Образовательная программа дополнительного образования детей (художественное направление) «Мастерилка» (ручной труд)
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Кучерук Марина Владимировна

Рабочая программа объединения «Мастерилка» для 1-4 класса создана с опорой на типовую программу Т. М. Геронимуса «Маленький мастер» Изд. М. «Просвещение» 2006 год, 2-е издание. Программа дополнительного художественного образования детей, допущена Министерством образования и науки РФ.

Структура документа

    Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на 4 года для детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.

Цели программы:

- развивать детский, сплоченный коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;

- воспитывать творческую, активную личность, проявляющую интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи программы:

- формировать элементы обобщённых технологических и организационных   знаний, общетрудовых и специальных умений (преимущественно ручного труда);

- развивать творческие возможности учащихся;

- воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterilka.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Утверждаю,                                                              Рассмотрена на ГМО и утверждена

МОУ «СОШ № 7»                                                                    на МС МОУ «СОШ № 7»

Наливайкина Т. А.                                                                    протокол № ____

                                                                                                    от «_____» 2011 г.

Художественное  направление

«Мастерилка» (ручной труд)

Образовательная программа

дополнительного образования детей

                                              Возраст детей: 7-10 лет

                                         

                                              Сроки реализации: 4 года

               

                      Автор-составитель: учитель

обслуживающего труда

                                      Кучерук Марина Владимировна

г. Когалым

2011

Пояснительная записка.

    Рабочая программа объединения «Мастерилка» для 1-4 класса создана с опорой на типовую программу Т. М. Геронимуса «Маленький мастер» Изд. М. «Просвещение» 2006 год, 2-е издание. Программа дополнительного художественного образования детей, допущена Министерством образования и науки РФ.

Структура документа

    Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на 4 года для детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.

Цели программы:

  • развивать детский, сплоченный коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
  • воспитывать творческую, активную личность, проявляющую интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи программы:

  • формировать элементы обобщённых технологических и организационных   знаний, общетрудовых и специальных умений (преимущественно ручного труда);
  • развивать творческие возможности учащихся;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативность.

    Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

    У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

    Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

    В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

    Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.

    Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    В программу включены следующие разделы:

  1. «Бумажный город».  
  2. «В чудесном лесу».
  3. «Ниточная страна».
  4. «Весёлый лоскуток».
  5. Выставки, экскурсии.

    Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

    Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных. В 3-4 классах учащиеся выполняют узоры из бумажных лент (квилинг).

    При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

    Работа с природным материалом начинается с заготовки листьев, трав, цветов и др. Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, ракушки и др.

    В разделе «Ниточная страна» дети знакомятся с видами ниток, их свойствами и способами обработки. Учатся выполнять аппликацию из нитяной крошки, осваивают технику изонить, изготавливают игрушки из помпонов.

     При работе с тканью дети учатся закреплять нить разными способами. Далее приступают к обработке ткани, осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки, учатся продёргивать нити из ткани. Затем полученные навыки используют для изготовления и оформления кукольной одежды.

Инструменты и приспособления:

 простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, обмылок или портновский мел, ножницы, кисточка для клея, иголки швейные, портновские булавки, пяльцы.

Материалы:

бумага цветная для аппликаций, бумага для ксерокса, цветной картон, нитки разных цветов, шерстяная пряжа, ткань, клей ПВА, клей – карандаш, природный материал.

    На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

    Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

    Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 30 часов в год.

    В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт, имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Введение. Правила поведения в кабинете.

1

1

-

2

Узнаем, как правильно работать.

1

2.1

Нужные материалы, важные инструменты, основные правила.

1

1

-

3

«Бумажный город»

8

3.1

Виды и свойства бумаги и картона.

1

1

-

3.2

Оригами.

1

-

1

3.3

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.4

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.5

Плоскостные композиции.

    1

-

1

3.6

Плоскостные композиции.

1

-

1

3.7

Вышивка по картону.

1

-

1

3.8

Вышивка по картону.

1

-

1

4

«В чудесном лесу»

5

4.1

Заготовка природного материала.

1

-

1

4.2

Выбор рисунка, перевод контура.

1

-

1

4.3

Составление композиции.

1

-

1

4.4

Оформление работы.

1

-

1

4.5

Оформление работы.

1

-

1

5

«Ниточная страна»

9

5.1

Общее понятие о, нитках.

1

1

-

5.2

Перевод контура, нарезание нитяной крошки.

1

-

1

5.3

Приклеивание крошки.

1

-

1

5.4

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.5

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.6

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.7

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.8

Вырезание мелких деталей.

1

-

1

5.9

Оформление работы.

1

-

1

6

«Весёлый лоскуток»

8

6.1

Общее понятие о ткани, перевод рисунка.

1

1

6.2

Вышивание рисунка.

