Рабочая программа по технологии для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Наумова Ольга Владимировна

Рабочая  программа по технологии адресована учащимся  1 ступени начального общего образования. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.tekhnologiya_1-4_kl.docx107.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 города Балашова Саратовской области»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО  учителей начальных классов

Руководитель МО ________________________

Протокол №___от___201_  г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора  школы по УВР

_____________________

«____»_________201_г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ №3

________________________

Приказ №___от____201_  г.

Рабочая программа

по предмету   технология

для  учащихся    1- 4 классов

Учитель  Наумова Ольга Владимировна

Количество часов по программе:

1 класс – 33 часа

2 класс – 34  часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа

Итого: 135 часов

I.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по технологии адресована учащимся  1 ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 города Балашова Саратовской области» и составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.
  2. Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373
  3. Требований к результатам освоения ООПНОО.
  4. Программы формирования УУД.
  5. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №3.
  6. Учебного плана МОУ  СОШ № 3 г. Балашова
  7. Авторской программы начального общего образования по технологии Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 века», 2013 год.
  8. Федерального перечня учебников
  9. Требований к оснащению учебного кабинета (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»)

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Отличительной особенностью программы по отношению к ФГО НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Концепция (основная идея) программы - подготовить подрастающее поколение, владеющее технологической культурой, готовое к преобразовательной деятельности и имеющее необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы

В отличие от традиционного подхода к учебному предмету "Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками.

Предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология».

          Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Сроки реализации программы: 2014--2018 учебный год.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

          Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов. Все предметные линии взаимосвязаны.

          У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

Данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

Программа по технологии  для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

Предполагаемы результаты.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

иметь представление

знать

уметь

  • о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • о созидательной, творческой деятель-ности человека и природе как ис-точнике его вдох-новения;
  • о человеческой дея-тельности утили-тарного и эстетического характера;
  • о некоторых про-фессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о том, когда дея-тельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

  • что такое деталь;
  • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;
  • какое соединение деталей называется неподвижным;
  • виды материалов (при-родные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления);
  • последовательность из-готовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сги-банием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскраши-вание, аппликации, пря-мая строчка и ее варианты;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и прис-пособлений (шаблон, бу-лавки), правила работы с ними.
  • наблюдать, сравнивать, делать прос-тейшие обобщения;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • различать однодетальные и мно-годетальные конструкции несложных изделий;
  • качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Система оценки достижений учащихся: самостоятельные работы, комплексные работы, практические работы, выставки изделий, мини – проекты учащихся, презентации по теме.

Инструментарий для оценивания результатов: широкое использование наглядных пособий и инструментария информационно- технологической и методической поддержки  из учебника и арсенала авторских разработок педагога.

Система условных обозначений.

ПК – персональный компьютер

МФУ – многофункциональное устройство (сканер-принтер-ксерокс).

МП –мультимедийный проектор

ТРИЗ -теория решения изобретательских задач

К – комплект.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального

общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), Примерных

программ начального общего образования, на основе авторской программы по трудовому обучению для образовательных учреждений автора Лутцевой Е.А. «Технология. 1 – 4 классы» (2013 г.).

Цели  и задачи начального общего образования с учётом специфики учебного предмета «Технология»:

-всестороннее развитие ребенка;

-формирование его учебной деятельности;

-становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к творческому взаимодействию с окружающим миром;

-развитие исследовательских возможностей учащихся в познании действительности и решении доступных детям этого возраста технико-технологических поисковых задач.         

Главная задача курса – научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один их них, проверять его,

оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

   Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

•духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Основные  технологии:

  1.  Личностно-ориентированные технологии обучения
  1. Технология обучения как учебного исследования
  2. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
  3. Метод проектов
  1. Интерактивные технологии.

Методы обучения: самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка, беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, – продуктивные (включают в

себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.

Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с

последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.

При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приёмов и операций, открытие онструктивных особенностей изделий.

Формы обучения.

Учебный процесс предусматривает две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы: 1.Урочнаяформа. 2.Внеурочная форма (кружки, ГПД)

Режим занятий.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и учебным планом школы уроки технологии  проводятся:

       - для обучающихся 1-4-х классов -  1 урок в неделю.

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, ориентируемые на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры.

III. Описание места предмета «Технология» в учебном плане начального общего образования. 

Предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».

