расскажу и покажу  то, чем мы будем заниматься. Я хочу представить вашему вниманию некоторые наши работы. Это выжигание по дереву («Жасмин»), художественное выпиливание (панно «Совёнок», модель автомобиля, разделочная доска «Пчёлка»), аппликация в технике коллаж -когда одна работа выполнена из различного материала ( «Рождественская ночь», «На защите Отечества»), аппликация из природного материала(«Осень в лесу»), аппликация из салфеток (« Космос») .

 Беседа. Сообщение темы занятия. (Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации)

  -Сегодня на занятии мы с вами будем волшебниками.

  -Что делают волшебники?

  - А какое волшебство сегодня совершим мы с вами, я скажу позже.

  - Скажите, пожалуйста, что есть самое дорогое у каждого человека? (Семья, дом)

Смотрим слайд 1.семья

  - Кто знает, как зовут существо, которое охраняет, оберегает нашу семью и наш дом? (домовой)

Когда ты слышишь скрипы 

Шаги над головой,

Шуршанье, кашель хриплый,

Знай – это (домовой). слайд

  - У нас в классе тоже живёт добрый дух нашего класса- «Батюшка- Домовой». Он обычно прячется, чтобы не смущать нас, не мешать работать, но при этом он следит за порядком в классе, смотрит кто как за собой рабочее место убирает, кто как старается выполнять мои задания. Сегодня  Батюшка- Домовой решил нам показаться. Я пришла утром в класс, а он на шкафу сидит. Посмотрите на него, какой он.

- Так кто такой Домовёнок? Почему у него такое имя? Для чего он нужен в доме?

 Много лет существует традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов.

 Смотрим слайд 2.

- Как вы думаете, что такое оберег? (предмет, который защищает дом, жилище).
На протяжении многих лет ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что они охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей и разных напастей.
Постепенно менялась жизнь, менялся быт, жилье, но неизменным остается желание людей уберечь свой дом и членов семьи от невзгод.

Смотрим слайд 3.

Оберег- не просто красивая вещичка, он имеет мистический смысл, идущий к нам из далёкого прошлого как послание от наших далёких предков.

Смотрим слайд 4.

Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой.
Смотрим слайд 5.
Одним из самых важных оберегов был плетень. Плетень выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные знакомства и крепкие дружеские отношения.

Смотрим слайд 6. 

  Обувь тоже могла служить оберегом. В башмачки прятали подарки, да и сама обувь была самым ценным подарком. Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.

  -Какие приметы, обычаи, связанные с обувью вы знаете? 
( С обувью связано много гаданий и поверий – во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.)

 Смотрим слайд 7
Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в нём прятали гостинцы для домовых.

Смотрим слайд 8.
Древнейшим домашним оберегом считается веник. На веничке -  домовушке размещаются природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.
Смотрим слайд 9.

Издавна существовал обычай обметать веником оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней и аккуратней, тем больше силой он обладает.

Смотрим слайд 10.

Ну и, конечно же, наш домовой.

Домовой-это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нём. Он идеальный домохозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый.

Смотрим слайд 11.

У русского домового даже есть свой праздник-10 февраля! В этот день домовой веселится-озорует, проказничает, и унять его можно только щедрым угощеньем и уважением.

Смотрим слайд 12.

Наш домовёнок Кузя предлагает сегодня нам с вами изготовить веничек оберег, чтобы и у вас была защита для вашего дома и семьи и осталась память о нашем сегодняшнем занятии.

5. Анализ готовой поделки.  

Рассмотрение готовой поделки, составление плана работы:

      - давайте внимательно рассмотрим наш веничек. Какой материал использовался для  его изготовления?( цветные ленточки, семеня тыквы, фасоли, мешковина, монетки, перец, искусственный цветок подсолнуха, макароны, шиповник, сухоцветы, клей ).

Смотрим слайд 13.

    -Правильно. Всё это является символами оберегов и имеет своё значение: 

Семена тыквы -символ плодородия.

Ягоды шиповника –символ крепкого здоровья.

Красный горький перец-символ мужского здоровья.

Мешковина- изобилие.

Хлеб(у нас макаронки)- всему голова- согласие и достаток в доме.

Сухоцветы- уют и красота.

Монетка- успех в делах.

Бублик – символ крепкой семьи.

Зёрна мака- символ исполнения желания.

Фасоль(бобовые)- символ достатка.

