Рабочая программа по технологии для учащихся 2-го класса УМК "Начальная школа XXI века"
учебно-методический материал по технологии (2 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

Рабочая программа  по  технологии для учащихся 2-го класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_tehnologii_2_klass.docx64.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая программа  по  технологии для учащихся 2-го класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса,  продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытие» новых знаний, опытные исследования предметной среды).Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:-формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;

-приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний  о продуктах, средствах и предметах труда; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;

воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;

-развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии.

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии:

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметнымирезультатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты

Ученик должен знать и уметь:

-что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;

-виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления);

-последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

-способы разметки: сгибанием, по шаблону;

-наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

-различать материалы и инструменты по их назначению;

-качественно выполнять изученные операции, приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея;

безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы).

Информационно-методическое обеспечение

Литература для учителя

1. Е.  А. Лутцева. Технология.  Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана – Граф,  2012

2. Е.  А. Лутцева. Технология.  Учимся мастерству:  2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса  общеобразовательных учреждений   -  М.:  Вентана – Граф, 2012.- 96 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).

3. Уроки технологии с применением информационных технологий. 1- 4классы: методическое пособие с электронным приложением /В. В. Старикова.  - М.: Глобус, 2009. – 123 с. (Современная школа).

4. Уроки труда в начальной школе. 1-2 классы /авт.-сост. Т. А. Николкина, Т. С. Гулуева, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 287 с.

9. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд.,  дораб. и  доп. – М.: Вентана – Граф, 2009, - 176 с.: Технология. Е. А. Лутцева.

Литература для учащихся

1. Е.  А. Лутцева. Технология.  Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана – Граф,  2012

2. Е.  А. Лутцева. Технология.  Учимся мастерству:  2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса  общеобразовательных учреждений   -  М.:  Вентана – Граф, 2012.- 96 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).

Электронные образовательные ресурсы:

1.Образовательный диск «УМК "Начальная школа XXI века "Перспективная роль УМК "Начальная школа XXI века" в реализации КПМО Саратовской области: кафедра дошкольного и начального образования Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Саратовской области представляет опыт учителей начальных классов, работающих по УМК "Начальная школа XXI века": информационно-методическая поддержка педагогов, работающих по УМК "Начальная школа XXI века":  www.vgf.ru, http://wiki.saripkro.ru,  E-mail: kafedradino@mail.ru

Учебно- тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия)

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

8 ч

+

+

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

15 ч

+

3

Конструирование и моделирование

9 ч

+

+

+

4

Использование информационных технологий  (практика работы   на компьютере)

2 ч

+

Итого

34 ч

7 %

Основное содержание тематического плана

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

1 Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды  (общие представления).

8 ч

2Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

15 ч

3 Конструирование и моделирование

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

По модели, простейшему чертежу или эскизу.

9 ч

4 Использование информационных технологий    (практика   работы   на  компьютере)

2 ч

Календарно – тематический план

Планируемые результаты

Темы, проблемы и основные вопросы тематических блоков

Кол-во часов

Дата

проведения

план   факт

Понятийный аппарат

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;

при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами

исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Познавательные

осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

поиск и выделение необходимой информации;

рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.

анализ;

синтез;

сравнение объектов.

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

планирование учебного сотрудничества;

Регулятивные

прогнозирование

планирование

контроль

коррекция

оценка

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

1Приспособления первобытного человека. Природа и человек.

Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить».

2Ремёсла и ремесленники.

Лепка из пластилина «Чайная посуда»

3Профессии ремесленников.

Лепка из пластилина

«Кондитерские изделия к чаю»

4 Свойства материалов        

Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты.

5Назначение инструментов.

Простейшее исследование инструментов.

Объёмная аппликация. «Розы из хозяйственных салфеток»

6 Введение в

проектную деятельность. От замысла к изделию.

Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного»

7Введение в проектную деятельность. Выбираем конст-рукцию изделия.

Изготовление поздравительной открытки по шаблону.

8 Что такое компо-зиция.

Аппликация из деталей по шаблону «Поднос»

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

9 Симметрично и несимметрично.

Композиция из симметричных деталей.

10 Разметка деталей.

Аппликация из цветной бумаги «Фигурки животных из кругов» 11 Отделение детали от заготовки.

Обрывные аппликации «Берёзка»

12 Технологические операции. Сборка изделий.

Игрушки – подвески.

