ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАСТЕРИЛКА»
план-конспект урока (2 класс)

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«МАСТЕРИЛКА»

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования:

Высоцкая Халиса Закиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей:  7-13 лет

Срок реализации: 3 года.

 

 

 

 

 

г. Дорогобуж 2023

 

Паспорт творческого объединения «Мастерилка»

 

Название учреждения - МБУДО Дорогобужский ДДТ

Автор воспитательной программы  -  Высоцкая Х.З. педагог высшей категории по

 начально -  техническому моделированию.

Название творческого объединения – «Мастерилка»

Направленность - социально-педагогическая.

Модель - воспитательная программа.

Количество воспитанников – 34 детей.

Возраст воспитанников  - 7-13 лет

Сроки реализации – 2022-2024 уч.г.

Цель воспитательной программы: «Воспитание духовно - нравственной, эстетически развитой личности воспитанника»

Задачи:

- Содействовать формированию творческого коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды.

- Развивать общественную активность воспитанников, социальную адаптацию, творческое развитие каждого воспитанника.

- Воспитывать сознательное отношение к занятиям, развивать познавательную активность.

- Воспитывать у детей стремление к ведению здорового образа жизни.

- Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости;

 -Формировать экологическую грамотность, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы.

1.Совместное сотрудничество педагога и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых, и детей.

2.Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения.

3.Духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние.

4.Ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Отечество,  Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

Основное значение воспитательной системы - развитие личности и                       формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация   учебных и досуговых программ в интересах личности.

Дополнительное образование - условие для личностного роста, которое   формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

Направленность данной программы  научно - техническая.

Программа направлена на формирование научного мирровозрения, освоение методов научного познания окружающего мира, развитие исследовательской и конструкторской деятельности,  развитие у воспитанников  наклонности в области точных  наук и технического творчества.

Данная воспитательная программа строится в рамках начально-технического моделирования, а значит  цель и задача направлены на   формирование технического и творческого мышления и взаимосвязано с экологическим представлением окружающего мира и уважением к нашей культуре. Формирование научного мирровозрения, опыта научно - иссследовательской  деятельности и т.д., формирование экологического мышления, взаимосвязь и взаимозависимость окружающего мира.

Новизна: приоритетность воспитательной программы направлена на развитие интеллекта, моральных и нравственных качеств, на освоение предметного содержания программы. Комплексный  подход к подготовке воспитанников к «новой информации», умеющего жить  в современных социально-экономических условиях жизни, компетентного, мобильного, с высокой культурой, умеющего принимать правильные решения, умеющего взаимодействовать с окружающими его людьми.

Актуальность: определяется запросами воспитанников и их родителей. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности - такой подход направлен на социализацию и активизацию знаний и умений и актуален в условиях современной жизни, т.е. в необходимости осознания себя как личность, способная к самореализации, что повышает самооценку воспитанника в глазах окружающих.

Педагогическая целесообразность: формирование и способствование понимания исторического и гражданского сознания, воспитание патриотизма и толерантного отношения к людям через профессиональную и исследовательскую деятельность.

Реализация задач деятельности: происходит через коллективную работу. Особое место в коллективной работе занимает позиция лидера - организатора.

Современное формирование лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепление решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, с современными методиками формирования лидерских навыков является  педагогически целесообразно.

Воспитательные задачи:

1.сформулировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, коллективизма, чувство личной ответственности за свои поступки;

2.воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность, чувство долга и т.д.), воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к нашей культуре. Приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Развивающие задачи:

1.развитие и умение думать, умения проводить исследовательскую работу;

2.умение общаться с коллективом и взаимодействовать в коллективе;

3. умение доводить дело до логического конца, развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение.

Методы воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, викторины);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В творческом объединении создаются условия для реализации и развития   познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности. Деятельность  строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями воспитанников.                                                                                          

К доминирующим  направлениям деятельности относятся:

- гражданско-патриотическое,  нравственное воспитание (через систему получения знаний во время диспутов, бесед и викторин),  способствующее осознанию у воспитанников их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;                                                              -  художественно-эстетическое развитие (через систему выставок, конкурсов и т.д.), способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре отечества, мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;                                    

 - сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей у воспитанников в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;                                                     

- приобщение семьи к процессу воспитания, способствующее укреплению связи семьи и дополнительного образования в интересах развития ребенка;

- педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию воспитанникам в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.                                                                                                  

Формирование воспитательной среды в творческом объединении содействующей самовыражению личности детей и педагога:                              

 - поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально - психологического климата, наличие у воспитанника и педагога чувства комфортности, защищенности;                                                                               

- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности;          

- существование реальных объектов и предметов для проявления у воспитанника своих способностей;                                                                                                           

 - восприятие воспитанниками творчества,  как важнейшей ценности своей жизнедеятельности.

