Технологическая карта уроков технологии 1-4 класс
план-конспект урока по технологии на тему

Крымская Татьяна Михайловна

Предлогаю конспекты уроков и готовый продукт,  который должен получиться. Но важно , чтобы дети не копировали готовое изделие , а сами проявили творчество, креативность и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul2_tekhnologiya_prakt_zad.doc388 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Составить технологическую карту и конспект урока технологии для первого класса по теме «Работа с бумагой».

Урок технологии  в 1 классе, УМК «Гармония»

Тема  урока: Формы и краски зимы.

Изделие: аппликация «Снеговик» 

Задачи урока: учить располагать на листе бумаги композицию; выполнять аппликацию из ваты; повторить и закрепить правила безопасной и аккуратной работы с бумагой; развивать внимание, тонкую моторику, аккуратность и точность выполнения действий; воспитывать аккуратность, формировать коммуникативные навыки.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, образец работы; цветная бумага, цветной картон для фона, вата, клей, ножницы

Формируемые УУД:

Познавательные учебные действия:

- анализ изделия,

- сравнение,

- построение логической цепи,

- создание способов решения проблемы.

Регулятивные действия:

- умение действовать по плану,

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

- умение преодолевать трудности,

- умение адекватно оценивать свою и сверстников деятельность.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- проявление инициативы 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

У нас все получится.

2. Актуализация знаний

- Приближается самый любимый праздник всех детей и взрослых. Это Новый год. И мы уже начали подготовку к этому празднику. Что мы уже сделали?

Вы познакомитесь с новым приспособлением для аккуратной разметки деталей, научитесь с ним работать. Будете сами размечать и вырезать детали, и надо будет всё сделать как можно точнее и аккуратнее.

Рисовали, вырезали снежинки, лепили из пластилина елочку.

3. Постановка учебной задачи.

-Отгадайте загадку. Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …

- Ребята, кого мы сегодня будем делать? Только не из снега и из пластилина, а из ваты.

Снеговик

Снеговика

4. Анализ образца, обсуждение способов работы

- Посмотрите внимательно на эту работу (образец изделия)

- Какая главная фигура в этой аппликации? Правильно – снеговик, остальные детали являются дополнительными.

- Из скольких деталей составлен снеговик?

– Какую форму имеют эти детали?

– Что можно сказать о размерах кругов?

- Какие материалы будем использовать? 

- Каким клеем будем пользоваться?

- Необходимо правильно расположить снеговика на картоне - это называется композиционное решение. Для этого: вокруг снеговика должно оставаться пространство, т.е. – “воздух”, нельзя размещать снеговика точно по центру; должно соблюдаться равновесие в композиции

- Давайте составим план работы:

Физминутка

Раз -рука, два -рука,
Лепим мы снеговика!
Три-четыре, три-четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь.
Мы сплясать его попросим!

Снеговик

Из шести: основание, туловище, голова, 2 руки, шляпа.

Все детали, кроме шляпы, имеют форму круга.

Размеры кругов разные. Основание – самого большого размера, туловище поменьше, голова ещё меньше, а ручки – самые маленькие круги.

Картон для фона, цветную бумагу для ведра, метлы, носа глаз и рта снеговика, ватные диски.

Клеем ПВА

 

 

 

 

I. Сначала сделаем заготовки снеговика:

основание, туловище, голова.

II. Составление фигуры снеговика на основе, сборка

III.  Украшаем снеговика: шляпа, две руки, нос, глаза, пуговицы

IV. Дополняем: сугробы, снежинки

V. Просмотр работа, выставка.

5. Практическая работа

I. Делаем заготовки снеговика

- Прежде чем вырезать детали, повторим правила работы с ножницами.

– Выполните разметку кругов для снеговика на ватных дисках. Соблюдайте все необходимые правила.

– Вырезайте все детали по намеченным линиям и складывайте их в коробочку.

II. Составление фигуры снеговика на основе, сборка

- Повторение правил работы с клеем. Наклеивание деталей снеговика.

– Вспомните, как правильно работать с клеем.

Физминутка - пальчиковая гимнастика

III.  Украшаем снеговика: шляпа, две руки, нос, глаза, пуговицы

- Теперь приступаем к наряду снеговика: приклеим на голову ведро, из кусочков цветной бумаги сделаем нос, рот, глаза.

 

IV. Дополняем: сугробы, снежинки

- Теперь вам надо придумать картину со снеговиком – такую,

чтобы её интересно было рассматривать. Одного снеговика для картины недостаточно. Что ещё на ней может быть изображено?

- Из чего их можно сделать?

Нужно аккуратно обращаться с ножницами: концы ножниц направляем всегда от себя; при вырезании поворачиваем в руках бумагу, а не ножницы; не приближаем пальцы рук к лезвиям ножниц.

Клей наносим на изнаночную сторону детали быстро и равномерно. Излишки клея снимаем салфеткой. Деталь с нанесённым на неё клеем прикладываем на место и притираем её через другой лист бумаги.

Снежные сугробы, солнце, деревья, покрытые снегом, снежинки летят и т. д.

Из цветной бумаги, ваты

6. Рефлексия

- Давайте сделаем выставку наших работ и посмотрим - у кого как получилось. Что в этих работах вам понравилось и почему?

- С каким материалом мы работали на уроке?

- Что еще можно сделать из ваты?

– А теперь давайте посмотрим, у кого получились наиболее

интересные и выразительные работы.

- Все справились с заданием, молодцы! Сейчас организуем из ваших работ выставку “Парад снеговиков”.

- А теперь приведем в порядок рабочие места.

Мы работали с ватными дисками, цветной бумагой. 

Из ваты можно сделать одуванчики, снег на домах … 

Дети отмечают наиболее удачные композиции и объясняют

свой выбор.

