Рабочая программа по технологии 4 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

 Варварина Оксана Николаевна

Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_tekhnologii.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1 г. Липецка

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина

Протокол №1 от 26.08.2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________ В.М. Цопа

     Приказ № 71-1-о от 26.08.2013 г.

Рабочая программа

по технологии

для 4Б класса

Учитель: Варварина О.Н.

2013 – 2014 учебный год

  1. Пояснительная записка

          Цели рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

 развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

 освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

 овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

 воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Задачи программы:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

         -    Закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

         - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования  РФ от 05.03.2004г. № 1089;

         - Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

        - Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312;

        - Приказ УОиН Липецкой области от 16.05.2013 № 451;

         - Авторская  программа: Куревина О.А., Лутцева Е.Е. «Художественный труд и искусство» 2004 г.

         - Письмо Управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 г. № 3499;

          - Образовательная программа  начального общего образования МБОУ гимназии №1 на 2013-2014 учебный год.          

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской программы «Художественный труд и искусство» Автор Куревина О.А., Лутцева Е.Е.  Баласс,  2004 г.

         Выбор данной программы обоснован тем, что программа способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки; в примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у учащихся начальные умения использования различных информационных технологий; в процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

       Рабочая программа  составлена  на  68  учебных часов (из расчета 2 часа в неделю): в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.

 В том числе:

– на написание контрольных работ – 2 часа;

       В авторскую программу не были внесены изменения. 

       Место  и роль технологии  в соответствии с требованиями  к  уровню   подготовки  учащихся        

         Обучение технологии в начальной школе занимает одно из ведущих мест в учебном процессе и способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение учащихся строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащихся творческой инициативы и самостоятельности.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.В программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере ,(Информатика и ИКТ,  модуль предмета «Технология»), что позволяет развивать у учащихся начальные умения использования различных информационных технологий. Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность.

         Основными формами организации образовательного процесса по технологии в 4 классе являются:

- традиционный урок;

     - урок – исследование;

         - практические  занятия;

         - экскурсия;

    - фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности.

     В  процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

     - технология проблемного обучения;

     - информационно-коммуникационные технологии;

     - проектная технология;

     - технологии личностно-ориентированного обучения;

     - здоровье сберегающие технологии.

Виды и формы контроля

     - текущий контроль (практические, проектные работы, контрольные работы);

     - промежуточная аттестация  (защита творческих работ).

Для реализации данной программы используется учебник 

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева Технология   4 класс «Прекрасное рядом с тобой»: учебник: – М. : Баласс, 2012.

II. Содержание рабочей программы

п/п

Название раздела, темы

Содержание раздела (темы) (дидактические единицы)

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

Перечень контрольных мероприятий

Раздел  «Жизнь и деятельность человека»

1.

Вспомни

Основные виды материалов, их свойства и применение  для изготовления монументальной живописи. Создание мозаики «Волшебный букет» из пластилина и природного материала

Знать: средства художественной выразительности: ритм, цвет, форма.

Уметь: делать простейший анализ художественного произведения; анализировать образец изделия; выполнять анализ образца изделия, планировать последовательность операций, контролировать качество работы

2.

Мода и моделирование

Изготавливаем и одеваем куклу. Выполнение разметки и смётки деталей куклы с помощью масштабной сетки.

Изготавливаем и одеваем куклу. Создание деталей костюма куклы, отделка изделий по инструкционной карте. Учимся вышивать

Знать: понятие о моде, художественном вкусе; направления моды; виды швов и порядок их выполнения.

Уметь: под контролем учителя выполнять анализ образца изделия; соединять детали петельным швом, делать разметку с помощью масштабной сетки; пришивать пуговицы, кружево

3.

Книга в жизни человека

Ремонт книг с надорванной и выпавшей страницей по инструкционной карте. Создаем свою книгу. Изготовление книжки-малышки собственного сочинения из отдельных листов

Знать: об истории создания книг, значении книг

для развития культуры народов.

Уметь: осуществлять ремонт разорванных страниц и выпавших листов; осуществлять анализ образца изделия, планировать и определять последовательность технологических операций; представлять проекты изготовленных книжек-малышек

Раздел  «В мастерской творца»

4.

Конструкция

Конструкция в машинах и технических устройствах. Бумажная пластика «Автомобиль будущего». От простой конструкции – к сложной. Изготовление рельефной звездочки по инструкционной карте

Знать: многообразие устройств технических средств, выполненных на основе конструкционных технологий; область применения

и назначение различных машин, технических устройств.

Уметь: делать разметку с помощью циркуля, осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам

5.

Готовимся к Новому году

Изготавливаем календарь по инструкционной карте способом склеивания листов

Знать: этапы изготовления календаря по инструкционной карте способом склеивания листов.