1

-

1

6.3

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.4

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.5

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.6

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.7

Украшение салфетки.

1

-

1

6.8

Выполнение бахромы.

1

-

1

7

Выставки, экскурсии

2

1

1

              Итого: 34 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Узнаем, как правильно работать.

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. «Бумажный город».

Виды и свойства бумаги и картона. Складывание фигурок в технике оригами. Перевод рисунка на картон с помощью копировальной бумаги. Последовательность наклеивание бумажной мозаики. Вырезание деталей аппликации по шаблону. Выполнение плоскостных композиций. Знакомство с техникой изонить. Составление и вышивание узора (заполнение угла).

   4. «В чудесном лесу».

Экскурсия в школьный сад с целью сбора природного материала. Правила приклеивания деталей композиции.   Изготовление композиций из засушенных листьев.  

   5. «Ниточная страна».

Общее понятие о, нитках. Перевод контура, с помощью копировальной бумаги. Мелкое нарезание нитяной крошки. Последовательность приклеивание крошки. Последовательность выполнение помпонов. Вырезание мелких деталей по шаблону. Способы оформление работы.

   6.«Весёлый лоскуток».

Общее понятие о ткани, способы перевода рисунка. Техника выполнения узелка, закрепление нитки. Техника выполнения ручных швов «вперёд иголка», «шнурок». Вышивание рисунка контурными швами. Способы украшение салфетки. Последовательность выполнение бахромы.

  7.Выставки, экскурсии.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону;

- последовательность изготовления несложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой),

Учебно-тематический план

(второй год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Введение. Правила поведения в кабинете.

1

1

-

2

Узнаем, как правильно работать.

1

2.1

Нужные материалы, важные инструменты, основные правила.

1

1

-

3

«Бумажный город»

8

3.1

Виды и свойства бумаги и картона.

1

1

-

3.2

Объёмное оригами.

1

-

1

3.3

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.4

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.5

Объёмные композиции.

    1

-

1

3.6

Объёмные композиции.

1

-

1

3.7

Вышивка по картону.

1

-

1

3.8

Вышивка по картону.

1

-

1

4

«В чудесном лесу»

5

4.1

Заготовка природного материала.

1

-

1

4.2

Выбор рисунка, перевод контура.

1

-

1

4.3

Составление композиции.

1

-

1

4.4

Оформление работы.

1

-

1

4.5

Оформление работы.

1

-

1

5

«Ниточная страна»

9

5.1

Общее понятие о нитках, виды ниток.

1

1

-

5.2

Перевод контура, приклеивание ниток по рисунку.

1

-

1

5.3

Приклеивание ниток.

1

-

1

5.4

Выполнение цветных помпонов.

1

-

1

5.5

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.6

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.7

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.8

Вырезание мелких деталей.

1

-

1

5.9

Оформление работы.

1

-

1

6

«Весёлый лоскуток»

8

6.1

Виды контурных швов. Упражнения.

1

1

6.2

Вышивание рисунка.

1

-

1

6.3

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.4

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.5

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.6

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.7

Оформление работы.

1

-

1

6.8

Оформление работы.

1

-

1

7

Выставки, экскурсии

2

1

1

              Итого: 34 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Узнаем, как правильно работать.

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. «Бумажный город».

Виды и свойства бумаги и картона. Складывание фигурок в технике оригами. Перевод рисунка на картон с помощью копировальной бумаги. Последовательность наклеивание бумажной мозаики. Вырезание деталей аппликации по шаблону. Выполнение объёмных композиций. Знакомство с техникой изонить. Составление и вышивание узора (заполнение угла, окружности).

   4. «В чудесном лесу».

Экскурсия в школьный сад с целью сбора природного материала. Правила приклеивания деталей композиции.   Изготовление композиций из засушенных листьев.  

   5. «Ниточная страна».

Общее понятие о, виды ниток. Перевод контура, с помощью копировальной бумаги. Последовательность приклеивание ниток. Последовательность выполнение цветных помпонов. Вырезание мелких деталей по шаблону. Способы оформление работы.

   6.«Весёлый лоскуток».

Общее понятие о ткани, способы перевода рисунка. Техника выполнения узелка, закрепление нитки. Техника выполнения ручных швов «вперёд иголка», «шнурок». Вышивание рисунка контурными швами. Способы украшение салфетки. Последовательность выполнение бахромы.

  7.Выставки, экскурсии.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме;

- последовательность изготовления простых и сложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой).

Учебно-тематический план

(третий год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Введение. Правила поведения в кабинете.

1

1

-

2

Узнаем, как правильно работать.

1

2.1

Нужные материалы, важные инструменты, правила ТБ.

1

1

-

3

«Бумажный город»

8

3.1

Виды и свойства бумаги и картона.

1

1

-

3.2

Объёмное оригами.