Используемые источники: 

1. Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

2. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

 2. Составить технологическую карту и конспект урока технологии для второго класса по теме «Работа с природным материалом» (приложить образец учителя с наглядными пособиями).

Урок  технологии

Программа Конышевой «Трудовое обучение»

2 класс

Работа с природным материалом

Стилизованная аппликация из засушенных листьев

Изделие – композиция на плоскости из засушенных листьев, семян, чешуи шишек

Цель: учить составлять стилизованную аппликацию из листьев.

Задачи:

1.Образовательные:

  • формирование умений рассматривать и изучать форму предметов;
  • формирование приёмов создания стилизованной аппликации;
  • закрепление приёма наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу;
  • закрепить технику безопасности при работе с клеем ПВА и бумагой;
  • развивать устную речь при представлении композиции и ответах при беседе.

2. Развивающие

  • развитие ассоциативного мышления, умений создавать художественный образ по ассоциации с формой предмета;
  • развивать интерес у детей  к данному виду деятельности;
  • развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
  • развивать творческие способности
  • развивать прогностические умения психических
  • развивать умение самостоятельно работать по плану;
  • развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу.

3. Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать уважение к чужому труду;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, уважения к своему труду;
  • воспитывать уважение к мнениям одноклассников;
  • воспитывать любовь к классической музыке и времени года – осени.

 Тип урока:

- по содержанию: работа с природными материалами;

- по способу проведения: урок по изготовлению изделия;

- по цели: по формированию умений составлять образ по ассоциации;

- по структурной единице: простой;

- по форме организации учебной деятельности: индивидуальный;

- по познавательной деятельности: творческий.

Использованные методы:

-словесные (беседа, объяснение, рассказ);

-наглядные (демонстрация готовых изделий – композиции из листьев, фотографий и иллюстраций);

-практические: практическая самостоятельная  работа.

Оборудование:

У учителя: засушенные листья различной формы, окраски и размера; лист бумаги примерно 20х30 см; учебник; образцы композиций из засушенных листьев; клей ПВА;  на доске – ватман – стенд для выставки изделий, диск с музыкой (Вивальди «Осень»).

У учащихся: учебник; засушенные листья в больших плоских коробках; различные семена в пакетиках; подкладная клеёнка; цветная бумага; 10-15 бумажных листов  размером примерно 10х15 см; кисточка в подставке; клей ПВА.

Литература:

  1. Н.М. Конышева Чудесная мастерская»: учебное пособие по художественному труду для 2 кл. нач. школы, ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 36-37
  2. Н.М.Конышева Трудовое обучение в начальных классах. – М.: Дизайн, 1999, с. 10-15.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечания

I. Орг. момент

-Ребята, добрый день! Сейчас у нас урок технологии. А чем мы сегодня займемся, вы узнаете из беседы.

Учитель проверяет наличие папок с инструментами и материалами.

II. Вступительная беседа

-  Ребята,  посмотрите в окно. Какие стали деревья, какое небо? Какое сейчас время года? (Осень). Что вы знаете об осени, что можете рассказать? (Осень – это такое время года, когда с деревьев падают листья, идут дожди, небо пасмурное).  

- Когда вы гуляете по паркам, по аллеям что вы замечаете под ногами? (Ковёр из листьев).

- Какие деревья и кустарники сбрасывают осенью листву? (Берёза, клён, тополь, ольха, ива, акация, калина).

- Какие по форме листья бывают? (Круглые, овальные, треугольные, длинные). Какие зазубринки бывают у листьев? (Крупные, мелкие, острые). Какого размера листья вы видели? (Мелкие, крупные, средние).

- Какого цвета листья осенью встречаются? (Жёлтые, зелёные, оранжевые, коричневые, красные).

- Что можно сделать из листьев? (Аппликацию). Где вы видели работы из листьев? (На прошлом уроке делали аппликацию.)

- Замечали ли вы, что листья похожи на другие объекты? (Да. Нет). На что может быть похож листок? (На собаку, на дерево).

- Как вы думаете, почему мы говорили об осени, о листьях? Какая будет цель урока? (Может будем выполнять аппликацию об осени, картину из листьев). Но ведь мы уже на прошлом уроке делали аппликацию из листьев. Подумайте ещё. (Может превращать их будем).

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь записана тема сегодняшнего  урока. Прочитайте название. (Дети читают: «Превращение листьев»). Ребята, вы были правы.

- Необычная тема, правда?

-Картины из листьев мы и прошлый раз уже делали, однако не называли это превращениями. А вот сегодня появилось это слово – как будто ожидается какое-то волшебство! Что бы это могло быть?  (Возможно, дети догадаются и скажут – будем превращать листья в разных зверей. Если дети не называют - учитель сам назовёт).

- Что значит превратить? (Увидеть в листьях какой-то образ, животное, растение).

- Превратить – это значит изменить образ.

- Вы наверно уже догадались, что вам  сегодня предстоит  выполнить? ( Сегодня будем делать  из простых засушенных листьев и семян что-то новое или кого-то).

- Сегодня мы будем стилизовать листья под какой-то образ. Как вы понимаете, что значит стилизовать? (Может упрощать, видеть то, на что похожи листья)

- Верно.

Давайте повторим цель урока.

- Верно, вам предстоит сделать простые засушенные листья чем-то другим; попробуем угадать: может в них кто-то спрятан, а мы поможем ему освободиться.

Беседа.  Постановка цели урока детьми.

Учитель сопровождает беседу показом иллюстраций осени или картин художников, может быть видеофрагмент.

Лисья тоже показывает.

III. Анализ образца.

1. Работа с учебником

2. Упражнение тренировка ассоциативного мышления

- Откройте учебник на с. 36. Читаем текст, начиная с заглавия. (Несколько учеников по очереди читают текст вслух, остальные про себя. )

- Посмотрите на рисунки в учебнике на с. 36. Что изображено?  