Согласно учебному  плану МОУ СОШ № 3 г. Балашова всего на изучение «Технологии» в начальной школе выделяется 135 часов, из них

-в 1 классе 33 часа в год  (1 ч. в неделю, 33 учебные недели),  во 2-4 классах по 34 часа  в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.

      Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения предмета «Технология»

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету  «Технология» по УМК  «Начальная школа 21 века» в начальной школе в полном объёме совпадают с требованиями ФГО НОО и данной авторской программой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС НОО и данной программой конкретизируются для каждого класса.

1 класс.

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

 положительно относиться к учению;

 проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

 принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь отв зрослого и детей;

 чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в

результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей

правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

 чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей,

для себя;

 бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

 осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные

последствия деятельности человека;

 с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

 под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника;

 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания

материалов и инструментов;

 учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для

выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

 наблюдать связи человека с природой и предметным миром:

предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и

окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные

особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

 сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции

предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их

образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-

художественному);

 с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже

известного;

 ориентироваться в материале на страницах учебника;

 находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

 делать выводы о результате совместной работы всего класса;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую —в изделия, художественные

образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать

предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты (по разделам)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание.

Знать (на уровне представлений:

 о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности

человека и природе как источнике его вдохновения;

 об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о

разнообразных предметах рукотворного мира;

 о профессиях, знакомых детям.

Уметь

 обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать

за инструментами и правильно хранить их;

 соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать

 общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань,

клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

 последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,

отделка;

 способы разметки на глаз, по шаблону;

 формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

 клеевой способ соединения;

 способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

 названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) иприспособлений

(шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь

 различать материалы и инструменты по их назначению;

 качественно выполнять операции и приемы по изготовлениюнесложных изделий:

1) экономно размечать сгибанием, по шаблону; 2) точно резать ножницами;

3) собирать изделия с помощью клея;

4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией,прямой

строчкой;

 использовать для сушки плоских изделий пресс;

 безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

 с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтрольс опорой на

инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование

Знать

 о детали как составной части изделия;

 конструкциях —разборных и неразборных;

 неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь

 различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

 конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

2 класс.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

 объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов

трудовой деятельности человека-мастера;

 уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

 понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей

ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

 определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

 учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе

анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

 учиться планировать практическую деятельность на уроке;

 под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для

выявления оптимального решения проблемы (задачи);

 учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и

способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных

заданий в учебнике);

 работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые

дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и

приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью

шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

 определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД

 наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты

творчества мастеров родного края;

 сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать

их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-

прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

 учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических

упражнений для открытия нового знания и умения;

  находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и

энциклопедиях (в учебнике –словарь терминов, дополнительный познавательный

материал);

 с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-

художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее

целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

 самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

 уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

 уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно

анализировать изделия;

 вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

 учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание

Знать (на уровне представлений:

 об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство,

эстетическая выразительность –симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

 о гармонии предметов и окружающей среды;

 профессиях мастеров родного края,

 характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь

$ самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

 готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во

время работы, убирать рабочее место;

 выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира

в своей предметно-творческой деятельности;

 самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на

инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение

принять в ходе обсуждения –свое или высказанное другими;

 уметь применять освоенные знания и практические умения(технологические,

графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической

деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать

 обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из

заготовки, сборка изделия, отделка.

 названия и свойства материалов, которые учащиеся используют всвоей работе;

 происхождение натуральных тканей и их виды;

 способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

 основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

 линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и

приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных

инструментов;

 названия, устройство и назначение чертежных инструментов(линейка, угольник,

циркуль).

Уметь

 читать простейшие чертежи (эскизы);

 выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на

простейший чертеж (эскиз);

 оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

 решать несложные конструкторско-технологические задачи;

 справляться с доступными практическими (технологическими)заданиями с опорой на

образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать

 неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

 отличия макета от модели.

