ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Социально-педагогического объединения «Веселый английский»
методическая разработка на тему

Исламова Ильмира Рафисовна

Воспитательная система через английский язык в дополнительном образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ул. Попенченко д. 1 / 1, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

т/ф (34934) 9 19 85; 9 21 60, e-mail: urengoi_ddt@mail.ru

Обсуждена

на заседании методического совета

МБОУ  ДО  ДДТ п.г.т. Уренгой

Пуровского района

Протокол № _______

от «____» ______________ 201__ г.

Утверждаю

И.о. директора МБОУ  ДО  ДДТ

п.г.т. Уренгой Пуровского района

_________________Синегина Н.Б.

«____» ________________ 201__ г.

                                                                                                                                     

         СОГЛАСОВАНО                                                                                 

МБОУ ДОД ДДТ п.г.т.

                                                         

                                                       

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Социально-педагогического объединения

«Веселый английский»

СОСТАВИТЕЛЬ: руководитель социально-педагогического объединенеия  

Исламова Ильмира Рафисовна.

 п. Уренгой

2014


«Познание стран мира – украшение человеческих умов»                                              

                       (Леонардо да Винчи)

  1. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер(т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

 Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

  1. Индивидуально-групповой компонент

          Изменения общественных тенденций в мире, формирование нового, позитивного общественного сознания и климата на планете подтвердило очень важное положение о том, что перед образованием в различных странах мира стоит задача преодоления национально-государственной ограниченности и необходимости признания приоритета общечеловеческих ценностей в воспитании, наряду с предельно уважительным отношением ко всему тому, что создано в культурном плане каждой нацией, каждым народом. Речь идет о том, что перед нами стоит грандиозная задача по красоте и значимости: воспитание гражданина мира, признающего, уважающего, понимающего и принимающего все ценности и достижения мировой цивилизации и собственной страны. Каждый человек, соприкасаясь с прекрасным необычным миром, обогащается, учится новому понимаю красоты и добра, становится глубже и человечнее. Поэтому актуальной проблемой на сегодняшний день является создание среды для формирования человека, способность адаптироваться в современном мире, обладающего обострённым чувством понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласие с людьми разных национальностей, рас, верований. Воспитание и образование в современной школе должны быть направлены на осознание единства мирового сообщества, чувства национального патриотизма и самосознания, толерантности отношений в обществе, приобщение подрастающего поколения к мировой культуре, опираться на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образов и форм деятельности, существующих в данном обществе, и передачу этого наследия молодому поколению. Всё это и послужило основанием для создания воспитательной системы объединения. Базовыми концепциями в построении данной системы являются:

1. «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В. Бондаревская)

2. «Формирование образа жизни, достойной Человека» (Н.Е. Щуркова)

3. «Поликультурное образование в современной общеобразовательной школе России» (З.М. Малькова, В.В. Макеев, Л.Л. Супрунова).

       Исходя из данных концепций определена главная линия воспитательной системы объединения – воспитание многокультурного человека. В свете выбранных концепций объединение становиться важнейшим культурно-образовательным институтом. Её основная и стратегическая цель – подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми, самостоятельного в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей; способного к самосовершенствованию, саморазвитию и успешной социализации в обществе.

          Воспитание в объединении опирается на общечеловеческие нравственные ценности.

Это ценности лежат в основе следующих  педагогических принципах:

  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов;
  • воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

      Исходя из общечеловеческих фундаментальных ценностей, мы фокусируем решение воспитательных задач вокруг следующих проблемных блоков:

  • воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания;
  • воспитание персональных нравственно высоких качеств;
  • воспитания чувства сострадания и готовности помочь другим людям;
  • воспитание во имя мира на земле.