Уметь: осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами

Проверь себя

Раздел  «Ритм»

6.

Ритм в работах мастеров

Ритм. Живопись.

 Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой  «Веселый хоровод». Создание панно «На цветочной поляне»

из гофрированной бумаги скатыванием шариков  с помощью инструкционной карты

Знать: отличия живописных работ от произведений прикладного искусства, правила характеристики их особенностей.

Уметь: использовать основные средства художественной выразительности в создании декоративных и конструктивных работ; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль  за её  ходом и результатами

7.

Ритм в декоративно – прикладном искусстве

Ритм. Живопись,

прикладное

искусство, поэзия и музыка. Составляем композиции панно. Изготовление панно из изразцов с помощью инструкционной карты

Знать: отличия живописных работ от произведений прикладного искусства, правила характеристики их особенностей.

Уметь: использовать основные средства художественной выразительности в создании декоративных и конструктивных работ; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль  за её  ходом и результатами

8.

Материал и фактура

Учимся передавать ритм. Различные фактуры из бумаги. Поделка из фольги в технике чеканки «Геометрические фигуры». Учимся работать с хрупкой фактурой. Торцовка к яичной скорлупе «Пасхальное яйцо».

Знать: элементарные сведения по материаловедению: многообразие материалов для применения в изобразительной деятельности; понятие о фактуре.

Уметь: выбирать материалы по их свойствам, инструменты (чеканы),основные приёмы выполнения выпуклых изображений; изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; применять основные свойства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит); приемы бумагопластики и торцевания

Раздел «Давным – давно»

9.

Образ нового человека

Изготовление панно «Человек эпохи Возрождения» с помощью технологической карты

Знать: область применения

и назначение различных машин, технических устройств.

Уметь: изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам; делать разметку с помощью циркуля; осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты

10.

Из тьмы явился свет

Конструирование из разных материалов. Выполняем макет геликоптера из бумаги. Работаем с набором «Конструктор»

Знать: область применения

и назначение различных машин, технических устройств.

Уметь: изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам; делать разметку с помощью циркуля; осуществлять анализ образца изделия с помощью инструкционной карты

Проверь себя

Раздел «Мир информации»

11.

Фотография

История фотографии. Изготовление коллажа из нескольких фотографий на тему каникул

Знать: историю фотографии; последовательность выполнения коллажа; основные средства художественной выразительности в создании художественного образа.

Уметь: осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами

Раздел  «Мой инструмент компьютер»

12.

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет

Делаем электронную книгу. Программы для презентации. Выбор светового оформления, добавление пустой страницы, добавление текста, картинки. Создание таблиц

Знать: приемы редактирования текста с помощью мыши, приёмы использования контекстного меню; основные способы ввода графических данных, основные виды компьютерной графики; приемы работы

с графическими данными, прием заливки замкнутых контуров; программы для презентации.

Уметь: работать с текстом

и изображением, представленным на компьютере; выделять основные элементы изображений для различных видов компьютерной графики; использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; пользоваться программами для создания презентаций; добавлять пустую страницу; создавать таблицы

Промежуточная аттестация (защита творческих работ)

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Количество часов

 «Жизнь и деятельность человека»

21

1.

Вспомни

1

2.

Мода и моделирование

15

3.

Книга в жизни человека

5

 «В мастерской творца»

6

1

4.

Конструкция

3

5.

Готовимся к Новому году

3

Проверь  себя

1

 «Ритм»

15

6.

Ритм в работах мастеров

4

7.

Ритм в декоративно – прикладном искусстве

3

8.

Материал и фактура

8

 «Давным – давно»

8

1

9.

Образ нового человека

3

10.

Из тьмы явился свет

5

Проверь себя

1

 «Мир информации»

2

11.

Фотография

2

 «Мой инструмент компьютер»

16

1

12.

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет

16

Промежуточная аттестация (защита творческих работ)

1

IV. Требования к уровню подготовки  выпускников

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

    знать/понимать:

- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные     материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

     - виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

     -  особенности и технику безопасности при работе с проволокой;

     - технику коллажа;

     - технику выполнения объемного панно;

     - способы перевода рисунка на ткань;

     - виды швов;

     - технологию изготовления книжки, простые переплетные работы;

     - технологию изготовления пирамиды, цилиндра по шаблону;

             уметь:

     самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей; использовать пресс для сушки изделий, использовать подручный материал, осуществлять выбор необходимых материалов для заданной поделки;

      с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке,   угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки, выполнять различные виды швов, составлять композицию с помощью вышивки, подбирать художественные материалы, применять технику коллажа.