Система организации программно-методического сопровождения.

Функции деятельности по методической поддержке работы педагога:

диагностическая;

- прогностическая;

- адаптационная;

- инновационно - развивающая;

- организационно-педагогическая деятельность;

- информационно-аналитическая.

Организация (формы организационной работы).                                    

1.Аналитико-диагностическая деятельность:

- наблюдение;

- тестирование;

- анкетирование;

- проектирование;

- консультирование;

- анализ.

2.Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информационно-педагогическая деятельность:

- посещение занятий других творческих объединений, праздников;

- конкурсы, диспуты, викторины.

Принципы  работы:

- демократичность;

- научность;

- системность;

- открытость;

- целенаправленность;

- оперативность и гибкость.

Достижения и результаты функционирования программы.

Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность обучающихся, ее изменения из года в год. В целом же показателем эффективности функционирования программы я выделяю следующие критерии:

- уровень воспитанности детей;

-уровень сформированности творческого  коллектива;

-уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность;

- уровень состояния психического и физического здоровья воспитанников;

-уровень удовлетворённости воспитанников  и их родителей жизнью творческого коллектива;

- стремление к успешности.

 

Принципы воспитательной системы

Принцип развития

Предполагает обеспечение нацеленности всех компонентов и средств педагогической деятельности на процессы развития и саморазвития личности воспитанника  и родителей; право на добровольный выбор участия в деятельности творческого объединения и в мероприятиях, проводимых в ДДТ.

Принцип творчества

Характеризует основную сторону жизнедеятельности, в которой творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса.

Принцип интеллекта 

Подчеркивает взаимосвязь творческого и интеллектуального развития личности воспитанника.

Принцип сотрудничества

Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» - и взрослыми, и детьми.

Принцип инновационный

Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования.

Принцип комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.

Принцип программности

Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей. 

Принцип выбора

Дает детям возможность выбора цели, содержания и форм жизнедеятельности коллектива.

Принцип заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме.

Принцип адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.

Принцип доверия и поддержки

Позволяет ребенку быть уверенным в своей значимости для коллектива и рассчитывать на одобрение и поддержку своих инициатив.

Принцип нравственности

Обеспечивает нравственную направленность творческого самовыражение личности, ее мотивом и жизненных ценностей.

 

Качества. которые необходимо развивать  в себе:

- Интерес к самому себе.

- Самопризнание себя как личности.

- Управление самим собой.

- Уважение чужого мнения.

- Любознательность о вовлеченность в деятельность.

- Эмоциональная устойчивость.

- Мотивация действий и поступков.

 

Правила построения жизнедеятельности в коллективе:

- Воля и труд, дивные всходы дают.

- Всякий человек по делу познается.

- По мере трудов и награда.

- Помогать товарищам.

- Веселье делу не помеха.

- Здоров будешь – все добудешь.

 

Законы нашего объединения:

Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному.

Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости. Будь храбрым, не бойся препятствий.

Закон любви. Люби своих друзей, родителей, Родину и все, что тебя окружает.

Закон доброты. Доброта - это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро.

Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!

 

ПЛАН  РАБОТЫ

1 год обучения  « Познай самого себя и учись дружить» - на первом этапе у воспитанника- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих, главное не ты мне, а я тебе.

Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

2 год обучения «Азбука коллективной жизни» - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

3 год обучения  «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Работа с родителями:

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Задачи:

- Постоянное информирование родителей о результатах занятий, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.

- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

- Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

- Привлечение к организации досуга детей по интересам.

Свободное общение:

 -  Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.

 - Создание на занятиях  положительной эмоциональной атмосферы общения.

 

Темы родительских собраний:

1.Вводное собрание. Трудности адаптации.

2. Роль родительского авторитета в воспитании. Анкетирование.

3.Здоровый образ жизни ребенка в семье и на занятиях.