1

-

1

3.3

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.4

Бумажная мозаика.

1

-

1

3.5

Объёмные композиции.

    1

-

1

3.6

Объёмные композиции.

1

-

1

3.7

Вышивка по картону.

1

-

1

3.8

Вышивка по картону.

1

-

1

4

«В чудесном лесу»

5

4.1

Заготовка природного материала.

1

-

1

4.2

Выбор рисунка, перевод контура.

1

-

1

4.3

Составление композиции.

1

-

1

4.4

Оформление работы.

1

-

1

4.5

Оформление работы.

1

-

1

5

«Ниточная страна»

9

5.1

Общее понятие о нитках, виды ниток.

1

1

-

5.2

Перевод контура, приклеивание ниток по рисунку.

1

-

1

5.3

Приклеивание ниток.

1

-

1

5.4

Выполнение цветных помпонов.

1

-

1

5.5

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.6

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.7

Выполнение помпонов.

1

-

1

5.8

Вырезание мелких деталей.

1

-

1

5.9

Оформление работы.

1

-

1

6

«Весёлый лоскуток»

8

6.1

Виды контурных швов. Упражнения.

1

1

6.2

Вышивание рисунка.

1

-

1

6.3

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.4

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.5

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.6

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.7

Оформление работы.

1

-

1

6.8

Оформление работы.

1

-

1

7

Выставки, экскурсии

2

1

1

              Итого: 34 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Узнаем, как правильно работать.

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. «Бумажный город».

Виды и свойства бумаги и картона. Складывание фигурок в технике оригами. Перевод рисунка на картон с помощью копировальной бумаги. Последовательность наклеивание бумажной мозаики. Вырезание деталей аппликации по шаблону. Выполнение объёмных композиций. Знакомство с техникой изонить. Составление и вышивание узора (заполнение угла, окружности).

   4. «В чудесном лесу».

Экскурсия в школьный сад с целью сбора природного материала. Правила приклеивания деталей композиции.   Изготовление композиций из засушенных листьев.  

   5. «Ниточная страна».

Общее понятие о, виды ниток. Перевод контура, с помощью копировальной бумаги. Последовательность приклеивание ниток. Последовательность выполнение цветных помпонов. Вырезание мелких деталей по шаблону. Способы оформление работы.

   6.«Весёлый лоскуток».

Общее понятие о ткани, способы перевода рисунка. Техника выполнения узелка, закрепление нитки. Техника выполнения ручных швов «вперёд иголка», «шнурок». Вышивание рисунка контурными швами. Способы украшение салфетки. Последовательность выполнение бахромы.

  7.Выставки, экскурсии.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме;

- последовательность изготовления простых и сложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой),

Учебно-тематический план

(четвёртый год обучения)

№ разд.

№ тем

          Название разделов, тем

Количество часов

всего

 теория

 практика

1

1.1

 Введение. Правила поведения в кабинете.

1

1

-

2

Узнаем, как правильно работать.

1

2.1

Нужные материалы, важные инструменты, правила ТБ.

1

1

-

3

«Бумажный город»

8

3.1

Виды и свойства бумаги и картона.

1

1

-

3.2

Изонить, нитяная графика.

1

-

1

3.3

Заполнение угла. Упр-ние.

1

-

1

3.4

Заполнение окружности. Упр.

1

-

1

3.5

Заполнение окружности, дуги. Упражнение.

    1

-

1

3.6

Заполнение окружности, дуги. Упражнение.

1

-

1

3.7

Вышивка по картону.

1

-

1

3.8

Вышивка по картону.

1

-

1

4

«В чудесном лесу»

5

4.1

Заготовка природного материала. Виды объёмных работ.

1

-

1

4.2

Выбор модели, материала.

1

-

1

4.3

Составление композиции.

1

-

1

4.4

Оформление работы.

1

-

1

4.5

Оформление работы.

1

-

1

5

«Ниточная страна»

9

5.1

Вязание крючком. Основные приёмы.

1

1

-

5.2

Вязание цепочек. Упражнения.

1

-

1

5.3

Вязание цепочек. Упражнения.

1

-

1

5.4

Вязание цепочек. Упражнения.

1

-

1

5.5

Перевод рисунка.

1

-

1

5.6

Приклеивание цепочек.

1

-

1

5.7

Приклеивание цепочек.

1

-

1

5.8

Оформление работы.

1

-

1

5.9

Оформление работы.

1

-

1

6

«Весёлый лоскуток»

8

6.1

Виды счётных швов. Упр-ния.

1

1

6.2

Перевод рисунка.

1

-

1

6.3

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.4

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.5

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.6

Вышивание (продолжение).

1

-

1

6.7

Оформление работы.

1

-

1

6.8

Оформление работы.

1

-

1

7

Выставки, экскурсии

2

1

1

              Итого: 34 часов.