- Во что превратились разноцветные листья на иллюстрации на с.36? (В красавца петуха).  Какие листья по форме и по цвету были использованы для выполнения петуха? (Узкие, широкие, треугольные). Листья каких деревьев использованы? (Клёна, берёзы, ольхи).

- На что похожи чешуйки листьев? (На лепестки цветочка). Из каких листьев или семян выполнено солнышко? (Из семян клёна).

- Рассмотрите иллюстрации внизу с. 37. Какие образы вы увидели? (Бабочка и рак). Можно из этих же листьев создать другие образы? (Можно). Какие? (Птицу, дерево).

- Ребята, обратите особое внимание на все эти иллюстрации. Рассмотрите, как выглядят листья? Что интересного заметили? (Листья целые, не обломанные, не отрезанные). Верно, листья берутся такими какими вы их нашли.

- Закройте книги и уберите их.

- Давайте потренируемся и посмотрим, легко ли быть волшебниками.

- Да. Действительно – этот листик в таком положении похож на мордочку собачки: вот эти верхние зубцы – как будто два уха висят по бокам, а снизу мелкие зубчики похожи на свисающую шерсть. Что ещё надо будет добавить, чтобы окончательно превратить этот листик в собачку? (Глаза). Верно, глаза.  Из чего их можно сделать? (Из маленьких цветочков, из чешуек шишек)

 

Посмотрите  ещё раз на композиции на доске. Нравится? Хотите выполнить такую композицию?

- Рассмотрите их. Что потребуется нам для конструирования композиции? На чём она выстроена? (Картон). Из чего будет состоять композиция? (Из листьев, может быть из семян, из чешуек шишек.)

- Для того, чтобы прикрепить листья или семена к картону что понадобится? (Клей). Какой клей будем использовать? Карандаш или ПВА? (ПВА). Почему? (Карандаш не приклеит листья). Верно, также клей ПВА не оставит следов после высыхания.

- Ребята, если мы хотим с вами стать волшебниками и в листьях научиться видеть какие-то образы: зверей, насекомых и т.д.,  то, что нельзя будет делать с листьями? (Нельзя вырезать, ломать, резать листья).

- Верно, нам надо внимательно рассмотреть листья и увидеть в них что-то необычное.

– Но что важное мы забыли? (Если дети молчат, то учитель сам называет).

- А забыли мы то, что перед тем как приклеить,  надо продумать образ, т.е. то, что мы задумали, например, собаку. После того, как продумали надо разложить листочки на картоне. Только после этого приступать к работе.

- Вспомним технику безопасности при пользовании клеем. Как надо пользоваться клеем? (После использования клея надо плотно закрыть крышкой).

- Если клей вытек, то? (Надо аккуратно вытереть тряпочкой).

- При работе с бумагой, что нельзя забывать? (Нельзя забывать то, что бумагой можно порезаться). Давайте вспомним, как надо работать с бумагой. (Надо аккуратно держать, нельзя резко проводить рукой по краю).

- Повторим, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Картон, цветная бумага, клей ПВА,  листья, семена, чешуя шишек).

Учитель по ходу чтения предлагает рассмотреть образцы, о которых упоминается в тексте. Затем открывает образцы- аналоги на доске; обращает внимание детей на то, как удачно угадан образ каждого листика в композициях

В это время учитель вновь закрывает образцы на доске.

Учитель по очереди показывает детям один - два листика в разных положениях, прикладывая к листу бумаги, а дети пытаются угадать, на что они похожи. Три – четыре ученика называют увиденные образы, остальные оценивают их точность, оригинальность, аргументированность.

 

Учитель показывает композиции и задаёт подробные вопросы, направленные на анализ образца, материалы и инструменты, которые понадобятся при конструировании.

IV. Планирование работы.

-  Чем же мы займёмся на уроке? (Попробуем создать образ из засушенных листьев). Верно, сегодня мы попробуем создать образ из засушенных листьев, то есть станем волшебниками. Чтобы у волшебников всё получилось, они произносят заклинание по алгоритму (плану).

 - Что необходимо сделать или составить,  чтобы не забыть ни один этап работы? (Составить план работы).

- Верно.

- Что необходимо сделать сначала? (Внимательно рассмотреть листики, которые лежат перед нами на партах. И подумать, в кого или во что их можно превратить).

- Так! После того, как продумали, кого или что мы хотим создать, что будем делать дальше? (Подберём листья, семена для работы).

- Куда же мы их расположим? Что нужно сделать? (Нужно выбрать необходимый цвет бумаги и расположить листья на ней так, чтобы было максимально похоже)

- Ребята, но выбирая цвет бумаги, будьте осторожны и внимательны. Фон не должен быть особенно ярким, иначе скромные по окраске листья на нём «потеряется», то есть не будут видны.  Фон не должен совпадать с цветом листьев.

- После того, как мы выбрали цвет бумаги и создали образ, что будем делать дальше? Какой будет следующий этап работы? Что необходимо сделать, чтобы ваши творения не рассыпались, не исчезли? (Приклеить листья и семена).

- Верно. Вспомните, на прошлом уроке мы уже с вами познакомились с правилами этой работы. Что нам об этом известно? ( Листочек нужно намазывать с изнаночной стороны, перед этим подложим под него сухую газетную бумагу).

- Так, молодцы! Что ещё запомнили с прошлого урока? (Затем лист прикладываем на своё место в композиции и осторожно проглаживаем другим кусочком бумаги).

- Вспомним, как нужно обращаться с листьями? (Обращаться с листьями следует особенно осторожно, так как они очень хрупкие).