4.Перелистывая страницы учебного года. Анкетирование.

Открытые уроки с посещением родителей.

Родительские консультации -  в течение всего учебного года.

Ожидаемые результаты:

- У родителей  повысится  заинтересованность  в дополнительном образовании  детей.

- Дети  научаться  жить  дружно,  сплочённо. Сформируется взаимодействие семьи и ДДТ.

Виды и формы деятельности:

  1. год обучения

 

- Конкурс  «Давайте познакомимся»

-Экскурсия  «Дорогобуж – город боевой славы»

-Конкурс  рисунков «Детям спички не игрушка»

-Беседа  «Зачем быть вежливым?»

-Беседа «День Конституции»

-Игровое занятие «Загадки и головоломки в нашей жизни»

-Новогодняя викторина «Год обезьяны»

-Конкурс «Новогоднее окно»

-Игра «Защитники России»

- Изготовление сувениров в подарок маме.

 -Коллективные творческие дела  «Всю жизнь цветы не оставляют нас»

-Подготовка и участие в итоговой выставке Дома творчества.

 

  1. год обучения

- Беседа - инструктаж  по ПДД «Какие опасности подстерегают нас на улицах города»

- Неделя вежливости «Вежливы ли вы ребята?»

- Беседа о ЗОЖ «Современная техника и твоё здоровье» 

- Коллективные творческие дела «Я и окружающий меня мир»

 -Беседа «Флаг России» и выполнение цветочного флага.

 - КТД «Мой знак Зодиака»

- Спортивный час к Всемирному дню здоровья «На зарядку становись!»

-Беседа к Международному дню инвалидов «Мы разные, но мы вместе»

-Мастерская Деда Мороза.  КТД «Ёлочная игрушка своими руками»

-Новогодняя викторина «Год петуха»

-Тест – игра «Будущие солдаты»

-Беседа «Весь мир против курения»

-Игровое занятие «Все цветы маме»

-Конкурс рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь!» 

-Акция «Мы выпускаем белых голубей» -мирное небо над нами.

- Защита проекта «История нашего Отечества»

-Дискуссия  «Победа деда – моя Победа»

-Выставка – игра «Птицы и животные России»

-Подготовка и участие в итоговой выставке Дома творчества.

 

  1. год обучения

-Беседа  - инструктаж  «О соблюдении правил поведения  в ДДТ»

-Викторин  «Наша Родина – Россия»

-Экологическая выставка «Земля наш общий дом - береги его»

- Проект - игра – путешествие «Юные космонавты»

- Диспут  «Здоровый образ жизни. Профилактика курения»

- Конкурс  рисунков «Улица полна неожиданностей»

-Беседа  «Огонь - друг и враг человека»

-Конкурс рисунков «Город, в котором я живу»»

- Изготовление открыток  ко  Дню пожилого человека

-Конкурс «Новогоднее окно»

-Игра – соревнование «Мы - защитники»

- Акция «Поздравление ветерану»

-Викторина «8 марта»

 -Коллективные творческие дела «Пасхальные поделки»

-Беседа  «У каждого из нас своя Россия»

- Защита проекта  «Танковое сражение»

-Подготовка и участие в итоговой выставке Дома творчества.

 

 

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Духовно – нравственное воспитание.

Задачи:

- Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности ребенка, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

- Способствовать осознанию основ морали — осознанной воспитанником необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом,  самоуважения и жизненного оптимизма.

- Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

- Создать условия для воспитания волевых качеств воспитанника, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся  научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

2.Гражданско–патриотическое воспитание.

Задачи:

- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

- Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

- Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

Ожидаемые результаты:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению.

3.Эстетическое воспитание.

Задачи:

-Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.

-Развитие художественных способностей.

-Воспитание чувства любви к прекрасному.

Ожидаемые результаты:

-Воспитанники должны  ознакомиться  с основными направлениями эстетической культуры.

- Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.

4.Воспитание здорового образа жизни.

Задачи:

-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

-Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

-Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ожидаемые результаты:

-У воспитанников формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры,

приучаются к здоровому образу жизни.

5.Экологическое, экскурсионно – туристическое воспитание.

Задачи:

-Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Ожидаемые результаты:

-Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

6.Трудовое воспитание.

Задачи:

-Способствовать тому, чтобы каждый воспитанник понимал значимость трудовой деятельности.