Содержание программы.

    1.Введение. Правила поведения в кабинете.

План работы объединения. Правила поведения в кабинете.

   2. Узнаем, как правильно работать.

Знакомство с инструментами, материалами. Инструктаж по технике безопасности.

   3. «Бумажный город».

Виды и свойства бумаги и картона. Знакомство с техникой изонить. Составление и вышивание узора (заполнение угла, окружности, дуги). Способы закрепления ниток. Способы оформление работ.

   4. «В чудесном лесу».

Экскурсия в школьный сад с целью сбора природного материала. Виды объёмных работ. Правила составления композиции.   Изготовление композиций из засушенных природных материалов.  

   5. «Ниточная страна».

Общее понятие о, виды ниток, крючков. Способы вязания крючком, правила ТБ.  Способы вязания цепочек. Последовательность приклеивание цепочек. Последовательность выполнение цветных помпонов. Способы оформление работы.

   6.«Весёлый лоскуток».

Общее понятие о ткани, способы перевода рисунка. Техника выполнения узелка, закрепление нитки. Техника выполнения счётных швов – простой крест. Вышивание рисунка счётными швами. Способы оформления вышивки.

  7.Выставки, экскурсии.

Посещение школьных выставок, экскурсии.

Ожидаемые результаты.

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

- названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани;

- названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме;

- последовательность изготовления простых и сложных изделий;

- способы соединения деталей с помощью клея, ниток;

- виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- различать материалы по их назначению;

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена);

- выполнять работу самостоятельно без напоминания;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой).

Рекомендуемая литература для педагогов.

     1.   Беляков Н.Д. «Кружок «Умелые руки» в школе». - М.1999.  

2.  Власова А. А. «Рукоделие в школе».- Спб.1996.

3.  Ерёменко Т. И. «Иголка-волшебница».- М. «Просвещение» 1988.

  1. Сафонова Н. С. «Кружки художественной вышивки».- Пособие для руководителей кружков.
  2.  «Узоры вышивки крестом». - Минск «Современный литератор» 1999.
  3. Галанова Т. «Игрушки из помпонов». – М. «Аст - пресс» 2010.
  4. Зайцева А. «Квилинг» (новые идеи для творчества). – М. «Эксмо» 2011.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей.

     1.    Крутий Я.В. «100 схем для вышивания гладью».-М.2004.

  1. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка» («Эксмо»1996).
  2.  Рогова О. Л. «Юным рукодельницам».- СПб. 1990.
  3. «Узоры вышивки крестом» (Минск «Современный литератор» 1999).

Глоссарий

Волокно – исходное сырьё для изготовления нитей, пряжи, ткани.

Калька – тонкая, просвечивающая бумага, используется для перевода рисунка.

Пяльцы – приспособление, служит для удержания ткани в натянутом виде и предохранении её от осыпания.

Резец – приспособление, служит для перевода линий на ткань.

Напёрсток – металлический колпачок, одевается на палец и предохраняет его от проколов иглой.

Канва – специальная ткань для вышивания, имеет чёткое расположение нитей.

Обмылок – тонкий кусочек мыла, служит для рисования линий на ткани.

Мулине – специальные нитки для вышивания, обладают высокой эластичностью, стойкостью к истиранию, не линяют и не теряют яркость цвета.

Хроматические цвета – (с греч. «хромос» - цвет) все цвета спектра.

Ахроматические цвета – неокрашенные цвета (белый, серый, чёрный).

Эскиз – рисунок от руки.

Мотив – элемент рисунка.

Композиция – художественное решение изделия в целом, расположение узора на плоскости, отдельных его частей, цветовое решение.

Раппорт – повторение одинаковых элементов или групп элементов.

Ритм – закономерное чередование отдельных элементов или групп элементов в орнаменте.

Орнамент – (с лат. «орнаментум» - украшать) узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических и изобразительных элементов.

Запяливание ткани – закрепление ткани в пяльцы.

Стежок – переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.

Строчка – ряд повторяющихся стежков.

Шов – место соединения деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

Свободные швы – выполняют по контуру или полностью заполняют узор, создавая выпуклость.

Счётные швы – выполняют по счёту ткани или в самой ткани, изменяя её рисунок.

Изонить – техника вышивки по картону или бумаге.

Аппликация – наклеивание, пришивание мелких деталей на крупную для получения рисунка или картины.

Рюша – текстильное изделие, выкроенное по косой с обработанными краями, используют для отделки.

Оборка - текстильное изделие, выкроенное по косой с одним обработанным краем, используют для отделки.

Окантовка – текстильное изделие, используют для обработки открытого неровного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок художественно-эстетического направления

Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественное вязание спицами".

Через знакомство и преобщение детей к искусству художественного вязания спицами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор дл...

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАСТЕРИЛКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА...