Рабочая программа Технология УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Савельева Любовь Александровна

    Учебный курс «Технология»  в 4 классе  соответствует базисному учебному плану.

     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

     Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx70.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Технология

УМК «Система развивающего обучения  Л.В. Занкова

Пояснительная записка (4 класс)

Роль и место дисциплины

Умения и виды деятельности обучающихся

    Учебный курс «Технология»  в 4 классе  соответствует базисному учебному плану.

     Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

     Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.

 Кому адресована программа

  Программа адресована обучающимся начальных классов  общеобразовательных школ

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Знать:

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки разных материалов.

  • Закон об образовании
  • Федеральный компонент государственного стандарта  начального образования
  • Учебники «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова ,  Москва «Просвещение», 2011 год  

 Основные содержательные линии курса

«Технология»

Знать:

- свойства пластилина:

Уметь: получать разные оттенки одного

цвета.

 Знать:

-основные виды тканей и формы их обработки.

- Виды художественной обработки материалов:

  • Лепка;
  • Оригами и аппликация;
  • Плетение;
  • Шитье и вышивание;
  • Моделирование и конструирование;
  • Вязание

 Цели и задачи курса «Технология»

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника.

  Организация рабочего места.

  Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:

- общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).

     Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

  • развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  • формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
  • формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
  • знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
  • знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

 Специфика  программы «Технология»

       Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций.  Именно поэтому содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов.

Дети овладевают такими операциями, как вырезывание, сминание, скручивание, складывание, сгибание, обрывание, вытягивание, скатывание, плетение, вывязывание и т.д.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки); и выполне-ние работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки).

Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслитель-ную деятельность на этапе ориентировки в задании.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обла-дающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы .

     В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости.

     Важно для развития ручных умений и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.

     С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска: приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.

     Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

     В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхождения различных видов художественной деятельности.

Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, осуществляемое исподволь, постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей.

          Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит исходя также из региональных особенностей своего края.

Организационные формы, применяемые на уроках, тоже различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.

 Структура программы  «Технология»

Лепка сложной формы разными приемами.

Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф)

Учащиеся должны знать:

- Свойства новых материалов (стеарин, тесто).

- Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.

- Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.

- Новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки.

    - Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.

     - Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

Учащиеся должны уметь:

- Лепить способом вытягивания из целого куска.

- Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.

- Вырезать из бумаги полоски на глаз.

-Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.

- Плести разными способами из различных материалов.

- Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.

- Экономно размечать детали на бумаге, ткани разными способами.

- Соединять детали различными способами.

- Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.

- Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.

- Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

- Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.

Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.

     В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. Виды художественной обработки материалов

Лепка

- Выполнение с помощью стеки узора или рисунка углубленным рельефом на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

- Конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой.

- Пластический способ лепки: лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания.

- Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).

Аппликация

- Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация их ткани на бумажной основе.

- Вариант выполнения: на бумагу нанести контур, вырезать его как бы с припуском, наклеить на ткань, после высыхания вырезать точно по контуру.

- Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.

- Коллаж. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения.

Мозаика

- Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.

- Выполнение мозаики из разных материалов.

Оригами

- Складывание приемом гофрирования деталей в форме круга, овала, квадрата, объединение деталей в одном изделии.

- Складывание бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение

- Объемное косое плетение в 3-4 пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.

- Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).

- Макраме из текстильных материалов.

Шитье и вышивание

- Вышивание по криволинейному контуру швом "вперед иголку".

- Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

  1. Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм

- Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь может заходить за другую.

- Мозаика из разных геометрических форм.

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм

- Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.

- Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе, из цилиндра и конуса).

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

- Объемное моделирование и конструирование из одной или нескольких полосок путем складывания, сгибания.

- Летающие модели, выполненные по чертежу.

Изготовление технических моделей из деталей конструктора

- Моделирование по техническому рисунку.

- Моделирование по схеме, на которой не видны способы соединений.

- Конструирование по собственному замыслу.

  1. Сквозные виды работ.

Наблюдения

- Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их с пластилином.

- Продольные и поперечные волокна бумаги.

- Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).

- Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.

- Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

- Сравнение швейных игл по внешнему виду.

- Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.

Беседы

- Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, материалов.

- О народном искусстве, народных праздниках, обычаях.

Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д.

Планируемые результаты по курсу «Технология»

Учащиеся должны знать:

- Новые термины, встречающиеся на уроках (макраме, коллаж).

- Свойства новых материалов (стеарин, тесто).

- Новые свойства уже встречавшихся материалов.

- Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.

- Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.

- Новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки.

    - Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.

     - Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

Учащиеся должны уметь:

- Лепить способом вытягивания из целого куска.

- Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.

- Вырезать из бумаги полоски на глаз.

- Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.

- Плести разными способами из различных материалов.

- Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.

- Пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

- Экономно размечать детали на бумаге, ткани разными способами.

- Соединять детали различными способами.

- Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.

- Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.

- Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.

- Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

- Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.

Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.

     В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. Виды художественной обработки материалов

Лепка

- Выполнение с помощью стеки узора или рисунка углубленным рельефом на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

- Конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой.

- Пластический способ лепки: лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания.

Аппликация

- Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация их ткани на бумажной основе.

- Вариант выполнения: на бумагу нанести контур, вырезать его как бы с припуском, наклеить на ткань, после высыхания вырезать точно по контуру.

- Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.

- Коллаж. Комбинирование в одной работе различных материалов (бумага, ткань, природный материал) и способов соединения.

Оригами

- Складывание приемом гофрирования деталей в форме круга, овала, квадрата, объединение деталей в одном изделии.

- Складывание бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение

- Объемное косое плетение в 3-4 пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.

Шитье и вышивание, вязание

- Вышивание по криволинейному контуру швом "вперед иголку".

- Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

  1. Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм

- Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь может заходить за другую.

- Мозаика из разных геометрических форм.

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм

- Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.

- Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе, из цилиндра и конуса).

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

- Объемное моделирование и конструирование из одной или нескольких полосок путем складывания, сгибания.

- Летающие модели, выполненные по чертежу.

Изготовление технических моделей из деталей конструктора

- Моделирование по техническому рисунку.

- Моделирование по схеме, на которой не видны способы соединений.

- Конструирование по собственному замыслу.

Формы организации образовательного процесса курса «Технология»

Программа предусматривает :

  • Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:  традиционных уроков, обобщающих,  а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий  и др.
  • Использование фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах.
  • Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы  обучающихся.

Оценка достижений планируемых результатов курса «Математика»

Самостоятельно планировать  и организовывать  свой труд. Экономно и рационально расходовать  материалы.

Грамотно и бережно заготавливать природные материалы.

Решать творческие задачи прикладного характера.

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 4 классе в форме  целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 4 класса.

 Объем и сроки изучения курса «Технология»

   Согласно годовому календарному графику работы ОУ на ______ учебный год  фактических недель – 35, следовательно,  программа рассчитана на ____ часов. Программа осуществляется полностью за счет резервных часов.

Учебно-методическая литература

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества»: Учебник для 4 класса: Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009г.

Основные разделы учебной программы и характеристика основных содержательных линий

Содержание блока

Содержательные линии

Общекультурные и обще трудовые компетенции

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека: разнообразие предметов, архитектура, быт, техника декоративно-прикладное искусство.

-элементарные общие правила создания предметов.

-бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов.

-анализ задания организация рабочего места в зависимости от вида работы.

- элементарная творческая и проектная деятельность. Несложные групповые и коллективные и индивидуальные работы.

Технология ручной обработки материалов.

- Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

-инструменты и приспособления для обработки материалов

-общее представление о технологическом процессе

-проведение изменений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений.

Виды  художественной техники

Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии(коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению

Использование разного материала.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкций каких либо изделий

- понятие о конструкции изделия

Конструирование и моделирование изделий из разного материала по образцу, рисунку.

Практика работы на компьютере.

информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения. Хранения и переработки информации

-назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода.

- простейшие приёмы поиска информации

-соблюдение безопасных приемов труда

- работа с простыми информационными объектами.