Ожидаемые результаты:

-Приобщение воспитанников к общественной работе, воспитание сознательного

отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.

7.Учебно – познавательная деятельность.

Задачи:

-Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей воспитанников средствами воспитательной работы.

-Создавать воспитанникам возможность проявлять свои интеллектуальные достижения.

-Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор воспитанника, на их познавательный интерес, увлечения.

 Ожидаемые результаты:

-Воспитанники научатся проявлять свои интеллектуальные достижения.

-Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

Модель выпускника творческого объединения

( с учетом сформированности УУД)

Личностные качества:

У воспитанника будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей4

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-  установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

Регулятивные качества:

Воспитанник научится:

-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные качества:

Воспитанник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные качества:

Воспитанник научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Правила эффективного взаимодействия:

Правило 1.  Воспитывая детей, необходимо делать то, что  говоришь. Младшие воспитанники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто  высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.

Правило 2.  Воспитанники требуют от педагога  постановки четких целей и их практической реализации.

Правило 3.  Педагогу необходима постоянная обратная связь с воспитанниками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

Правило 4.  С первых дней существования  детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Воспитанникам нужно научиться  понимать разницу между их сегодняшними возможностями и  будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Педагог  должен уметь определить  количество творческого напряжения для каждого ребенка.

Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать детьми.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно,  им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог  должен  быть терпелив в воспитании, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9.  Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации  неудачности ребенка. В его арсенале должен быть  юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог стимулирует самосовершенствование воспитанника, ставит перед ним трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 11.  Педагог дает возможность своим воспитанникам  быть в роли педагога и воспитателя. Если дети будут обучать других тому, чему научились сами, это  будет способствовать поднятию их знаний на более высокий  уровень.

Правило 12. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих воспитанников  не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О.С.Газмана. – М.,1996.

2.Гаврилова А.В. Проект «Я - гражданин России».//Классный руководитель.-2009, № 5

3.Гуреева О.С. Знать, мыслить, уметь, действовать.//Начальная школа.-2000, № 6.

4.Закон РФ «Об образовании» 1996 г

5.Конституция РФ.

6.Национальная доктрина образования РФ.

7.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и ответов.- М., 2001.

8.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2007.

9Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004гг.

10.Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положение в нем ребенка.- Псков, 1992.

11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.

12.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2005.

13.Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики.- М., 2001

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«МАСТЕРИЛКА»

Педагог дополнительного образования:

Высоцкая Халиса Закиевна

Возраст детей: 7-13 лет

Срок реализации: 3 года.

г. Дорогобуж 2023

Паспорт творческого объединения «Мастерилка»

Название учреждения - МБУДО Дорогобужский ДДТ

Автор воспитательной программы - Высоцкая Х.З. педагог высшей категории по

начально - техническому моделированию.

Название творческого объединения – «Мастерилка»

Направленность - социально-педагогическая.

Модель - воспитательная программа.

Количество воспитанников – 34 детей.

Возраст воспитанников - 7-13 лет

Сроки реализации – 2022-2024 уч.г.

Цель воспитательной программы: «Воспитание духовно - нравственной, эстетически развитой личности воспитанника»

Задачи:

- Содействовать формированию творческого коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды.

- Развивать общественную активность воспитанников, социальную адаптацию, творческое развитие каждого воспитанника.

- Воспитывать сознательное отношение к занятиям, развивать познавательную активность.

- Воспитывать у детей стремление к ведению здорового образа жизни.

- Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости;

-Формировать экологическую грамотность, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы.

#1057;овместное сотрудничество педагога и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых, и детей.

#1042;оспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения.

#1044;уховная самоотдача, милосердие как естественное состояние.

#1054;риентация детей на вечные абсолютные ценности – Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

Основное значение воспитательной системы - развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности.

Дополнительное образование - условие для личностного роста, которое формирует систему значений, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

Направленность данной программы научно - техническая.

Программа направлена на формирование научного мирровозрения, освоение методов научного познания окружающего мира, развитие исследовательской и конструкторской деятельности, развитие у воспитанников наклонности в области точных наук и технического творчества.