Уметь

 конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,

простейшему чертежу или эскизу;

 определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное

соединения известными способами.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

 знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

3 класс

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

 отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь

одноклассникам;

 проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

 испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной

деятельности, простейшем техническом моделировании;

 принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

 опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и

умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь

 совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

 совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и

неизвестное;

 самостоятельно выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления

оптимального решения проблемы (задачи);

 коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их

реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

 осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с

помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов),

итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в

действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

 выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей

работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

 с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи

информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта),

энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

 открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений

и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;  преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,

схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

 учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении

проблемы (задачи);

 уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание

Знать:

 о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

 о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь

 узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию

изученные и распространенные в крае ремесла;

 соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами

(светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать

- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических

материалов (бумага, металлы, ткани);

 последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-

измерительных инструментов;

 основные линии чертежа (осевая и центровая);

 правила безопасной работы канцелярским ножом;

 косую строчку, ее варианты, их назначение;

 названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов

передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление

 о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,

 о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

 читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

 выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

 подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы

изготовления изделий;

 выполнять рицовку;

 оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

 находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том

числе из сети Интернет),

 решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать

 простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

 конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным

техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

 изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

 выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований

конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать

 названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,

вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

 иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной

мышью.

Уметь с помощью учителя

 включать и выключать компьютер;

 пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого

задания);

 выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками(открывать, читать);

 работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),готовыми материалами на

электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять

предложенные задания.

4 класс

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

 оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений,

соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

 описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий

декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда

мастеров;

 принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;

 опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и

умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

 понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать

людей труда.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь

 самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

 с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от

неизвестного;

 совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать

оптимальное решение проблемы (задачи);

 предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных

этапов изготовления изделий из числа освоенных;

 самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и

инструменты;

 выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;

 осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять

модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

 искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике,

энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

 приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений

материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и

явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий,

использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

 делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

 формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

 высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

 слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении

проблемы (задачи).

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание

Знать на уровне представлений

 о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и

искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;

 об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство

формы, функции и декора; стилевая гармония);

 о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

 организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в

соответствии с собственным замыслом;

 использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,

изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой

деятельности;

 бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

 безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником,

компьютером);

 выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты

Знать

 названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических

материалов (бумаги, металлов, тканей);

 последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-

измерительных инструментов;

 основные линии чертежа (осевая и центровая);

 правила безопасной работы канцелярским ножом;

 петельную строчку, ее варианты, их назначение;

 названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов

передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление

 о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

 об основных условиях дизайна –единстве пользы, удобства и красоты;

 о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;

 традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

 стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

 художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

 читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

 выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;  подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы

изготовления изделий;

 выполнять рицовку;

 оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и еевариантами;

 находить и использовать дополнительную информацию изразличных источников (в том

числе из сети Интернет).

3. Конструирование и моделирование

Знать

 простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь

 конструировать и моделировать изделия из разных материалов позаданным

декоративно-художественным условиям;

 изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

 выбирать способ соединения и соединительный материал взависимости от требований

конструкции.

4. Использование компьютерных технологий (практика работы накомпьютере)

Иметь представление

 об использовании компьютеров в различных сферах жизни идеятельности человека.

Знать

 названия и основное назначение частей компьютера (с которымиработали на уроках).

Уметь с помощью учителя

 создавать небольшие текс ты и печатные публикации сиспользованием изображений на

экране компьютера;

 оформлять текс т (выбор шрифта, его размера ицвета, выравниваниеабзаца);

 работать с доступной информацией;

 работать в программах Word, PowerPoint.

V I. Содержание тем учебного курса.

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

Количество уроков контроля

1 класс

33ч

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

5 ч.

Самостоятельная работа – 1

Комплексная работа - 1

2

Мир человеческих отношений

3 ч.

3

Обобщённые технико-технологические знания и умения.

4 ч.

4

Технология обработки бумаги

1 ч.

5

Свойства бумаги, способы соединения

2 ч.

6

Инструменты, механизмы, приспособления

1 ч.

7

Основы графической грамоты

3 ч.

8

Разметка деталей (по шаблону, сгибанием)

7 ч.

9

Технология обработки ткани

7 ч.

2 класс

34ч

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

8 ч.

Экскурсии – 2

Практические работы – 2

Выставки изделий – 2

Мини – проекты - 3

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

15 ч.

3

Конструирование и моделирование

9 ч.

4

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

2 ч.