- Как мы будем оценивать наши работы? Кому сможем поставить «5»? ( Насколько интересно получилась композиция, её аккуратность, не использованы при работе ножницы, клей не разлит по краям). За что можно будет поставить «4»? (Выполнена аккуратно, но не очень интересная композиция). За что сможем поставить  «3»? (Не совсем правильно выполнено, неаккуратно).

Показ изготовления композиции учителем у доски поэтапно.  Дети следят за действиями учителя. Дети вместе с учителем составляют план. Учитель вывешивает карточки с пунктами плана.

V. Практическая самостоятельная работа

- А сейчас, ребята, после моего показа и составления совместного плана  вы выполните композицию самостоятельно. За помощью и подсказкой вы можете обращаться ко мне. Когда вы сложите композицию на листе, то сразу ничего не приклеивайте. Я  сначала пройду и посмотрю все работы.

- Все справились с первой частью работы, превращения получились очень интересные. Теперь приступайте ко второй части работы.

- Пока вы конструируете композицию, можете подумать, как вы представите её: придумать название композиции, придумать небольшой рассказ или сказку, можно стихотворение.

Проверка учителем готовности детей. Дети выполняют работу, опираясь на план, учитель в это время ходит по рядам и подсказывает, направляет детей.  Во время работы звучит музыка – Вивальди «Осень».

Дети создают композицию, а учитель проходит по классу и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.

VI. Подведение итогов.

- Заканчиваем работу. Убираем с парты мусор в мусорное ведро, материалы и инструменты убираем в папку.

- Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на специально приготовленном стенде мы закрепим ваши композиции из листьев.

- Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали волшебниками. Какие из представленных здесь превращений кажутся вам наиболее интересными? Почему? Кто смог наиболее точно и оригинально сделать свою композицию? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе. Посмотрите, кому мы сможем поставить «5»? «4»? «3»? Почему?

- У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем уроке мне показать.

- Какой этап работы показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться? Где можно использовать этот приём работы?

- Давайте оценим свою деятельность: такими словами «Я был (а)…» . Например, активен в работе, помогал другим.

- Какую работу мы выполнили на уроке? (Конструировали  композицию из листьев, семян). Как вы думаете, любой листочек можно превратить, во что угодно или нет? Как угадать, кто в нём спрятан?

- Верно, каждый листочек нужно внимательно рассмотреть, изучить природную форму и только после этого решить, что из неё можно сделать.
- Чему же мы сегодня научились? (Превращать листочки в кого-нибудь или во что-нибудь).

- Верно, находить в обычном необычное. Ещё хочу добавить, что вы стали аккуратнее работать: ни один хрупкий листочек у вас сегодня не сломался и не порвался. Для волшебников это особенно важно.

- Понравилось ли вам быть волшебниками?  Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке труда? Всё ли у вас получалось? Что было трудно, легко? Если вы пожелаете, то можете дома поколдовать над листьями и удивить родителей.

- Урок окончен. Все молодцы.

Дети убирают свои рабочие места, учитель строго следит за этим.

У доски учитель и дети организуют выставку.

Дети представляют свои работы. Учитель с детьми выставляет оценки.

3.Составить технологическую карту и конспект урока технологии для третьего класса по теме «Работа с разными материалами» (приложить образец учителя с наглядными пособиями).

Конспект урока по технологии

Программа Конышевой «Трудовое обучение»

3 класс

Работа с искусственными  материалами

Конструирование цветов из бисера

Изделие – цветы из бисера

Цель: сформировать умение составлять цветы из бисера с помощью приёма нанизывания.

Задачи:

1.Образовательные:

  • обучить приёмам создания цветов из бисера;
  • расширить знания и представления о разнообразных формах природы в декоративно-прикладных изделиях;
  • формировать умения читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера;
  • закрепить технику безопасности при работе с ножницами, с иглой, с клеем ПВА;
  • закрепить умение анализировать готовое изделие;
  • повторить свойство материалов (проволоки, бисера);
  • обобщить знания о цветах.

2. Развивающие

  • развивать чувства формы и цвета;
  • развивать интерес у детей  к данному виду деятельности;
  • развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
  • развивать творческие способности;
  • развивать умение работать с энциклопедиями и справочниками;
  • развивать умение самостоятельно работать по плану;
  • развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;
  • развивать устную речь при ответах.

3. Воспитательные:

  • воспитывать  самостоятельность;
  • воспитывать уважение к чужому труду;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, уважения к своему труду;
  • воспитывать уважение к мнениям одноклассников;
  • воспитывать любовь к природе
  • воспитывать интерес к энциклопедиям и справочникам.

 Тип урока:

- по содержанию: работа искусственными материалами;

- по способу проведения: урок по изготовлению изделия;

- по цели: по формированию умений изготовлять цветы  из бисера;

- по структурной единице: простой;

- по форме организации учебной деятельности: индивидуальный;

- по познавательной деятельности: творческий.

Использованные методы:

-словесные (беседа, объяснение, рассказ);

-наглядные (демонстрация готовых изделий, демонстрация приемов работы, фотографий и иллюстраций);

-практические: практическая самостоятельная  работа.

Оборудование:

У учителя: учебник, крупные бусины, жёсткий шпагат для демонстрации работы, образцы изделий из бисера (выставка), фотографии и рисунки с изображением цветов разного вида, запись – Вивальди «Лето».

У учащихся: учебник, разноцветный бисер в коробочках, тонкая проволока (у каждого 5-6 кусков длиной около 15 см), зелёные нитки, клей ПВА, ножницы, небольшой лист миллиметровки (около 5х10 см), карандаш для выполнения схем, коробки для складывания лепестков.