Данная воспитательная программа строится в рамках начально-технического моделирования, а значит цель и задача направлены на формирование технического и творческого мышления и взаимосвязано с экологическим представлением окружающего мира и уважением к нашей культуре. Формирование научного мирровозрения, опыта научно - иссследовательской деятельности и т.д., формирование экологического мышления, взаимосвязь и взаимозависимость окружающего мира.

Новизна: приоритетность воспитательной программы направлена на развитие интеллекта, моральных и нравственных качеств, на освоение предметного содержания программы. Комплексный подход к подготовке воспитанников к «новой информации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях жизни, компетентного, мобильного, с высокой культурой, умеющего принимать правильные решения, умеющего взаимодействовать с окружающими его людьми.

Актуальность: определяется запросами воспитанников и их родителей. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности - такой подход направлен на социализацию и активизацию знаний и умений и актуален в условиях современной жизни, т.е. в необходимости осознания себя как личность, способная к самореализации, что повышает самооценку воспитанника в глазах окружающих.

Педагогическая целесообразность: формирование и способствование понимания исторического и гражданского сознания, воспитание патриотизма и толерантного отношения к людям через профессиональную и исследовательскую деятельность.

Реализация задач деятельности: происходит через коллективную работу. Особое место в коллективной работе занимает позиция лидера - организатора.

Современное формирование лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепление решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, с современными методиками формирования лидерских навыков является педагогически целесообразно.

Воспитательные задачи:

#1089;формулировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, коллективизма, чувство личной ответственности за свои поступки;

#1074;оспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность, чувство долга и т.д.), воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к нашей культуре. Приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Развивающие задачи:

#1088;азвитие и умение думать, умения проводить исследовательскую работу;

#1091;мение общаться с коллективом и взаимодействовать в коллективе;

3. умение доводить дело до логического конца, развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение.

Методы воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, викторины);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В творческом объединении создаются условия для реализации и развития познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями воспитанников.

К доминирующим направлениям деятельности относятся:

- гражданско-патриотическое, нравственное воспитание (через систему получения знаний во время диспутов, бесед и викторин), способствующее осознанию у воспитанников их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека; - художественно-эстетическое развитие (через систему выставок, конкурсов и т.д.), способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре отечества, мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;

- сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей у воспитанников в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;

- приобщение семьи к процессу воспитания, способствующее укреплению связи семьи и дополнительного образования в интересах развития ребенка;

- педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию воспитанникам в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.

Формирование воспитательной среды в творческом объединении содействующей самовыражению личности детей и педагога:

- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально - психологического климата, наличие у воспитанника и педагога чувства комфортности, защищенности;

- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности;

- существование реальных объектов и предметов для проявления у воспитанника своих способностей;

- восприятие воспитанниками творчества, как важнейшей ценности своей жизнедеятельности.

Система организации программно-методического сопровождения.

Функции деятельности по методической поддержке работы педагога:

- диагностическая;

- прогностическая;

- адаптационная;

- инновационно - развивающая;

- организационно-педагогическая деятельность;

- информационно-аналитическая.

Организация (формы организационной работы).

#1040;налитико-диагностическая деятельность:

- наблюдение;

- тестирование;

- анкетирование;

- проектирование;

- консультирование;

- анализ.

#1048;нновационно-развивающая, информационно-организационная, информационно-педагогическая деятельность:

- посещение занятий других творческих объединений, праздников;

- конкурсы, диспуты, викторины.

Принципы работы:

- демократичность;

- научность;

- системность;

- открытость;

- целенаправленность;

- оперативность и гибкость.

Достижения и результаты функционирования программы.

Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность обучающихся, ее изменения из года в год. В целом же показателем эффективности функционирования программы я выделяю следующие критерии:

- уровень воспитанности детей;

-уровень сформированности творческого коллектива;

-уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность;

- уровень состояния психического и физического здоровья воспитанников;

-уровень удовлетворённости воспитанников и их родителей жизнью творческого коллектива;

- стремление к успешности.

Принципы воспитательной системы

Принцип развития

Предполагает обеспечение нацеленности всех компонентов и средств педагогической деятельности на процессы развития и саморазвития личности воспитанника и родителей; право на добровольный выбор участия в деятельности творческого объединения и в мероприятиях, проводимых в ДДТ.

Принцип творчества

Характеризует основную сторону жизнедеятельности, в которой творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса.

Принцип интеллекта

Подчеркивает взаимосвязь творческого и интеллектуального развития личности воспитанника.