       Изложенные в концепциях положения и практика педагогической деятельности подтверждают необходимость создания новой методологии формирования гуманистической культуры личности в поликультурном образовании, основанной на принципах философии гуманизма, кросскультуризма и синергетики. Так, в аспекте философии гуманизма мы рассматриванием воспитание гуманитарной культуры личности обучающихся в контексте отношения к ребенку как к высшей ценности,  вобравшему в себя значительные потенциальные возможности человеческого рода.                                                                    

       Через призму кросскультуризма мы рассматриваем формирование гуманитарной культуры обучающихся, как оказание им помощи в культурной идентификации в поликультурной среде, в приобретении смыслов и опыта межкультурного взаимодействия.

       С позиции синергетики мы считаем, что развитие гуманитарной культуры личности должно идти путем формирования её собственных созидательных сил, через превращение этого развития в самоорганизуемый процесс освящения культурных ценностей и способов жизнедеятельности.

     В объединении используются различные подходы в воспитании, они и составляют научно-педагогическую основу  воспитательной системы объединении.

Основные подходы в организации воспитательной деятельности

  • Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд задач, от решения которых  зависит  его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определённого уровня биологического созревания, физического развития, имеющих некоторые регионально-культурные различия), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи. Возрастной подход призван обеспечить условия для их эффективного решения (А.В. Мудрик).
  • Индивидуальный подход – рассмотрение воспитания как процесса, осуществляемого с учётом индивидуальных способностей обучающихся, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку. Индивидуальный подход – необходимое условие эффективности воспитательного процесса, так как любое педагогическое влияние преломляется через индивидуальные особенности конкретного человека (В.И. Максакова).
  • Позиционный подход (А.И. Григорьева) строится на основе идеи, что воспитание – особая духовно-практическая деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, полагая её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя   процесс деятельности. Воспитательная деятельность педагога пронизывает различные сферы приложения его профессиональных сил (учебный процесс, внеучебную сферу, непосредственное общение), сопряжена с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью. Педагог как воспитатель – субъект воспитательного влияния во взаимодействии с ребёнком и детским сообществом объединении, субъект личностного и профессионального развития себя как воспитателя; субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; субъект взаимодействия с семьёй, представителями социума, социальными общностями, выходящими на ребёнка, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала.
  • Культурологический подход, когда каждый участник межкультурных коммуникационных процессов выступает как носитель и трансформатор определённой этнокультуры, которые сформировались под воздействием традиционной системы воспитания данного этноса. Если учащийся, осваивая культуру , делает открытия в самом себе, переживая при этом пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится «его миром», пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное, классическое образование обеспечить не может.
  • Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская) - предполагает рассмотрение воспитанника как личности, самостоятельно ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений, в том числе и в сфере воспитания. Данный подход предполагает помощь ребёнку в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении самоопределения. В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистических отношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Личность рассматривается как общечеловеческая ценность.
  • Социокультурный подход (Сафонова) – обучение межкультурному иноязычному общению в контексте социально-педагогических доминант педагогики гражданского мира и согласия. В рамках этого подхода обучение и воспитание должно идти в русле диалога культур с опорой на культуроведческие и лингвострановедческие знания школьников. Главными целями становятся не только формирование иноязычной языковой личности, Нои осознание обучающимися себя, совей жизненной позиции, этнических корней, развитие их мировосприятия и миропонимания. Одной из основных задач является воспитание личности способной познавать и творить культуру путём диалогичного общения, обменом смыслами, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения. К таким навыкам относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций. А также основой межнационального  и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.  

Воспитательная система нашего объединения определена видением всей жизнедеятельности дома детского творчества.

  1. Ценностно-ориентационный  компонент

       Исходя из того, что гражданин  - это личность, обладающая правовой и политической культурой, социально активная, творчески мыслящая, ценящая демократические свободы и несущая ответственность за свои поступки, осознающая своё место в социуме, природе, мире; признающая достоинства и инакомыслие других, мы считаем, что наша модель воспитательной системы должна способствовать формированию у обучающихся системы гражданских ценностей. К ним мы относим критическое мышление, широту видения мира и признания, а отсюда равноправными и равноценными любые точки зрения, взгляды на мир; умение сочетать свою философию с культурным и национальным плюрализмом, стремления видеть личностный смысл в любой деятельности; способность защищать своё достоинство, обладать гражданским самосознанием, быть ответственным за свои слова и поступки.