Планируемые результаты освоения программы по технологии

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;

Интерес к предметно –исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Понимание причин успеха в учебе

Ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

Умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Этические чувства на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;

Интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;

Понимание значения предметно-практической деятельности в жизни;

Ориентация на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;

Способности ксамооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Представление о себе как гражданине России;

Уважения к культурным традициям своей стране, своего народа;

Ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

Понимание чувств одноклассников, учителей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Принимать установленные правила в планирование и контроле способа решения;

В сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;

Принимать роль в учебном сотрудничестве;

Умению проговаривать свои действия после завершения работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

Контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия

познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

Строить небольшое сообщение в устной форме;

Находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

Ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

Сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;

Устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

Строить небольшое сообщение в устной форме;

Выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

Проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;

Описывать по определённому алгоритму объект наблюдения;

Под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;

Осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;

Под руководством учителя в соответствии  с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Договариваться с партнерами в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

Строить понятные для партнера высказывания

Контролировать действия партнеров в совместной деятельности

Воспринимать другое мнение и позицию;

Формировать собственное мнение и позицию

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения;

 Проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:

Учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников;

Оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

Адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

  • -  Учебник «Технология».Цирулик Н.А. Издательский дом Фёдоров.
  • -  « Уроки творчества» Проснякова Т.Н.
  • -   Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. Издательский дом Фёдоров. 2011г.

        

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
  • К – полный комплект (на каждого обучающегося класса)
  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух обучающихся)
  • П – комплект для работы в группах (один на 5-6 обучающихся)

Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа по технологии

Учебно-методические комплекты(программа, учебники , рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)

Методические пособия и книги для учителя.

Предметные журналы.

       Д

       К

       Д

       Д

Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала.

       Д

     Д/П

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету(по возможности).

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер

Д

Д

Д

Д

Д

С диагональю  проекции на экран не менее 72 см

По возможности

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, труд людей, технологические процессы, народные промыслы и др.).

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц.

К

Д

Д

Д

Д/К

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Набор демонстрационных материалов, коллекций(в соответствии с программой).

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.

Действующие модели механизмов.

Объемные модели геометрических фигур.

      К

    Ф/П

      К

    Ф/П

    Ф/П

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ  ПО ТЕХНОЛОГИИ

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенностишкольников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

Оценка выполнения практических работ

 Оценка «5»

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
  • изделие изготовлено с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполняются приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • самостоятельность в работе была низкой;
  • норма времени недовыполнена на 15-20 %;
  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

  • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • самостоятельность в работе почти отсутствовала;
  • норма времени недовыполнена на 20-30 %;
  • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

Календарно-тематическое

планирование по предмету технология

4 « » класса

№ п\п

Дата

проведения

      Тема урока

Тип урока

  Элементы содержания,

          материалы

Требования к уровню подготовки

План

Факт

Художественное моделирование из бумаги путем складывания (оригами) (10часов)

Техника безопасности и приемы работы. Схемы оригами и основные базовые формы.

Комбинированный

Техника  безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами

Знать технику безопасности и приемы работы с бумагой; основные базовые формы.

Техника безопасности и приемы работы. Схемы оригами и основные базовые формы.

Комбинированный

Техника  безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами

Знать технику безопасности и приемы работы с бумагой; основные базовые формы.

Многомодульные конструкции.  Складываем модули в шар.

Знакомство

с новым материалом

Развитие умений выполнения

изделий из бумаги. Свойства материалов - цвет, блеск,фактура поверхности, прочность,плотность.Связь приёмов обработки с этимисвойствами.

Знать  технику безопасной работы при использовании режущими и колющими инструментами.

Уметь выполнять многоэтапные изделия из бумаги.

Многомодульные конструкции.  Складываем модули в шар.

Знакомство

с новым материалом

Развитие умений выполнения

изделий из бумаги. Свойства материалов - цвет, блеск,фактура поверхности, прочность,плотность.Связь приёмов обработки с этимисвойствами.

Знать  технику безопасной работы при использовании режущими и колющими инструментами.

Уметь выполнять многоэтапные изделия из бумаги.

Многомодульные конструкции.  Шапочки.

