Открытый урок «Ульяновск – авиационная столица России». Изготовление моделей самолётов. (по программе "Перспективная начальная школа"),
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Сегодня на уроке мы изготовим модель самолёта.

Задачи:

   Научиться конструировать и моделировать( делать модель самолёта)

   Продолжим  работать с  бумагой и шаблонами

   Рассмотрим конструкцию модели самолёта

В Ульяновской  области - самая крупная и наиболее развитая отрасль – авиастроение.

Послушаем в конце урока  сообщения членов кружка «Я - исследователь»  по теме «Ульяновск – авиационная столица России».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ulyanovsk_-_aviatsionnaya_stolitsa_rossii.docx63.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по технологии:

«Ульяновск – авиационная столица России».

Изготовление моделей самолётов.

(по программе "Перспективная начальная школа"),

проведённого во 2Б классе

МБОУ СОШ №70

06.12.2012года

Цель:  создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации.

Задачи: 

  • уточнить  знания  детей  о  летающих  моделях,  о  назначении  и  час-тях самолёта;  
  • учить детей анализу  образца  изделия, планированию   работы  с опорой  на  рисунок и образец  изделия;
  • развивать  умение  в  чтении  чертежа,  выполнении  разметки  

сгибанием  и складыванием,  по  линейке  и  на  глаз; 

  •  отрабатывать  умение  раскраивать ножницами;
  • совершенствовать навык изготовления и  использования шаблона;
  • формировать навык работы с бумагой, ножницами, соблюдая технику безопасности;
  • обращать  внимание  детей  на  свойства  разных  видов  

бумаги;

  • развивать творческие способности и мышление на уроках трудового обучения;
  • учить  поддерживать  порядок  на  рабочем  месте,  выполнять  правила безопасной  работы  ножницами,  учить  аккуратной  работе с  кистью  и  клеем;
  • воспитывать самостоятельность, чувство патриотизма за свою Родину, свой край.

                          Планируемые результаты

                  Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда:

  • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  •  организовывать рабочее место для работы с материалами: бумагой с инструментами: ножницами;
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
  • при помощи учителя проводить анализ простейших предметов  по используемому материалу, назначению.

Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть основные материалы и их свойства;
  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
  • изготавливать простейшее изделие по  плану;
  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;

Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии

  • использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка);

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму и определять  способ соединения;
  • анализировать конструкцию изделия  по схеме;
  • изменять детали  конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
  • анализировать текстовый и схематичный план изготовления изделия;
  • изготавливать конструкцию по  плану.

Обучающиеся получат возможность:

  • изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к труду;
  • ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
  • интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  • представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
  • этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности)  при изготовлении изделия, работе в группе;
  • потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
  • интерес к конструктивной деятельности;

                            Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
  • этических норм на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
  • ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
  • способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям  её успешность или неуспешность.

Метапредметные результаты

             Регулятивные

У обучающегося будут сформированы:

  • принимать  и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
  • изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
  • проводить рефлексию своих действий  по выполнению изделия при помощи учителя;
  • осуществлять действия по  заданному правилу и собственному плану;
  • контролировать свою деятельность при выполнении изделия.

                     Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • работать под руководством учителя: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа   работы над изделием, распределять роли;  
  • проводить самооценку;
  • обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
  • выделять познавательную задачу из практического задания;
  • воспринимать  оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

  • находить и выделять необходимую информацию в тексте;
  • высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
  • проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать  реальные объекты и изделия;
  • находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • создавать небольшие устные сообщения, используя собственные знания и опыт;
  • выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить её в различные знаково-символические  системы, выделять учебные и познавательные задачи;
  • проводить сравнение предметов,  явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
  • находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
  • читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы:

  • слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
  • выполнять работу в группе: договариваться о  правилах взаимодействия, общаться с партнёром в соответствии с определёнными правилами;
  • формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
  • проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • воспринимать  аргументы, приводимые собеседником;
  • соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку;
  • учиться договариваться, учитывая интересы партнеров и свои;
  • использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, ПК;

                             образцы готовых изделий,

                             шаблоны

Словарь             «фюзеляж», «крыло» и «хвост»                          

Материалы:      картон, цветная бумага

Инструменты: а) чертежно-измерительные: карандаш;

                          б) обработочные: ножницы, кисть для клея;

Операции:  обведение, вырезание,  монтаж, склеивание.

Межпредметные связи: окружающий мир, краеведение, русский язык, охрана труда.

Метод изложения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы работы: групповая, самостоятельная, коллективная.

                                          Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок.

А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!

- Давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Будем клеить, мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

- Все готовы?  Молодцы!

  1. Сообщение темы и задач урока.

- К нам в гости пришёл Самоделкин. Он принёс в подарок вам загадки.

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром.

Железная птица

В небе кружится,

По сигналу пилота

На землю садится.   (Самолёт.)

 Сегодня на уроке мы изготовим модель самолёта.