      Воспитательная система создаётся усилиями всех участников: педагогом, детьми, родителями, социальными партнёрами. В процессе их взаимодействия формируются её цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Цель воспитательной системы:

  • подготовка выпускников с учётом современных общественных тенденций к жизни в гражданском обществе, к активному и социально-позитивному взаимодействию в этом обществе;
  • раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях;
  • развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей.
  • создание условий для становления интеллигентной, конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения  и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях.

Задачи:

  • создать условий для саморазвития обучающегося, как субъекта деятельности, как личности, а так же удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;
  • воспитывать гуманистически ориентированную личность;
  • овладение обучающимися культурой национальной, российской, общечеловеческой;
  • прививать у школьников стандарты и культуру толерантного поведения;
  • воспитывать стремление к самообразованию, творчеству;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
  • формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к общению, ценностное отношение к личности и окружающему миру, ответственное отношение к жизни;
  • воспитывать гражданскую, правовую культуру, любовь к Родине;
  • готовить обучающихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитывать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культур;
  • раскрывать объективные причины процесса глобализации в современном мире, взаимозависимости и цивилизации.

Пути решения воспитательных задач:

  • познавательная и воспитательная деятельность;
  • творческая деятельность всех участников;
  • стиль взаимоотношений;
  • культура атмосферы;
  • собственный пример и словесные методы;
  • опора на семью, семейные традиции и поддержку.

       Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребёнок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик В.).

Ожидаемые результаты.

  • Воспитание - личности:
  • духовно богатый, с формированным чувством национального самосознания и достоинства, социально активной, способной воздействовать на будущее с целью его совершенствования,  обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны;
  • стремящейся к саморазвитию, ведущей  здоровый образ жизни; отличающейся мобильностью, динамизмом, разносторонним интеллектом; способной самостоятельно выходить из проблемных ситуаций, владеющей средствами и способами исследовательского труда и высоким уровнем культуры;
  • руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора и самовыражение; способной ценить и уважать культуру и традиции других народов и успешно социализироваться в современном мире.
  • Обеспечение  реализации таких принципов, как «быть равным, но другим», «быть интегрированным, но уважаемым», сохранять «равенство неравного» и т.д.
  • Повышение уровня социальной адаптации школьников в условиях поликультурных мегаполисов.
  • Разработка механизмов формирования культуросозидающего базиса личности, обеспечивающего развитие толерантного сознания.

         Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускник объединения должен обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, он должен вписаться в социальную среду, которая будет его окружать.

Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда: 

         Идеальная модель выпускника нашего объединения предполагает, что это должна быть личность, обладающая психологическим здоровьем и позитивной идентичностью. Атрибутами такой поликультурной личности являются: чувство внутреннего равенства с собой; осознание собственной уникальности и неповторимости; оптимизм, уверенность в себе как преобладающее эмоциональное состояние; независимость самооценки, соотношение целей и мотивов деятельности от мнения окружающих; наличие собственных целей, ценностей и убеждений; самостоятельность в решении жизненных проблем; способность к культурному самоопределению, самореализации и саморазвитию; осознание себя в качестве поликультурного субъекта – представителя одновременно нескольких культурных групп (этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной и др.); умение видеть поликультурность современных культурных сообществ и воспринимать культурное разнообразие как норму сосуществования культур в поликультурном пространстве; осознавать свое место, роль и значимость в глобальных общечеловеческих процессах; инициировать и принимать участие в действиях по элиминации или минимизации культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма; воспитание в себе таких личностных качеств, как тактичность, сдержанность в эмоциональных проявлениях, толерантность.

