Доклад «От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни»
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

Суркина Любовь Николаевна

1.Работа содержит:

-пояснительную записку

- цели и задачи

- место курса "Технология" в учебном плане

- результаты изучения курса

2. Технологическая карта изготовления "Панно из хризантем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx18.57 КБ
Файл podelka.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

«От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни

«Технология» в начальной школе»

Технология.

Пояснительная записка

 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологиив начальной школе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч – во 2,3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе)

Результаты изучения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов

 Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда in мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории I культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои покупки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровожденит ем, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речение высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческою решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4.Практика работы на компьютере.

Основные выводы и результат:

1. Преподавание    образовательной области « Технология » в начальной

школе имеет ряд особенностей, заключающихся не только в методах обучения, задачах и целях, но и в роли учителя. В современном понимании урок технологии - это не только процесс репродуктивной деятельности, в ходе которой дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект труда, но и урок, направленный на формирование умений планировать свою деятельность, на осознанное восприятие школьником учебной информации, конечным результатом которого является творческое использование каждым ребенком багажа полученных знаний и умений при разработке и изготовлении объектов труда, а так же при выполнении проектов.



Предварительный просмотр:

Изготовление панно из хризантем.

Цель: учить резать по прямолинейному и криволинейному контуру, используя шаблоны.

Средства обучения:

У  учителя – демонстрационный образец изделия, шаблоны для изготовления лепестков хризантемы и её листьев.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Ход урока.

Технологическая карта по изготовлению хризантемы.

Этапы и их название

Название операции

инструменты

материалы

Способ обработки

  1. Создание цветка хризантемы
  1. Нарезание полос бумаги

ножницы

Квадрат из  бумаги любого цвета со стороной 15 см.

На глаз или при помощи шаблона полосы разметить карандашом или сгибанием одинаковые полоски и разрезать их по линии разметки

  1. Изготовление лепестков- капелек

Клей-карандаш и ватные палочки

Нарезанные полоски цветной бумаги

Соединить края полос точечным наклеиванием

  1. Сборка цветка

Клей –карандаш

Основа цветка – круг диаметром 2 см. выполненный из плотной бумаги; изготовленные лепестки – капельки

Наклеить лепестки сначала по краю готовой основы, постепенно заполняя её внутреннюю поверхность

  1. Изготовление листьев

Разметка листьев цветка по шаблону и их вырезание

Карандаш, ножницы

Лист плотной бумаги зеленого цвета

Обвести на листе бумаги зеленого цвета шаблон 2-3 раза и вырезать листья

  1. Конструирование панно
  1. Сборка деталей в изделие

Клей-карандаш

Выполненный ранее цветок и листья

Приклеить цветок на лицевую сторону листьев

  1. Художественная обработка образа полуобъёмной аппликацией божьей  коровки

Клей-карандаш, фломастер черного цвета

Готовый цветок; прямоугольник или квадрат из бумаги красного цвета

Смять листок бумаги красного цвета, придать ему форму божьей коровки. Дополнить образ насекомого черными крапинками. Прикрепить модель божьей коровки в любом месте цветка

  1. Организационный момент.

– Проверьте, лежат ли у вас на столах клей, карандаш и цветная бумага.

  1. Изучение нового материала.

Учитель показывает образец цветка.

- Из каких деталей состоит цветок?  (из лепестков, листьев, сердцевины)

 - С чего мы начнем его делать?        (с сердцевины)

 - Для его изготовления надо вырезать квадрат со стороной 5 см. и обрезать у него углы так, чтобы получился круг. Отложите сердцевину. Изготовим лепестки и листья.

Учитель рассказывает об изготовлении цветка, ориентируясь на технологическую карту.

  1. Практическая работа.

Ученики изготавливают цветы и объединяют их в панно.

  1. Итог урока. Анализ работ учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой

Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...

ДОКЛАД "Коррекционная направленность уроков ручного труда в младших классах".

. В процессе практической деятельности при изготовлении конкретных изделий происходит коррекция мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, формирование учебной деятельно...

План – конспект открытого урока по предмету ручной труд в 4 «А» классе. Тема: «Изготовление декоративных листьев для «Дерева жизни».

План – конспект открытого урока по предмету ручной труд в 4 «А» классе.Тема: «Изготовление декоративных листьев для «Дерева жизни»....

Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»

       В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

Рабочая программа для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год по предметам: русский язык чтение речевая практика математика мир природы и человека музыка рисование физическая культура ручной труд

Рабочая программа по предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, физическая культура, ручной труд разработана для обучающихся 2 Г класса О...

Конспект урока ручного труда по теме "Виды ручных стежков. Строчка прямыми стежками", 3 класс.

Цель: создание условий для обучения технологии сшивания ткани строчкой прямыми стежками.Задачи: обучать сшиванию деталей изделия строчкой прямого стежка, закреплять правила работы с иглой, ножницами, ...