Литература:

  1. Н.М. Конышева Чудесная мастерская: пособие по художественному труду для 2 кл. нач. школы.
  2. Н.М.Конышева Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей): учебное пособие по художественному труду для 2 кл. нач. школы, ЛИНКА-ПРЕСС.
  3. Н.М.Конышева «Трудовое обучение в начальных классах». – М.: «Дизайн», 1999, с. 10-15.
  4. Растительный мир Земли: Пер. с нем. / Под ред. Ф. Фукарека; перевод и предисл. Сладкова А.Н.  – М.: Мир, 1982. – Т. 1. – 136 с.
  5. Растительный мир Земли: Пер. с нем. / Под ред. Ф. Фукарека; перевод и предисл. Сладкова А.Н.  – М.: Мир, 1982. – Т. 2. – 184 с.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ сост. Л. А.Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: ГКО «АСТ», 1997. – 512 с.
  7. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. Перевод с англ. С. Ильина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997, - с. 76.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечания

I. Орг. момент

-Ребята, добрый день! Сейчас у нас урок технологии. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и назовите своего соседа по парте каким-нибудь ласковым словом (названием цветка), например, незабудочка, василёчек.

- Чем займёмся на уроке,  узнаете из беседы.

-Дежурные пройдут между рядами и проверят, все ли материалы и инструменты есть на парте.

Учитель проверяет наличие папок с инструментами и материалами.

II. Вступительная беседа

- Какие цветы вы знаете? (Маки, лютики, георгины, ромашки, пионы).

- Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок. (Лепестки, стебель, листы).

-Молодцы! Но что еще есть у цветка?

- У цветка имеются тычинки, которые располагаются в центре цветка. Сколько их может быть у цветка? (3,7,10). Верно, их у разных цветов разное количество.

 -Ребята, а  лепестки у всех цветов одинаковые? (Нет). Чем они отличаются, например, у мака, розы, василька, ромашки? (Они разные по цвету, по форме, размеру).

 - Верно, чем еще отличаются? Посмотрите внимательно на розу и мак. (У розы много лепестков, у мака меньше). Да, цветы различаются также количеством лепестков.

- Какого цвета могут быть лепестки?  (Красного, белого, синего, розового,…).  Верно, они могут быть абсолютно разных цветов.

-Какой формы бывают лепестки? (Острые, широкие, округлые, тоненькие, длинные).

- Листики тоже разные у различных цветов. Они отличаются по форме, цвету, размеру, по количеству.

 - Ребята, как вы думаете, для чего мы вспоминали какие бывают цветы, вспоминали части растений, обсуждали форму, размеры лепестков? (Может цветы будем делать).

- Чтобы подтвердить или опровергнуть наше мнение, проверим по учебнику. Нам надо открыть учебник на с. 140 и прочитать заголовок  и текст рядом с изображением образца. (Дети: «Украшения из бисера. Что такое бисер, наверно, знают все? Это мелкие цветные бусинки из стекла или пластмассы. А знаешь ли ты, что из них можно сделать очень изящные украшення? Посмотри на те, что изображены здесь: они напоминают нам о лете, по которому мы все уже соскучились»). Теперь закройте учебники.

- Какие украшения из бисера можно сделать? (Цветы, украсить заколку, резинку, сделать брелок). Для чего делают украшения? (Для украшения комнат, каких-либо предметов).

- Вы, наверно, догадались, что мы сегодня будем конструировать? (Цветы из бисера).  Где можно использовать цветы из бисера? (Можно составить коллективный букет на конкурс, выставку, можно подарить маме, бабушке, для украшения комнаты).

- Какую поставим цель урока? ( Научимся составлять цветы из бисера).  Вы верно догадались. Молодцы! Вы как волшебники, сами смогли узнать тему урока.

- Ребята, если вы хотите узнать побольше о растениях, о цветах, то вы можете прочитать  в книге «Бабочки. Чудо на ладони. Цветы».  В этой книге можно узнать о развитии цветов, о частях растения, о насекомых, которые опыляют цветы.

Также о растениях можно узнать в детской энциклопедии. В ней много информации о растениях и о цветах.

В энциклопедии «Растительный мир Земли» в 2-х томах  можно узнать о растениях и цветах пустынь и полупустынь, лесов, высокогорий и арктической тундры и мирового океана. В энциклопедиях много цветных фотографий, рисунков, схем и карт. Здесь можно узнать о видах и ареалах растений.

Учитель на картинке у доски показывает части цветка или вызывает ученика к доске. Постепенно появляются названия частей цветка.

 На доске появляются фотографии этих цветов.

Подводящий к теме диалог

Ситуация с затруднением (выход на цель урока)

Постановка цели урока детьми

Одновременно с рассказом учитель демонстрирует книги, энциклопедии и показывает развороты с изображением цветов.

III. Анализ образца.

(первый лепесток на схеме)

- Откройте учебники на с.141. Рассмотрите изображение готового цветка и схему изготовления лепестка.

- Вы внимательно рассмотрели образцы? Из каких частей будет состоять цветок? (Лепестки, тычинки, стебель, листок).

-  Какие инструменты и материалы понадобятся нам для работы? (Бисер разноцветный, проволока или нитка).

- Верно. Любая проволока подойдёт? (Нет). Какая же понадобится? (Тонкая). Да, тонкая медная проволока (толщиной с нитку).

- Раз проволока толщиной с нитку, то она какая? (Хрупкая, может быстро поломаться). Значит, как с ней надо обращаться? (Аккуратно, легонько). Как надо обращаться с бисером? (Берём по одной штучке, чтобы не уронить, если упадёт – не найти). Не забывайте, что в рот бисер не берём.

- Как вы думаете, нитку какого цвета возьмём? (Зелёную). Почему? (Для цветов нужен зелёный цвет: стебли и листы зелёного цвета). Также нам понадобится клей ПВА. А для чего он понадобится, узнаете позже. Пусть это останется для вас маленьким секретом. Чем же мы будем резать нитку и проволоку? Что мы забыли? (Ножницы).