Комбиниро

ванный    

Техника преобразования

геометрических тел, выполненных из бумаги, их комбинирования и соединения.

Знать  технику безопасной работы при использовании режущими и колющими инструментами.

Уметь выполнять многоэтапные изделия из бумаги.

Многомодульные конструкции.  Шапочки.

Комбиниро

ванный    

Техника преобразования

геометрических тел, выполненных из бумаги, их комбинирования и соединения.

Знать  технику безопасной работы при использовании режущими и колющими инструментами.

Уметь выполнять многоэтапные изделия из бумаги.

Складывание в сочетании с вырезанием.

Комбиниро

ванный    

Складывание из базовой формы «Бутон». «Колокольчик, «Ирис»

Уметь выполнять транспортное вырезание.

Складывание в сочетании с вырезанием.

Комбиниро

ванный    

Складывание из базовой формы «Бутон». «Колокольчик, «Ирис»

Уметь выполнять транспортное вырезание.

Изготовление цветов в технике оригами.

Комбиниро

ванный    

Спиральные конструкции в окружающем мире. Животные, украшения.

Уметь выполнять объемные композиции.

Изготовление цветов в технике оригами.

Комбиниро

ванный    

Спиральные конструкции в окружающем мире. Животные, украшения.

Уметь выполнять объемные композиции.

Вырезание и аппликация (6 часа)

Формы и мотивы орнамента.

Знакомство

с новым материалом

Орнамент. Приёмы построения орнаментов: ритмическое повторение, зеркальное отражение, приём вращения, круговой орнамент

Знать приемы построения орнаментов.

Уметь выполнять орнаменты.

Формы и мотивы орнамента.

Знакомство

с новым материалом

Орнамент. Приёмы построения орнаментов: ритмическое повторение, зеркальное отражение, приём вращения, круговой орнамент

Знать приемы построения орнаментов.

Уметь выполнять орнаменты.

Выполнение орнаментальной композиции из бумаги.

Комбиниро

ванный    

Выполнение орнаментальной композиции из бумаги с использованием приёмов симметричного вырезания. Геометрический орнамент. Орнамент с изображением животных: мозаичный, двухцветный, многослойный.

Знать свойства материала: цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность.

Уметь выполнять орнаментальную композицию с использованием приемов симметричного вырезания.

Выполнение орнаментальной композиции из бумаги.

Комбиниро

ванный    

Выполнение орнаментальной композиции из бумаги с использованием приёмов симметричного вырезания. Геометрический орнамент. Орнамент с изображением животных: мозаичный, двухцветный, многослойный.

Знать свойства материала: цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность.

Уметь выполнять орнаментальную композицию с использованием приемов симметричного вырезания.

Транспарантное вырезание.

Комбиниро

ванный    

Многодетальная аппликация с использованием различных приёмов и инструментов.

Знать свойства материала: цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность.

Уметь выполнять транспортное вырезание

Транспарантное вырезание.

Комбиниро

ванный    

Многодетальная аппликация с использованием различных приёмов и инструментов.

Знать свойства материала: цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность.

Уметь выполнять транспортное вырезание

Художественное конструирование из бумаги (11 часов)

Динамические открытки.

Знакомство

с новым материалом

Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объёмными при раскрывании.

Знать приемы обработки материалов и их связь

Уметь создавать динамические открытки.

Динамические открытки.

Знакомство

с новым материалом

Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объёмными при раскрывании.

Знать приемы обработки материалов и их связь

Уметь создавать динамические открытки.

Динамические открытки.

Знакомство

с новым материалом

Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объёмными при раскрывании.

Знать приемы обработки материалов и их связь

Уметь создавать динамические открытки.

Выполнение объемных рамок для поделок и фотографий.

Комбиниро

ванный    

Выполнение объёмных рамок для поделок и фотографий.

Знать приемы обработки материалов и их связь

Уметь создавать объемные фигуры на твердых формах из разных материалов, выполнять отделку изделий.

Выполнение объемных рамок для поделок и фотографий.

Комбиниро

ванный    

Выполнение объёмных рамок для поделок и фотографий.