Принцип сотрудничества

Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему « с двух сторон» - и взрослыми, и детьми.

Принцип инновационный

Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования.

Принцип комфортности

Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.

Принцип программности

Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей.

Принцип выбора

Дает детям возможность выбора цели, содержания и форм жизнедеятельности коллектива.

Принцип заинтересованности

Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме.

Принцип адекватности

Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.

Принцип доверия и поддержки

Позволяет ребенку быть уверенным в своей значимости для коллектива и рассчитывать на одобрение и поддержку своих инициатив.

Принцип нравственности

Обеспечивает нравственную направленность творческого самовыражение личности, ее мотивом и жизненных ценностей.

Качества. которые необходимо развивать в себе:

- Интерес к самому себе.

- Самопризнание себя как личности.

- Управление самим собой.

- Уважение чужого мнения.

- Любознательность о вовлеченность в деятельность.

- Эмоциональная устойчивость.

- Мотивация действий и поступков.

Правила построения жизнедеятельности в коллективе:

- Воля и труд, дивные всходы дают.

- Всякий человек по делу познается.

- По мере трудов и награда.

- Помогать товарищам.

- Веселье делу не помеха.

- Здоров будешь – все добудешь.

Законы нашего объединения:

Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному.

Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости. Будь храбрым, не бойся препятствий.

Закон любви. Люби своих друзей, родителей, Родину и все, что тебя окружает.

Закон доброты. Доброта - это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро.

Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!

ПЛАН РАБОТЫ

1 год обучения « Познай самого себя и учись дружить» - на первом этапе у воспитанника- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих, главное не ты мне, а я тебе.

Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

2 год обучения «Азбука коллективной жизни» - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

3 год обучения «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

Работа с родителями:

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Задачи:

- Постоянное информирование родителей о результатах занятий, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.

- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

- Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.

- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.

- Привлечение к организации досуга детей по интересам.

Свободное общение:

- Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.

- Создание на занятиях положительной эмоциональной атмосферы общения.

Темы родительских собраний:

#1042;водное собрание. Трудности адаптации.

2. Роль родительского авторитета в воспитании. Анкетирование.

#1047;доровый образ жизни ребенка в семье и на занятиях.

#1055;ерелистывая страницы учебного года. Анкетирование.

Открытые уроки с посещением родителей.

Родительские консультации - в течение всего учебного года.

Ожидаемые результаты:

- У родителей повысится заинтересованность в дополнительном образовании детей.

- Дети научаться жить дружно, сплочённо. Сформируется взаимодействие семьи и ДДТ.

Виды и формы деятельности:

  1. год обучения

- Конкурс «Давайте познакомимся»

-Экскурсия «Дорогобуж – город боевой славы»

-Конкурс рисунков «Детям спички не игрушка»

-Беседа «Зачем быть вежливым?»

-Беседа «День Конституции»

-Игровое занятие «Загадки и головоломки в нашей жизни»

-Новогодняя викторина «Год обезьяны»

-Конкурс «Новогоднее окно»

-Игра «Защитники России»

- Изготовление сувениров в подарок маме.

-Коллективные творческие дела «Всю жизнь цветы не оставляют нас»

-Подготовка и участие в итоговой выставке Дома творчества.

  1. год обучения

- Беседа - инструктаж по ПДД «Какие опасности подстерегают нас на улицах города»

- Неделя вежливости «Вежливы ли вы ребята?»

- Беседа о ЗОЖ «Современная техника и твоё здоровье»

- Коллективные творческие дела «Я и окружающий меня мир»

-Беседа «Флаг России» и выполнение цветочного флага.

- КТД «Мой знак Зодиака»

- Спортивный час к Всемирному дню здоровья «На зарядку становись!»

-Беседа к Международному дню инвалидов «Мы разные, но мы вместе»

астерская Деда Мороза. КТД «Ёлочная игрушка своими руками»

-Новогодняя викторина «Год петуха»

-Тест – игра «Будущие солдаты»

-Беседа «Весь мир против курения»

-Игровое занятие «Все цветы маме»

-Конкурс рисунков и плакатов «Я выбираю жизнь!»

-Акция «Мы выпускаем белых голубей» -мирное небо над нами.

- Защита проекта «История нашего Отечества»

-Дискуссия «Победа деда – моя Победа»

-Выставка – игра «Птицы и животные России»

-Подготовка и участие в итоговой выставке Дома творчества.