- Давайте проверим, все ли инструменты и материалы мы назвали? Откройте учебник на с. 140. Прочитайте  текст под изображением образца и посмотрите в ваших папках – всё ли у вас есть. (Дети читают: «Для работы, кроме разноцветного бисера, нам понадобятся: тонкая медная проволока (толщиной с нитку), зелёные нитки, клей ПВА  и ножницы. Проволоку нарежем по 10-25 см (в зависимости от величины лепестков)».  

-Все ли инструменты и материалы вы подготовили? (Да).

- Вспомним технику безопасности с ножницами. Как надо передавать ножницы? (Лезвия сомкнуты, кольцами вперёд). Можно ли махать ножницами и оставлять на краю парты? ( Нет, ножницы надо держать в чехле).  Не забываем и про то, что ножницы надо держать правильно, работать с исправным инструментом, т.е. лезвия должны быть заточены, шарнир не слабый и не тугой. Также ножницы надо использовать по назначению. Что это значит? ( Нельзя махать ножницами, баловаться).

- Каким инструментом мы будем использовать? (Иголку). Какие правила существуют при работе с иглой? ( Надо знать сколько иголок и в конце занятия проверить их количество). Молодцы! Назовите следующие правила. (Нельзя шить ржавой иглой. Ржавые и поломанные иглы надо складывать в бумагу. Нельзя вкалывать в одежду и класть в рот. Хранить иголки и булавки в игольнице. При шитье использовать следует напёрсток. Длина нитки должна быть равна обхвату локтя. Иглы использовать по назначению.).

- Что это значит? (Нельзя иглой баловаться, оставлять на парте без нитки, нельзя махать иглой).

- Повторим, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Зеленая нитка, бисер, проволока, клей ПВА, ножницы).

Учитель, работая по учебнику, задает подробные вопросы, направленные на анализ образца, материалы и инструменты, которые понадобятся при изготовлении цветка.

Подводящий диалог

IV. Планирование работы.

-  Чем же мы займёмся на уроке? (Попробуем составить цветок из бисера).

- Что необходимо сделать или составить, чтобы не забыть ни один этап работы? (Составить план).

- Верно.

- С чего же нужно начать работу? (С начала надо выполнить лепестки).

- Верно, по инструкции на с.141 выполним лепестки. Сколько лепестков должно получиться? (5).Почему 5? (Потому что цветок состоит из 5 лепестков).  Сложная ли схема выполнения? Она простая и наглядная: бусинки располагаются строго по рядам, каждый ряд нанизывается сначала на один конец проволоки, затем закрепляется другим.

-После выполнения каждого лепестка надо проверить, хорошо ли затянута проволока в каждом ряду и сравнить свой  лепесток со схемой.

- Ребята, вы будете составлять цветок одной и той же формы, что дана в учебнике на с. 141, а цвет и размер бисера вы выбираете сами, также количество тычинок и лепестков вы решаете сами, сколько их будет.

- Когда лепестки будут готовы, что с ними сделаем? (Готовые лепестки складываем в коробочки, которые стоят на парте). А когда будут готовы все лепестки, что с ними необходимо будет сделать? (Соединить все лепестки вместе к стеблю).

-Что сделаем следующим шагом, когда лепестки будут готовы? (Нужно выполнить тычинки).

- Верно. Когда будут тычинки готовы, что далее надо сделать? (Соединить все детали в цветок).

- Все, цветок готов? (Нет). Чего не хватает? Посмотрите на с. 142. (Листочка).

- Так. Как сделать   листочек? По какой схеме? (По той, которая дана на с. 142).  

- Какой у цветка стебель? (Зелёный). А наша проволока какого цвета? (Коричневая). Что нужно сделать с проволокой, чтобы она стала зелёной? (Обмотать ниткой).

- Обматываем стебель зеленой ниткой, предварительно смазав стебель из проволоки клеем  ПВА.

- Теперь цветок готов? (Да)

- Теперь, после того как мы обсудили с вами этапы работы, что нужно сделать? Что мы забыли?  (Мы забыли план работы!!!).

- Что теперь нам делать? Не унывайте, сегодня за вас составила план работы я. Давайте проверим, правильно ли он составлен, вдруг в нём есть ошибки.

                               План:

  1. 1. Выполняем лепестки (по инструкции в учебнике на с.141):
  2. а) складываем лепесток в коробочку;
  3. б) проверяем,
  4. в) составляем каждый лепесток.
  5. 2. Делаем тычинки (по инструкции в учебнике на с. 141).
  6. 3. Делаем стебель. Обматываем стебель зелёной ниткой.
  7. 4. Делаем листок (по инструкции в учебнике на с. 142).
  8. 5. Цветок готов.
  9. 6. Соединяем все детали.

- Правильный ли план?  (Нет).  Почему вы так решили?

-  Давайте прочитаем 1 пункт плана. Лена, выйди к доске и объясни, правильно или есть ошибки. (Надо поменять местами пункты а, б, в – составляем каждый лепесток, затем проверяем, затем складываем в коробочку). Теперь верно? (Да).

- Прочитайте 2 пункт. Верно ли? (Да). Почему? (После лепестков делаем тычинки).

- Прочитайте 3 и 4 пункты. Верно ли? (Да). Почему? (Сначала делаем стебель, потом лист).

- Прочитайте 5 и 6 пункты. Они правильно расположены? (Нет). Почему вы так решили? (Сначала надо соединить все детали, потом проверить). Дима, поменяй эти пункты местами.

- Теперь план верный? (Да).

- Как мы будем оценивать наши работы? Какие критерии выберем? Сегодня я вам помогу – критерии будут следующие:

  • новаторство;
  • отличный внешний вид;
  • правильность выполнения.

- Что значит «новаторство»? (Что-то новое, необычное). Отличный внешний вид – это что? (Хорошо, аккуратно выполнено).