Знать приемы обработки материалов и их связь

Уметь создавать объемные фигуры на твердых формах из разных материалов, выполнять отделку изделий.

Создание бумажных конструкций сложной формы.

Комбиниро

ванный    

Создание объёмных моделей строений на основе преобразования геометрических тел (пирамиды, конуса, куба, цилиндра, тризмы). Создание бумажных конструкций сложной формы в технике криволинейного складывания.

Знать, как создаются объемные модели строений на основе преобразования геометрических тел.

Уметь  создавать бумажные конструкции сложной формы в технике криволинейного складывания.

Создание бумажных конструкций сложной формы.

Комбиниро

ванный    

Создание объёмных моделей строений на основе преобразования геометрических тел (пирамиды, конуса, куба, цилиндра, тризмы). Создание бумажных конструкций сложной формы в технике криволинейного складывания.

Знать, как создаются объемные модели строений на основе преобразования геометрических тел.

Уметь  создавать бумажные конструкции сложной формы в технике криволинейного складывания.

Изготовление композиции из бумаги. Бумагопластика.

Комбиниро

ванный    

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приёмов

Уметьсоздавать  художественных образы в технике бумажной пластики с использованием различных приёмов.

Изготовление композиции из бумаги. Бумагопластика.

Комбиниро

ванный    

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приёмов

Уметьсоздавать  художественных образы в технике бумажной пластики с использованием различных приёмов.

Изготовление макета старинного  замка.

Комбиниро

ванный    

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приёмов обработки бумаги (криволинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скручивание, сминание, разрезание и др.).

Знать приемы обработки материалов и их связь

Уметь создавать объемные фигуры на твердых формах из разных материалов, выполнять отделку изделий.

Изготовление макета старинного  замка.

Комбиниро

ванный    

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приёмов обработки бумаги (криволинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скручивание, сминание, разрезание и др.).

Знать приемы обработки материалов и их связь

Уметь создавать объемные фигуры на твердых формах из разных материалов, выполнять отделку изделий.

Моделирование из фольги (6 часа)

Моделирование объемных изделий из фольги.

Комбиниро

ванный    

Способы обработки фольги. Выкраивание заготовок. Формование на плоскости. Формование  объёмных фигур.

Знатьспособы обработки фольги.

Уметь моделировать объемные изделия на плоскости.

Моделирование объемных изделий из фольги.

Комбиниро

ванный    

Способы обработки фольги. Выкраивание заготовок. Формование на плоскости. Формование  объёмных фигур.

Знатьспособы обработки фольги.

Уметь моделировать объемные изделия на плоскости.

Моделирование фигурок животных.

Комбиниро

ванный    

Моделирование фигурок животных на проволочном каркасе.

Знатьспособы обработки фольги.

Уметь моделировать объемные изделия на каркасе из фольги.

Моделирование фигурок животных.

Комбиниро

ванный    

Моделирование фигурок животных на проволочном каркасе.

Знатьспособы обработки фольги.

Уметь моделировать объемные изделия на каркасе из фольги.

Цветы для новогоднего букета.

Обобщение и систематизация знаний

Изготовление украшений для новогоднего букета. Анализ возможности выполнения этих предметов с использованием всех изученных техник.

Знатьспособы обработки фольги.

Уметь выполнять выпуклые композиции из фольги.

Цветы для новогоднего букета.

Обобщение и систематизация знаний

Изготовление украшений для новогоднего букета. Анализ возможности выполнения этих предметов с использованием всех изученных техник.

Знатьспособы обработки фольги.

Уметь выполнять выпуклые композиции из фольги.

Пластилин ( 11часов)

Многоплановый рельеф.

Знакомство

с новым материалом

Получение изобразительных

эффектов с использованием новых техник: горельеф, контррельеф, сграффито.

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь использовать горельеф, контррельеф, сграффитою

Многоплановый рельеф.

Знакомство

с новым материалом

Получение изобразительных

эффектов с использованием новых техник: горельеф, контррельеф, сграффито.

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь использовать горельеф, контррельеф, сграффитою

Многоплановый рельеф.