Цветок подсолнуха(солнце) – главный славянский оберег, славяне –дети солнца.

     -У каждого из вас на столе есть листик с символикой оберегов. По окончанию работы вы можете забрать его себе на память.

     - А какой инструмент мы будем использовать в работе?(ножницы, палочки для клея)

     -Как вы думаете, с чего мы начнем работу? (приклеивание ленточек  и цветка)

     -А что делаем дальше?(украшаем веничек по образцу)        

6. Практическая работа.

 а) Техника безопасности при работе с ножницами.

- Ребята, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами. 

  1. РАБОТАЙ ХОРОШО ОТРЕГУЛИРОВАННЫМИ И ЗАТОЧЕННЫМИ НОЖНИЦАМИ.
  2. НОЖНИЦЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ТУПЫЕ КОНЦЫ.
  3. НОЖНИЦЫ КЛАДИ КОЛЬЦАМИ ВПЕРЁД.
  4. СЛЕДИ ЗА ДВИЖЕНИЯМИ ЛЕЗВИЙ  ВО ВРЕМЯ РЕЗАНИЯ.
  5. НЕ ОСТАВЛЯЙ НОЖНИЦЫ РАСКРЫТЫМИ.
  6. ПЕРЕДАВАЙ НОЖНИЦЫ КОЛЬЦАМИ ВПЕРЁД
  7. НЕ ИГРАЙ НОЖНИЦАМИ. НЕ ПОДНОСИ К ЛИЦУ.
  8. ИСПОЛЬЗУЙ НОЖНИЦЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ.

б)  Физминутка.

- Прежде чем продолжить наше занятие , я предлагаю немножко размяться и сделать физминутку.

« Раз- подняться, подтянуться,

   Два — согнуться, разогнуться,

   Три — в ладоши три хлопка,

   Головою три кивка,

   На четыре ноги шире,

   Пять — руками помахать,

   Шесть — за стол тихонько сесть.»

в) –Молодцы, а теперь приступим к практической части нашего занятия. На экране вы видите этапы изготовления нашего оберега.

- Сначала приклеим на ручку веника ленточку.

-Поверх ленточки клеим подсолнух.

-Приклеиваем мешковину, на которой размещаем монетки, бублик.

-Из семян тыквы и фасоли собираем цветок.

-Приклеиваем на любом месте веточку сухоцвета, ягоды шиповника 2-3 шт., красный перчик, макаронку.

  Включите свою фантазию и украсьте свой оберег на свой вкус.

- Вот и готов наш веник-оберег.

г) Анализ работы. слайд

  -Посмотрите какие замечательные венички –обереги у вас получились.

-  Какой смысл вы заложили в оберег?

- Захотелось вам сделать еще какие-то обереги?

- Молодцы, все потрудились хорошо. теперь и у вашей семьи и вашего дома есть защита. И пусть ваши веничек-оберег принесёт в ваш дом теплоту, любовь, достаток и счастье!

А мы с вами на сегодня прощаемся. До свидания!









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Введение в образовательную программу"

Конспект занятия на данную тему разработан педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Улемновой И.В.Целью данного занятия является ознакомление с основными направлениями р...

Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»

План - конспект открытого занятия  (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...

Конспект открытого занятия по начальному техническому моделированию. Тема "Введение в деятельность"

Данное занятие вводит учащихся в предмет - начальное техническое моделирование. Занятие построено в форме путешествия по стране НТМ (начальное техническое моделирование). В структуру занятия включены ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Введение в образовательную программу «Калейдоскоп увлечений»»

Занятие проводится с детьми 1-го года обучения, младший, средний школьный возраст....

Сценарий занятия по теме "Введение в логику" для учащихся 1 года обучения с использованием интерактивных карточек образовательного портала УчиРу(сайт uchi.ru)

Методическая разработка. Сценарий занятия дополнительного образования по теме" Введение в логику " для учащихся 1 года обучения с использованием интерактивных карточек образовательного порта...

План-конспект открытого занятия кружкового объединения «Вокальный ансамбль» Тема: Введение в программу. «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет)

Первое занятие кружкового объединения "Вокальный ансамбль". Тема: «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет). Цель данного занятия вызвать  у детей интерес к занятиям в вокал...

План – конспект занятие по теме: «Введение в образовательную программу». «Путешествие по планете игрушек».

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие, помочь детям может...