Кому сможем поставить «5»? (Цветок получился правильно, т.е. не забыта ни одна его часть. Все сделано аккуратно. Добавлено что-то своё). За что можно будет поставить «4»? (Цветок получился правильно, но не совсем аккуратно).

Показ изготовления цветка из бисера учителем у доски поэтапно.  Дети следят за действиями учителя.

Учитель параллельно демонстрирует приём работы на большом макете, используя крупные бусы и шпагат вместо проволоки.

У детей учебники открыты на с. 141. Учитель обращает внимание на простоту и наглядность схемы: бусинки располагаются строго по рядам, каждый ряд нанизывается сначала на один конец проволоки, затем закрепляется другим.

Подводящий диалог

Ситуация с удивлением

Учитель вывешивает на доске готовый план работы. Дети совместно с учителем обсуждают его.

Ситуация с затруднением

Дети выходят к доске и объясняют.

V. Практическая самостоятельная работа

- Мы с вами подробно обсудили, как конструировать цветок. Теперь ваша задача - сконструировать цветок из бисера. Кому понадобится моя  помощь - обращайтесь

. Теперь приступайте к работе.

Проверка учителем готовности детей. Дети выполняют работу, опираясь на план, учитель в это время ходит по рядам и подсказывает, направляет детей.

Во время работы тихонько звучит музыка - Вивальди «Лето».

VI. Подведение итогов.

- Заканчиваем работу. Убираем с парты мусор в мусорное ведро, материалы и инструменты убираем в папку, ножницы в чехол, иголку аккуратно втыкаем в подушечку.

- Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на специально приготовленном стенде мы закрепим ваши цветы и у нас получится целая клумба с цветами.

- Посмотрите на ваши работы. Какие цветочки получились наиболее интересными и выразительными, непохожими на другие, то есть оригинальны? Кто смог раскрыть красоту формы, а также аккуратность? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе?  Посмотрите, кому мы сможем поставить «5»? «4»?  Почему?

- У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем уроке мне показать.  

- Какой этап работы вам показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны эти знания, умения? Где они могут пригодиться? Где можно использовать этот приём работы?

- Как вы можете оценить свою работу? Свою активность, помощь однокласснику?

- Можно ли с помощью новых приёмов создать цветок из бисера с другой формой лепестков и листьев?

- Чем мы занимались на уроке? (Конструировали цветы из бисера). Вам понравилось? Что лучше всего у вас получалось?

- Как вы думаете, что можно получить, если сделать несколько таких цветов с помощью нового приёма? (Украшение, панно, картину).

- На следующем уроке мы продолжим работу с бисером. Вы попытаетесь самостоятельно составить схему лепестка и создать свой цветок.

- Урок окончен. Молодцы!

Дети убирают свои рабочие места, учитель строго следит за этим.

У доски учитель и дети организуют выставку.

Дети представляют свои работы. Учитель с детьми выставляет оценки.

Учитель ещё раз обращает внимание детей на мысли, что мастер учится у природы и что красота и разнообразие её форм помогают художнику создавать свои произведения.

4. Составить технологическую карту и конспект урока технологии для четвертого класса по теме «Работа с тканью» (приложить образец учителя с наглядными пособиями).

Раздел программы: Работа с тканью. Салфетка («шов вперед иголкой»)

Изделие: петельная строчка.

Цели:

познакомить с историей вышивки, инструментами, тканями и нитками для вышивания; познакомить с петельной строчкой и ее вариантами.

способствовать развитию мелкой моторики и внимательности, аккуратности, терпеливости.

Оборудование: образцы вышивок, выполненных в разных техниках, пяльцы, ножницы, иглы, образцы разных видов нитей и тканей, наперстки, образцы выполнения петельной строчки, карточки с новыми понятиями и правилами техники безопасности.

Инструменты и материалы: ткань, нитки, иглы, ножницы.

Ход урока:

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Ребята, перед тем, как мы начнем работу, проверьте глазками,  ли у вас есть на партах все необходимое. Ткань, нитки, ножницы, игла.

Наша с вами задача сегодня познакомиться с таким видом рукоделия как вышивка.

Знакомы ли вы с этим видом рукоделия?

Проверяют.

2.

Кто может сказать, что такое вышивка?

Вышивкой называется украшение изделий узором или сюжетным изображением выполненным нитками и другими материалами.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Стежок – это след от нитки на ткани, расстояние между проколами на ткани.

А шов или строчка – одинаковые стежки, следующие друг за другом.

Итак, кто повторит, что такое стежок?

Правильно, и что образуют стежки?

Верно.

А швы бывают различные.

Соединительные швы используются для скрепления деталей вместе.

Закрепляющие – предохраняют края ткани от осыпания.

Отделочные швы необходимы для украшения изделий.

Итак, если мы хотим соединить две детали, какие швы мы будем использовать?

А если мы хотим украсить изделие?

А для чего нужны закрепляющие швы?

Чтобы выполнить любой шов, необходимы инструменты. Один из них вы узнаете, отгадав загадку:

«Тонка, длинна, одноуха, остра – Всему миру нужна!» Что это?

В первобытную эпоху люди шили одежду без иглы. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб.

(иллюстрации древних шил)

Когда же осколками камня в шилах высверливали ушки, получились иглы. (иллюстрация древних игл.)

Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу стальные иглы, которыми мы и пользуемся сейчас. Но все иглы разные, они отличаются

Да.

Говорят определение.

Стежок – это след от нитки на ткани, расстояние между проколами иголки.

Шов.

Соединительные.

Отделочные.

Для предохранения краев ткани от осыпания.

Игла.

толщиной, ушками и острием.

А кто знает, как называется этот инструмент? (показ – пяльцы)

Как вы думаете, для чего они необходимы?

