ДОКЛАД "Коррекционная направленность уроков ручного труда в младших классах".
материал по технологии (2 класс) на тему

Качаева Алёна Геннадьевна
. В процессе практической деятельности при изготовлении конкретных изделий происходит коррекция мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, формирование учебной деятельности, компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2018.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное Казённое Образовательное Учреждение

Республики Мордовия

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

возможностями здоровья»

ДОКЛАД  НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Коррекционная направленность уроков ручного труда в младших классах.

Подготовила: учитель

Качаева А.Г.

Инсар 2018

    Программа трудового обучения предусматривает воспитание обучающихся в духе трудолюбия, уважения к людям труда; формирование у них навыков культуры труда бережного отношения к окружающей среде; обучение элементарным приёмам работы с различными материалами. Специфические (коррекционные) задачи вытекают из особенностей развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  и направлены на коррекцию их мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности, на формирование учебной деятельности. В процессе обучения труду компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы школьников, формируются такие личностные качества как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность. Уроки труда необходимо использовать для развития мелкой моторики рук, для формирования пространственных представлений, а так же для развития познавательных интересов обучающихся в плане трудовой деятельности и их первоначальной профессиональной ориентации.

         Коррекционная направленность трудового обучения предполагает максимальное расширение на уроках труда межпредметных связей, в первую очередь, с такими учебными предметами, как математика, развитие речи и мир природы и человека, так как дети нуждаются в изучении одного и того же учебного материала в различных ситуациях, в его варьировании, неоднократном закреплении полученных знаний, умений, навыков. Характерным для умственно отсталых детей является недостаточное осмысление выполняемой работы, ослабление речевой регуляции действий. В процессе практической деятельности при изготовлении конкретных изделий происходит коррекция указанных отклонений. Ощутимость, материальность результатов труда, очевидных отдельных этапов работы и их последовательности облегчает осуществление постоянного перехода от чувственно-предметной деятельности к мыслительным операциям, что в свою очередь способствует развитию осознания выполняемой деятельности, нормализации её взаимосвязи с речью.

        В системе обучения школьников труду важное место занимают первые годы, так как именно здесь закладывается фундамент трудового обучения в последующих классах. От того как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом будет зависеть успешность их дальнейшего обучения этому предмету, отношение к трудовой деятельности вообще.

        У большинства детей первых лет обучения отмечается низкий уровень элементарных трудовых навыков (в работе с бумагой, пластилином, конструктором). Очень бедны знания и представления о трудовой деятельности человека о продукте и орудиях труда, об основных свойствах материалов, о правилах гигиены труда и техники безопасной работы. Всё это затрудняет овладение программным материалом по труду.

       Так, например, при изучении темы «Работа с бумагой» вызывает трудности выполнение заданий, связанных с обработкой бумаги, удержание линейки, разметка деталей по шаблону и трафарету. Недостаточно сформированы у них навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой. Так зная о затруднении учащихся в овладении навыком резания ножницами, с первого урока данной темы намечаю строгую последовательность в работе, которая предусматривает постепенное возрастание трудностей. Сначала ребёнок режет бумагу по прямым линиям, затем по незначительно изогнутым, потом учится округлять углы прямоугольных фигур и наконец переходит к вырезанию криволинейных фигур. Так путём постепенного усложнения материала и тренировочных упражнений дети овладевают навыком резания ножницами.

       Наблюдая за детьми при выполнении ими практических заданий на уроках труда устанавливаю их индивидуальные особенности и проявления, т.е., что конкретно затрудняет того или иного ребёнка. Для одного, например, особенно сложна работа с ножницами, у другого более выражена общая моторная неловкость, третий совсем не соблюдает правила безопасной работы, для четвёртого характерна расторможенность поведения. Дети с особенностями в развитии недостаточно внимательно выслушивают инструкцию, спешат, хотят скорее начать действовать. У них не выработана привычка к трудовому усилию, к организованности, к доведению начатой работы до конца.