3 класс

34ч

1

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

30ч

Экскурсии – 1

Выставки изделий – 1

2

Из истории технологии

4 класс

34ч

1

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

28ч

Практические работы – 2

Выставки изделий – 3

Мини – проекты - 3

2

Из истории технологии

Содержание учебного предмета «Технология»

В программе содержательные линии представлены четырьмя разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных

основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего

периода обучения

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

            Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

           Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды  (общие представления).

            Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

            Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

            Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

            Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

            Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

            Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты .

            Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

            Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

             Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

            Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

             Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

             Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

Конструирование и моделирование

               Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

               Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

              По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

Использование информационных технологий    (практика   работы   на  компьютере)

              Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

Экскурсии, практические работы, исследования, выставки изделий проводятся согласно КТП.

Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально

значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-

технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания –

внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и

эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно

важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние

научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и

технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и

телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе.

Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным

образом в XX – начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы

экологии.

Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в

основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные

знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и

приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки),

использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об

информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и

использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических

знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми

являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные

с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса

к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний,

осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.

2. Из истории технологии.

Линия отражает познавательную часть курса, имеет  культурологическую  направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда),создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции.

1 класс (33 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание (6 ч.)

Мир профессий.

Профессии близких; профессии, знакомые детям;профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного

искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческаядеятельность

человека и природа как источник его вдохновения.

Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая

выразительность —цвет, форма, композиция); гармония предметов иокружающей среды

(сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов,

природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение

материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем вовремя и после работы; уход и

хранение инструментов.

Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов)

и сохранение порядка на нем во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради(приложении) —

рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного

и конечного результата (детали, изделия) с образцом.

Самоконтроль качества выполненной работы –соответствие результата(изделия)

предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим

применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость,

твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для

бумаги и картона).

Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные

И конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.).

Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы.

Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала.

Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы,

игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение

приемов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание).

Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с

технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их

выделение, формообразование, сборка.

Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием

ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое

соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой

строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения

изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и

технологических приемов их обработки.

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в

технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

3. Конструирование и моделирование (10 ч)

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги

складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку.

Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные)

конструкции(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов),

общее представление.

Неподвижное соединение деталей.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях(СD) по

изучаемым темам.

2 класс(34 ч.)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание (8ч)

Значение трудовой деятельности в жизни человека —труд как способ

самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к

окружающей среде.

Реализация потребностей человека в укрытии(жилище), питании (охота,

примитивная кулинарная обработка добычи),одежде.

Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия

профессий ремесленников.

Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте

Проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена

средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира(прочность,

удобство, эстетическая выразительность —симметрия, асимметрия, композиция);

гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский

ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-

прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа —источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной

среды (общее представление).

Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления).

Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы,

схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных

простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений,

выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности —изделия, оформление

праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных

инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(15 ч)

Материалы природного происхождения: природные материалы(встречающиеся в

регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа).

Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток.

Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья.

Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств

материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным

свойствам.

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало.

Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и

обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей

из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже      и эскизе. Линии чертежа(контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).

Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший

чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных

инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных

инструментов. Деление окружности и кругана части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты

прямой строчки).

3. Конструирование и моделирование(9 ч)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение

деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием.

Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия.

Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный).

Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления

Назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды,

названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из

разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

(2ч)

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых

носителях (СD) по изучаемым темам.

3 класс (34 ч)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание (14ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания

культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.

Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических

особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве,

убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до

начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для

повышения производительности труда.

Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно

важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук

и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных с тихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая

электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с

различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды —соответствие предмета(изделия)

обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск

доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной

деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект),

макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы

художественному или техническому замыслу). Самообслуживание —правила безопасного пользования бытовыми электрическими

приборами, электричеством.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(10 ч)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы,

ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа(осевая,

центровая). Преобразование разверток несложных форм(достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости

от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа.

Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой.

Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью,

стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами ит. д.

3. Конструирование и моделирование(5 ч)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным

конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы,

способов соединения, соединительных материалов.

Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в

нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка,

сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира

для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным

декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий

принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

 (5ч)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия)информации,

получаемой человеком. Сохранение и передача информации.

Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации.

Источники информации, используемые человеком в быту:

телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его

назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств

компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными

источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами(мастер-классы), сеть

Интернет, видео, DVD).