  1. год обучения

-Беседа - инструктаж «О соблюдении правил поведения в ДДТ»

-Викторин «Наша Родина – Россия»

-Экологическая выставка «Земля наш общий дом - береги его»

- Проект - игра – путешествие «Юные космонавты»

- Диспут «Здоровый образ жизни. Профилактика курения»

- Конкурс рисунков «Улица полна неожиданностей»

еседа «Огонь - друг и враг человека»

-Конкурс рисунков «Город, в котором я живу»»

- Изготовление открыток ко Дню пожилого человека

-Конкурс «Новогоднее окно»

-Игра – соревнование «Мы - защитники»

- Акция «Поздравление ветерану»

-Викторина «8 марта»

-Коллективные творческие дела «Пасхальные поделки»

-Беседа «У каждого из нас своя Россия»

- Защита проекта «Танковое сражение»

-Подготовка и участие в итоговой выставке Дома творчества.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

#1044;уховно – нравственное воспитание.

Задачи:

- Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности ребенка, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

- Способствовать осознанию основ морали — осознанной воспитанником необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, самоуважения и жизненного оптимизма.

- Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

- Создать условия для воспитания волевых качеств воспитанника, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

#1043;ражданско–патриотическое воспитание.

Задачи:

- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

- Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

- Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

Ожидаемые результаты:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

#1069;стетическое воспитание.

Задачи:

-Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.

-Развитие художественных способностей.

-Воспитание чувства любви к прекрасному.

Ожидаемые результаты:

-Воспитанники должны ознакомиться с основными направлениями эстетической культуры.

- Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.

#1042;оспитание здорового образа жизни.

Задачи:

-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

-Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

-Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ожидаемые результаты:

-У воспитанников формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры,

приучаются к здоровому образу жизни.

#1069;кологическое, экскурсионно – туристическое воспитание.

Задачи:

-Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Ожидаемые результаты:

-Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

6.Трудовое воспитание.

Задачи:

-Способствовать тому, чтобы каждый воспитанник понимал значимость трудовой деятельности.

Ожидаемые результаты:

-Приобщение воспитанников к общественной работе, воспитание сознательного

отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.

7.Учебно – познавательная деятельность.

Задачи:

-Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей воспитанников средствами воспитательной работы.

-Создавать воспитанникам возможность проявлять свои интеллектуальные достижения.

-Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор воспитанника, на их познавательный интерес, увлечения.

Ожидаемые результаты:

-Воспитанники научатся проявлять свои интеллектуальные достижения.

-Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

Модель выпускника творческого объединения

( с учетом сформированности УУД)

Личностные качества:

У воспитанника будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей4

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Воспитанник научится:

-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные качества:

Воспитанник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные качества:

Воспитанник научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Правила эффективного взаимодействия:

Правило 1. Воспитывая детей, необходимо делать то, что говоришь. Младшие воспитанники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.

Правило 2. Воспитанники требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации.

Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с воспитанниками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

Правило 4. С первых дней существования детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Воспитанникам нужно научиться понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Педагог должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ребенка.

Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать детьми.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог стимулирует самосовершенствование воспитанника, ставит перед ним трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 11. Педагог дает возможность своим воспитанникам быть в роли педагога и воспитателя. Если дети будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.

Правило 12. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих воспитанников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О.С.Газмана. – М.,1996.

#1043;аврилова А.В. Проект «Я - гражданин России».//Классный руководитель.-2009, № 5

#1043;уреева О.С. Знать, мыслить, уметь, действовать.//Начальная школа.-2000, № 6.

#1047;акон РФ «Об образовании» 1996 г

#1050;онституция РФ.

#1053;ациональная доктрина образования РФ.

#1055;одласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и ответов.- М., 2001.

#1055;олат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2007.

9Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004гг.

#1055;сихолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положение в нем ребенка.- Псков, 1992.

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.

#1065;уркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2005.

#1065;уркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики.- М., 2001

#1045;диная коллекция ЦОР -

#1054;бразовательный портал -

#1060;едеральный портал –

#1045;диное окно доступа к образовательным ресурсам - http://window,

#1048;нформационно-коммуникационные технологии в образовании - ,

#1057;еть творческих учителей -

#1057;айт методической поддержки -