      Важной составной частью любой трудовой деятельности являются умственные действия выражающиеся в различных умениях: ориентировка в задании, осознание цели рабочих движений, организация их по определенному  плану, контролирование правильности выполнения работы.

      «Умственные действия, являясь обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека, придают труду характер целесообразной деятельности, свойственной только человеку».

       У детей данной категории страдают в равной мере и чисто операционные рабочие навыки, и умственно-интеллектуальный компонент трудовой деятельности.

        Отставание в формировании умственных действий проявляется особенно отчётливо на уроках труда при изготовлении различных изделий. Так дети не умеют должным образом анализировать образец, вычленять этапы предстоящей работы, планировать её и обдумывать. У них слабо развиты навыки самоконтроля, отсутствует потребность в самопроверке выполняемого задания. При оценивании собственной работы дети ориентируются на внешние, не существенные признаки полученного результата, не сопоставляют с образцом и часто дают завышенную оценку. Эти особенности планирования и контрольно-оценочных действий обучающихся связаны с недостаточной регуляцией их деятельности, речью.

       Речь направляет и регулирует деятельность, способствует её точности и осмысленности. Школьники затрудняются в правильном описании предложенного образца, в рассказе о выполненных или предстоящих действиях, в словесном отчёте об уже проделанной работе. Развитие речи происходит как коррекция взаимосвязи речи и деятельности обучающихся при изготовлении ими конкретных изделий и выражается в уточнении и расширении словарного запаса на этапе анализа образца и ориентировке в задании, в развитии умения чётко излагать свои мысли и грамматически правильно строить фразу при планировании и словесном отчёте, и наконец умении самостоятельно составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из её этапов.

Подготовка к овладению программным материалом осуществляется благодаря систематически проводимой коррекционной работе реализующей указанные выше специфические задачи трудового обучения. Подготовка к усвоению наиболее сложных разделов программы ведётся путём большей развёрнутости, постепенности в изучении материала, учёта и преодоления конкретных затруднений обучающихся, введении дополнительных тренировочных упражнений, работа над осмыслением изучаемой темы. В связи с этим первые уроки по каждому из программных видов труда являются по своей сути пропедевтическими.

      В воспитании у обучающихся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению большое значение принадлежит аппликации. При выполнении аппликационных работ необходимо предварительно определить места прикрепления отдельных частей (деталей) аппликации, а также соблюдать последовательность их прикрепления.

       Аппликационные работы очень важны и для развития пространственных представлений, так как учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении соответствующих слов наверху, вокруг, над, слева и др.

       Аппликация из геометрических фигур («Домик», «Скворечник», «Грузовик») способствует закреплению темы «Геометрические фигуры». В процессе изготовления поделки школьнику требуется умение изготовить геометрическую фигуру и проанализировать сложную композицию рисунка, состоящую из различных геометрических фигур.

      При изготовлении аппликаций, лепке из пластилина, глины, изготовлении поделок из природного материала осуществляются межпредметные связи с уроками по изобразительному искусству. Одной из важнейших задач трудового обучения является развитие мелких мышц рук. Возможности для этого есть при изучении каждой программной темы, особенно наклеивание мелких деталей (аппликация); приёмы сборки (разборки) простейших моделей из деталей «конструктора»; лепки из пластилина, глины, слоёного теста; выполнение поделок из природного материала (крылатки ясеня, хвои сосны, ели).

        Дети без труда усваивают, что объёмные предметы могут быть изображены графически (на доске, ватмане). Это легче всего объяснить на изделиях из пластилина (глины). Учащиеся должны быть ознакомлены с несколькими способами разметки материала: на глаз, сгибанием, по шаблону, трафарету, на просвет. Эти виды разметки не требуют предварительных измерений.

       Обучение будет успешным, если изучаемый материал доступен для школьников, не перегружен новым материалом, сведениями и терминами. Проводя урок, нельзя ориентироваться (в отношении темпа работы и её сложности) на группу более сильных обучающихся, иначе остальные или допустят много ошибок в работе или в спешке не доведут работу до конца. В таких случаях сильным обучающимся даю дополнительное задание: украсить своё изделие аппликацией или продумывать более рациональный способ изготовления поделки.

      С первых уроков обучения в школе необходимо воспитывать у школьников умение подготовить своё учебное место, содержать его в порядке, правильно располагать на нём необходимые инструменты, приспособления, материалы, класть их в процессе работы на свои места, т.е. воспитывать культуру труда. Важным является умение экономно расходовать материалы и находить рациональные приёмы работы. Необходимо показывать детям, как нужно расположить шаблоны и трафареты при разметке, чтобы отходы получились минимальные. Можно предварительно сделать разметку мелом на доске: учитель рисует на доске формат листа бумаги, а обучающийся вычерчивает на нём мелом, как он будет размечать нужные детали на своём листе.

      Предлагаю детям такое задание, где на все детали даётся строго определённое количество материала, предупреждаю, что материала хватит при условии его экономного использования. Они должны также знать, что из отходов можно получить более мелкие детали.

     Эффективность выработки у обучающихся умений и навыков зависит от того, насколько систематически проводится работа. Только специально продуманная, регулярно проводимая работа даёт свои результаты. Такая же системность необходима и при обучении правилам техники безопасной работы и гигиены труда. Школьники должны выработать у себя привычки сохранять во время работы удобную и правильную позу, работать чистыми руками, пользоваться подкладным листом (доской, клеёнкой), тряпочкой, губкой, следить за чистотой рабочего места, убирать после окончания работы инструменты только в чистом виде. Соблюдение учащимися чётких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности.

      Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной активности детей. Одно из условий воспитания трудовых качеств – чёткое представление о назначении изготавливаемого изделия. Сообщая тему и цель урока, говорю о том, для чего нужна данная конкретная работа (счётный материал, украшение к празднику, экспонат для выставки, подарок-сувенир, украшение для класса, вещь необходимая лично для себя и т.д.). Интерес детей повышается благодаря воспитанию уважения к его результатам, понимание общественно-полезного назначения трудовой деятельности. Дети должны знать, что их труд нужен школе, семье, им самим, что своей работой они доставляют радость другим людям.

      Далее проводится работа по анализу изготавливаемого изделия. Образец должен быть крупный, яркий, удобный для обозрения, он вызывает у ребёнка сделать собственными руками такое же изделие.

       Учить способу анализа образца нужно с первых уроков. Вопросы учителя помогают учащимся точно, последовательно и полно анализировать объект. В поисках ответов дети учатся активно думать и рассуждать.

      Стимулирующими для развития мыслительных операций являются вопросы, требующие сравнения двух похожих, но не тождественных предметов или изображений. Например, при изготовлении аппликации трамвая предложить сравнить с троллейбусом. Учащиеся должны вычленить как общие признаки данных объектов, так и отличительные. Такой вид работы вызывает у детей большой интерес. Затем школьники описывают объект самостоятельно, учитель корригирует их ответы. Точный и полный анализ зависит от уровня развития речи учащихся. На уроках труда планирую и провожу словарную работу, отрабатываю с детьми значение слов, терминов, необходимых для описания образца и слежу за правильностью грамматического оформления их высказываний.

       Важной стороной трудовой деятельности, её интеллектуальным компонентом является планирование предстоящей работы. Предварительное планирование трудовых действий на уроках труда – это органическая составная часть создания любого изделия. У детей начинает формироваться мыслительный образ устройства предмета, способа его изготовления и порядка выполнения трудовых операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность детей становится понятной, т.е. переходит в мыслительную деятельность.

      Обучение планированию начинаю с использования предметно-инструкционных карт (таблица, на которой прикреплено незаконченное изделие после выполнения очередной операции). На таблице могут быть только основные операции по изготовлению поделки. Можно вести запись пунктов плана на доске. Способ планирования выбираю в  зависимости от особенностей поделки, степени её сложности.

       При планировании и осуществлении работы над изделием перед детьми ставлю вопросы:

С чего надо начать работу?

Что будем делать потом?

Что уже выполнено?

Что осталось сделать?

       Дети отвечают на вопросы, опираясь на конкретные опоры первоначально, позднее по представлению.

      Далее наступает исполнительский этап – собственная трудовая деятельность детей по изготовлению поделки. Вопросы, которые задаю обучающимся на данном этапе, носят разный характер. Одни помогают более сильным обучающимся в поиске более рационального способа действия по изготовлению поделки; другие связаны с предвидением возможных ошибок (чтобы их не допустить); третьи направлены на анализ уже допущенных ошибок (почему произошла данная ошибка и что нужно сделать, чтобы она не повторилась). Вопросы способствуют осознанию выполняемой работы, развитию навыков самоконтроля, активной мыслительной деятельности.

       Заключительный этап урока – подведение итогов работы, адекватная оценка выполненной работы, словесный отчёт о работе, оформление выставки работ.

       Правильно оценить выполненную работу как собственную, так и своего товарища – тоже помогают вопросы учителя (почему именно так школьник оценил свою работу, что получилось хорошо, а что не очень). Важно учить детей проводить оценку путём сравнения изготовленной поделки с образцом (а не только чистоту, аккуратность работы).

      Рассказывая о своей работе, ребёнок осмысливает правильность (или ошибочность) произведённых действий, закрепляет в сознании последовательность этапов работы и отдельных операций. Навыки словесного отчёта существенно помогают развитию умений планировать будущую работу, что значительно труднее, чем рассказывать о выполненной деятельности.

      Однако словесному отчёту нужно специально учить. Дети должны в развёрнутой и последовательной форме, отвечая на вопросы учителя рассказать о проделанной работе или о каком-либо определённом её отрезке. Сначала необходимо помогать детям, правильно выразить мысль и ничего не упустить, затем они производят словесный отчёт самостоятельно. От них требуется правильное обозначение отдельных частей, деталей, признаков изделия, называние всех совершённых действий и операций. Необходимо добиваться рассказа, который был бы понятен каждому, даже тому, кто не знает какую работу, выполнял ученик.  Сначала обучающиеся рассказывают, имея поделки перед глазами, а затем на последующих уроках, учатся составлять отчёт без опоры на предмет, т.е. по представлению. Последнее особенно существенно для обучения планированию, ибо планируя работу, школьник должен уметь превосходить свою будущую деятельность.

      Таким образом, полноценный словесный отчёт, способствуя целенаправленной деятельности, значительно помогает и развитию речи детей; постепенно их высказывания приобретают лексическую полноту и чёткость, большую точность грамматического оформления. Отражение в речи произведённых действий приводит к более полному и продолжительному запоминанию учебного материала.

     Так постепенно из урока в урок, у учащихся происходит формирование целенаправленной учебной деятельности.

Список литературы

1. В.А.Лапшин Б.П.Пузанов Основы дефектологии Учебное пособие для педагогическх инститов.

2. Добинская А.О. «Школьные трудности нестандартных детей» - 2-е. с изм., М: Школьная пресса. 2006

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей – Спб КАРО. 2006

4. Мирский С.Л.  Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя – 2-е изд. Перераб. М: «Просвещение»,1988.

5. Худенко Е.Д. Учебно – методический комплект «Современные коррекционные технологии в работе учителей-дефектологов с детьми-инвалидами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок показан на  профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...

Образовательная программа дополнительного образования детей (художественное направление) «Мастерилка» (ручной труд)

Рабочая программа объединения «Мастерилка» для 1-4 класса создана с опорой на типовую программу Т. М. Геронимуса «Маленький мастер» Изд. М. «Просвещение» 2006 год, 2-е издание. Программа дополнительно...

Урок ручного труда в 4 классе "Космос близкий и далёкий".

Урок ручного труда в 4  классе    Тема урока: Космос близкий и далёкий.для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Методическое пособие. «Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках ручного труда» и описание его использования»

Цель работы: воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом, развитие логического мышления и пространственного представления; развитие моторики рук. Создание условий для раскрытия тв...

Конспект урока ручного труда в 1 классе. Тема: "Лепка. Грибы".

В конспекте помещены загадки, стихотворения о грибах. Технологическая карта изготовления грибов из пластилина....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...