4 класс (34 ч)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание (15ч)

Преобразовательная деятельность человека в ХХ —начале ХХI в.

Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения,

Современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное

и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом.

Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в

промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-

компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. —

использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние                     современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.

Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных

особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.

Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты(8 ч)

Изобретение и использование синтетических материалов с определенными

заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти(пластмасса,

стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с

замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их

происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на

окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и

художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в

современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы,

удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.

Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами

(тамбур, петля в прикреп, елочки и др.),крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

3. Конструирование и моделирование(5 ч)

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических

проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника ХХ —начала ХХI в. Ее современное назначение(удовлетворение бытовых,

профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест

на земле и в космосе и др.).

Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,

эргономичность и др.).

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

(7 ч)

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в

разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и

дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с

текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с

простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование,

сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoint.

VII.  Контроль предметных результатов

Контроль предметных результатов освоения данного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
  2. Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  1. Итоговый контроль   в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

Предпочтение отдаётся  качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации

Контроль планируется и фиксируется в календарно-тематическом планировании: самостоятельные работы, комплексные работы, практические работы, мини-проекты, коллективные работы, выставки изделий.

VIII. Календарно –тематическое планирование с указанием основных форм познавательной деятельности обучающихся. (см. Приложение № 1)

IX. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа по технологии (труду).

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.).

Методические пособия и книги для учителя.

1

28

к

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

К

28

Технические средства обучения

     Компьютер.

Магнитофон.

Магнитная доска

МФУ

Мультимедийный проектор

1

1

2

1

1

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

28

Набор демонстрационных материалов.

Объёмные модели геометрических фигур

К

к

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования .

К

1

2

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

X. Список литературы (основной и дополнительной).

Основная.

Методические пособия для учащихся:

Е.А. Лутцева. Технология. 1-4 класс: Учебник. — М.: Вентана – Граф, 2011

Учебно-методические пособия для учителя

Е.А. Лутцева. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана –

Граф, 2011

Авторская программа по технологии Е.А. Лутцевой «Программа по технологии», М.:

Вентана – Граф, 2011

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

 «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2010.

Методическое пособие для учителя

Пособие для учителя

2

 «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2011

«Технология. Ступеньки к мастерству»

Учебник

3

 «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2011.

Рабочая тетрадь к учебнику  

«Технология. Учимся мастерству»

Рабочая тетрадь по технологии

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Дополнительная.

- Барсанова Т.А. Уроки труда в школе радости 2 класс. – СПб: Литера,

2000г.

- Бычкова Н.И., Амяга Н.В. Технология развития способности различия в

дошкольном и младшем школьном возрасте. – М.: МИОО, 2010г.

- Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение: Поделки, модели,

игрушки. – М.: Первое сентября, 2002г.

- Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение: Композиции,

подарки, модели. – М.: Первое сентября, 2002г.

- Горкова Л.В. Студия декоративно – прикладного творчества: программы,

организация работы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008г.

- Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. –

М.: Просвещение, 1982г.

- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников.

Основы дизайнобразования. – М.: Академия, 1999г.

-Конышева Н.М. Лепка в начальных классах.

- Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому

обучению. 1 класс. – М.: Экзамен, 2006г.

- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения

в начальных классах. – М.: Сервисшкола, 2003г.

- Настольная книга учителя технологии. – М.: АСТ – АСТРЕЛЬ, 2005г.

- Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания по технологии для учащихся

1-4 классов: Работа с тканью. – М.: Школьная Пресса, 2005г.

- Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших

школьников. – М.: Владос, 2000г. 64) Роговцева Н.И. Технология. 1 класс.- М.: Просвещение, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа предназначена для учащихся начальных классов, обучающихся по УМК "Начальная школа 21 века". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа по технологии Н. И. Роговцева 2 класс (УМК "Школа России")

Содержание учебного предмета "Технология" не только даёт представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъяв...

Рабочая программа по технологии для учащихся 2-го класса УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по  технологии для учащихся 2-го класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по технологии для учащихся 2 класса по программе "Школа России"

Содержание: I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» II. Содержание учебного предмета III. Тематическое планирование ...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...

Рабочая программа по технологии для учащихся 4 класса по программе "Школа России"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» 3- 5Содержание учебного предмета «Технология» 5Тематическое планирование 5- 7...