Знакомство

с новым материалом

Получение изобразительных

эффектов с использованием новых техник: горельеф, контррельеф, сграффито.

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь использовать горельеф, контррельеф, сграффитою

Выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе.

Комбиниро

ванный    

Способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе. Пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки или других материалов

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь выполнять пластилиновую скульптуру на каркасе.

Выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе.

Комбиниро

ванный    

Способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе. Пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки или других материалов

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь выполнять пластилиновую скульптуру на каркасе.

Реалистическая лепка Персидская кошка.

Комбиниро

ванный    

Реализм. Анималистика. Лепка животного. Этапы работы.

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь выполнять пластилиновую скульптуру персидской кошки на проволочном  каркасе.

Реалистическая лепка Персидская кошка.

Комбиниро

ванный    

Реализм. Анималистика. Лепка животного. Этапы работы.

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь выполнять пластилиновую скульптуру персидской кошки на проволочном  каркасе.

Композиции из пластилиновой ленты.  Сказочный лес.

Комбиниро

ванный    

Рельефные изображения по

мотивам оформления  глиняных изразцов. Передача пропорций, движения.

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь выполнять композицию из пластилиновых лент..

Композиции из пластилиновой ленты.  Сказочный лес.

Комбиниро

ванный    

Рельефные изображения по

мотивам оформления  глиняных изразцов. Передача пропорций, движения.

Знать способы выполнения изделий из пластилина.

Уметь выполнять композицию из пластилиновых лент..

Дизайн посуды.

Комбиниро

ванный    

Рельефные изображения по

мотивам оформления  глиняных изразцов. Передача пропорций.

Знать, что такое дизайн.

Уметь выполнять рельефные изображения глиняных предметов.

Дизайн посуды.

Комбиниро

ванный    

Рельефные изображения по

мотивам оформления  глиняных изразцов. Передача пропорций.

Знать, что такое дизайн.

Уметь выполнять рельефные изображения глиняных предметов.

Обработка ткани (14 часов)

Изготовление мягкой игрушки.

Комбиниро

ванный    

Обработка ткани.

Мелкий ремонт одежды.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами.

Изготовление мягкой игрушки.

Комбиниро

ванный    

Обработка ткани.

Мелкий ремонт одежды.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами.

Изготовление мягкой игрушки.

Знакомство

с новым материалом

Обработка ткани.

Мелкий ремонт одежды.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Изготовление мягкой игрушки.

Знакомство

с новым материалом

Обработка ткани.

Мелкий ремонт одежды.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Изготовление мягкой игрушки.

Знакомство

с новым материалом

Обработка ткани.

Мелкий ремонт одежды.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Изготовление мягкой игрушки.

Комбиниро

ванный    

Обработка ткани.

Мелкий ремонт одежды.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Вышивание ленточками.

Комбиниро

ванный    

Техника вышивания ленточками. Виды швов при вышивании ленточками.

Знать технику вышивания ленточками.

Уметь украшать изделия тесьмой, шнуром.

Вышивание ленточками.

Комбиниро

ванный    

Техника вышивания ленточками. Виды швов при вышивании ленточками.

Знать технику вышивания ленточками.

Уметь украшать изделия тесьмой, шнуром.

Кукла-грелка на чайник.

Комбиниро

ванный    

Снятие выкройки. Изготовление куклы-грелки на чайник. Техника выполнения швов: «козлик», потайной.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Кукла-грелка на чайник.

Комбиниро

ванный    

Снятие выкройки. Изготовление куклы-грелки на чайник. Техника выполнения швов: «козлик», потайной.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Перчаточная кукла.

Знакомство

с новым материалом

Приемылоскутной техники. «Чешуйчатая»техника или «уголки» из лоскутов.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Перчаточная кукла.

Знакомство

с новым материалом

Приемылоскутной техники. «Чешуйчатая»техника или «уголки» из лоскутов.

Знать технологию мелкого ремонта одежды.

Уметь обрабатывать ткань разными швами; изготавливать игрушку по выкройке.

Вышивание крестом.