Задачи:

   Научиться конструировать и моделировать( делать модель самолёта)

   Продолжим  работать с  бумагой и шаблонами

   Рассмотрим конструкцию модели самолёта

В Ульяновской  области - самая крупная и наиболее развитая отрасль – авиастроение.

Послушаем в конце урока  сообщения членов кружка «Я - исследователь»  по теме «Ульяновск – авиационная столица России».

  1. Актуализация знаний.

- Что такое модель?

На каком уроке вы встречались ещё с моделью? (окружающий мир)

   (Уточняем,  что  это  летающая  модель.)  

Дети  называют  другие летающие  модели  и  рассказывают,  для  чего они предназначены.

     4.Анализ готовой модели самолёта.

   - Из каких деталей состоит самолёт?

(выяснение конструкции модели самолёта)

        Словарь

Фюзеляж- корпус летательного аппарата

Крыло- несущая плоскость летательного или другого движущегося аппарата

Хвост- задняя часть летательного аппарата 

         5. Работа по учебнику

- Посмотрите в учебник (страница 30-32)

             Составление плана работы

  1. Разметить детали по клеточкам
  2. Вырезать шаблоны
  3. Вырезанные шаблоны наложить на плотную бумагу и вырезать
  4. Расположение шаблонов  на материале, выбрав наиболее экономный способ вырезания
  5. Вырезание  деталей
  6. Соединение деталей по рисунку
  7. Опробование модели самолёта в действии

    6. Практическая работа  по плану (п. 1-3)

         7.Физкультминутка.

          (презентация физминутки)

         8. Практическая работа по плану (п. 4-5)

  С чего начнём работу?

 -Наложить и обвести основной шаблон самолёта.

- Сколько деталей понадобится для хвоста? (Одна.)

- Что нужно сделать с большими и малыми крыльями? (Отогнуть.)

- Как закрепим хвост? (Вклеим между малыми крыльями.)

-  Ребята, посмотрите на модель самолёта и скажите, какой материал нам понадобится для работы?  (Цветная или белая бумага, клей.)

- Вспомните, нужно ли экономить бумагу и как вас учит учебник?

-  А какие инструменты нам необходимы при работе? (Ножницы.)

         Повторение правил безопасности при работе с инструментом.

- Но прежде чем приступить к работе, мы должны повторить правила техники безопасности.

Правила работы с ножницами:

  1. Ножницы – режущий инструмент.
  2. Ножницы хранят в папке для трудов.
  3. Ножницы не оставляют раскрытыми на рабочем столе.
  4. Ножницы передают кольцами вперед.
  5. С ножницами не играют.

Правила работы с клеем:

  1. С клеем надо работать аккуратно.
  2. Намазывать детали тонким слоем клея.
  3. Если клей пролили, надо аккуратно вытереть салфеткой.

 9.Практическая работа   по плану(п.6)

     Дети изготавливают самостоятельно модель самолёта.

     Учитель помогает тем ребятам, у кого не получается.

     Помощники помогают отстающим.

          10. Физпауза.

Лётчики должны быть быстрыми. Сейчас мы покажем, какие мы ловкие и быстрые.

Руки ставим все в разлёт:
Получился самолёт.
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз, делай два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз, два, раз, два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись.

               

11. Сообщение детей о своём крае по теме.

  Широка и привольна земля, на которой мы живём. Необычным разнообразием природных ландшафтов, языков, культурных традиций поражает она всякого, кто хоть однажды, хоть на короткий срок побывал

 в Ульяновской области.

   Ребята- члены  кружка « Я-исследователь » приготовили сообщения о нашем городе. Внимательно слушайте, чтобы вы смогли ответить на задание кроссворда.

Выступление учеников

  1. 19января 1943года Указом Президиума Верховного Совета СССР  была образована Ульяновская область из 24районов Куйбышевской (Самарской) и двух районов Пензенской областей.

Город Ульяновск - административный центр Ульяновской области.

  1.     Ульяновск  является пересечением основных транспортных магистралей. Место, где расположены основные авиационные трассы из Европы и европейской  части России в Сибирь, на Дальний восток и страны Азии.

    Здесь в 1976 году было начато строительство Ульяновского  

 авиационного промышленного комплекса, названного в последствии    

 "Авиастар".

     Сегодня “Авиастар” - один из крупнейших производителей авиационной   техники в России и странах СНГ, который специализируется на выпуске современных пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204 и уникальных транспортных гражданских самолетов Ан-124-100 “Руслан”.    

         Производственные мощности "Авиастара" позволяют выпускать до 50 самолётов в год.

  1.    Самолёт «Руслан », созданный ещё в 80-х годах ХХ века, до сих пор не имеют аналогов в мире. Он может перевезти до 150 тонн различных грузов практически в любой аэропорт мира. Например, целый завод по производству кока-колы.

   Каждый год «Русланы» авиакомпании доставляют рождественские подарки детям бедных стран.

  1. Ульяновск – авиационная столица России.

Сегодня Ульяновск является крупнейшим центром российского гражданского авиастроения, научно- образовательным центром. Именно здесь создан авиационный кластер.