Сейчас я вам покажу, как правильно пользоваться эти инструментом. (показ)

А теперь посмотрим на еще один очень важный инструмент. Он всем нам хорошо знаком. (демонстрация ножниц) Что это? Для чего он служит?

Раньше люди разрезали все ножом, а потом кто-то соединил два ножа гвоздиком, и получились ножницы.

А вот с этим инструментом вы вряд ли знакомились. Может кто-то знает, что это?

Он необходим, чтобы при сшивании плотной ткани не уколоть пальцы. Надевается на безымянный палец. Делается он из различных материалов.

Теперь, когда мы познакомились с инструментами, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Пяльцы

Необходимы для натяжения ткани при вышивании.

Ножницы. Для разрезания ткани или нити.

Наперсток.

3.

Какие правила вам знакомы?

Правильно. Но кроме названных правил есть еще правила.

  • Игла всегда должна   быть с ниткой, чтобы не потерялась.
  • Нельзя вкалывать иглу в одежду. Для хранения иглы лучше всего использовать игольницу.
  • Нельзя брать иглу в рот.
  • Нельзя откусывать нить.
  • Руки во время шитья нужно держать на вису, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам.

Давайте повторим.

Мы познакомились с инструментами, повторили правила ТБ, но мы все равно еще не можем приступить к вышивке. Почему?

Верно. Ткани бывают разные. Первая найденная вышивка была в Китае, и выполнена она на шелке.

Ткани бывают:

  • Растительного происхождения
  • Животного происхождения
  • Минерального происхождения
  • Однотонные,
  • Многоцветные
  • Тонкие
  • Толстые
  • Мягкие
  • Грубые
  • Тяжелые
  • Легкие

Для вышивки удобней использовать хлопчатобумажную ткань.

А как вы думаете, что лучше использовать – однотонную ткань или разноцветную? Почему?

А теперь нам осталось выбрать только нитки.

Как и материал, нитки могут быть – натуральными, либо синтетическими.

По виду и марке нитки могут быт: суровые, матовые и глянцевые.

По цвету: белые, черные и различных цветов.

Ребята, посмотрите внимательно на свои катушки ниток. Там вы можете увидеть номера. Они обозначают толщину – чем меньше номер, тем нитка толще.

Для вышивания используются специальные нитки. Они называются мулине. В отличие от обычных ниток они не накручиваются на катушку. Сам сверток ниток называется – пасмо. Обратите внимание, что нить мулине состоит из 6 тонких нитей. Для вышивания мы будем делить нить на три.

Давайте разберемся с цветом. От чего будет зависеть цвет нити?

А теперь, когда мы познакомились со всеми инструментами и материалами, я хочу вас познакомить с одним из видов строчки.

Петельная строчка. Это закрепляющая строчка. Ею вышивают края салфеток.

Посмотрите на примеры изделий на доске. Эта строчка может быть различной. Примеры даны у вас в учебниках на стр. 83.

Рабочее место надо содержать в порядке.

Ножницы держать закрытыми.

Передавать ножницы кольцами вперед.

Мы не выбрали ткань и нитки.

Лучше использовать однотонную. На такой ткани лучше видно вышивку.

От цвета ткани.

4.

Встаньте, пожалуйста, вокруг меня, я покажу вам, как она выполняется.

Выполняют ее слева направо, при этом край изделия находится внизу. Материал прокалывают с лицевой стороны на изнаночную. И направляют острие иглы в образовавшуюся петлю. Проводим иглу через петлю и пропускаем нитку вниз на себя. Затягиваем петлю на край материала так, чтобы он не собирался. (показ). Высота вертикальных стежков должна быть одинакова. Расстояние между стежками тоже должно быть равным.

5.

Вернитесь, пожалуйста на свои места и послушайте меня внимательно.

Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовит иглу. Сначала отмеряем нить. Все знают как это делается? Берем один конец нитки, оборачиваем его вокруг локтя и отрезаем нитку. Это и есть длинна нашей нити. Попробуйте.

Теперь мы вдеваем нитку в иголку. Как мы будем это делать?

Теперь последний шаг, нам надо завязать узелок. Оборачиваем конец нити вокруг пальца, зажимаем и скручиваем, потом отпускаем и проводим пальцами по нити. Узелок готов. Попробуйте.

Молодцы. А сейчас берем ткань и приступаем к работе.

Держим иголку левой рукой, а правой вдеваем в ушко иголки.

6

Ребята, заканчиваем работ, ее вы продолжите дома. Давайте подведем итог.

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали?

С какими новыми инструментами познакомились?

Какую строчку начали учиться выполнять?

Теперь по рядам подходим ко мне с вашими выполненными работами. (оценивание работ, объяснить ошибки).

Урок окончен. Убираем свои рабочие места.

О вышивке.

Узнали виды строчек, инструменты, ткани и нити.

Петельную строчку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии для 3 класса по теме"Ваза из бумажных салфеток".

Тип урока: комбинированный.Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся  в технике аппликации из бумажных салфеток.Задачи:1. Развивающие:Развитие познавательных  УУД: осущес...

Технологическая карта урока технологии в 3 классе на тему: "Работа с разными материалами." (Подарок к Пасхе). По ФГОС.

Данный урок разработан по ФГОС. Класс был разделен на группы по 5 человек, группа изготавливала одну коллективную поделку. В каждой группе ученики самостоятельно выбирали и распределяли работу между с...

Технологическая карта урока технологии во 2 классе "Открытка для мамы" + презентация.

Технологическая карта урока технологии во 2 классе "Открытка для мамы" + презентация....

Технологическая карта урока технологии во 2 классе

Технологическая карта составлена по требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока технологии в 1 классе по теме "Настроение весны. Весенние цветы из креповой бумаги. Работа по шаблону" (третий урок раздела).

Открытый урок технологии в 1 классе с учетом регионального компенента, позволяющий организовать приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности бучающихся на основе овл...