Сущность нашей воспитательной системы в её гуманистической направленности, в осознании ребёнка субъектом воспитания и образования. Мы стремимся, чтобы каждый воспитанник осознал свою самоценность, овладел навыками самовоспитания, сформировал самосознание и сознательно подошел к самоопределению. Эта работа реализуется на следующих принципах,  определяющих стратегию, содержание, пути и способы воспитания:

  • Целостность педагогического процесса - единство, взаимосвязь, интеграция работы объединения;
  • Системность и преемственность -  комплексное взаимодействие всей системы; взаимозависимость содержания и форм воспитания обучающихся;
  • Культуросообразность – организация воспитательного процесса с учетом внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – это нормы морали, быта. Внутренняя культура – это духовная жизнь личности. Общественная культура – социальные отношения и национальные духовные ценности.

      Этот принцип обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этого принципа предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры.

       Культуросообразность воспитания в нашей в объединении значит чрезвычайно много, поскольку именно культура есть среда, взращивающая и питающая личность, а, с другой стороны, культура- это язык, объединяющий человечество.

  • Демократизм и гуманизм. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность придти на помощь, старательность, добросовестность, стремление к миру и взаимопониманию. В этой связи в нашей в объединении приоритетной выступает стратегия сотрудничества, находящая свое выражение во взаимном уважении, проявлении такта, вере в творческие силы и возможности участников педагогического процесса.
  • Ориентация воспитания на развитие социальной и культурной компетенции: стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.
  • Преемственность и  взаимодействие всех участников УВП: воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, определение общих целей; организация сотрудничества и сотворчества на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
  • Событийность: наличие в содержании и формах воспитания эмоционально значимых событий, формирования способностей быть творцами и участниками этих дел;
  • Природосообразность и природосоответствие воспитания: основанность образования на научном понимании естественных и социальных процессов, согласованность с общими законами развития природы и человека; опора на природу ребёнка, его врожденные и возрастные психофизиологические особенности и возможности.

        Образование   не   должно   вредить   психическому   и физическому  здоровью  детей,   в   зависимости   от   пола  и возраста формировать у детей установку  на сохранение здоровья, приобретение навыков поведения в экстремальных
ситуациях. Образование    должно    воспитывать    человека    как гражданина мира, человека вселенной, он должен осознать взаимосвязь вселенной и жизнедеятельности человеческих сообществ.   В  результате  у  человека  появляется  чувство
сопричастности к природе, шанс воспитать ребенка, разумно потребляющего     природные     богатства     и     результаты человеческой деятельности.

  • Адаптивность и психологическая комфортность: каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в гимназической среде; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.

Заповеди воспитания.

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Воспитание без уважения – подавление.
  • Интеллигентность – антипод невежества.
  • Дорожи доверием воспитанников, береги ребячьи тайны.
  • Дети должны быть лучше нас, жить они должны лучше.

Воспитательная система объединения отвечает таким требованиям, как:

  • гуманистический стиль отношений между всеми участниками;
  • возможность проявления детской инициативы и её поддержка со стороны взрослых;
  • демократические принципы управления учреждением.

       Исходя из целей и задач, в объединении организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих  личным потребностям.

  1. Функционально – деятельностный компонент

По отношению к личности ребенка, воспитательная система ДДТ может выполнять следующие функции (на основании концепции Н.Л.Селивановой):

  • Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
  • Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности воспитанника;
  • Защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
  • Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
  • Интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий детское объединение может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как внутри объединения, так и вне его.

Формы воспитательного взаимодействия в объединении

Программа реализации концепции воспитания:

Направления

Задачи

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1. Психолого-педагогическое изучение личности

Всестороннее изучение личности воспитанника с целью корректировки воспитательной работы.

  • создание банка данных:

-  ценностные ориентации учащихся;

-  неблагополучные семьи;

-  «группа риска»;

-  уровень воспитанности обучающихся

( и другие на усмотрение педагогов ДОД)

  • сбор общей информации о воспитанниках (составление портфолио и личных карт воспитанников);
  • изучение удовлетворенности воспитанников образовательно-воспитательным процессом в ДДТ.

Коррекция форм, методов, приемов и средств воспитания обучающихся, обеспечение индивидуального подхода к воспитанникам.

2. Профилактика вредных привычек и противоправного поведения воспитанников

Развитие у детей и подростков способности к самопознанию, самоанализу, самоконтролю.

  • тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних;
  • проведение тренингов направленных на борьбу с вредными привычками;

 

Распространение информации о возможных негативных факторах связанных с вредными привычками и противоправным поведением.

3. Работа направленная на охрану здоровья воспитанников

 

Сохранность и укрепление здоровья воспитанников.

  • акции, направленные на пропаганду ЗОЖ
  • организация занятий, массовых и развлекательных мероприятий на свежем воздухе;
  • включение элементов физической культуры в образовательные занятия, массовых и развлекательных мероприятий;
  • проведение массовых и развлекательных мероприятий спортивной направленности;
  • акции, направленные на пропаганду физической культуры и спорта.

Сознательное отношение и заинтересованность воспитанников в ЗОЖ.

4. Воспитательная работа внутри объединений УДДТ

Создание условий для реализации духовных, физических и интеллектуальных потребностей учащихся

  • реализация воспитательных систем объединений;
  • формирование годового круга традиционных дел.
  • внедрение и соблюдение собственных ритуалов, традиций, законов («посвящение», «заповеди воспитанника»)

Активизация и ориентация  интересов воспитанников на интеллектуальное, физическое и духовное развитие.

5. Организация массовых мероприятий и развлекательных программ

Предоставление возможности воспитанникам проявить свой творческий потенциал.

  • организация культурно-досуговой деятельности
  • масштабные массовые поселковые, районные мероприятия;
  • традиционные праздники;
  • благотворительная деятельность;
  • тематические мероприятия;
  • деловые игры (правовые, экономические и т.д.);
  • социально-психологические мероприятия;
  • семейные праздники;
  • благотворительные акции.

Самореализация и самоутверждение личности воспитанников в условиях коллективной творческой деятельности.

6. Поддержка ученического самоуправления

Укрепление социально-значимых связей между воспитанниками объединений, с родителями и педагогами ДДТ.

  • создание и внедрение социальных служб педагогического, родительского и ученического соуправления;
  • разработка, апробация и анализ методических инноваций в системе самоуправления;
  • своевременная коррекция воспитательной системы с учетом интересов воспитанников;
  • создание обстановки психологического комфорта и социальной значимости.
  • создание и реализация социальных проектов.

Проявление социальной активности и жизненной позиции.

7. Работа с семьей

Организация взаимодействия семьи и Дома Детского творчества.

  • Привлечение родителей к активному участию в жизнедеятельности их детей в объединении;
  • создание групп родительской поддержки и таких движений как  «Чистый район», «Совет отцов»…
  • формирование системы социальной помощи семьям и детям с учетом необходимости взаимодействия специалистов ДДТ, служб социальной защиты и социальной профилактики
  •  изучение удовлетворенности родителей образовательно-воспитательным процессом в ДДТ.

Ориентация активности родителей на: -  поддержку творческого развития своих детей;

-  обеспечение реальной социально-правовой помощи и защиты детям в семьях, где они лишены надзора.

-  содействие в укреплении материально-технической базы объединения.

  1. Пространственно – временной  компонент.

Связи и отношения ДДТ в рамках работы воспитательной системы:

Условно можно выделить четыре этапа развития и реализации

воспитательной системы:

  • первый этап –       проектирование системы (апрель-август 2014 года)
  • второй этап –       становление системы (2014-2015 уч. год)
  • третий этап –     стабильное функционирование системы (2015-2016 и 2017-2018 уч. года)
  • четвертый этап – завершение функционирования, анализ и кардинальная коррекция системы (2017-2018 уч. год).

Этапы

деятельности

Содержание

деятельности

I.

 Проектирование системы

(информационно-аналитической).

Накопление и изучение теоретического материала по созданию воспитательной системы.

Работа творческой группы  по изучения вопроса построения воспитательной системы.

Проведение семинаров, педагогических советов и заседаний  МО классных руководителей по вопросу моделирования классных воспитательных систем

Проведение семинаров, педагогических советов и заседаний  МО классных руководителей по вопросу моделирования классных воспитательных систем

Формирование концепции ВС, как совокупности основных педагогических идей.