Практика работы на компьютере

Четвероклассник научится:

  • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера;
  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: ввода, вывода и обработки информации;
  • работать с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки);
  •  создавать, преобразовывать, сохранять, удалять, выводить на принтер;
  •  работать с доступной информацией программы Word, Power Point;

     использовать приобретенные знания и умения в практической     деятельности и повседневной жизни:

  • для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
  • соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

V. Литература и средства обучения

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

- Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.

- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 2008.

- Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 2009.

- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 2009.

- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – М.: Просвещение, 2010.

- Геронимус Т.Г. Уроки труда. – М.: Просвещение, 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Большая энциклопедия начальной школы. – М. ОЛМА - ПРЕСС, 2010.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактич

по плану

фактич

Жизнь и деятельность человека

I.

Вспомни (1 час)

1

1

Первичный инструктаж по  ОТ на рабочем месте.  Вспомни

1

II.

Мода и моделирование (15 часов)

15

2

Изготовление куклы

1

3

Изготовление куклы

1

4

Изготовление куклы

1

5

Изготовление деталей костюма

1

6

Изготовление деталей костюма

1

7

Изготовление деталей костюма

1

8

Изготовление деталей костюма

1

9

Отделка изделий

1

10

Отделка изделий

1

11

Отделка изделий

1

12

Строчка петельного шва и её варианты

1

13

Строчка петельного шва и её варианты

1

14

Строчка петельного стежка и её варианты

1

15

Строчка крестообразного стежка и её варианты

1

16

Строчка крестообразного стежка и её варианты

1

III.

Книга в жизни человека (5 часов)

5

17

Книга в жизни человека

1

18

Ремонт книги. Подклеивание надорванной страницы

1

19

Ремонт книги. Вклеивание одинарного листа

1

20

Изготовление и ремонт книги - брошюры

1

21

Изготовление и ремонт книги - брошюры

1

В мастерской творца

IV.

Конструкция (3 часа)

3

22

Бумажная пластика «Автомобиль будущего»

1

23

От простой конструкции – к сложной «Рельефная звёздочка»

1

24

От простой конструкции – к сложной «Рельефная звёздочка»

1

V.

Готовимся к Новому году (3 часа)

3

25

Изготавливаем календарь

1

26

Изготавливаем календарь

1

27

Проверь себя

1

Ритм

VI.

Ритм в работах мастеров (4 часа)

4

28

Симметричное вырезывание из бумаги «Весёлый хоровод»

1

29

Создаём панно «На цветочной поляне»

1

30

Создаём панно «На цветочной поляне»

1

31

Создаём панно «На цветочной поляне»

1

VII.

Ритм в декоративно – прикладном искусстве (3 часа)

3

32

Изготовление панно из изразцов

1

33

Изготовление панно из изразцов

1

34

Изготовление панно из изразцов

1

VIII.

Материал и фактура (8 часов)

8

35

Различные фактуры из бумаги

1

36

Различные фактуры из бумаги

1

37

Поделки из фольги в технике чеканки

1

38

Поделки из фольги в технике чеканки

1

39

Поделки из фольги в технике чеканки

1

40

Поделки из фольги в технике чеканки

1

41

Торцовка к яичной скорлупе «Пасхальное яйцо»

1

42

Торцовка к яичной скорлупе «Пасхальное яйцо»

1

Давным – давно

IX.

Образ нового человека (3 часа)

3

43

Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения»

1

44

Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения»

1

45

Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения»

1

X.

Из тьмы явился свет (5 часов)

5

46

Выполняем макет геликоптера

1

47

Выполняем макет геликоптера

1

48

Работа с конструктором «Вертолёт»

1

49

Работа с конструктором «Вертолёт»

1

50

Проверь себя

1

Мир информации

XI.

Фотография (2 часа)

2

51

Изготовление фотоколлажа

1

52

Изготовление фотоколлажа

1

Мой инструмент компьютер

XII.

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет (16 часов)

16

53

Программы для презентации

1

54

Программы для презентации

1

55

Выбор светового оформления

1

56

Выбор светового оформления

1

57

Выбор светового оформления

1

58

Сохранение книги

1

59

Сохранение книги

1

60

Добавление пустой страницы

1

61

Добавление пустой страницы

1

62

Добавление текста

1

63

Добавление текста

1

64

Промежуточная аттестация (защита творческих работ)

1

65

Добавление вариантов

1

66

Добавление вариантов

1

67

Просмотр книги

1

68

Просмотр книги

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100 3 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен­ного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной  образовательной программы ...

Рабочая программа по технологии. 3класс. ОС-2100

Рабочая программа по технологии. 3 класс.ОС-2100...

Рабочая программа по технологии, УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии по УМК "Школа 2100" составлена на четыре года обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Поможет учителю при составлении КТП с 1 по 4 классы....

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы: О.А.Куревина, Е.А. Лутцева (2 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (3 класс)...

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (4 класс)

Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)...