  1. Авиакластер - уникальное образование. В нём объединены самолётостроительное производство, поставщики комплектующих, конструкторское бюро, два аэропорта, ряд авиакомпаний, сервисные и логистические службы, а также образовательные учреждения, готовящие весь спектр специалистов для авиации. Авиационный кластер является одним из высокотехнологичных секторов экономики Ульяновской области.
  2. Ульяновск - крупнейший в России научно-образовательный авиационный центр:

УВАУ ГА является старейшим в России учебным заведением по подготовке лётного состава для гражданской авиации. Училище ведёт свою историю с 1935 года. Здесь ведут подготовку специалистов гражданской авиации не только для России, но и для других государств.

     Подготовка пилотов гражданских лайнеров- Ульяновское высшее  

     авиационное училище гражданской авиации

Подготовка специалистов в области самолёто- и вертолётостроения- Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета.

     Разработка новых технологий в сфере авиастроения- Ульяновский  

     научно-технический центр филиал Всероссийского института  

     авиационных материалов

     Разработка и производство оборудования для самолётостроения-  

     Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной  

  технологии и организации производства

  1.   В самолётостроительном городе, разумеется, должен быть музей, посвящённый самолётам. И ульяновский музей гражданской авиации, можно считать один из лучших в стране. Здесь собрана практически вся история воздушного транспорта второй половины XX века, а многие присутствующие здесь экспонаты имеются в единственном экземпляре.
  2.   Уникальный музей истории гражданской авиации России был создан в Ульяновске в 1983 году. Музей под открытым небом расположен на площади 18 га. За время существования собрано 38 единиц самолётов и вертолётов. Фонды музея насчитывают 9 290 единиц хранения. Отдельные образцы являются уникальными среди экспонатов музеев мира.
  3. Помимо самолётов, в музеи имеются и вертили.
    Ми-1 для гаишников, видимо, чтобы штрафовать самолёты, превышающие скорость.
  4. Есть экспонат, который  знаменит тем, что снимался в фильме “Невероятные приключения итальянцев в России”, где якобы сажался на Минскую автостраду. В реальности же, этот эпизод снимали здесь в Ульяновске на учебном аэродроме авиационного училища. На взлётно-посадочной полосе была нанесена автодорожная разметка и поставлены указатели.
  5.  Сначала идут учебные самолёты, а потом самолёты старой конструкции.

Этот музей принадлежит Ульяновскому высшему авиационному училищу гражданской авиации.

  1. Воздушный транспорт- наиболее дорогой, но в тоже время самый скорый.

Широко развитая сеть авиалиний связывает Ульяновск с важнейшими промышленными, культурными и научными центрами страны, столицами и городами многих государств Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Через Ульяновскую область проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией.

В Ульяновской области работают два аэропорта –«Ульяновск – Центральный» с комфортабельным аэровокзалом, построен в 1969году и «Ульяновск- Восточный», открытый в 1992 году.

                                12. Подведение итогов.

 - Что вы делали на уроке?

- Что узнали нового?  

   Вывод.

 Кто знает, может быть, пройдёт несколько лет, и некоторые из вас станут частью единой интернациональной команды, имя которой «Авиастар».

 Кто-то  из вас будет пилотом, кто- то стюардессой, кто- то будет строить самолёты. Но все мы должны гордиться, что город Ульяновск, в котором мы родились и живём, авиационная столица России.

                13.Практическая работа по плану (п.7)

                      Игра «Испытание самолётов».

- Молодцы, ребята, вы все справились с работой.

    А сейчас мы узнаем,  у кого самый быстрый самолёт.

(Дети встают по несколько человек, поднимают свой самолёт и запускают свою модель)

                     

                      14.Уборка рабочего места

Дополнительно.

Проводится игра: «Летает, не летает».

Учитель называет предметы, а учащиеся имитируют движение полёта, если предмет летает.

Например: птица, парта, вертолёт, гиря, самолёт, синица, ракета, рука и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по УМК Перспективная начальная школа "Советы школьного врача"

Заседание научного клуба "Мы и окружающий мир". Презентация содержит полезные советы для младших школьников (здоровый образ жизни)...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЮЖЕТНО-ИГРОВОГО ВИДА «МОРСКОЕ ЦАРСТВО» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок - игра предназначен для детей начальной школы. В ходе урока используется классическая музыка: «Времена года» композиторов Вивальди, Чайковского и других, что способствует развитию эстетического в...

Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И. Сурикова "Детство" "Начальная школа ХХ| век"

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова ,обучение выразительному чтению стихотворения, чуткому отношению к слову,развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, "погружаться в тему"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по УМК «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект открытого урока по русскому  языку в 4 классе по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект  открытого урока по  русскому  языку в  4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века»         Тема:"Право...

Технологическая карта урока по технологии "В космос! Изделие: модель ракеты" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний о летчиках – космонавтах, применение и закрепление имеющихся знаний и умений в р...