Выделение главных системообразующих факторов ВС, значимых и престижных для в объединении.

Моделирование  воспитательной системы в объединении, формирование её целей и задач.

    II.

Становление системы

 (отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы).

Создание базы данных для дальнейшего развития ВС в объединении.

Отработка и закрепление достигнутого на I этапе.

Внедрение элементов системы в классные ученические коллективы.

Организация жизнедеятельности школьного коллектива

Разработка гимназической программы поликультурного воспитания «Радуга».

Создание условий для успешного функционирования ВС

Функционирование ВС на всех уровнях ученического коллектива в объединении

Диагностика и уравновешивание регуляционных процессов.

III.

Стабильное функционирование системы

Упорядочение жизни в объединении, укрепление

системных связей.

Функционирование ВС в объединении в заданном режиме.

Развитие нового педагогического мышления и  общественно-педагогической деятельности.

Развитие нового педагогического мышления и  общественно-педагогической деятельности.

Совершенствование образовательно-воспитательного пространства в объединении, расширение взаимодействия с социумом

Возникновение социального наследия гимназических традиций.

Возрастание интенсивности самоуправления и саморегуляции.

IV.

Завершение функционирования, анализ и кардинальная коррекция системы

Сбор информации о состоянии и функционировании воспитательной системы.

Сбор информации о состоянии и функционировании воспитательной системы.

Введение инновационных видов деятельности, использование современных воспитательных технологий.

Нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск

Оценка эффективности воспитательной системы в объединении.

Обновление (перестройка) системы за счёт внедрения инноваций в воспитательной работе.

  1. Критерии эффективности и показатели развития

                                воспитательной системы в объединении

      Цель диагностики - выяснить, на сколько эффективна воспитательная система в объединении, на сколько организованный процесс воспитания способствует позитивным изменениям личности ребенка. Выяснить для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие в воспитательной системе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Так как воспитание – это управление процессом развития личности человека через создание благоприятных для этого условий, значит диагностика должна быть направлена на изучение личности ребенка и создаваемые воспитательной системой условия для ее развития.

 Критерии эффективности воспитательной системы:

  • Воспитанность обучающихся;
  • Защищенность и комфорт ребенка;
  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью;
  • Сформированность и сплоченность детских коллективов;
  • Репутация объединения;
  • Проявление индивидуальности воспитательной работы в объединении.

Методы и приемы изучения результативности

воспитательной системы:

  • Мониторинг  (опросники, тесты, анкеты);
  • Наблюдение;
  • Социометрические методы;
  • Отчетно-аналитическая деятельность объединения.

Формы и способы анализа, оценки и интерпретации

полученных результатов:

  • Составление сводной мониторинговой документации;
  • Изучение и оценка результатов социометрии;
  • Диаграммы, графики;
  • Аналитические справки.

Воспитательная система не должна быть закрытой, лишь её открытость позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Расширение культурно-образовательного пространства позитивно влияет на процесс интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "Детское общественное объединение "Тигрята"

Детское общественное объединение  - одна из структур в многообразии детских движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически орган...

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"

Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методическое объединение педагогов дополнительного образования МОУ ДОД ДДЮТсоциально-педагогической направленности...

Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения "Веселый английский" МУ ДО ДДТ г. Красный Кут

Рабочая программа по УМК Английский для младших школьников (2 ч) и спотлайт стартер...

Дополнительная общеразвивающая программа творческого объединения "Английский язык" социально-педагогической направленности «English for kids»

Дополнительная общеразвивающая программа творческого объединения "Английский язык" социально-педагогической направленности «English for kids»...

модель воспитательной системы объединения "Ладушки"

Использование дистанционных технологий в воспитательном процессе....

Опыт успешного решения социально – педагогических проблем -Личный вклад педагога в развитие системы образования

Ярким результатом моей педагогической деятельности стало создание УМК по бурятскому языку для 1 класса, авторами которого являюсь я и мои коллеги.В 2000 – х годах во всех школах Бурятии встала о...