Комбиниро

ванный    

Вышивкакрестом, гладью.Простейшие виды мережки.

Знать простейшие виды мережки, украшения изделий.

Уметь классифицировать ткани по признаками.

Вышивание крестом.

Комбиниро

ванный    

Вышивкакрестом, гладью.Простейшие виды мережки.

Знать простейшие виды мережки, украшения изделий.

Уметь классифицировать ткани по признаками.

Флористика (4 часа)

Аппликация из сухих чешуек лука и чеснока.

Знакомство

с новым материалом

Правила сбора, сушки и хранения природных материалов.

Знать правила сбора, сушки и хранения природных материалов.

Уметь выполнять аппликацию из сухих чешуек лука и чеснока.

Аппликация из сухих чешуек лука и чеснока.

Аппликация из сухих чешуек лука и чеснока.

Аппликация из сухих чешуек лука и чеснока.

Аппликация из сухих чешуек лука и чеснока.

Изготовление панно из природного материала.

Комбиниро

ванный    

Приемы  работы с разными материалами. Аппликация из ткани и засушенных растений

Знать приемы работы с разными материалами.

Уметь  изготавливать пано из природного материала.

Изготовление панно из природного материала.

Комбиниро

ванный    

Приемы  работы с разными материалами. Аппликация из ткани и засушенных растений

Знать приемы работы с разными материалами.

Уметь  изготавливать пано из природного материала.

Вязание  (8 часа)

Вязание на спицах.

Знакомство

с новым материалом

Техника вязания спицами.  Виды наборов петель на спицы.

Знать технику вязания на спицах.

Уметь вязать несложные изделия на спицах.

Вязание на спицах.

Знакомство

с новым материалом

Техника вязания спицами.  Виды наборов петель на спицы.

Знать технику вязания на спицах.

Уметь вязать несложные изделия на спицах.

Вязание крючком.

Знакомство

с новым материалом

Техника вязания крючком.  Виды наборов петель на крючок.

Знать технику вязания крючком.

Уметь вязать несложные изделия крючком.

Вязание крючком.

Знакомство

с новым материалом

Техника вязания крючком.  Виды наборов петель на крючок.

Знать технику вязания крючком.

Уметь вязать несложные изделия крючком.

Изделия из вязаных квадратов и прямоугольников.

Комбиниро

ванный    

Создание декоративной композиции по собственному замыслу, сиспользованиемвязаных квадратов и прямоугольников.

Знать технику вязания крючком и на спицах.

Уметь вязать несложные изделия  по собственному замыслу, сиспользованиемвязаных квадратов и прямоугольников.

Изделия из вязаных квадратов и прямоугольников.

Комбиниро

ванный    

Создание декоративной композиции по собственному замыслу, сиспользованиемвязаных квадратов и прямоугольников.

Знать технику вязания крючком и на спицах.

Уметь вязать несложные изделия  по собственному замыслу, сиспользованиемвязаных квадратов и прямоугольников.

Работа с разными материалами. Праздник цвета.

Обобщение и систематизация знаний

Осмысление  значения цвета в нашей жизни при украшении  класса и подборе литературных, исторических, фольклорных материалов, связанных с конкретным цветом.

Уметь фантазировать.

Знать приемы работы с разными материалами.

Работа с разными материалами. Праздник цвета.

Обобщение и систематизация знаний

Осмысление  значения цвета в нашей жизни при украшении  класса и подборе литературных, исторических, фольклорных материалов, связанных с конкретным цветом.

Уметь фантазировать.

Знать приемы работы с разными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 1 класс по система развивающего обучения Л.Занкова Многодетальное объёмное изделие из бумаги. Мягкая игрушка. «Птичка»

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Урок основан на технологии проблемного обучения. В нём содержится информация: ...

Итоговое тестирование по окружающему миру за 3 класс (система развивающего обучения Л. Занкова)

Работа  составлена  для  проведения  итогового тестирования по окружающему миру для учащихся 3 класса, обучающихся по система развивающего обучения Л. Занкова.Цель проведения:...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Воспитание творческой личности младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Сегодня одной из приоритетных задач образования становится укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адек...