13Технологические операции. Отделка изделий.

Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески»

14 Разметка с помощью чертёжных инструментов.

Практические упражнения при помощи линейки.

15Линии чертежа.

Практическая работа по чертежу.

16Чтение чертежа. Построение геометрических фигур на основе чертежа.

17Разметка прямоугольника.

Цветок из бумаги.

18 Разметка прямоугольника.

Карточки «Домино».

19Разметка прямоугольника. Поздравительная открытка.

20 Разметка деталей циркулем.

Практическая работа в разметке деталей круглой формы.

21 Радиус окружности. Чертёж окружности.

Объёмная  фигура «Игрушка – кошка»

22 Новогодний проект «Мастерская Деда Мороза»

Изготовление новогодних игрушек.

23 Происхождение натуральных тканей и их свойства.

Помпон из ниток на основе кольца.

Конструирование и моделирование

24 Изготовление натуральных тканей.

Игрушки из помпона.

25 Особенности работы с тканью.

Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

26 Технология изготовления швейных изделий.

Изделие из ткани «Футляр для ножниц».

27 Строчка прямого стежка и её варианты.

Игрушки из меховых шариков.

28 Разметка строчек.

Подушечка для иголок.

29 Транспортные средства. Макеты и модели.

Игрушки из спичечных коробков.

30Как соединяют детали машин и механизмов.

Работа с конструктором.

31Техника в жизни человека. Транспорт.

Работа с конструктором Сборка  автомобиля.

32 История развития транспорта.

Работа с конструктором Изготовление космической ракеты.

Использование информационных технологий.    

33  История развития транспорта.

Рисование по замыслу «Корабль будущего»

34 Урок обобщения знаний. Из истории технологий.

Выставка поделок.

        

8 ч

15ч

1 ч

05.09

12.09

19.09

26.09

03.10

10.10

17.10

24.10

07.11

14.11

21.11

28.11

05.12

12.12

19.12

26.12

09.01

16.01

23.01

30.01

06.02

13.02

20.02

27.02

06.03

13.03

20.03

03.04

10.04

17.04

24.04

08.05

15.05

22.05

ремесленники формочки кондитер свойства материалов инструменты изделие замысел

план работы инструкционная карта конструкция композиция технологические операции технологический процесс

конструирование моделирование  заготовка чертёж инженер циркуль контрольно-измерительный инструмент

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

10 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Ввести понятие«организм человека».

Отрабатывать понятия«обоняние, осязание».

Отрабатывать  понятие «здоровье». Сравнение понятий «здоровье-болезнь».

Ввести понятия «белки, жиры  углеводы»

Закрепить понятие «витамины»

Ввести понятия «предупреждающие знаки»

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщенияНаучатсяоценивать свои достижения. Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

8 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

Дать понятие «поколение»

Обобщить понятие «помощник»

Ввести понятие «ярмарка»

Закрепить понятие «этикет», «дружба»

Ввести понятия «мимика» и «жесты»

Научатся различать государственные  символы России от символов других стран; различать национальные языки.

Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

15 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Дать понятия «Отечество», «Отчизна»

Обобщить понятие «история»

Познакомить с понятием «славяне»

Закрепить понятие «столица»

Познакомить с понятием «достопримечательности города»

Обобщить понятие «малая родина»

Ввести понятие «русская трапеза»

Ввести понятие «граждане России»

Дать понятие «национальность»

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

 Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий.

Получат возможность научиться моделировать созвездия.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений и животных.

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Строить речевоевысказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке.

-  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;

-будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6 ч

1

1

1

1

1

1

25 ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2 ч

1

1

Ввести понятие «Солнечная система»

Обобщить понятие «грибы»

Закрепить понятие «виды растений»

Ввести понятие «природное сообщество»

Ввести понятия «этаж»«ярус»

Дать понятие «лекарственные растения»

Ввести понятие «кочующие»

Ввести понятие «пресмыкающиеся»

Понятие «вещество»

Понятие «обитатели»

Понятие «водоплавающие »

Понятие  «солёные водоёмы»

Понятие  «многоярусность»

Понятие «полевые культуры»

Понятие «зерновые культуры»

Вести понятие «место обитания»

Понятия «плодовые культуры», «черенок»

Вести понятие «Красная Книга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцев...

Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...

Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"

Примерная рабочая программа  для  4  класса  разработана на основе федерального  государственного  стандарта  начального   общего...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...